Научная статья на тему 'РОЛЬ «ИНКОТЕРМС 2020» В ЭЛИМИНИРОВАНИИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ РИСКОВ'

РОЛЬ «ИНКОТЕРМС 2020» В ЭЛИМИНИРОВАНИИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ РИСКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
670
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспортная логистика / базис поставки / условия поставки / логистический риск / исключение риска / страхование груза. / transport logistics / delivery basis / delivery conditions / logistics risk / risk exclusion / cargo insurance.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е Н. Герасикова

В статье рассмотрены основные риски логистической деятельности и пути их снижения. Отражение получили основные понятия и назначение сборника терминов международной торговой практики «Инкотермс», границы ответственности и риска поставщика и покупателя при поставках продукции и определении влияния выбранных условий поставки на цену перевозимых товарно-материальных ценностей. Изучение изменений, вносимых в его терминологию на современном этапе, позволило определить ряд новых возможностей для снижения логистических рисков участников ВЭД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INCOTERMS 2020 IN ELIMINATING LOGISTICS RISKS

The article discusses the main risks of logistics activities and ways to reduce them. The main concepts and purpose of the collection of terms of international trade practice "Incoterms", the boundaries of responsibility and risk of the supplier and the buyer in the supply of products and determining the impact of the selected delivery conditions on the price of transported inventory were reflected. The study of changes made to its terminology at the present stage allowed us to identify a number of new opportunities to reduce the logistics risks of foreign trade participants.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ «ИНКОТЕРМС 2020» В ЭЛИМИНИРОВАНИИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ РИСКОВ»

РОЛЬ «ИНКОТЕРМС 2020» В ЭЛИМИНИРОВАНИИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ РИСКОВ

Е.Н. Герасикова, канд. экон. наук, доцент Калужский филиал РАНХиГС (Россия, г. Калуга)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11448

Аннотация. В статье рассмотрены основные риски логистической деятельности и пути их снижения. Отражение получили основные понятия и назначение сборника терминов международной торговой практики «Инкотермс», границы ответственности и риска поставщика и покупателя при поставках продукции и определении влияния выбранных условий поставки на цену перевозимых товарно-материальных ценностей. Изучение изменений, вносимых в его терминологию на современном этапе, позволило определить ряд новых возможностей для снижения логистических рисков участников ВЭД.

Ключевые слова: транспортная логистика, базис поставки, условия поставки, логистический риск, исключение риска, страхование груза.

Логистические риски являются одним из самых распространенных явлений в деятельности любой компании и часто приводят к полной или частичной потере материальных ресурсов, продукции, товаров, их потребительских качеств, увеличи-

вая и без того не маленькие логистические расходы (рис. 1). Среди них следует выделить группу рисков, связанных с реализацией транспортной логистики [1, 2].

Хранение

•Срыв обеспечения плана производства материальными ресурсами; срыв программы комплектации производства; нестабильность входных цен на материальные ресурсы; несвоевременность поставки материальных ресурсов

•Срыв поставок, недополучение продукции, наурешение сроков; увеличение транспортных издержек, срыв финансовых обязательств; ушщерб в результате погодных условий, включая стихийные бедствия; риски, связанные с эксплуатацией техничествких средств логистической системы; утрата груза в результате хищения, пропажи без вести, угона транспорта; ущерб окружающей среде при транспортировке груза и др.

•Превышение объема хранения и нарушение производственного ритма; утрата (хищение) имущества в складском хозяйстве; повреждение или уничтожение ТМЦ в результате поломки системы жизнеобеспечения; повреждение или утрата ТМЦ в процессе храненияпо неосторожности; риск повреждения или уничтожения в результате пожара, стихийных бедствий

Производство

•Срыв плана производства из-за необеспеченности мощностями; срыв производственной программы из-за поломок; риск поставки некачественной продукции по логистическим причинам; внутрисменные простои из-за срывов в производственной логистике; срывы производства из-за технологической необеспеченности и пр.

•Падение покупательской способности на рынке; срыв продаж из-за изменений сегмента рынка; падение сбыта из-за неконкурентоспособности продукции; ущерб, связанный с несвоевремнной доставкой потребителю; замораживание запасов продукции сверх нормативов Рис. 1. Классификационная схема внутренних и внешних логистических рисков компании

Наименование логистической подсистемы

Риск

Способы минимизации риска

• Транспортировка

• Увеличение транспортных издержек •Нарушение графика поставок

• Утрата имущества

• Оптимизация маршрутов

• Диспетчеризация

• Охрана имущества. Имущественное страхование. Страхование ответственности

Рис. 2. Система логистических мероприятий по снижению уровня риска

На исключение рисков, связанных с транспортными аспектами логистической деятельности, направлен сборник терминов международной торговой практики «Инкотермс», трактующий правила распределения между продавцом и покупате-

лем логистических издержек и рисков при поставке продукции. Все указанные в Ин-котермс термины обозначают отдельные, указываемые в контракте купли-продажи условия поставки (рис. 3).

