Научная статья на тему 'РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (ПО ДАННЫМ АНКЕТИРОВАНИЯ)'

РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (ПО ДАННЫМ АНКЕТИРОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / онлайн-анкетирование / внедрение / инновационные технологии / education / online survey / preparation for vocational training / innovative technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М. К. Искакова, Г.Н. Ережепова, Л.Б. Сейдуанова

В статье представлен анализ данных анкетирования преподавателей в отношении внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Анкетирование проводилось среди преподавателей кафедры «Терапевтическая и детская стоматология». Использование в образовательном процессе инновационных методов обучения был положительно оценен преподавателями кафедры. Был изучен опыт внедрения инновационных методов обучения в образовательный процесс по данным онлайнанкетирования. Проведено онлайн-анкетирование у 31 преподавателя кафедры «Терапевтическая и детская стоматология». Анкета в онлайн-формате содержала 19 вопросов, включающая такие разделы, как релевантность, рефлективное мышление, инновация и поддержка инновационного метода. По разделу «релевантность» были предоставлены 4 вопроса; по разделу «рефлективное мышление» – 4 вопроса; по разделу «инновация и поддержка инновационного метода» – 11 вопросов. Два последних пункта в анкете предназначены для указания времени онлайн-анкетирования, комментариев и предложений. В каждом вопросе респондент должен из 5 вариантов ответа выбрать только один вариант в градациях «почти всегда», «часто», «иногда», «редко», «почти никогда». Результаты анкетирования доказали эффективность применения инновационных методов обучения, которые позволяют улучшить качество обучения. Использование инновационных методов отражают уровень профессиональной компетенции преподавателей, их заинтересованность в подготовке квалифицированных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М. К. Искакова, Г.Н. Ережепова, Л.Б. Сейдуанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS (ACCORDING TO THE SURVEY)

The article presents an analysis of the data of questioning teachers in relation to the introduction of innovative technologies in the educational process. The survey was conducted among teachers of the Department of Therapeutic and Pediatric Dentistry. The use of innovative teaching methods in the educational process was positively evaluated by the teachers of the department. Purpose of the study: To assess the teachers' perception of the introduction of innovative teaching methods in the educational process according to online survey data. Results and conclusions: An online survey was conducted with 31 teachers of the Department of Therapeutic and Pediatric Dentistry. An online questionnaire was provided containing 19 questions, including sections such as relevance, reflective thinking, interactivity, and support for the interactive method. For the Relevance section, 4 questions were provided; in the section "reflective thinking" 4 questions; in the section "interactivity and support for the interactive method" 11 questions. The last two items in the questionnaire are intended to indicate the time of the online survey, comments and suggestions. In each question, the respondent must choose only one option out of 5 answer options on the scale of "almost always", "often", "sometimes", "rarely", "almost never". Thus, the results of the survey proved the effectiveness of the use of innovative teaching methods that improve the quality of education. The use of innovative methods reflects the level of professional competence of teachers, their interest in training qualified specialists.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (ПО ДАННЫМ АНКЕТИРОВАНИЯ)»

FEATURES OF SUICIDAL BEHAVIOR OF ADOLESCENTS

* V.K. Abdullaeva, S.B. Babarakhimova

Tashkent Pediatric Medical Institute, Uzbekistan, Tashkent

*Corresponding author: V.K. Abdullaeva. E-mail: vasila.abdullaeva@tashpmi.uz

Summary

This article discusses the results of the study, which allow to identify the features of suicidal behavior of adolescents, the motives of suicidal tendencies, the role of conflictogenic situations in the risk of developing adolescent suicides. 61 teenagers, 44 boys and 17 girls with an average age of 16.9 +1.48, admitted for inpatient treatment in the adolescent departments of the city clinical psychiatric hospital of Tashkent, were examined. The experimental psychological method included the study of three main parameters - the personality characteristics of adolescents, depressive symptoms and suicidal tendencies. Summarizing the results of studies of the features of suicidal tendencies, it was found that the risk group for the development of suicidal behavior includes adolescents with epileptoid and cycloid accentuations of character with dysphoric and anxious depressive symptoms with demonstrative-blackmail motivation and the presence of intrafamilial conflict relationships. The results obtained will allow for timely psychoprophylaxis and prevention of child and adolescent suicides.

Key words: adolescents; depressive disorders; personal characteristics; character accentuation; anxiety; dysphoria; dysmorphophobia; asthenia; apathy; family conflicts; suicidal attempts; motives; suicidal tendencies.

УДК: 616.314-72 МРНТИ: 76.29.55.

РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ

(ПО ДАННЫМ АНКЕТИРОВАНИЯ)

М. К. Искакова, * Г.Н. Ережепова, Л.Б. Сейдуанова

НУО «Казахстанско-Российский медицинский университет», Казахстан, г. Алматы

*Корреспондирующий автор: Г.Н. Ережепова. E-mail: gulyonosh@mail.ru

Аннотация

В статье представлен анализ данных анкетирования преподавателей в отношении внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Анкетирование проводилось среди преподавателей кафедры «Терапевтическая и детская стоматология». Использование в образовательном процессе инновационных методов обучения был положительно оценен преподавателями кафедры.

Был изучен опыт внедрения инновационных методов обучения в образовательный процесс по данным онлайн-анкетирования.

Проведено онлайн-анкетирование у 31 преподавателя кафедры «Терапевтическая и детская стоматология». Анкета в онлайн-формате содержала 19 вопросов, включающая такие разделы, как релевантность, рефлективное мышление, инновация и поддержка инновационного метода. По разделу «релевантность» были предоставлены 4 вопроса; по разделу «рефлективное мышление» - 4 вопроса; по разделу «инновация и поддержка инновационного метода» - 11 вопросов. Два последних пункта в анкете предназначены для указания времени онлайн-анкетирования, комментариев и предложений. В каждом вопросе респондент должен из 5 вариантов ответа выбрать только один вариант в градациях «почти всегда», «часто», «иногда», «редко», «почти никогда».

Результаты анкетирования доказали эффективность применения инновационных методов обучения, которые позволяют улучшить качество обучения. Использование инновационных методов отражают уровень профессиональной компетенции преподавателей, их заинтересованность в подготовке квалифицированных специалистов.

Ключевые слова: образование, онлайн-анкетирование, внедрение, инновационные технологии.

Введение. В современную жизнь человека стремительно врываются инновационные технологии, что плодотворно сказывается на уровне и качестве жизни современного общества [1]. Инновационные технологии охватили все спектры деятельности человека (образование, медицина, экономика и т.д.). За счёт активного внедрения инновационных технологий обучение в высших медицинских заведениях перешло на новый уровень,

что позволяет подготовить конкурентоспособных специалистов, способных соответствовать потребностям постоянно изменчивого рынка труда, обеспечить дальнейшее развитие нашей страны, ее интеграцию в мировое пространство [2].

Усовершенствование качества обучения в высших медицинских заведениях, на наш взгляд, может быть достигнуто за счёт синхронизации обучения и иннова-

ш

ционнои деятельности, которая направлена на развитие образовательного процесса, создание у студентов возможностей осваивать учебный материал и навыки на основе целенаправленного развития творческого и критического мышления, учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования.

Для того чтобы внедрить интерактивные методы обучения необходимо соблюдение ряда условий в организации: мотивация, демократический стиль, позитивные отношения между преподавателем и обучающимся, сотрудничество, мобильность и активность как со стороны преподавателя, так и со стороны интерна, многообразие форм и методов интерактивного обучения [3; 4]. Достичь этого можно «только при наличии связи инновации в образовании с интерактивными методами обучения, под которыми понимаются «.. .все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого обучающегося» [5; 6].

Ряд преподавателей кафедры, среди которых проводилось анкетирование, применяют на практических занятиях интерактивные методы обучения, такие как, метод иллюстрации клинического материала, «работа в малых группах», «древо знаний», метод «сбор рисунка», «цепочка», «заполните карту», метод «кейс - ста-ди», задания в тестовой форме и др. Использование интерактивных методов обучения во время практических занятий - один из шагов формирования научного и профессионального мышления [7; 8; 9; 10; 11; 12].

На сегодняшний день в высших учебных заведениях, наряду с традиционной лекционно-семинарской системой обучения, широко используются различные инновационные образовательные технологии, такие как, личностно ориентированное, развивающее, проблемное, модульное и дистанционное обучение; игровые и дея-тельностные; информационно-коммуникативные и си-муляционные; исследовательские методы обучения [13;

14; 15]. Наряду с этими методами является актуальным поиск более совершенных инновационных методов обучения с использованием цифровых технологий [16; 17; 18; 19; 20].

Цель: Оценить опыт внедрения инновационных методов обучения в образовательный процесс по данным онлайн-анкетирования.

Задачи исследования:

1. Разработать анкету «Опыт внедрения инновационных методов обучения» для преподавателей;

2. Организовать и провести онлайн-анкетирование среди преподавателей профильной кафедры;

3. Проанализировать онлайн - анкеты по оценке восприятия инновационных методов и их внедрению.

Материал и методы исследования:

1. Онлайн-анкетирование преподавателей кафедры «Терапевтическая и детская стоматология».

2. Анализ данных анкетирования с использованием описательного, аналитического и статистического методов.

