Научная статья на тему 'Роль информационных технологий в развитии современной лингвистики'

Роль информационных технологий в развитии современной лингвистики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
837
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лингвистический корпус / машинный перевод / лингвистический анализ / речевые данные / искусственный интеллект / языковые категории / компьютерное моделирование / лексикография / лингвистическая статистика

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ринат Фаритович Бурнашев, Фарина Хуршедовна Курбанова

Основная цель этой научной статьи рассмотреть различные аспекты применения информационных технологий в лингвистических исследованиях и показать их значимость для развития лингвистической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль информационных технологий в развитии современной лингвистики»

Роль информационных технологий в развитии современной лингвистики

Ринат Фаритович Бурнашев rinat.burnashev@inbox.ru Фарина Хуршедовна Курбанова kurbanovafarina23@gmail. com Самаркандский государственный институт иностранных языков

Аннотация: Основная цель этой научной статьи - рассмотреть различные аспекты применения информационных технологий в лингвистических исследованиях и показать их значимость для развития лингвистической науки.

Ключевые слова: лингвистический корпус, машинный перевод, лингвистический анализ, речевые данные, искусственный интеллект, языковые категории, компьютерное моделирование, лексикография, лингвистическая статистика

The role of information technologies in the development of

modern linguistics

Rinat Faritovich Burnashev rinat.burnashev@inbox.ru Farina Khurshedovna Kurbanova kurbanovafarina23@gmail. com Samarkand State Institute of Foreign Languages

Abstract: The main purpose of this scientific article is to consider various aspects of the use of information technologies in linguistic research and to show their importance for the development of linguistic science.

Keywords: linguistic corpus, machine translation, linguistic analysis, speech data, artificial intelligence, language categories, computer modeling, lexicography, linguistic statistics

Лингвистические исследования - это совокупность научных методов исследования языка, его структуры, функционирования и развития. Эта область знаний исследует языки, как воспринимаемые, так и производимые человеком, а также изучает языковые системы и их функционирование в различных контекстах.

Современные информационные технологии имеют особое значение для лингвистических исследований и стали всё более популярными в этой области в последние годы. С развитием компьютеров и вычислительных мощностей существенно увеличилось количество данных, которые можно использовать в лингвистических исследованиях, а также возможности их анализа.

Одной из главных областей, в которых применяются информационные технологии в лингвистических исследованиях, является корпусная лингвистика. Корпус - это большой набор текстов, собранный и проанализированный на компьютере. Корпусные данные могут быть представлены как национальными, так и международными корпусами, а также специально собранными корпусами, которые содержат тексты, собранные в рамках конкретного лингвистического исследования.

Корпусные исследования являются способом изучения языка на основе анализа большого объема релевантных текстовых данных. Использование корпусных данных позволяет получать более точную статистику по определенным вопросам, выполнять сравнительный анализ и изучать языковые тенденции в большом масштабе.

Существует несколько программных средств для работы с корпусами, таких как Sketch Engine, AntConc, WordSmith, TextSTAT и др. Они предоставляют инструменты для фильтрации и выборки нужной информации, анализа текста, построения статистики и многое другое. Например, эти программы позволяют искать определенное слово или выражение, находить классы слов по определенным критериям, рассчитывать статистические параметры для текста, определять частотность использования слов и т.д.

Использование корпусных данных в лингвистике позволяет выявлять закономерности в языке, изучать специфику использования языка в разных контекстах (например, в разных жанрах или в разных культурах). Кроме этого, корпусные исследования могут помочь в создании словарей, грамматик и других лингвистических ресурсов, что является особенно полезным для разработки программных приложений, например, машинного перевода.

Таким образом, использование корпусных данных и программных средств анализа в корпусной лингвистике является эффективным способом изучения языка в большом масштабе и может привести к новым открытиям в лингвистической науке.

Современные информационные технологии оказывают значительное влияние на лингвистику и обработку естественного языка (Natural Language Processing, NLP). Одной из самых распространенных и значимых технологий является машинный перевод, который позволяет быстро и эффективно

переводить тексты с одного языка на другой при помощи специальных компьютерных программ.

Существует множество программ лингвистического анализа, которые обслуживаются этими технологиями. Они обрабатывают различные аспекты языка, включая лексику, грамматику, синтаксис, семантику и дискурс.

