УДК 658.51
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ СОВРЕМЕННОГО ГРУЗОВОГО АЭРОПОРТОВОГО КОМПЛЕКСА
Е. С. Морозевич, Ю. В. Галкина Научный руководитель - А. В. Кукарцев
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Определена роль информационных технологий в управлении авиапредприятиями. Рассмотрен стандарт e-freight как инструмент сопровождения воздушных грузоперевозок и оформления документооборота в электронном виде. Определены результаты от внедрения данной технологии, а также от автоматизации бизнес-процессов авиапредприятий в целом.
Ключевые слова: информационные технологии, технология e-freight, автоматизация управления бизнес-процессами, грузовые авиаперевозки, транзитный хаб.
ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN BUSINESS PROCESS MANAGEMENT
OF A MODERN CARGO AIRPORT
E. S. Morozevich, J. V. Galkina Scientific Supervisor - A. V. Kukartsev
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected]
In article the role of information technologies in management of airlines is defined. The e-freight standard as the instrument of maintenance of air freights and registration of document flow in electronic form is considered. Results from introduction of this technology and automation of business processes of airlines in general are defined.
Keywords: information technologies, e-freight technology, automation of management of business processes, freight air transportation, transit hub.
В условиях рыночной экономики наиболее актуальной становится проблема управления процессами грузового аэропортового комплекса. Несмотря на крайне низкий рост показателя грузооборота мировых авиакомпаний в 2015 году, который вызван состоянием мировой экономики, прогнозные значения объёма рынка грузовых авиаперевозок по развитию в перспективе до 2025 года составляют примерно 5,4-7,1 %.
Сегодня место грузовой авиации в транспортной системе государства весьма мало в силу того, что предполагает высокие затраты на транспортировку грузов, и, как следствие, сокращение числа потребителей данной услуги. Удорожание стоимости авиационной перевозки груза зависит от расстояния перевозки, его объёма, специфики обработки на грузовом авиатерминале и т. д. Одним из способов её сокращения является рационализации движения грузопотоков по территории терминала, а также увеличение скорости обработки проходящих грузов, что в свою очередь непременно зависит от эффективности управления бизнес-процессами грузового аэропортового комплекса.
В настоящее время эффективность развития любого предприятия определяется степенью его автоматизации управления бизнес-процессами и обеспеченности новейшими информационными системами. Основной тенденцией мировых аэропортов является наращивание притока инвестиций в информационные решения, которые по прогнозам специалистов составят порядка 15 млрд долларов в 2016 году [1].
Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»
Внедрение 1Т-решений выступает инструментом, который позволяет улучшить координацию и контроль всех видов деятельности авиапредприятия, ускорить решение различных производственных задач, сократить число внештатных ситуаций, повысить степень рационального использования ресурсов на авиапредприятии. В основу работы программ автоматизации управления воздушных грузовых терминалов заложены определённые принципы. Во-первых, рост воздушных сообщений, создание альянсов авиаперевозчиков, повышение в разы интенсивности работы аэропортов-хабов привели к увеличению не только грузовых, но и информационных потоков, которые непрерывно циркулируют между участниками авиаперевозки. Во-вторых, ввиду глобализации воздушного пространства, к типу и регламенту входных и выходных данных предъявляются дополнительные требования в части соответствия законодательству. В-третьих, важно обращать внимание на сложность структуры авиатерминала, наличие большого количества взаимодействующих служб, а также взаимосвязи с организациями, которые обеспечивают различные виды деятельности грузового аэропортового комплекса.
Наличие высокой конкуренции на рынке воздушных грузоперевозок является мотивирующим фактором для авиакомпаний, который побуждает, с одной стороны, искать решения по минимизации сроков доставки грузов, издержек на оформление и сопровождение перевозки, а с другой стороны делать процедуру для её пользователей более простой и понятной, усиливать степень безопасности и достоверности данных для государственных органов власти [4].
E-freight является международным стандартом по сопровождению грузовых авиаперевозок и оформлению электронной документации. Данная технология разработана и рекомендована к использованию Международной ассоциацией воздушного транспорта (1ЛТЛ), подразумевает интеграцию всех участников транспортировки и органов власти в единую систему [5].
