THE ROLE OF INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP Irbagiev Kh.R. (Russian Federation) Email: Irbagiev238@scientifictext.ru
Irbagiev Hasan Ramzanovich - Master, Department of Enterprise Economics and Industry Markets, Chechen State University, Grozny, Chechen Republic
Abstract: this article presents the results of a study of the role of innovative entrepreneurship. The analysis is based on a methodology developed by Hermann Simon, a German scientist who coined the term "hidden champions", describing the phenomenon of little-known successful companies that act as innovative growth engines in the German economy. As pointed out by academician A.D. Nekipel, there are a number of shortcomings in measuring economic development only in terms of GDP growth. It ignores the quality of economic growth, limits the availability of natural resources, differentiates household incomes, types of economic activity outside of any market operations (such as natural economic or environmental damage), changes in price levels and production patterns. Keywords: business, development, GDP, state, growth rates, entrepreneurship.
РОЛЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Ирбагиев Х.Р. (Российская Федерация)
ИрбагиевХасан Рамзанович - магистр, кафедра экономики предприятия и отраслевых рынков, Чеченский Государственный Университет, г. Грозный, Чеченская республика
Аннотация: в этой статье представлены результаты исследования роли инновационного предпринимательства. Анализ основан на методологии, разработанной Германом Симоном, немецким ученым, который придумал термин «скрытые чемпионы», описывающий феномен малоизвестных успешных компаний, которые действуют как инновационные двигатели роста в экономике Германии. Как указал академик А.Д. Некипелов, есть ряд недостатков в измерении экономического развития только темпами роста ВВП. Это игнорирует качество экономического роста, ограничивает наличие природных ресурсов, дифференцирует доходы домашних хозяйств, виды экономической деятельности вне любых рыночных операций (такие, как натуральный экономический или экологический ущерб), изменения в уровне цен и структуре производства.
Ключевые слова: бизнес, развитие, ВВП, государство, темпы роста, предпринимательство.
Оптимистичные взгляды на перспективы экономического роста через предпринимательский потенциал отражены в биографии Илона Маска, бизнесмена (Тесла, КосмосХ и Квест для Фантастического будущего, 2015).
Его первый запуск (Zip2) - проект создания онлайн-каталога предприятий, привязанных к карте, (например, сочетание Google Maps и Yelp). Илону Маску удалось установить бизнес, когда предлагаемые возможности по этому каталогу не были понятны потенциальному массовому клиенту и найти клиентов не было легкой задачей. Характерным ресурсом этого стартапа была доступность высококлассных специалистов.
Второй запуск Илона Маска был SpaceX (Space Exploration Technologies Corp., промышленность ракетной техники). Его целью было создание на рынке среднего размера ракеты для нижнего сегмента спутника. В результате этого запуска компания обрела следующие преимущества:
- большое количество начальных денег (больше, чем 100 миллионов долларов США) и независимые производственные мощности для большинства ракетных компонентов (более 80%);
- относительно низкая стоимость независимо от произведенного оборудования и возможности использования одинаковых двигателей в различных конфигурациях ракет.
Следующей компанией, возглавляемой Илоном Маском, была Тесла Моторс, производитель электромобилей. За короткий период (4 месяца), была создана команда из 18 человек для создания нового типа автомобиля. Важным фактором успеха было привлечение энергичных специалистов. Еще одним проектом Элона Муска был «Солнечный город», компания, поставляющая солнечные панели частным потребителям и бизнесу [1]. Поэтому мы можем заключить, что экономический рост в работах тех, кто представляет оптимистичную школу мысли, напрямую связан с инновационным предпринимательством.
По словам Х. Саймона, инновационные двигатели экономического роста в экономике и регионе - это малоизвестные успешные предприятия, которые создают или владеют своей узкоспециализированной рыночной нишей и имеют высокий потенциал развития потенциала в результате глобализации. Он назвал такие компании «Скрытые чемпионы». Согласно методологии, предложенной Х. Саймоном, компания «скрытого чемпиона» должна соблюдать следующие условия: - Быть или стремиться стать номером 1 в глобальном и европейском рынке [2]. Положение компании на рынке определяется долей его продажи на этом рынке. Если точная доля рынка компании неизвестна, компания должна быть сильнее своего самого успешного конкурента; оборот - не более 1 млрд евро (за некоторыми исключениями); быть малоизвестной.