Одна из наиболее известных программ лингвистического анализа - это WordNet, который представляет собой большую базу данных английских слов и их смысловых отношений. Другие программы NLP - это анализаторы частей речи, анализаторы зависимостей, анализаторы синтаксических деревьев, анализаторы семантической роли и многие другие.

Технологии NLP также находят широкое применение в области компьютерных игр и виртуальной реальности, где они позволяют создавать более реалистичные диалоги между игроками и виртуальными персонажами, а также более точно обрабатывать речевые команды и действия.

В целом, современные информационные технологии стали незаменимым инструментом в лингвистике и NLP, обеспечивая быстрый и эффективный анализ больших объемов языковых данных и их обработку.

Современные информационные технологии играют важную роль в обработке речевых данных и развитии искусственного интеллекта в лингвистике. Одной из ключевых технологий в этой области является распознавание речи (Speech Recognition, SR), которое позволяет компьютеру обрабатывать и интерпретировать речевые данные, преобразовывая их в текстовую форму.

Системы распознавания речи могут быть использованы для создания голосовых помощников, диктовки текстов, управления умным домом и т.д. Они могут работать как в режиме онлайн, так и офлайн и могут быть обучены конкретному пользователю.

Искусственный интеллект в лингвистике также используется для развития автоматического перевода, генерации текстов, классификации текстов, анализа тональности и многих других задач. Модели искусственного интеллекта могут учитывать контекст, обычаи и сленг, что позволяет создавать более точные и естественные результаты.

Современные информационные технологии в лингвистике способствуют созданию широких возможностей для функциональности понимания, обработки и анализа различных языковых проявлений. Это открывает новые горизонты в лингвистике и обработке естественного языка и существенно улучшает качество общения и взаимодействия между людьми разных языков и культур.

Современные информационные технологии имеют широкое применение в различных областях лингвистических исследований. В частности, они

позволяют исследовать языковые категории и стилистические особенности текстов.

С использованием текстовых корпусов и программных средств компьютерной лингвистики, исследователи могут проводить качественный и количественный анализ языковых данных. Текстовые корпуса содержат большие массивы текстовых данных, исключающие случайности и объективизирующие процессы анализа и интерпретации языковых объектов.

Исследователи могут использовать информационные технологии для автоматического анализа текстов на предмет частей речи (таких как существительные, глаголы, прилагательные), их синтаксических структур, лексических связей, стилистических особенностей и др. В результате, исследователи могут получать надежные и точные результаты, сокращая затраты времени и увеличивая точность исследований.

Информационные технологии могут быть также использованы для исследования стилистических особенностей текстов. Анализаторы тональности могут помочь автоматически определять оттенок текста, мнение автора и целевую аудиторию. Это может быть полезно, например, в сфере маркетинга и рекламы, а также в изучении литературы и культуры.

Кроме того, компьютерные модели могут помочь исследователям создать искусственные языки или знаковые системы, которые могут быть использованы в различных целях, таких как создание новых языковых структур или системы знаковой коммуникации.

В целом, применение информационных технологий в лингвистике позволяет исследователям проанализировать различные аспекты языка более точно и эффективно, помогая преодолеть многие традиционные ограничения и улучшить различные области лингвистических исследований.

Компьютерное моделирование языковых процессов - это одна из важнейших областей применения современных информационных технологий в лингвистике.

Моделирование языковых процессов позволяет исследовать, как люди обрабатывают, запоминают и произносят слова, как они организуют их в предложения и как они взаимодействуют в различных контекстах. Эти процессы являются сложными и динамическими, и компьютерное моделирование позволяет научиться лучше понимать их.

Компьютерные модели могут быть использованы для анализа данных на уровне индивидуального языкового развития, это особенно ценно в исследовании второго языка. Также моделирование может помочь в создании программ и курсов по обучению иностранным языкам.

Одним из примеров приложения информационных технологий в моделировании языковых процессов является создание компьютерных моделей

для изучения языковой обработки у пациентов с расстройством языка, такими как брокова афазия и другие. Эти компьютерные модели помогают лучше понять механизмы их языковых нарушений и разработка более эффективных методов лечения.

Компьютерное моделирование языковых процессов также используется для исследования межъязыковых связей - анализ и сопоставление грамматических, фонетических и лексических особенностей разных языков. Такие исследования могут помочь лучше понять общие закономерности языка, а также различия и аспекты межъязыковой коммуникации.