Результаты. Было проведено онлайн-анкетирование у 31 преподавателя кафедры «Терапевтическая и детская стоматология». Была предоставлена анкета в онлайн-формате, содержащая 19 вопросов, включающая такие разделы, как релевантность, рефлективное мышление, интерактивность и поддержка интерактивного метода. По разделу «релевантность» были предоставлены 4 вопроса; по разделу «рефлективное мышление» - 4 вопроса; по разделу «инновация и поддержка инновационного метода» - 11 вопросов. Два последних пункта в анкете предназначены для указания времени онлайн-анкетиро-вания, комментариев и предложений. В каждом вопросе респондент должен из 5 вариантов ответа выбрать только один вариант в градациях «почти всегда», «часто», «иногда», «редко», «почти никогда».

Из полученных данных анкетирования следует, что на вопрос «обучение, проводимое мной, фокусируется

' Почти никогда

■ Редко Иногда

■ Часто Почти всегда

Рисунок 1. Оценка уровня заинтересованности студентов.

о%

' Почти никогда

■ Редко Иногда

■ Часто Почти всегда

Рисунок 2. Отношение к профессиональной практике.

на темах, которые интересуют студентов» были получены ответы: 65% - «почти всегда»; 35% - «часто» (рисунок 1).

На вопрос: «студенты изучают то, что пригодится в профессиональной практике» были получены следующие результаты: 87% - «почти всегда» и 13% - «часто» (рисунок 2).

На вопрос «студенты изучают то, что может усовершенствовать их профессиональные навыки» 84% анкетируемых ответили, что «почти всегда» и 16% - «часто» (рисунок 3).

На следующий вопрос «то, что я преподаю тесно связано с профессиональной практикой студентов» 71% преподавателей ответили - «почти всегда» и 29% - «часто» (рисунок 4).

Рисунок 3. Улучшение профессиональных навыков.

Рисунок 4. Оценка уровня проведения профессиональной практики.

Проводя анализ данных первого раздела «релевантность», выявили заинтересованность как преподавателей, так и студентов в получении профессиональных знаний и навыков, о чем свидетельствуют высокие показатели. Этот раздел носит субъективный характер и этим объясняется получение высоких положительных ответов.

По разделу «рефлективное мышление» преподаватели отвели на четыре вопроса. Получены и проанализированы следующие данные: на вопрос «я с критикой отношусь к процессу обучения студентов» 74% ответили, что «редко относятся с критикой»; 16% - «иногда», 7% - «почти всегда» и 3% - «часто» (рисунок 5).

0% 3% 7%

4 Почти никогда ■ Редко

Иногда щ Часто ' Почти всегда

Рисунок 5. Критическое отношение к обучению.

Рисунок 6. Оценка критического отношения к своим взглядам.

V

журнал казахстанско-россииского медицинского университета

Рисунок 7. Оценка критического отношения к другим взглядам.

Рисунок 8. Оценка критического отношения к литературным данным.

Рисунок 9. Обмен опытом преподавателей среди коллег.

Рисунок 10. Удельный вес собственных разработок.

35% преподавателей с результатом «почти никогда» ответили на вопрос «я с критикой отношусь к своим собственным взглядам»; 31% - «иногда»; 15% - «редко» и 15% - «редко» и 4% - «почти всегда» (рисунок 6).

На вопрос «я отношусь критически к взглядам других преподавателей» получены результаты: 65% -«редко»; 35% - «почти никогда» (рисунок 7).

На вопрос о критическом отношении к прочитанным литературным данным: 55% - «почти никогда»; 29% - «редко» и 16% - «иногда» (рисунок 8).

Проводя анализ данных второго раздела «рефлективное мышление», получены невысокие показатели критического отношения к процессу обучения. Сами преподаватели также относятся критически к соб-

ственным взглядам, взглядам своих коллег и к литературным данным. На наш взгляд, это может быть связано с личностными качествами преподавателя и его эмпатией, положительным восприятием инновационных методов обучения.

По разделу «инновация и поддержка инновационного метода» преподаватели ответили на 11 вопросов. Нами были проанализированы следующие данные: на вопрос «я объясняю свои идеи другим преподавателям» 42% ответили, что «часто»; 29% преподавателей - «иногда»; 26% преподавателей - «почти всегда» и 3% ответили, что «редко» (рисунок 9).

На вопрос «я прошу других преподавателей объяснить свои мысли» 81% преподавателей ответили, что

Рисунок 11. Профессиональная поддержка преподавателей.

Рисунок 12. Коллегиальность преподавателей.

Рисунок 13. Влияние инновационного метода на профессиональные навыки.

Рисунок 14. Эффективность инновационного метода в решении задач профессионального обучения.

«иногда» и 19% преподавателей - «часто» (рисунок 10).