Поскольку в настоящее время наблюдается стагнация внутреннего российского рынка грузовых авиаперевозок, фактором его дальнейшего роста является увеличение транзитных международных грузопотоков в воздушном пространстве России, через которое проходят наиболее загруженные мировые транзитные маршруты между Северной Америкой, Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Однако сегодня зарубежные перевозчики выстраивают маршруты перевозки таким образом, чтобы сократить использование воздушной зоны нашего государства. Громоздкая и продолжительная процедура оформления грузов на границе приводит к сокращению эффективности работы аэропортовых комплексов и авиакомпаний, соответственно и отражается на их расходах ввиду снижения оборачиваемости воздушных судов, а также увеличению расходов на наземный хендлинг, увеличению задержек вылетов воздушных судов из-за неправильного заполнения документации или её недостачи.
Внедрение технологии e-freight становится необходимым условием для повышения конкурентоспособности отрасли на мировом рынке грузовых авиаперевозок и их роста в воздушном пространстве России. К тому же, по прогнозам ИАТА, 20 бумажных документов, замененных на электронный формат, помогут сэкономить около 7800 тонн бумаги в год или 64 % от общего текущего объёма информации на бумажных носителях, а также снизить таможенные штрафы за неправильные записи данных на 25 % [2].
Таким образом, основными эффектами от использования данного стандарта являются:
- сокращение затрат на обработку грузов (суммарная годовая экономия в мировой отрасли до 5,8 млрд дол.);
- отправка документации до самой перевозки;
- ускорение обслуживания грузоперевозки (время принятия решения по выпуску воздушного судна около 10 минут);
- повышение точности и надежности информации (однократный ввод исходных данных о грузе);
- прозрачность бизнес-процессов (отслеживание перевозки в режиме реального времени);
- интеграция в мировое сообщество [3].
В 2015 году с использованием технологии e-freight таможенным постом Аэропорт Красноярск было оформлено практически в два раза больше рейсов, чем за 2012-2014 гг. Использование данной программы делает не только процесс оформления документов удобным для физических и юридических лиц, также он способствует наращиванию мощности и позиционированию Красноярского края как современного логистического оператора транспортных услуг [4].
В целях обеспечения функционирования технологии e-freight грузовые аэропортовые комплексы внедряют современные системы управления бизнес-процессами авиапредприятий, которые позво-
ляют эффективно организовать взаимодействие участников авиаперевозки и государственных органов власти по различным аспектам деятельности. Автоматизированные системы управления грузовым авиатерминалом имеют широкий спектр программной реализации на современном IT-рынке [5]. Кроме того, автоматизация различных бизнес-процессов грузового аэропортового комплекса посредством использования современных информационных систем позволяет нарастить грузопоток, оптимизировать проведение наземных операций, повысить коммерческую загрузку воздушных судов, сократить расходы организаций в процессе организации авиаперевозки, повысить качество предоставляемых услуг и т. д.
Библиографические ссылки
1. Инвестиции аэропортов в ИТ-решения [Электронный ресурс]. URL: http://www.ato.ru/press-releases/investicii-aeroportov-v-it-resheniya-dostignut-87-mlrd-v-2015-godu?sea= 19192 (дата обращения: 27.03.2016).
2. E-freight - finally going electronic [Электронный ресурс]. URL: https://www.swissworldcargo. com/web/EN/about_swiss/eFreight/Pages/eFreight.aspx (дата обращения: 05.04.2016).
3. E-freight fundamentals [Электронный ресурс]. URL: https://www.iata.org/whatwedo/cargo/e/ efreight/Documents/e-freight-fundamentals.pdf (дата обращения: 07.04.2016).
4. Кукарцев А. В., Яшкин В. И. Анализ инструментов управления бизнес-процессами современного предприятия // Вестник СибГАУ. 2011. № 3(36). С. 218-223.
5. Кукарцев А. В. Обзор практики внедрения процессного подхода к управлению на российских предприятиях // Вестник СибГАУ. 2007. № 4(17). С. 149-152.
© Морозевич Е. С., Галкина Ю. В., 2016