Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ В УПРАВЛЕНИИ ТРАНСПОРТНЫМИ ПОТОКАМИ МЕГАПОЛИСОВ'

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ В УПРАВЛЕНИИ ТРАНСПОРТНЫМИ ПОТОКАМИ МЕГАПОЛИСОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
30
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЕ ПОТОКИ / TRAFFIC FLOW / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / УСТОЙЧИВАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / SUSTAINABLE MOBILITY / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / INFORMATION INFLUENCE / МОТИВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / MOTIVATIONAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Баринова Л.Д., Забалканская Л.Э.

В статье рассматривается роль и место информационного воздействия в управлении транспортными потоками мегаполисов с целью перехода к устойчивой городской мобильности. Обосновано применение различных мер по информационному воздействию как части комплекса мер по управлению устойчивым развитием мегаполисов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ В УПРАВЛЕНИИ ТРАНСПОРТНЫМИ ПОТОКАМИ МЕГАПОЛИСОВ»

Баринова Л.Д.1, Забалканская Л.Э.2 ©

1Доцент, к.т.н., начальник сектора Санкт-Петербургского научного центра Российской академии наук; доцент, к.ф.-м.н., ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского

научного центра Российской академии наук

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ В УПРАВЛЕНИИ ТРАНСПОРТНЫМИ ПОТОКАМИ МЕГАПОЛИСОВ

Аннотация

В статье рассматривается роль и место информационного воздействия в управлении транспортными потоками мегаполисов с целью перехода к устойчивой городской мобильности. Обосновано применение различных мер по информационному воздействию как части комплекса мер по управлению устойчивым развитием мегаполисов.

Ключевые слова: транспортные потоки, устойчивое развитие, устойчивая мобильность, информационное воздействие, мотивационное управление.

Keywords: traffic flow, sustainable development, sustainable mobility, information influence, motivational management.

Большинство крупных городов возникали на пересечении наиболее оживленных торговых путей, то есть как крупные транспортные узлы. Транспорт исторически оказывал и оказывает до настоящего времени огромное влияния на все сферы жизни городов, обеспечивая передвижение как внутригородских, так и внешних, в том числе транзитных, грузо - и пассажиропотоков. Бесперебойное функционирование транспортной системы является одним из неотъемлемых условий повышения качества жизни жителей городов. Однако транспорт потребляет большое количество различных, в том числе пространственных, ресурсов, а также является источником многих проблем, связанных с воздействием на городскую среду и здоровье населения.

Следует учитывать тот факт, что транспортная сеть, особенно в городах с многовековой историей, не рассчитана на увеличение количества транспортных средств, связанного с усиленной автомобилизацией населения. Это порождает многочисленные транспортные заторы, что усиливает негативное воздействие транспорта на городскую среду и приводит к её деградации [1]. Поэтому на нынешнем этапе развития целью функционирования транспортной системы следует считать удовлетворение социально-экономических потребностей общества в перемещении грузо- и пассажиропотоков, при условии минимизации внешних издержек, связанных как с загрязнением городской среды, так и с вопросами обеспечения безопасности передвижения для всех слоёв общества. Так, например, Парижская декларация 2015 года «Город в движении: в первую очередь - люди» принимает в качестве основной концепции взаимоотношения города и транспорта -«Благоприятные для окружающей среды и человека мобильность и транспорт для системы устойчивого жизнеобеспечения для всех» [2,7].

Учитывая тот факт, что более 90% загрязнения воздушной среды мегаполисов связано с подвижными источниками, управление транспортными потоками играет особую роль в обеспечении экологической безопасности функционирования транспорта. Говоря об управлении транспортными потоками, следует иметь в виду не только оперативное управление движением, но и формирование потоков, а также их качественный и количественный состав

Уже в 2000 году на совещании министров транспорта ЕЭК ООН, по итогам которого была сформулирована «Устойчивая транспортная политика», «свободное» движение

© Баринова Л.Д., Забалканская Л.Э., 2016 г.

автотранспорта в городах отнесено к «нереалистическим ожиданиям», кроме того, было отмечено, что «заторы на дорогах могут наблюдаться даже при оптимальном развитии транспортной инфраструктуры» [3, 8]. Следовательно, особое внимание следует обратить на способы регулирования «транспортного спроса», в том числе влиянию на выбор транспортной модели поведения, который, во многом, определяется этическими ценностями общества и общим уровнем экологической культуры жителей крупных городов.

