Научная статья на тему 'Роль инфраструктурного комплекса в преодолении кризисного состояния отрасли'

Роль инфраструктурного комплекса в преодолении кризисного состояния отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
238
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС / INFRASTRUCTURAL COMPLEX / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ECONOMIC CRISIS / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА / MATERIAL BASE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гасанов Магомед Алиевич

В статье рассмотрены вопросы формирования эффективной системы управления производственной инфраструктурой в регионе. При этом особое внимание уделено организационно-экономическим аспектам комплексной реструктуризации инфраструктуры в преодолении кризисного состояния отрасли. Приводится анализ функционирования видов инфраструктуры, исследованы особенности и приоритеты структурных преобразований в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE INFRASTRUCTURAL COMPLEX IN OVERCOMING OF THE CRISIS STATE OF BRANCH

In article questions of formation of an effective control system by an industrial infrastructure in region are considered. Thus the special attention is given organizational-economic aspects of complex re-structuring of an infrastructure in overcoming of a crisis state of branch. The analysis of functioning of kinds of an infrastructure is resulted, features and priorities of structural transformations in this sphere are investigated.

Текст научной работы на тему «Роль инфраструктурного комплекса в преодолении кризисного состояния отрасли»

ГАСАНОВМ.А.

РОЛЬ ИНФРАСТРУКТУРНОГО КОМПЛЕКСА В ПРЕОДОЛЕНИИ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ ОТРАСЛИ

В статье рассмотрены вопросы формирования эффективной системы управления производственной инфраструктурой в регионе. При этом особое внимание уделено организационно-экономическим аспектам комплексной реструктуризации инфраструктуры в преодолении кризисного состояния отрасли. Приводится анализ функционирования видов инфраструктуры, исследованы особенности и приоритеты структурных преобразований в этой сфере.

(¡АЯАМОУ М.А.

ROLE OF THE INFRASTRUCTURAL COMPLEX IN OVERCOMING OF THE

CRISIS STATE OF BRANCH

In article questions of formation of an effective control system by an industrial infrastructure in region are considered. Thus the special attention is given organizational-economic aspects of complex re-structuring of an infrastructure in overcoming of a crisis state of branch. The analysis offunctioning of kinds of an infrastructure is resulted, features and priorities of structural transformations in this sphere are investigated.

Ключевые слова: инфраструктурный комплекс, экономический кризис, управление, материально-техническая база.

Keywords: infrastructural complex, economic crisis, management, material base.

В настоящее время в народном хозяйстве назрела необходимость упорядочения работы инфраструктурных отраслей, создающих условия для устойчивого функционирования экономики региона и пересмотра роли этих отраслей в системе материального производства. В Послании Народному Собранию Дагестана Президент республики М.Г. Алиев обратил особое внимание на необходимость дальнейшего развития инфраструктуры региона. В нём, в частности, говорится, что важнейшей задачей становится создание развитой инфраструктуры экономики [2].

Следовательно, необходимо опережающее развитие инфраструктуры как важное направление социально-экономического прогресса, повышения эффективности производства. От функционирования данной сферы зависят темпы и уровень развития общества, особенно в настоящее время, когда негативные последствия экономического кризиса уже сказываются на деятельности предприятий производственной инфраструктуры региона. При этом успешное решение многих проблем определяется эффективностью механизма управления инфраструктурным комплексом.

Устойчивое развитие инфраструктуры влияет на рост эффективности экономики Дагестана. Это достигается путем сокращения потерь продукции в процессе ее движения по элементам инфраструктуры вследствие рационализации технологии проведения работ.

Рыночные отношения потребовали улучшения функционирования производственной инфраструктуры. Анализ и оценка ее состояния в Южном федеральном округе (ЮФО) позволили сделать вывод о существенном отставании развития материально-технической базы инфраструктуры от потребностей рыночной экономики, о непропорциональности функционирования других подотраслей инфраструктуры, ее объектов по отдельным районам и Дагестану в целом. Сегодня экономическая ситуация такова, что она пока не подвержена влиянию экономического кризиса. Но со временем могут возникнуть проблемы, а с ними и усиление влияния кризиса на экономику.

Основная цель производственной инфраструктуры - своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения, повышение экономической эффективности его работы. Однако с этими функциями инфраструктура не всегда справляется. Ущерб только промышленному производству в результате неустойчивой работы объектов инфраструктуры составляет миллионы рублей в год, а потери сельскохозяйственной продукции из-за несвоевременного вывоза и порчи - неизмеримо больше.

Отставание инфраструктуры явилось также следствием ограниченности материальных и производственных ресурсов, результатом просчетов в прогнозировании развития этой отрасли. Многообразие форм собственности, предпринимательство, конкуренция коренным образом меняют принципы и методы хозяйствования организаций инфраструктуры. Особенно наглядно это проявляется в настоящее время, когда кризисные явления уже негативно отражаются на деятельности производственной инфраструктуры Дагестана. Так, по предварительной оценке специалистов, Махачкалинский Морской торговый порт из-за снижения объёмов по ранее заключенным договорам сократил перевозки продукции за 2008 год примерно на 9%. Соответственно планируется снижение налоговых платежей по итогам примерно на 10%.