В целом, применение информационных технологий в моделировании языковых процессов дает возможности получать новые знания о процессах, связанных с пониманием языка и его использованием, что может существенно улучшить наше понимание процесса языковой коммуникации, обучения языку и развития языкового мышления.

Применение информационных технологий в лексикографии и лингвистической статистике является одной из наиболее важных областей в лингвистических исследованиях.

В лексикографии, информационные технологии используется для создания электронных словарей и лексиконов, которые содержат современный язык в различных его проявлениях. Словари можно пополнять с помощью корпусных данных и новые слова могут добавляться автоматически. Это позволяет создавать словари, которые более точно отражают вариативность языка и могут быть обновлены по мере его эволюции.

Использование информационных технологий в лингвистической статистике позволяет исследователям анализировать языковые данные количественно. С помощью программных инструментов и алгоритмов, лингвисты могут анализировать большие массивы данных и выделять значимые корреляции, тренды и закономерности в использовании языка.

Например, компьютерные программы могут использоваться для построения графиков и диаграмм, которые демонстрируют, как употребление конкретного слова изменяется во времени или какой процент текста занимает определенная часть речи. Такой анализ может помочь лингвистам лучше понимать структуру языка, его развитие и применение в реальной жизни.

Важной задачей лингвистической статистики является также создание и оценка компьютерных моделей, использующих статистические данные для прогнозирования языковых явлений. Это может быть полезно, например, для определения возможных ошибок в переводе или для автоматической обработки больших объемов контента, таких как новости, социальные сети и др.

Таким образом, применение информационных технологий в лексикографии и лингвистической статистике позволяет лингвистам более эффективно и точно анализировать языковые данные и создавать более полные и точные модели языка. Это приводит к значительным преимуществам для исследователей, переводчиков, обработки естественного языка и других областей, в которых используется язык.

Использование информационных технологий в лингвистических исследованиях имеет множество преимуществ.

Во-первых, применение информационных технологий в лингвистике позволяет получать более точные и быстрые результаты. Компьютерные программы могут проводить анализ текстов на предмет грамматических и лексических характеристик, обрабатывать большие объемы данных и выделять свойства текста, которые сложно заметить вручную. Это позволяет ускорить процесс анализа и получить более точные и обширные результаты.

Во-вторых, информационные технологии позволяют автоматизировать анализ большого объема данных. Текстовые корпуса, которые содержат огромное количество текстов, могут быть обработаны быстро и эффективно с помощью информационных технологий.

Например, можно использовать алгоритмы машинного обучения, которые автоматически извлекают определенные паттерны в текстах, или анализаторы тональности, которые помогают определить эмоциональный окрас текста.

В-третьих, улучшение качества и точности лингвистических исследований за счет использования компьютерной технологии для анализа данных, что позволяет снизить вероятность ошибок, упростить процесс проверки гипотез и получение более точных результатов.

Использование информационных технологий играет важную роль в развитии современной лингвистики. Оно предоставляет исследователям большое количество инструментов и возможностей для изучения и анализа языковых явлений. Благодаря использованию информационных технологий, исследователи могут получать более точные и быстрые результаты исследований, а также работать с большим объемом данных.

В будущем применение информационных технологий в лингвистике будет продолжать развиваться, в том числе и в новых направлениях, таких как обработка естественного языка (Natural Language Processing), машинное обучение (Machine Learning) и искусственный интеллект (Artificial Intelligence). Таким образом, информационные технологии будут продолжать играть важную роль в исследовании языковых явлений и вкладывать в развитие лингвистической науки.

Использованная литература

1. Бурнашев Р. Ф., Аламова А. С. Роль нейронных сетей в лингвистических исследованиях //Science and Education. - 2023. - Т. 4. - №. 3. - С. 258-269.

2. Бурнашев Р.Ф. и др. Роль экспертных систем в лингвистических исследованиях //Science and Education. - 2023. - Т. 4. - №. 3. - С. 941-950.

3. Аламова А. С., Бурнашев Р. Ф. Контент-анализ как инструментарий квантитативной лингвистики при изучении художественных текстов //Science and Education. - 2022. - Т. 3. - №. 12. - С. 1188-1200.