На вопрос «другие преподаватели просят меня объяснить мои мысли» 45% преподавателей ответили «часто»; 29% преподавателей ответили «иногда»; 13% - «редко» и 13% преподавателей ответили, что «почти никогда» (рисунок 11). Использование и внедрение инновационных методов обучения является сложным процессом, требующим от преподавателя навыков и опыта. Поэтому молодые преподаватели, как правило, обращаются к опытным коллегам для выяснения их мнения по внедрению того или иного метода обучения. Данные анкетирования показали, что 45% преподавателей часто просят поделиться и объяснить идеи.

Однако по неизвестным причинам, 13% преподавателей никогда не обращаются с подобными вопросами. Для успешного внедрения инновационных методов обучения профессиональная поддержка преподавателей играет основополагающую роль в образовательном процессе.

На вопрос «другие преподаватели разделяют мои взгляды» 45% преподавателей ответили, что «часто»; 42% - «почти всегда» и 13% - «иногда» (рисунок 12). Большинство преподавателей поддерживают и разделяют мнение своих коллег при использовании инновационных методов обучения в образовательном процессе, что подчеркивает уровень коллегиальности и компетентности.

ш

журнал казахстанско-россиЙского медицинского университета

Рисунок 15. Удельный вес подготовки к занятиям с применением инновационных технологий.

Рисунок 16. Удельный вес применения инновационных технологий для улучшения

проблемного обучения.

Рисунок 17. Проявление самостоятельности при инновационном обучении.

На вопрос «использование инновационного метода обучения влияет на уровень профессиональной подготовки» 42% преподавателей ответили - «часто»; 32% - «почти всегда» и 26% - «редко» (рисунок 13). Респонденты согласны с тем, что использование инновационного метода обучения влияет на уровень профессиональной подготовки, улучшает качество обучения, развивает клиническое мышление обучающихся.

На вопрос «методы не являются эффективными, поскольку представляют из себя игру, развлечение, напрямую не связанную с решением задач профессионального обучения» 55% преподавателей ответили - «редко»; 26% - «почти никогда» и 19% - «часто» (рисунок 14). Свыше 50% преподавателей считают, что инновационные методы могут быть эффективными. Однако 19% преподавателей высказали негативное отношение к внедрению инновационных методов, считая их игрой, развлечением, не отражающих уровень профессиональной подготовки. Поскольку в анкете не были учтены возрастные данные респондентов и педагогический стаж, можно предположить, что преподаватели более старшего возраста тяжелее воспринимают инновационные методы обучения в сравнении с молодыми преподавателями.

На вопрос «достаточное ли внимание Вы уделяете подготовке к занятиям, если занятие проводится с применением инновационных технологий» 55 % преподавателей дали ответ «часто»; 29% - «почти всегда» и 16% - «иногда» (рисунок 15). При подготовке к занятиям с применением инновационных методов преподаватели отмечают о необходимости дополнительной подготовки к занятиям. Несомненно, с учётом новых технологий преподаватели должны достаточное время уделять на самоподготовку, самообразование и саморазвитие для достижения эффективного занятия.

На вопрос «способствуют организации проблемного обучения» 45% преподавателей ответили - «почти всегда»; 23% ответили «часто»; 13% - «почти никогда»; 13% - «редко» и 6% преподавателей ответили - «иногда» (рисунок 16). На данный вопрос были получены в процентном соотношении все варианты ответа. Тем не менее большинство респондентов (45%) считают, что использование инновационных методов обучения решают вопросы организации проблемного обучения за счёт разнообразия методов и со-четанного их использования при разборе сложной темы.

На вопрос «инновационное обучение предоставляет возможность проявить самостоятельность» 84% пре-

Рисунок 18. Оценка самоанализа интерактивного метода обучения.

Рисунок 19. Оценка проявления индивидуальности преподавателей.

подавателей ответили, что «почти всегда»; 13% ответили - «часто» и 3% - «редко» (рисунок 17). Инновационные методы обучения предоставляют возможность самостоятельного решения студентов в решении сложных проблем и задач, о чём свидетельствуют данные 84% респондентов.

На вопрос «инновационное обучение учит самоанализу (рефлексии) своих знаний и опыта» 58% преподавателей ответили, что «почти всегда»; 39% ответили

- «часто» и 3% - «редко» (рисунок 18). Большинство преподавателей считают, что инновационные методы обучения учат самоанализу знаний и навыков, способствуют личной ответственности за конечные результаты обучения. Кроме того, преподаватели относятся более самокритично к возможностям получения знаний и усвоения навыков студентами.

На вопрос «инновационный метод обучения способствует проявлению индивидуальности» 32% преподавателей дали ответ «почти всегда»; 29% ответили

- «часто», 26% - «редко» и 13% - «иногда» (рисунок 19). Большинство преподавателей отметили, что при подготовке к занятиям с применением инновационных методов их активность и проявление индивидуальности стало существенно выше.