Распределение транспортно-логистических затрат по доставке продукции между продавцом и покупателем

+

Момент перехода логистических рисков в процессе транспортировки с продавца на покупателя

+

Момент фактической передачи продукции продавцом в распоряжение покупателя или его представителя, то есть дата поставки

Рис. 3. Вопросы регулирования условий поставки

Термины «Инкотермс» были опубликованы Международной торговой палатой впервые в 1936 г., в дальнейшем, исходя из развития мировой торговой и логистической практики, они дополнялись и кор-

ректировались. Участниками ВЭД в 2019 г. использовалась редакция правил «Инкотермс-2010», включающая 11 основных терминов по условиям поставки (рис. 4) [3].

r Термин • Условия поставки

EXW (ex works - франко-склад) • предполагает, что покупатель (или его доверенное лицо) самостоятельно забирает груз с указанного в контракте склада продавца, покупатель оплачивает экспортные пошлины

FCA (free carrier - франко - перевозчик (указание терминала отправления)) • продавец доставляет товар основному перевозчику к указанному в контракте терминалу отправления, а также оплачивает экспортные пошлины. После передачи товара все риски и затраты по поставке переходят на покупателя

FOB (free on board - свободен на борту судна (указание порта погрузки)) • правило применимое только для водного транспорта, продавец несет все затраты и риски по поставке до порта отправления, а также по перевалке груза на борт судна. Далее - оплачивает покупатель

FAS (free alongside ship -свободен вдоль борта судна (указание порта погрузки)) • правило применимое только для водного транспорта, продавец несет расходы и риски по поставке до порта отправления. Перевалку на борт судна, перевозку водным транспортом, а также последующую транспортировку в стране назначения оплачивает покупатель

CPT (carriage paid to... -перевозка оплачена до... (указание терминала прибытия)) • продавец несет риски и расходы по поставке груза до пункта прибытия основной перевозки (например, до железнодорожной станции назначения), при этом страхование основной перевозки и импортную растоможку оплачивает покупатель

CIP (англ. carriage and insurance paid to... -перевозка и страхование оплачена до... (указание терминала прибытия)) • то же, что и СРТ, но продавец должен оплатить страхование основной перевозки. Обязательная страховка

CFR (cost and freight -стоимость и фрахт (указание порта прибытия)) • правило применимое к водному транспорту, продавец несет расходы и риски по поставке груза до указанного в контракте порта выгрузки, покупатель оплачивает страхование морской перевозки, разгрузку и последующую транспортировку в стране назначения

CIF (cost, insurance and freight - стоимость, страхование и фрахт (указание порта прибытия)) • то же, что и CFR, но продавец обязан также оплатить страхование морской перевозки. Обязательная страховка

DAT (delivered at terminal -доставлено до терминала (указание терминала прибытия)) • -продавец несет все расходы и риски по поставке товара до указанного в контракте импортного терминала, покупатель оплачивает ввозные пошлины и оплачивает вывоз товара с терминала на склад

DAP (delivered at point -доставлено до пункта назначения (указание пункта назначения)) • продавец несет все расходы и риски по поставке товара до указанного в договоре места назначения (склада покупателя), покупатель оплачивает импортные пошлины и местные налоги

DDP (delivered duty paid -доставлено с оплатой пошлины) ^ Л • продавец доставляет товар заказчику в место назначения, а также уплачивает все пошлины и налоги

Рис. 4. Основные термины «Инкотермс-2010»

S9

Таким образом, основное назначение сборника «Инкотермс» заключается в определении границ ответственности и риска, которые несут поставщик и покупатель

На рисунке 5 область ответственности покупателя для наглядности выделена серым цветом (EXW-FOB). FCA включает транспортировку на территории продавца, СР - транспортировку на территории покупателя, CIF делает акцент на использовании морского транспорта. При этом, EXW включает в таможенную стоимость цену товара экспортную декларацию, транспортировку до границы и стоимость страховки (при ее наличии). В области FCA-FOB в таможенную стоимость включают цену товара, транспортировку до границы ЕАЭС и страховку (при ее наличии). В области CIP-DDP в таможенную

стоимость входит сама стоимость товара [5].