В этой связи существенную роль играет информационное воздействие на всех членов общества. Все решения от градостроительных и решений по развитию транспортной инфраструктуры до непосредственного управления транспортным средством принимаются человеком. Следует помнить, что именно от этих решений зависит интенсивность проявления факторов негативного воздействия транспорта на городскую среду. Интеллектуальные системы управления также реализуют цели и задачи управления, заложенные в них создателями.

Методы информационного воздействия носят неявный характер и могут применяться как в мотивационном, так и в информационном управлении. В данной работе большее внимание обратим мотивационное управление. Желаемое поведения субъектов управления обеспечивается совместным применением механизмов экономического стимулирования и информационными воздействиями, направленными на изменение мотивации.

Основополагающую роль в изменении мотивации играют этические нормы поведения, которые формируются, в том числе, и в процессе развития и обучения. Ценности устойчивого развития, такие как баланс экономического развития, социальной справедливости и экологического равновесия должны стать не лозунгом, а общепринятыми этическими ценностями. Ключевую роль при этом играет воспитание на их основе новых поколений. В связи с этим все образовательные программы должны быть направлены на выработку новой модели взаимоотношений человека с окружающей средой. То есть экологическое образование должно способствовать появлению нового мировоззрения, в котором человек воспринимает себя как часть биосферы земли, а не рассматривает природную среду только в качестве ресурсной базы для собственного развития [4, 137].

Необходимо сформировать чувство ответственности каждого индивида за состояние окружающей природной среды на основе поэтапного освоения научных основ экологии. При этом соответствующие образовательные программы должны активно применять принципы психологического влияния на обучаемых (принципы «дефицита», «контраста», «взаимности», «последовательности» [5]). Получаемые знания о закономерностях существования живой природы о месте и роли человека в ней призваны формировать чувство благодарности к природе за всё, что она делает для каждого из нас (принцип «взаимности» или «благорасположения»). Контраст между вызванными антропогенным воздействием негативными изменениями всех компонентов биосферы, влияющими, в том числе на состояние здоровья человека, и возможным состоянием окружающей природной среды в результате снижения этого воздействия, а также роль человека в восстановлении утраченных экосистем, поддержании необходимого для самовосстановления условий их существования формирует чувство ответственности за состояние природы. Принцип «последовательности» помогает начать активные действия по гармонизации отношения с окружающей природной средой с малых шагов, являющихся основой для дальнейшего продвижения по этому пути.

Основным результатом экологического образования должна являться активная позиция, порождающая осознанную деятельность по ограничению негативного воздействия на окружающую среду во всех сферах деятельности от профессиональной до решения бытовых вопросов, в том числе и связанных с выбором наиболее устойчивого типа транспортного поведения.

Однако следует помнить, что только образовательные программы неспособны обеспечить более «экологически дружественное» поведение. Особенностью жизни человека в настоящее время, и прежде всего это касается жителей крупных городов,

является существование в условиях достаточно агрессивных информационных воздействий и активный обмен информацией. Потребность следовать новым этическим нормам должна быть не только декларирована, но и активно поддерживаема в информационной среде, которая играет особую роль в жизни современного человека. Таким образом, необходимо принимать меры по управлению информационным пространством направленные на достижение целей экологически устойчивого развития мегаполиса и его транспортной системы в частности.

Пропаганда ценностей устойчивого развития в различных информационных источниках также должна основываться на повышении осведомлённости общества о возможности каждого жителя города влиять на состояние городской среды, при этом принципы психологического воздействия необходимо использовать настолько же активно, как они применяются в рекламе различных товаров и услуг. Так, например, «эковождение» способно стать тем небольшим шагом, с которого начнётся более осознанное транспортное поведение горожан (принцип последовательности). Для этого водители должны быть осведомлены о преимуществах, которые оно даёт - экономия моторного топлива, снижение выбросов отработавших газов, повышение безопасности, продление срока службы автомобиля (что в свою очередь также косвенно будет способствовать как сохранению ресурсного потенциала, так и снижению негативного воздействия на окружающую природную среду). Причём эта информация может быть донесена до субъектов информационного воздействия как с помощью соответствующих программ в СМИ, учёбные программы на курсах обучения вождению, так и с использованием социальной рекламы, которая также должна применять принципы психологического воздействия (принцип «авторитета», принцип «контраста» и т.д.)