Результаты данных по разделу «инновация и поддержка инновационного метода» свидетельствуют о том, что основная часть преподавателей делятся своим опытом с коллегами при проведении занятий с использованием инновационных методов обучения, что подчеркивает высокий уровень профессиональной поддержки преподавателей. Однако незначительная часть преподавателей не желает делиться идеями собственных разработок, пока не получит результатов обучения и не обоснует эффективность метода обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, результаты анкетирования доказали эффективность применения инновационных мето-

дов обучения, которые позволяют улучшить качество обучения. Использование инновационных методов отражают уровень профессиональной компетенции преподавателей, их заинтересованность в подготовке квалифицированных специалистов.

Список литеретуры:

1. Иоффе А.Н. Активная методика - залог успеха / Гражданское образование. Материал международного проекта. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000, 382 с.

2. Iskakova M. Use of interactive methods of training of senior student. Materials of the IV international research and practice conference Vol. II. Munchen, Germany. - 2013. - s. 474-475.

3. Киселева Н.И., Арестова И.М., Жукова Н.П., Ра-децкая Л.Е., Дейкало Н.С., Колбасова Е. А. Использование современных инновационных образовательных технологий в поготовке конкурентноспособного врача-специалиста клинического профиля. - 2017. - С. 46.

4. Пятин В.Ф. и др. Инновационные технологии в медицинском образовании на основе виртуальной и дополненной реальности // Секция № 1. Совершенствование форм и содержания образовательного процесса с позиции компетентностного подхода. - 2017. - С. 122.

5. Щукин Ю.В. подробности читайте в статье // Медицинское образование. - С. 21.

6. Колсанов А. В. и др. Трансформация системы высшего медицинского образования на примере Самарского государственного медицинского Университета //Современные проблемы науки и образования. - 2019. - №. 4. - С. 114-114.

7. Асмоловский А.В., Шаматкова С.В., Кравцива А.В. Пути совершенствования soft skills - модели обучения топографической анатомии и оперативной хирургии // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. - 2020. - №. 2.

m

8. Буравкова, А.Г. Ситуационные задачи как способ формирования клинического мышления врача / А. Г. Буравкова, О. Б. Демьянова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014. - № 38. - С. 41 - 45.

9. Гузеев, В.В. Основы образовательной технологии: дидактический иструментарий: [основной обучающий инструментарий учителя, составляющий базу любых образовательных технологий. Классификация основных методов обучения] / В.В. Гузеев. - М.: Сентябрь, 2006. - 192 с.

10. Литвинова Т.Н. Применение интегративно-мо-дульной системы обучения студентов медицинского вуза общей химии для повышения качества образования - http://www.ksma.ru/fh/juk.k29.doc.

11. Новиков, А. М. Методология учебной деятельности / А.М. Новиков. - М.: Эгвес, 2007. - 156 с. 51.

12. Педагогические технологии: методические рекомендации / Рублев В.С., Веревкина М.П., Шабарова М.Н. - Омск, 2008. - С. 96.

13. Советова, Е.В. Эффективные образовательные технологии / Е.В. Советова. - Ростов н /Д.: Феникс, 2007. - 285 с.

14. Бертель, И. М. Технологии педагогического дизайна: проектирование цифрового лабораторного практикума по информатике в медицине/ И. М. Бер-тель, С.И. Клинцевич, В. Н. Хильманович // Перспективы развития высшей школы: материалы VIII Международной науч.-метод. конф. / редкол: В. К. Пестис [и др.]. - Гродно: ГГАУ, 2015. - С. 218-221.

15. Хильманович В.Н. Образовательная компьютерная среда Moodle как платформа для формирования обратной связи / Хильманович В.Н., Клинцевич С.И., Бертель И.М. / Инновационные технологии обучения физикоматематическим и профессионально-техническим дисциплинам: материалы науч.-практ. интернет-конф., Мозырь, 2016 г. / УО МГПУ им. И.П. Шамяки-на; редкол.: И.Н. Ковальчук [и др.]. - Мозырь, 2016. - С. 72 - 74.

16. Fernandez M.A.; Nimmo A.; Behar-Horenstein L.S. Digital Denture Fabrication in Pre- and Postdoctoral Education: A Survey of U.S. Dental Schools. J. Prosthodont. 2016, 25, 83-90. [CrossRef] [PubMed].

17. Prager M.C.; Liss H. Assessment of Digital Workflow in Predoctoral Education and Patient Care in North American Dental Schools. J. Dent. Educ. 2019. [CrossRef].