Изучение «скрытых чемпионов» в мире показывает, что присутствие крупных предприятий не обязательно обеспечивает общий рост экономики [3]. Общая экономическая деятельность может быть предоставлена не только крупными компаниями, но и средними и малыми предприятиями, поскольку к 2000году рост немецких «скрытых чемпионов» в темпе составил почти 10% в год (что сопоставимо к цифрам для китайской экономики), что обеспечило создание 1,5 миллиона новых рабочих мест. Даже во время рецессии эти компании достигли среднего мирового роста на 6,5% и продемонстрировали свою жизнеспособность в неблагоприятных условиях, о чем свидетельствует следующий список заголовок публикаций о «скрытых чемпионах»: «Рецессия почти не повлияла на нас» «Не зависит от снижения деловой активности», «Победитель в период рецессии», «Невосприимчивость к рецессии» «Нам удалось сохранить положительные тенденции предыдущих лет», «В течение 35 лет у нас никогда не было рецессии, а только колебания роста», подтверждает, что у «скрытых чемпионов» есть та же, если не выше, способность выжить в условиях кризиса, как и у крупных компаний.
Х. Саймон сравнил рост оборота в «Скрытых чемпионах» и крупных компаниях. Например, Dachser и Knorr Bremse, компании, первоначально принадлежащие к группе «скрытых чемпионов», увеличили оборот в 1995-2014 годах от менее 1 млрд евро до 5 млрд евро; для Enercon эта цифра увеличилась от менее трети миллиарда евро до 6,5 млрд евро. Оборот таких меньших «скрытых чемпионов», как Бекхофф, Рациональный и Igus в 1995-2014 годах из менее 100 миллионов евро до 400-500 миллионов евро. Все эти компании продемонстрировали пятикратное увеличение оборота почти через двадцать лет. Напротив, большие Немецкие компании ухудшили свои позиции за тот же период. Например, число немецких предприятий, включенных в список Fortune Global 500, рейтинг крупнейших компаний мира, снизился с 37 до 28. По указанным периодам, рост для всех компаний, включенных в этот рейтинг составлял всего 6,4%, а для немецких компаний, этот показатель составил всего 2,8% [4]. Большой оборот не всегда приводит к высокой динамике развития, и наоборот, относительно небольшой оборот не обязательно означает медленный рост. В 1950 году вероятность того, что компании с наивысшим оборотом были наиболее
72
прибыльными (согласно данных, предоставленных обменом США) была больше, чем 35%, но в 2010 году она составляла менее 10%. Динамика таких важных показателей, как оборот и прибыль, позволяют определить следующие группы компаний:
- «Слабые»: Lufthansa, Walmart (прибыль продажи в пределах 0 - 5%; рост оборота в пределах 2,5 - 7,5%), они в основном представлены большими компаниями;
- «Стабильный»: Stick, Linde, Bayer (прибыль от продаж около 10%; рост оборота в пределах 5 - 10%); в эту группу входят «скрытые чемпионы»;
- «Биржевые звезды»: Spotify (рост больше чем 100%; прибыль около 15%), Salesforce.com (рост примерно на 40%, прибыль около 5%), Amazon (рост примерно на 30%; прибыль около 0%), Apple (рост примерно на 35%; прибыль около 30%), Rational (рост примерно на 5%, прибыль внутри 25-30%), эта группа может включать как «скрытых чемпионов », так и крупные компании, которые, по-видимому, действуют в соответствии с принципами «Скрытых чемпионов» и представляют собой так называемые «Большие чемпионы» (или группа «скрытых» чемпионов»).
По словам Х. Симона, для немецких компаний, наиболее оптимальное соотношение роста оборота и прибыли от продаж может составлять от 10% до 10%, что именно то, что демонстрируют «скрытые чемпионы», все время сохраняя такой темп в течении долгосрочного периода [5]. Во многих отношениях они способны для этого, выйдя на внешние рынки, устраняя риски их чрезмерной специализации и ограничения для роста на внутреннем рынке (что, конечно, меньше, чем русское).
В свою очередь, основными условиями для долгосрочного успеха компании на мировом рынке является инновационный потенциал и сильная независимая производственная база. Именно с этими «скрытыми чемпионами» Германия может поддерживать экспорт на уровне, сопоставимом с США (1,5 триллиона и 1,6 триллиона долларов соответственно), несмотря на почти четырехкратное числовое преимущество США с точки зрения корпораций, включенных в список лучших 500 крупнейших мировых корпораций (28 - для Германии, 128 - для США).
Список литературы /References
1. Никитина Л.Н. Становление малого бизнеса в России // Инновации. № 9, 2006. С. 63-67.
2. Зельднер А.Г. Государство и экономика: Факторы роста. М.: Наука, 2003. 214 с.
3. Бусов В.И. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): учебник для бакалавров / В.И. Бусов, О.А. Землянский, А.П. Поляков. М.: Юрайт, 2013. 430 с. (Серия: Бакалавр. Базовый курс).
4. Валигурский Д.И.Организация предпринимательской деятельности: учебник / Д.И. Валигурский. 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Дашков и К», 2010. 520 с.
5. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров / И.А. Василенко. 5-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2013. 495 с. (Серия: Бакалавр. Базовый курс).