Редакционной группой Международной торговой палаты проведена коррекционная работа, предполагающая, что в 2020 году в Инкотермс вводятся изменения и новые торговые термины [3].

В частности, речь идет о таком важном изменении как удаление термина EXW (самовывоз) из правил Инкотермс, поскольку данные условия поставки во многих странах для международной торговли

при поставках продукции и определении влияния выбранных условий поставки на цену перевозимых товарно-материальных ценностей (рис. 5).

практически не применяются, используются только для внутренней торговли. Так же, поскольку по его условиям ответственность экспортера наступает после экспортного таможенного оформления товара для вывоза, данный базис поставки противоречит новому Таможенному кодексу Европейского Союза.

Из Инкотермс будет так же удален редко используемый термин FAS (свободно вдоль борта судна), очень схожий с условиями поставки FCA. Вместе с тем, термин FCA (франко перевозчик), который на сегодня является одним из самых часто используемых терминов Инкотермс в международных торговых контрактах (40,0%), предполагается разделить на два базиса поставки - один для морских контейнерных поставок, а другой для наземной доставки.

Порядка 80% всех международных грузовых перевозок осуществляется в контейнерах, поэтому в условиях поставки FOB и CIF в Incoterms 2020 будет вновь, как это было ранее, говориться об использовании контейнеров при транспортировке грузов.

Практически одинаковые

Практически одинаковые

EXW FCA FAS FOB CIP CIF CPT CFR DAP DAT DDP

Товар 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10

Затаможивание 2 2 10 2 2 2 2 2 2 2

Страхование 2 2 По желанию По желанию

Транспортировка 1 4 5 (погрузка) 9 9 9 9 9 9,5* 10

Растаможка 15

Цена товара 10 13 16 17 27 27 21 21 21 21,5 37

Рис. 5. Определение границ ответственности и риска поставщика и покупателя при поставках продукции и определении влияния выбранных условий поставки на цену перевозимых товарно-материальных ценностей

В условиях поставок CIF и CIP изме- порту отгрузки. Базис создает возмож-нятся страховые обязательства между про- ность продавцу-экспортеру нести ответст-давцом и покупателем. венность за международное страхование

Для заполнения пробела между терми- груза. нами FCA и CFR / CIF, в Инкотермс вво- Исходя из всех изменений, для ряда

дится новый термин CNI («Cost and предприятий, выбирающих для себя ранее Insurance», «Стоимость и страхование»), условия поставки FCA, станет более вы-условия поставки по которому станут годно работать по новым условиям по-лучшим решением при выборе между ба- ставки CNI, поскольку это позволяет сни-зисами FOB и CIF. Продавец в этом базисе зить или исключить целый ряд логистиче-отвечает за поставку застрахованного то- ских рисков и использовать возможности вара включая его размещение в указанном международного страхования.

Библиографический список

1. Жаров М.О., Пиотух И.А. Перспективы развития логистики в России // В сборнике: Вестник Калужского филиала РАНХиГС. - Калуга, 2017. - С. 75-79.

2. Лесина Т.В. Экономическая безопасность предприятия: проблемы, решения ожидания // Калужский экономический вестник. - 2017. - №3. - С. 41-46.

3. Новые правила INCOTERMS 2020. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dtransllc.com/ru/blog/novyie-pravila-incoterms-2020 (дата обращения: 26.12.2019).

4. Регулирование логистических рисков (дата обращения: 26.12.2019). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://projectimo.ru/upravlenie-riskami/logisticheskie-riski.html

5. Смирнова А.А., Толокнова А.Н. Финансовые риски в логистике и способы их снижения // Электрон. научн. журн. - 2018. - №12 (32). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sibac.info/joumal/student/32/112426 (дата обращения: 26.12.2019).

THE ROLE OF INCOTERMS 2020 IN ELIMINATING LOGISTICS RISKS

E.N. Gerasikova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga branch of the RANEPA (Russia, Kaluga)

Abstract. The article discusses the main risks of logistics activities and ways to reduce them. The main concepts and purpose of the collection of terms of international trade practice "Inco-terms", the boundaries of responsibility and risk of the supplier and the buyer in the supply of products and determining the impact of the selected delivery conditions on the price of transported inventory were reflected. The study of changes made to its terminology at the present stage allowed us to identify a number of new opportunities to reduce the logistics risks offoreign trade participants.

Keywords: transport logistics, delivery basis, delivery conditions, logistics risk, risk exclusion, cargo insurance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.