Научная статья на тему 'РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ МЕЖУРОВНЕВЫХ СВЯЗЕЙ В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ МЕЖУРОВНЕВЫХ СВЯЗЕЙ В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

17
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационные компетенции / инженерное образование / междисциплинарные связи. / innovative competencies / engineering education / interdisciplinary relations.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярушкина Наталья Анатольевна, Халтурин Дмитрий Владимирович

В представленной статье обоснована актуальность формирования инновационных компетенций на разных уровнях инженерного образования посредством установления междисциплинарных связей. Продемонстрирована преемственность уровней инженерного образования на примере программ бакалавриата и магистратуры, реализуемых в Томском государственном архитектурно-строительном университете по направлению подготовки «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ярушкина Наталья Анатольевна, Халтурин Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INNOVATIVE COMPETENCIES IN THE FORMATION OF INTERDISCIPLINARY INTER-LEVEL RELATIONS IN ENGINEERING EDUCATION

The article substantiates the relevance of the formation of innovative competencies at different levels of engineering education through the establishment of interdisciplinary connections. The continuity of the levels of engineering education is demonstrated by the example of bachelor's and master's degree programs implemented at the Tomsk State University of Architecture and Building in the field of training "Operation of transport and technological machines and complexes".

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ МЕЖУРОВНЕВЫХ СВЯЗЕЙ В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

XIIIМеждународная научно-практическая конференция УДК 378.1:338.1

Ярушкина Наталья Анатольевна Yarushkina Natalia Anatolyevna

кандидат экономических наук, доцент Candidate of Economics, Associate professor Томский сельскохозяйственный институт Tomsk Agricultural Institute Халтурин Дмитрий Владимирович Halturin Dmitrij Vladimirovich кандидат технических наук, доцент Candidate of Technical Sciences, Associate professor Томский государственный архитектурно-строительный университет Tomsk State University of Architecture and Building

РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ МЕЖУРОВНЕВЫХ СВЯЗЕЙ В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

THE ROLE OF INNOVATIVE COMPETENCIES IN THE

FORMATION OF INTERDISCIPLINARY INTER-LEVEL RELATIONS IN ENGINEERING EDUCATION

Аннотация: В представленной статье обоснована актуальность формирования инновационных компетенций на разных уровнях инженерного образования посредством установления междисциплинарных связей. Продемонстрирована преемственность уровней инженерного образования на примере программ бакалавриата и магистратуры, реализуемых в Томском государственном архитектурно-строительном университете по направлению подготовки «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов».

Abstract: The article substantiates the relevance of the formation of innovative competencies at different levels of engineering education through the establishment of interdisciplinary connections. The continuity of the levels of engineering education is demonstrated by the example of bachelor's and master's degree programs implemented at the Tomsk State University of Architecture and Building in the field of training "Operation of transport and technological machines and complexes".

«Инновационные аспекты развития науки и техники»

Ключевые слова, инновационные компетенции, инженерное образование, междисциплинарные связи.

Key words, innovative competencies, engineering education, interdisciplinary relations.

В аспекте перехода к инновационной экономике, требующей от специалистов как наличия теоретических знаний, так и владения навыками их применения в процессе профессиональной деятельности, проблема преемственности уровней высшего образования приобретает особую значимость для всех субъектов научно-образовательной и производственной сфер. Вузы стремятся обеспечить высокий уровень конкурентоспособности, проявляя инновационную активность в процессе разработки и реализации стратегий развития [1]. Работодатели желают получить высококвалифицированных специалистов, обладающих не только профессиональными знаниями и навыками, но и владеющими soft skills. Студенты стремятся приобрести фундаментальные теоретические знания и практический опыт, обеспечивающие высокую профессиональную квалификацию и способность адаптироваться к изменяющимся условиям рынка труда. Государство выступает координатором взаимодействий субъектов-участников названных выше сфер, разрабатывая институциональные регламенты непосредственно образовательного процесса, а также сетевого взаимодействия вузов с научными инновационными центрами, научно-исследовательскими институтами, реальным сектором и др., что особенно актуально для инженерного образования.