18. Joda T.; Ferrari M.; Bragger U.; Zitzmann N.U. Patient Reported Outcome Measures (PROMs) of posterior single-implant crowns using digital workflows: A randomized controlled trial with a three-year follow-up. Clin. Oral Implant. Res. 2018, 29, 954-961. [CrossRef] [PubMed].

19. Muhlemann S.; Sandrini G.; Ioannidis A.; Jung R.E.; Hammerle C.H.F. The use of digital technologies in dental practices in Switzerland: A cross-sectional survey. Swiss Dent. J. 2019, 129, 700 - 707.

20. Joda T.; Zarone F.; Ferrari M. The complete digital workflow in fixed prosthodontics: A systematic review. BMC Oral Health 2017, 17, 124. [CrossRef]

References:

1. Ioffe A.N. Aktivnaja metodika - zalog uspeha / Grazhdanskoe obrazovanie. Material mezhdunarodnogo proekta. SPb: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2000, 382 s. (in Russian)

2. Iskakova M. Use of interactive methods of training of senior student. Materials of the IV international research and practice conference Vol. II. Munchen, Germany. -2013. - s. 474-475.

3. Kiseleva N.I., Arestova I.M., Zhukova N.P., Radeckaja L.E., Dejkalo N.S., Kolbasova E. A. Ispol'zovanie sovremennyh innovacionnyh obrazovatel'nyh tehnologij v pogotovke konkurentnosposobnogo vracha-specialista klinicheskogo profilja. - 2017. - S. 46. (in Russian)

4. Pjatin V.F. i dr. Innovacionnye tehnologii v medicinskom obrazovanii na osnove virtual'noj i dopolnennoj real'nosti // Sekcija № 1. Sovershenstvovanie form i soderzhanija obrazovatel'nogo processa s pozicii kompetentnostnogo podhoda. - 2017. - S. 122. (in Russian)

5. Shhukin Ju.V. podrobnosti chitajte v stat'e // Medicinskoe obrazovanie. - S. 21. (in Russian)

6. Kolsanov A. V. i dr. Transformacija sistemy vysshego medicinskogo obrazovanija na primere Samarskogo gosudarstvennogo medicinskogo Universiteta // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2019. -№. 4. - S. 114-114. (in Russian)

7. Asmolovskij A.V., Shamatkova S.V., Kravciva A.V. Puti sovershenstvovanija soft skills - modeli obuchenija topograficheskoj anatomii i operativnoj hirurgii // Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Serija: Filologija, pedagogika, psihologija. - 2020. - №. 2. (in Russian)

8. Buravkova, A.G. Situacionnye zadachi kak sposob formirovanija klinicheskogo myshlenija vracha / A. G. Buravkova, O. B. Dem'janova // Lichnost', sem'ja i obshhestvo: voprosy pedagogiki i psihologii. - 2014. - № 38. - S. 41 - 45. (in Russian)

9. Guzeev, V.V. Osnovy obrazovatel'noj tehnologii: didakticheskij istrumentarij: [osnovnoj obuchajushhij instrumentarij uchitelja, sostavljajushhij bazu ljubyh obrazovatel'nyh tehnologij. Klassifikacija osnovnyh metodov obuchenija] / V.V. Guzeev. - M.: Sentjabr', 2006.

- 192 s. (in Russian)

10. Litvinova T.N. Primenenie integrativno-modul'noj sistemy obuchenija studentov medicinskogo vuza obshhej himii dlja povyshenija kachestva obrazovanija - http:// www.ksma.ru/fh/juk.k29.doc. (in Russian)

11. Novikov, A. M. Metodologija uchebnoj dejatel'nosti / A.M. Novikov. - M.: Jegves, 2007. - 156 s. 51. (in Russian)

12. Pedagogicheskie tehnologii: metodicheskie rekomendacii / Rublev V.S., Verevkina M.P., Shabarova M.N. - Omsk, 2008. - S. 96. (in Russian)

13. Sovetova, E.V. Jeffektivnye obrazovatel'nye tehnologii / E.V. Sovetova. - Rostov n /D.: Feniks, 2007.

- 285 s. (in Russian)

14. Bertel', I. M. Tehnologii pedagogicheskogo dizajna: proektirovanie cifrovogo laboratornogo praktikuma po

informatike v medicine/ I. M. Bertel', S.I. Klincevich, V. N. Hil'manovich // Perspektivy razvitija vysshej shkoly: materialy VIII Mezhdunarodnoj nauch.-metod. konf. / redkol: V. K. Pestis [i dr.]. - Grodno: GGAU, 2015. - S. 218-221. (in Russian)

15. Hil'manovich V.N. Obrazovatel'naja komp'juternaja sreda Moodle kak platforma dlja formirovanija obratnoj svjazi / Hil'manovich V.N., Klincevich S.I., Bertel' I.M. / Innovacionnye tehnologii obuchenija fizikomatematicheskim i professional'no-tehnicheskim disciplinam: materialy nauch.-prakt. internet-konf., Mozyr', 2016 g. / UO MGPU im. I.P. Shamjakina; redkol.: I.N. Koval'chuk [i dr.]. - Mozyr', 2016. - S. 72 - 74. (in Russian)

16. Fernandez M.A.; Nimmo A.; Behar-Horenstein L.S. Digital Denture Fabrication in Pre- and Postdoctoral Education: A Survey of U.S. Dental Schools. J. Prosthodont. 2016, 25, 83-90. [CrossRef] [PubMed].