При наличии в отрасли разных форм собственности и организационных форм хозяйствования необходим такой механизм управления, который учитывал бы современные особенности рыночных отношений, основывался на современных принципах, методах и формах управления, направленных на повышение эффективности производственной инфраструктуры в условиях экономического кризиса.

Ускоренный поток товародвижения способствует снижению удельных производственных издержек. Это может быть достигнуто благодаря созданию опорной инфраструктурной сети, а также ликвидации диспропорций между отдельными районами. Как показал проведенный анализ, подвижной состав, например, в целом удовлетворяет спрос на перевозки пассажиров и грузов, несмотря на острые проблемы в развитии отдельных видов транспортной сферы.

На начало 2007 г. в республике выросли объемы грузовых и пассажирских перевозок. Так, грузооборот транспорта предприятий всех отраслей экономики составил 15094,4 млн. ткм и увеличился за год на 7,6%. При этом рост транспортных услуг распределен неравномерно между инфраструктурными составляющими. В течение года стабильный рост объема перевозок грузов (относительно уровня предыдущего года) отмечен на железнодорожном транспорте. Зафиксирован прирост грузооборота на морском транспорте, рост грузооборота абсолютных объемов наблюдался и на грузовом автотранспорте Дагестана, что связано с объективным тяготением к автоперевозкам грузопотоков, генерируемых развивающимися рынками товаров и услуг

(табл. 1) [3].

Таблица 1

_Грузооборот транспортной инфраструктуры_

Январь - декабрь 2006 г. 2002 г.,

факт. % к итогу % к 2005 г. % к 2001 г.

Грузооборот предприятий транспорта, млн. ткм 15094,4 100,0 107,6 120,1

В том числе:

железнодорожного1 4219,8 28,0 119,6 104,2

автомобильного2 5514,5 36,5 102,0 108,8

воздушного 28,7 0,2 140,0 116,8

морского 1902,0 12,6 118,5 в 4 раз

газопроводного 3429,4 22,7 99,1 105,1

Автобусами крупных и средних предприятий и привлеченными автобусами физических лиц на начало 2007 г. перевезено 206,6 млн.человек при пассажирообороте 2890,0 млн.пасс.-км, что составило к аналогичному периоду 2006 г. 101,4 и 105,2% соответственно. Троллейбусами перевезено 3256 тыс. человек (119,1% к соответствующему периоду 2006 г.). В 2007 г. пассажирооборот увеличился до 7977 тыс. пасс.-км, выросла подвижность населения (табл. 2) [3].

На фоне роста спроса на инфраструктурные услуги и значительного его увеличения в перспективе в условиях экономического кризиса в инфраструктурном комплексе сохраняется ряд нерешенных стратегических проблем, в частности, отсутствует комплексность в управлении развитием и функционированием производственной инфраструктуры, все еще не завершены структурные преобразования, а состояние и темпы развития автодорог в регионе не соответствуют темпам автомобилизации, в подотраслях производственной инфраструктуры сохраняются тенденции старения основных фондов и их неэффективного использования, существуют административные несоответствия в формировании инфраструктурной сети и др. Это может создать угрозу замедления социально-экономического роста ЮФО и Дагестана, ослабления его позиций на российском рынке под влиянием последствий экономического кризиса.

1 По отправленным из республики грузам

2 С учетом оценки неформальной деятельности

Таблица 2

Пассажирооборот инфраструктуры сферы услуг Дагестана_

2006 г. 2006 г., % к 2001 г., % к

факт. % к итогу 2005 г. 2001 г.

Пассажирооборот предприятий транспорта, млн. пасс.-км 3735,5 100,0 106,2 119,1

В том числе:

железнодорожного 565,0 15,1 116,4 115,1

автомобильного 2890,0 77,4 105,2 119,5

воздушного 272,5 7,3 109,2 115,2

электрического 8,2 0,2 24,0 71,0

Автодорогами в республике занято примерно 21,1 тыс. га земельной площади, что составляет около 1% территории Дагестана. В республике 1633 населенных пункта (в основном сельскохозяйственных), осуществляющих перевозки по дорогам с твердым покрытием, с сетью автодорог общего пользования.

В 2007 г. в Российской Федерации зарегистрировано 294,3 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 33,6 тыс. человек и получили ранения 243,9 тыс. человек. Социально-экономический ущерб оценивается более чем в 300 млрд. руб. Одной из причин такого положения является неудовлетворительное состояние автодорожной инфраструктуры как в целом в стране, так и в Северо-Кавказском регионе. Из этого вытекает необходимость решения проблем дорожной инфраструктуры, которые приобретут еще большую остроту, если своевременно не будут приняты эффективные меры для их решения. Особое внимание и поддержка государства требуется в строительстве дорог, мостов, тоннелей и других объектов производственной и социальной инфраструктур.

Инфраструктурная политика региона в условиях преодоления последствий экономического кризиса должна быть направлена на поэтапную интеграцию базовых принципов устойчивого функционирования этой сферы в стратегию экономического развития, согласно которым решение задач удовлетворения инфраструктурных потребностей не вступает в противоречие, а согласуется с приоритетами охраны окружающей среды и здоровья граждан.