4. Бурнашев Р.Ф., Аламова А.С. Квантитативная лингвистика и искусственный интеллект //Science and Education. - 2022. - Т. 3. - №. 11. - С. 13901402.

5. Бурнашев Р.Ф., Бурнашева Ф.С., Норжигитова Ш.А. Нейролингвистическое программирование как инструмент информационно-психологического манипулирования // ЕВРОПА, НАУКА И МЫ: сборник научных публикаций международной научно-практической конференции. -Издательство «Education and Science» Чехия, Прага. - 2020. - С. 85-87.

6. Сайфуллаева С. О., Бурнашев Р. Ф. Роль англицизмов в современном молодежном жаргоне //Science and Education. - 2023. - Т. 4. - №. 1. - С. 1237-1250.

7. Бурнашев Р.Ф., Ахророва Ф.Р. Роль информационных технологий в определении частотных характеристик объектов //Science and Education. - 2022. -Т. 3. - №. 11. - С. 571-582.

8. Бурнашев Р. Ф., Фаррухова Ф. Ш. Лингвистический корпус как база для организации информационного поиска //Science and Education. - 2021. - Т. 2. - №. 3.

9. Бурнашев Р. Ф., Мирзаева А. Б. Контент-анализ как инструментарий квантитативной лингвистики //Science and Education. - 2022. - Т. 3. - №. 12. - С. 1201-1210.

10. Бурнашев Р. Ф., Мустафина А. Д. Синтаксический анализ как инструментарий квантитативной лингвистики //Science and Education. - 2022. - Т. 3. - №. 12. - С. 1211-1220.

11. Насырова Г. Н., Амонова Ш. Х., Бурнашев Р. Ф. Обзор современных сервисов и программного обеспечения квантитативной лингвистики //Science and Education. - 2022. - Т. 3. - №. 12. - С. 450-462.

12. Мансур Ж. Д. Н. З., Саттарова А. Т., Бурнашев Р. Ф. Роль лингвистических корпусов в создании и совершенствовании систем машинного перевода //Science and Education. - 2022. - Т. 3. - №. 2. - С. 1348-1358.

13. Мардиева Р. А. и др. Обучение иностранным языкам с помощью IT технологий //Science and Education. - 2022. - Т. 3. - №. 6. - С. 1173-1180.

14. Бурнашев Р. Ф., Ахадова Ш. С., Нематуллаева Н. Б. К вопросу об особенностях лингвистических корпусов второго и третьего поколений //ЕВРОПА, НАУКА И МЫ: сборник научных публикаций международной научно-практической конференции.-Издательство «Education and Science» Чехия, Прага. - 2021. - С. 77-79.

15. Бурнашев Р. Ф., Болтаева Н. С., Абилова К. М. Применение лингвистических корпусов для определения сложности текста //ЕВРОПА, НАУКА И МЫ: сборник научных публикаций международной научно-практической конференции.-Издательство «Education and Science» Чехия, Прага.

- 2021. - С. 79-82.

16. Бурнашев Р. Ф., Нематуллаева Н. Б., Худоярова П. Н. Роль лингвистических корпусов в научных исследованиях //SCIENCE AND EDUCATION: сборник научных публикаций международной научно-практической конференции. - Турция, Анталия. - 2021. - С. 126-128.

17. Бурнашев Р. Ф., Фаррухова Ф. Ш. Особенности использования облачных технологий в современных условиях //Science and Education. - 2021. - Т. 2. - №. 3.

- С. 200-205.

18. Бурнашев Р.Ф., Бурнашева Ф.С., Аббасова З.Р., Абдусалямова Т.А. Информационные технологии как фактор повышения эффективности организации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений // Проблемы развития высоких технологий. Том 2: сборник статей Девятнадцатой международной научно-практической конференции «Высокие технологии в индустрии и экономике». 20-22 мая 2015 года, Санкт-Петербург. Россия / научные редакторы Кудинов А.П., Кудинов И.А., Крылов Б.В. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2015. - С 14-17.

19. Бурнашев Р. Ф., Бурнашева Ф. С., Тамаева Д. Р. Роль новых информационных технологий в преобразовании социума на пороге информационного общества //Science and Education. - 2020. - Т. 1. - №2. 3. - С. 250254.