17. Prager M.C.; Liss H. Assessment of Digital Workflow in Predoctoral Education and Patient Care in North American Dental Schools. J. Dent. Educ. 2019. [CrossRef].

18. Joda T.; Ferrari M.; Bragger U.; Zitzmann N.U. Patient Reported Outcome Measures (PROMs) of posterior single-implant crowns using digital workflows: A randomized controlled trial with a three-year follow-up. Clin. Oral Implant. Res. 2018, 29, 954-961. [CrossRef] [PubMed].

19. Muhlemann S.; Sandrini G.; Ioannidis A.; Jung R.E.; Hammerle C.H.F. The use of digital technologies in dental practices in Switzerland: A cross-sectional survey. Swiss Dent. J. 2019, 129, 700 - 707.

20. Joda T.; Zarone F.; Ferrari M. The complete digital workflow in fixed prosthodontics: A systematic review. BMC Oral Health 2017, 17, 124. [CrossRef]

ОЦУ УРД1СШДЕГ1ИННОВАЦИЯЛЬЩ ТЕХНОЛОГИЯЛАРДЬЩ Р0Л1 (САУАЛНАМА МЭЛ1МЕТТЕР1 БОЙЫНША)

М. К. Искакова, *Г.Н. Ережепова, Л.Б. Сейдуанова

«^азацстан - Ресей медициналыц университета» МЕББМ, ^азацстан, Алматы ц.

*Корреспондент автор: Г.Н. Ережепова. E-mail: gulyonosh@mail.ru

ТYЙiндi

Мацалада инновациялыц технологияларды оцу Yдерiсiне енгiзуге байланысты м¥Fалiмдердщ сауалнамалыц деректерiне талдау жасалган. Сауалнама терапиялыц жэне балалар стоматологиясы кафедрасынын оцытушылары арасында жYргiзiлдi. Оцу Yрдiсiнде оцытудын инновациялыц эдiстерiн цолдану кафедра оцытушылары тарапынан он багаланды.

Зерттеу мiндетi: Онлайн сауалнама деректерi бойынша мр^мдердщ оцу Yдерiсiне оцытудын инновациялыц эдктерш енгiзудi цабылдауын багалау.

Зерттеу жэне цорытынды: Терапевтiк жэне балалар стоматологиясы кафедрасынын 31 оцытушысымен онлайн сауалнама жYргiзiлдi. 19 с^рацтан т^ратын онлайн сауалнама усынылды, онын iшiнде взектiлiк, рефлексиялыц ойлау, интерактивтшк жэне интерактивтi эдiстi цолдау сияцты бвлiмдер бар. 9зектiлiк бвлiмi бойынша 4 с^рац берiлдi; «рефлексиялыц ойлау» бвлiмiнде - 4 с^рац; «Интерактивтшк жэне интерактивл эдiстi цолдау» бвлiмiнде - 11 с^рац. Сауалнамадагы сонгы екi тармац онлайн сауалнама, ескертулер мен усыныстарды вткiзу уацытын кврсетуге арналган. Эрбiр с^рацта респондент «эрцашан дерлiк», «жиi», «кейде», «сирек», «ешцашан дерлiк» градациясындагы 5 жауап щсцасынын бiреуiн гана тандауы керек.

Дорыта келе, сауалнама нэтижелерi бiлiм сапасын арттыратын оцытудын инновациялыц эдiстерiн цолданудын тиiмдiлiгiн дэлелдедi. Инновациялыц эдiстердi цолдану педагогтардын кэсiби црыреттшк денгейiн, бшкп мамандарды даярлауга деген цызыгушылыцтарын кврсетед^

Ктт свздер: бтм беру, онлайн сауалнама, кэсттж оцытуга дайындыц, инновациялыц технологиялар.

THE ROLE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

(ACCORDING TO THE SURVEY)

M.K. Iskakova, *G.N. Erezhepova, L.B. Seduanova

NEI «Kazakh-Russian Medical University», Kazahstan, Almaty

*Corresponding author: G.N. Erezhepova. E-mail: gulyonosh@mail.ru

Summary

The article presents an analysis of the data of questioning teachers in relation to the introduction of innovative technologies in the educational process. The survey was conducted among teachers of the Department of Therapeutic and Pediatric Dentistry. The use of innovative teaching methods in the educational process was positively evaluated by the teachers of the department.