Стратегическими направлениями структурной перестройки инфраструктуры региона с учётом экономического кризиса являются: приоритетное развитие социально значимых пассажирских и грузовых перевозок; улучшение состояния сети инфраструктурных коммуникаций; пополнение и модернизация парков подвижного состава и судов, прежде всего для пассажирских перевозок; повышение уровня безопасности движения. Государственное регулирование железнодорожных перевозок и перевозок в труднодоступные районы горных регионов страны необходимо осуществлять путем индексации пассажирских и грузовых тарифов, а поддержку пассажирского городского и пригородного транспорта - за счет местных бюджетов.

Государственную поддержку в целях преодоления кризисных явлений необходимо оказывать всем предприятиям производственной и социальной

инфраструктуры, добиться, чтобы банки беспрепятственно выдавали им долгосрочные кредиты.

Целью проведения государственной политики в сфере инфраструктуры должно стать формирование такой системы производственной инфраструктуры, которая бы гарантированно и эффективно удовлетворяла социальные, экономическе, природоохранные и другие специальные требования. Однако вся структурная перестройка возможна при условии усиления государственного регулирования деятельности инфраструктуры, повышения здоровой конкуренции.

Вместе с тем в условиях преодоления кризисных явлений это должно быть органично увязано с общими направлениями и прогнозами социально-экономического развития, отвечать требованиям экономической эффективности капитальных вложений и предусматривать существенное повышение технического уровня всех объектов инфраструктуры, их обновление и модернизацию.

Государственному регулированию на этапе преодоления последствий экономического кризиса подлежат развитие и техническое совершенствование региональной инфраструктуры; институционные преобразования в сфере производственной инфраструктуры; вопросы технологической и экологической безопасности работы инфраструктурных объектов; формирование и устойчивое функционирование рынка услуг; обеспечение мобилизационной готовности инфраструктурных комплексов на стадии преодоления последствий кризиса.

К числу важнейших приоритетов развития и реформирования системы производственной инфраструктуры региона следует отнести дальнейшее совершенствование ее управляющих структур, чтобы обеспечить повышение управляемости предприятиями инфраструктурного комплекса и безусловное проведение государственной политики, осуществлять государственное регулирование и контроль за деятельностью объектов инфраструктуры в производственной и социальной сферах.

В этом направлении целесообразной и своевременной представляется необходимость создания антикризисной структуры по выработке мер, направленных на совершенствование государственной политики по обеспечению устойчивого и динамичного развития, путей преодоления негативного влияния финансового кризиса на экономику и социальную сферу инфраструктуры. Собственно для реализации этих целей и создан антикризисный штаб при Президенте РД, который начал свою деятельность с анализа ситуации в экономике республики и выработки конкретных рекомендаций по минимизации последствий экономического кризиса. Взаимодействие органов государственной власти с бизнес-сообществом позволит безболезненно преодолеть последствия кризиса.

В условиях рыночной экономики возрастает роль инфраструктуры в развитии сферы транспортных услуг. В результате транспортного комплекса в 2008 году грузооборот всех видов транспортной сферы Дагестана составил более 15 млрд.т-км, транспортом общего пользования перевезено продукции

на 3,5% больше, чем за 2007 год. Проведенный анализ показал, что на увеличение грузооборота в целом повлиял рост грузооборота автотранспорта на 14,4% и железнодорожного - на 4% [1].

Пассажирооборот всех видов транспорта республики за 2008 год составил 4,6 млрд. пасс.-км и по сравнению с 2007 годом увеличился на 7,2%. При этом пассажирооборот автотранспорта вырос на почти 113%. В 2008 году транспортом общего пользования перевезено пассажиров на 4% больше, чем за 2007 год.

При неблагоприятном сценарии уже в 2009-2012 гг. могут возникнуть проблемы ограничения рынка транспортных услуг и товародвижения в международных, региональных и внутренних перевозках продукции, а значит, инфраструктура может стать фактором ограничения экономического роста.

Таким образом, взаимосвязанное и комплексное решение поставленных вопросов позволит обеспечить в условиях кризиса устойчивое функционирование производственной инфраструктуры в стратегии экономического развития. Поскольку инфраструктура должна составить основу обслуживающей системы развития экономики региона, ее необходимо создать еще до начала активного экономического роста, к тому моменту, когда появится возможность полномасштабного обслуживания информационных, товарных и финансовых потерь. Для этого потребуется устойчивое развитие функционирующей инфраструктуры и наиболее безболезненное преодоление последствий экономического кризиса.

_Литература_

1. Социально-экономическое положение Республики Дагестан за январь-декабрь 2008 г. Стат. сб. - Махачкала, 2008 г.

2. Послание Президента Республики Дагестан Народному Собранию Республики Дагестан. - Махачкала, 2008 г.

3. Доклад территориального органа федеральной службы по государственной статистике по Республике Дагестан. - Махачкала, 2006 г.

4. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. Часть 1. -Махачкала, 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.