20. Бурнашев Р. Ф., Бурнашева Ф. С., Абдувохидова Ш. А. Становление и развитие теоретической инноватики на современном этапе //Science and Education. - 2020. - Т. 1. - №. 2. - С. 173-178.

21. Бурнашев Р. Ф., Бурнашева Ф. С. Разработка модели инновационного развития информационно-образовательной среды высшего учебного заведения //Технологическое образование и устойчивое развитие региона. - 2012. - Т. 1. -№. 1-1. - С. 80-87.

22. Муминова О.М., Бурнашев Р.Ф. Реализация проектно-поискового метода в организации самостоятельной работы студентов //Инновация. - 2008. -Т. 2008. - С. 59.

23. Бурнашева Ф. С., Бурнашев Р. Ф., Сеит-Энон М. А. Эффективные методы организации самостоятельной работы студентов с использованием информационно-коммуникационных технологий //Инновация. - 2007. - С. 71.

24. Бурнашев Р. Ф., Бурнашева Ф. С., Иршодова И. А. Использование электронных образовательных ресурсов для повышения эффективности самостоятельной работы студентов //Технологическое образование и устойчивое развитие региона. - 2014. - Т. 1. - №. 1-1. - С. 220-224.

25. Бурнашев Р. Ф., Убайдуллаева У.А., Сайдуллаева З.Л. Цифровая трансформация образовательного процесса и цифровая дидактика //Science and Education. - 2022. - Т. 3. - №. 1. - С. 345-350.

26. Бурнашев Р.Ф., Турсунова Ф.Ж., Оганян С.С. Роль современных педагогических и цифровых технологий в системе образования //Science and Education. - 2022. - Т. 3. - №. 1. - С. 339-344.

27. Бурнашев Р.Ф., Инкачилова А.М., Нематуллаева Н.Б. Роль цифровизации образовательного процесса в формировании цифровой образовательной среды. // Сборник научных трудов по материалам XXXVIII Международной научно-практической конференции «Наука. Образование. Инновации» (Россия, Анапа, 12 января 2022 г.). - Анапа: Изд-во «НИЦ ЭСП» в ЮФО, 2022. ISBN 978-5-95283-768-3. - С. 115-121.

28. Бурнашева Ф. С. и др. Психологические особенности общения в открытых информационных системах //Science and Education. - 2020. - Т. 1. - №. 2. - С. 364-367.

29. Бурнашев Р. Ф. и др. Информационно-коммуникационные технологии как фактор повышения эффективности организации обучения специальным дисциплинам //Непрерывное образование в современном мире: история, проблемы, перспективы. - 2016. - С. 236-239.

30. Бурнашева Ф. С., Бурнашев Р. Ф., Аллаёрова Н. А. Внедрение модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среды для организации самостоятельной работы студентов вузов //Образование. Технология. Сервис. -2015. - Т. 1. - №. 1. - С. 57-62.

31. Бурнашев Р. Ф. и др. Применение современных систем управления контентом (CMS) в системе высшего образования при переходе на модульную систему обучения //Образование. Технология. Сервис. - 2015. - Т. 1. - №. 1. - С. 51-57.

32. Бурнашев Р.Ф., Бурнашева Ф.С. Использование электронных образовательных ресурсов в самостоятельной работе студентов //Образование. Технология. Сервис. - 2014. - Т. 1. - №. 1. - С. 113-117.

33. Бурнашев Р. Ф., Джуракулова С. Ш., Рустамова З. Р. Технология процесса обучения как процедура совместной деятельности преподавателя и студента //Science and Education. - 2022. - Т. 3. - №. 2. - С. 1384-1391.

34. Бурнашев Р. Ф., Бурнашева Ф. С., Арипова Ф. З. Информатика как предметная область инновационной деятельности в организации учебного процесса в современных условиях //Инновационное развитие науки и образования: сборник научных публикаций международной научно-практической конференции (Казахстан, Павлодар. - 2020. - С. 255-257.

35. Бурнашева Ф. С., Бурнашев Р. Ф., Абдусалямова Т.А., Нумонжонова И.Р. Роль прикладных информационных технологий в обучении высшей математике //Образование. Технология. Сервис. - 2015. - Т. 1. - №. 1. - С. 119-125.