Следуя принципу «последовательности действий», следующим шагом к выбору более устойчивого транспортного поведения можно считать отказ от автомобиля для преодоления небольших расстояний в пользу пешего передвижения или использования немоторизованных транспортных средств. Этому также должны способствовать рекламные компании, по принципу «дефицита» обращающие внимание на снижающее качество атмосферного воздуха в городах под воздействием автотранспорта, а, следовательно, его возрастающую ценность, а также по принципу «контраста» показывающие возможности организации более «дружественного» для человека городского пространства при снижении интенсивности транспортных потоков. Необходимо также организовывать различные общественные акции, способствующие выбору более устойчивого транспортного поведения, приводящие к измеряемым улучшениям городской среды и доводить эти конкретные факты до сведения широкой общественности. Например, закрывая на один день движения автотранспорта на какой-либо улице или даже в некоторой части города для проведения праздничных мероприятий можно сравнить уровни шума и уровень загрязнения воздуха при наличии транспортных потоков и их отсутствии. Очевидно, что для большинства мероприятий шумовое воздействие будет существенно ниже, а качество воздуха в зоне дыхания человека существенно выше.

И, наконец, необходимо не только развивать систему общественного транспорта, делать её более удобной и комфортной для пассажиров, но и активно рекламировать её преимущества для общества в целом и для каждого человека (снижение потребления ресурсов, в том числе пространственных, удельных выбросов, повышение безопасности передвижения и т.д.) При этом рекламные ролики могут не только призывать к использованию общественного транспорта, но и в игровой форме описывать ситуации, когда коллективные действия являются более эффективными, косвенно используя принцип «социального доказательства».

Следует также обратить внимание на то, что в коммерческой рекламе недопустимо устанавливать приоритет менее экологически устойчивых способов передвижения относительно более экологически устойчивого (например, приоритет личного автотранспорта в сравнении с общественным транспортом).

Очевидно, что информационная среда играет огромную роль в жизни современного человека и, значит, методы информационного воздействия, способствующие формированию новых стереотипов поведения, соответствующих целям устойчивого развития, способны внести свой вклад в переход городской мобильности к устойчивым, в том числе и экологически устойчивым формам. Основной задачей информационного воздействия является повышение экологической культуры общества, что особенно важно, учитывая тот факт, что все решения, начиная с управления непосредственно транспортным средством до решений по управлению развитием транспортной системы, принимаются людьми и во многом зависят как от их знаний, так и этических установок, позволяющих или не позволяющих перейти к устойчивому развитию городов.

Литература

1. Баринова Л. Д., Забалканская Л.Э., Основные принципы управления транспортными потоками мегаполисов с экологической точки зрения // «Управление экономическими системами», электронный научный журнал № 11(2)2015, URL: http://xmadxhv.uecs.ru/teoriya-upravleniya/item/3 888-2015-12-30-13-41-04

2. Парижская декларация «Город в движении: в первую очередь - люди» // официальный сайт UNECE [Электронный ресурс]. - URL: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/thepep/Publications/ 2015/Paris_Declaration_in_Russian_final.pdf

3. Европейская Конференция Министров Транспорта, неофициальный перевод с английского, Устойчивая Транспортная Политика [CEMT/CM(2000)1/FINAl] // бесплатная электронная библиотека. - URL: http: //www.konf.x-pdf. ru/19transport/548982-1 -evropeyskaya-konferenciya-ministrov-transporta-heoficialniy-perevod-angliyskogo-ustoychivaya-transportnaya-politika-cem.php

4. Новая парадигма развития России (Комплексное исследование проблем устойчивого развития), под. Ред. В.А.Коптюга, В.М.Матросова, В.К.Левашова. М.: издательство «Академия», Иркутск: РИЦГП «Облинформпечать». 200 г., 460 с.

5. Р.Чалдини, Психология влияния // Электронная версия книги. -URL: http://www.oculus.ru/ stat.php?id= 106&gl= 11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.