Purpose of the study: To assess the teachers' perception of the introduction of innovative teaching methods in the educational process according to online survey data.

Results and conclusions: An online survey was conducted with 31 teachers of the Department of Therapeutic and Pediatric Dentistry. An online questionnaire was provided containing 19 questions, including sections such as relevance, reflective thinking, interactivity, and support for the interactive method. For the Relevance section, 4 questions were provided; in the section "reflective thinking" - 4 questions; in the section "interactivity and support for the interactive method" - 11 questions. The last two items in the questionnaire are intended to indicate the time of the online survey, comments and suggestions. In each question, the respondent must choose only one option out of 5 answer options on the scale of "almost always", "often", "sometimes", "rarely", "almost never".

Thus, the results of the survey proved the effectiveness of the use of innovative teaching methods that improve the quality of education. The use of innovative methods reflects the level of professional competence of teachers, their interest in training qualified specialists.

Key words: education, online survey, preparation for vocational training, innovative technologies.

УДК: 616.895 МРНТИ: 76.29.52.

К ВОПРОСУ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

(ПО МАТЕРИАЛАМ г. АЛМАТЫ)

Н.Т. Джайнакбаев, *С.З. Ешимбетова, Н.И. Распопова, М.С. Редько, Е.Ю. Прокопова, Д.К. Станбаев, Д.М. Мизанбаев, С.Р. Тусупова, К.Д. Каукербекова, А.К. Токпанова, А.Т. Малгельдиев, Е.В. Малгельдиева

НУО «Казахстанско-Российский медицинский университет», Казахстан, г. Алматы

*Корреспондирующий автор: С.З. Ешимбетова. E-mail: s.eshimbetova@medkrmu.kz

Аннотация

Изучение динамики структуры психической патологии и контингента лиц, обращающихся за психиатрической помощью в период пандемии СОУГО-19 по материалам г. Алматы для разработки мер по дальнейшему совершенствованию организации службы психиатрической помощи.

Использованы официальные статистические данные о пациентах с впервые установленным диагнозом психического расстройства в период до объявления карантинных мероприятий (2019 г.) и после (2020-2021 гг.), проведена выборка лиц, обратившихся за психиатрической помощью в указанные периоды (131 пациента). Для оценки статистической значимости результатов исследования применялся сравнительный анализ процентных долей в группах (анализ четырехпольных таблиц сопряженности) по критерию %2- Хи-квадрат Пирсона.

Подтверждены результаты исследований, прогнозирующие всплеск психических расстройств среди населения на фоне стрессов мирового масштаба, пандемий. Выявлен, наиболее уязвимый социальный контингент, в частности, в период карантинных мероприятий за психиатрической помощью чаще обращаются лица старше 30 лет с высшим образованием, не имеющих собственной семьи.

Полученные данные указывают на необходимость дополнительной подготовки специалистов психиатров для повышения эффективности деятельности психиатрической службы в период карантинных мероприятий.

Молодой возраст и семейное благополучие являются важными адаптогенными факторами, сохраняющими психическое здоровье в период пандемии СОУГО-19, а группу риска по развитию психических расстройств составляют лица среднего трудоспособного возраста и пожилые, не имеющие семьи и близких родственников.

Ключевые слова: психическое здоровье, психические расстройства, COVlD-19, заболеваемость, выявляемость, социальные показатели, психические расстройства.

Введение. О пандемиях прошлых лет известно, что за каждой пандемией вслед за резким всплеском заболеваемости, наступают и социально-экономические проблемы в макроэкономических структурах государств. Но, единственное, что остается по сей день неизвестным, это то, как психическое и эмоциональное состояние людей, перенесших новую коронавирусную инфекцию СОУГО - 19, карантинные меры, масочный режим и изоляцию влияет на их психическое здоровье.

В комплексе, все эти факторы сталкивают каждого человека на планете со спектром негативных эмоций в виде тревоги, агрессии и различного вида фобиями.

Ведь, до этого многие могли избежать столкновения с экзистенциальностью в виде неопределённости в жизни, одиночества и неуверенности в себе, благодаря свободе в передвижении. Но в случае, изоляции все эти явления определяют расстройства адаптации.

Первоисточником для большинства научных работ и первооткрывателем в изучении психологического состояния населения в период пандемии, являются китайские ученые, поскольку именно с КНР началось распространение вируса СОУГО-19 [2]. Все последующие работы, так или иначе проводились в виде социологического опроса. Поскольку процесс пандемии динами-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.