В рассматриваемом контексте стратегически важно обеспечение непрерывности образовательной цепочки «бакалавриат -магистратура» посредством преемственности результатов обучения на разных образовательных уровнях. Бакалавриат обеспечивает базовую подготовку обучающихся, магистратура предусматривает подготовку к научно-исследовательской деятельности, формирует способность

197

XIIIМеждународная научно-практическая конференция использовать углубленные теоретические и практические знания

фундаментальных и прикладных наук для решения задач инженерной

деятельности. Достижению преемственности уровней образования в

вузе способствует наличие междисциплинарных связей,

устанавливаемых в ходе разработки основных профессиональных

образовательных программ определенного направления подготовки

посредством задания инновационных компетенций, формируемых

смежными дисциплинами.

Необходимо отметить, что именно компетенции, непосредственно или опосредованно содержащие инновационную компоненту, должны являться основой междисциплинарных связей в образовательном процессе, предусматривающем подготовку современного инженера, квалификационный уровень которого будет отвечать требованиям, предъявляемым современным рынком труда.

Примером, демонстрирующим преемственность уровней инженерного образования, являются программы бакалавриата и магистратуры, реализуемые в Томском государственном архитектурно-строительном университете по направлению подготовки «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», сравнительный анализ которых дает основание утверждать, что основы формирования инновационных компетенций выпускника закладываются на уровне бакалавриата и, эволюционируя, находят непосредственное отражение на уровне магистратуры.

Так, профессиональные компетенции «Способность в сфере своей профессиональной деятельности проводить измерения и наблюдения, обрабатывать и представлять экспериментальные данные и результаты испытаний» и «Способность принимать обоснованные технические решения, выбирать эффективные и безопасные технические средства и технологии при решении задач профессиональной деятельности», косвенно содержащие

«Инновационные аспекты развития науки и техники» инновационную компоненту, формируются на уровне бакалавриата в

процессе изучения дисциплины «Управление техническими

системами». Далее они являются основой для формирования

«способности к проведению исследования, организации

самостоятельной и коллективной научно-исследовательской

деятельности при решении инженерных и научно-технических задач,

включающих планирование и постановку эксперимента, критическую

оценку и интерпретацию результатов» на уровне магистратуры при

изучении дисциплины «Методы экспериментальных исследований».

Сравнивая профессиональные компетенции, определенные

образовательной организацией на основе профессиональных

стандартов из областей профессиональной деятельности

«Автомобилестроение» и «Сервис, оказание услуг населению

(торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление

персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и

пр.)» можно также установить соответствие в междисциплинарном

формировании инновационных компетенций на различных

образовательных уровнях.

Таблица 1. Примеры междисциплинарных связей направления подготовки «Эксплуатация транспортно-технологических машин

и комплексов»

Компетенция Дисциплина Инновационная компонента в формировании компетенции

Бакалавриат

Способность анализировать особенности конструкции автотранспортных средств Основы конструкции автомобилей. Автомобильные двигатели. Рабочие процессы и основы расчета автомобилей Знание устройства современных транспортных средств

XIIIМеждународная научно-практическая конференция

Продолжение Таблицы 1

Магистратура

Управление

производственными

процессами в

соответствии с

требованиями

технологической

документации

Техническая эксплуатация транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования

Ресурсосбережение на автомобильном транспорте

Фирменное обслуживание автотранспортных средств Интеллектуальная собственность_

Способность

разобраться в

передовой

технологической

документации,

управлять

современными

производственным

и процессами_

Рассмотренные цепочки формируемых инновационных компетенций у выпускников при последовательном изучении дисциплин бакалавриата и магистратуры дают им возможность стать не только конкурентоспособными инженерами - специалистами в области автомобильного транспорта, но и продолжить исследования по ведущим научным направлениям.

Библиографический список:

1. Ярушкина Н. А. Условия и результаты проявления инновационной активности вузов // Вестник экономики, права и социологии. - 2021. - № 2. - С. 31-33.

© Н.А. Ярушкина, Д.В. Халтурин, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.