36. Джуракулова С. Ш. и др. Методы мониторинга активности пользователя в сети Интернет в целях обеспечения безопасности в киберпространстве //Science and Education. - 2022. - Т. 3. - №. 7. - С. 76-85.

37. Бурнашев Р. Ф., Нематуллаева Н. Б. Особенности информационных образовательных технологий XXI века //Science and Education. - 2021. - Т. 2. - №. 3.

38. Каримова Ш.В. и др. Преимущества мультимедийной дидактики в обучении английскому языку //Science and Education. - 2020. - Т. 1. - №. 3. - С. 670-675.

39. Бурнашев Р.Ф., Абдусамадова Ш.Ш. Особенности организации инклюзивного образования. // Сборник научных трудов по материалам XXX Международной научно-практической конференции «Современное состояние и перспективы развития науки и образования» (Россия, Анапа, 07 января 2022 г.). - Анапа: Изд-во «НИЦ ЭСП» в ЮФО, 2022. ISBN 978-5-95283-765-2. - С. 56-61.

40. Melikova M. N. History of philosophy: textbook //DOI: http://doi. org/10.37057/M_13. - Т. 1.

41. Melikova M. The concept of a harmonically developed personality in the spiritual heritage of Alisher Navoi //European Journal of Research. - 2020. - Т. 5. - №. 1. - С. 29-33.29.

42. Melikova M. Towards a philosophical analysis of Alisher Navoi's heritage //Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. - 2020. - Т. 12. -№. 6. - С. 1112-1116.

43. Меликова М. Н. Развитие культуры и преобразования в области туризма в городах Средней Азии //Innovative processes in economic, social and spiritual spheres of life of society. - 2018. - С. 15-17.

44. Melikova M. N. The concept of wahdad ul wujud in the spiritual heritage of Alisher Navoi //Academicia Globe: Inderscience Research. - 2022. - Т. 3. - №. 3. - С. 1-7.

45. Меликова М. Н. Философский анализ духовного наследия Алишера Навои //Философия и жизнь Международный журнал. - 2022. - №. SI-1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

46. Меликова М. Вопросы исторического познания в духовном наследии Алишера Навои //Общество и инновации. - 2021. - Т. 2. - №. 2. - С. 93-98.

47. Меликова М. К вопросу об исторических ценностях и традициях в национальном самосознании //Fuqarolik jamiyati. Гражданское общество. - 2019. - Т. 16. - №. 1. - С. 73-76.

48. Melikova M. N. A hermeneutic approach to the study of the spiritual heritage of Alisher Navoi //Thematics Journal of Social Sciences. - 2021. - Т. 7. - №. 6.

49. Melikova M. N. Issues of social stratification of society in the writings of Alisher Navoi //International Journal of Philosophical Studies and Social Sciences. -2021. - Т. 1. - №. 2. - С. 15-20.

50. Меликова М. Н. Концепция бытия в духовном наследии Алишера Навои //Falsafa va hayot Xalqaro jurnal. - С. 111.

51. Меликова М. Н. К вопросу взаимозависимости культуры и образования // Интернаука. - 2017. - №. 11-1. - С. 96-97.

52. Меликова М.Н. Культурно-просветительская жизнь в странах Азии //Сборники конференций НИЦ Социосфера. - Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ sro, 2017. - №. 18. - С. 39-42.

53. Меликова М. Н. К вопросу о методах и средствах развития культуры и сохранения традиций в процессе социальных преобразований в странах Азии //Философия в современном мире. - 2017. - С. 132-138.

54. Меликова М. Н. Историческое сознание в контексте патриотического воспитания молодежи //К,адимий Жиззах вохдси-марказий Осиё цивилизацияси тизимида (сиёсий, щтисодий, маданий хдёт). - С. 261.

55. Melikova M. N. The concept of wahdad ul wujud in the spiritual heritage of Alisher Navoi //Academicia Globe: Inderscience Research. - 2022. - Т. 3. - №. 03. - С. 105-111

56. Абдуазизова Д.А., Бурнашев Р.Ф. Психология личности и межличностных отношений в информационном обществе //Science and Education. - 2022. - Т. 3. - №. 11. - С. 974-982.

57. Рустамова Д. Р., Саматова Н. Т., Бурнашев Р. Ф. Классификация современных электронных средств информации //Science and Education. - 2022. -Т. 3. - №. 12. - С. 434-449.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.