Научная статья на тему 'Роль информационных технологий в процессе активизации познавательной деятельности студентов при изучении иностранного языка'

Роль информационных технологий в процессе активизации познавательной деятельности студентов при изучении иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / АКТИВИЗАЦИЯ / COGNITIVE PROCESSES / INFORMATION TECHNOLOGIES / THE METHOD OF MULTIMEDIA PROJECTS / ACTIVIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бреднева Н. А.

Статья посвящена исследованию влияния информационных технологий на когнитивные процессы студентов (восприятие, внимание, мышление, память, речь) в ходе изучения иностранного языка. Автор предлагает методы и средства, стимулирующие познавательную деятельность студентов метод мультимедийных проектов, компьютерные обучающие программы, ресурсы сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of Information technologies in the process of activization of cognitive activity of the students in a course of a foreign language

The article is dedicated to the investigation of Influence of Information technologies on the cognitive processes of the students (perception, attention, thinking, memory, speech) in the process of studying a foreign language. The author offers the methods and means stimulating students' cognitive activity the method of Multimedia projects, the Computer teaching programs, the resources of Internet.

Текст научной работы на тему «Роль информационных технологий в процессе активизации познавательной деятельности студентов при изучении иностранного языка»

7. Egan К. Teaching as storytelling: An alternative approach to teaching and curriculum in the elementary school. Chicago, 1989.

8. Forest H. Storytelling in the Classroom. Concepts and Activities. Режим доступа: http: //www.Eldrbarry.net/roos/sr._defn.htm. Загл. с экрана.

9. Haggarty В. Telling Tales. A Beginner’s Guide to Storytelling. Режим доступа: http://www. eldrbarry.net. Загл. с экрана.

10. Larkin Ch. What is Storytelling? The non-verbal aspects of telling. Режим доступа: http://www. Eldrbarry.net/roos/sr._defn.htm. Загл. с экрана.

11. Me Williams В. Effective Storytelling. A manual for beginners. Режим доступа: http://www. eldrbarry.net. Загл. с экрана.

12. Nunning A. Reconceptualizing the Theory and Generic Scope of Unreliable Narration // Reconceptualizing Trends in Narratological Research. Tours University Press, 1999.

13. Oslon G. Reconsidering Unreliability: Fallible and Untrustworthy Narrators // Narrative. 2003. V. 11. № 1. January.

14. Ronen R, Biberman E. The Truth about Narrative, or: How does Narrative Matter? // Narrative. 2002. V. 10. № 1. January.

Поступила в редакцию 20.08.2008 г.

Ryabova V.A. Storytelling in the Russian and Foreign Methodology. This article concerns different ways of teaching storytelling, applied in Russian and foreign methodology. The author analyzes the main work-stages of creation and presentation of a story and tasks offered by the scientists. She points out their advantages and disadvantages with the purpose of forming her own methodology later.

Key words: storytelling, story, creation of a story, presentation of a story, lexico-grammatical work, stylistic work, skills forming, skills mastering, pattem-text, presentation strategies.

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Н.А. Бреднева

Статья посвящена исследованию влияния информационных технологий на когнитивные процессы студентов (восприятие, внимание, мышление, память, речь) в ходе изучения иностранного языка. Автор предлагает методы и средства, стимулирующие познавательную деятельность студентов - метод мультимедийных проектов, компьютерные обучающие программы, ресурсы сети Интернет.

Ключевые слова: познавательные процессы, информационные технологии, метод проектов, активизация.

В настоящее время назрела острая необходимость поиска эффективных путей и способов активизации познавательной деятельности студентов и интенсификации учебного процесса, улучшения качества иноязычного образования в высшей школе. Среди факторов, способствующих повышению уровня преподавания иностранного языка в вузе, основополагающая роль принадлежит информатизации учебного процесса.

Компьютер и связанные с ним технологии как нельзя лучше отвечают задачам, поставленным перед современной системой образования. Исследования О.И. Агапова,

В. А. Андреева, Л.Н. Бабанина, Т.В. Букреевой, А.А. Вербицкого, В.И. Генецианского, М.А. Данилова, И.Я. Лернера, Е.И. Машби-

ца, Е.С. Полат, Н.Ф. Талызиной, И.А. Цату-ровой и др. свидетельствуют о том, что информационные технологии позволяют осуществлять качественные изменения в организации учебной деятельности, в т. ч. при изучении иностранного языка. Эти изменения касаются не только организации учебного процесса, но и познавательной деятельности обучаемых. Целью нашей статьи является исследование влияния информационных технологий на когнитивные процессы.

Использование мультимедийных средств приводит к переосмыслению традиционных подходов к изучению иностранного языка. Информатизация образования привносит новые методы и средства в процесс обучения. Такой подход к иноязычной подготовке сту-

дентов позволяет повысить качество образования, способствует систематическому формированию иноязычных знаний и навыков.

При изучении иностранного языка в вузе на неязыковых факультетах могут применяться следующие информационные технологии, направленные на организацию деятельности по изучению фонетического, грамматического и лексического материала: метод мультимедийных проектов, обучающие компьютерные программы, ресурсы глобальной сети Интернет и т. д.

Исследования показали, что использование компьютера в учебном процессе оказывает непосредственное воздействие на познавательные процессы - восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Благодаря компьютерной поддержке студент получает возможность зрительно воспринимать информацию. По данным психологических исследований информация, воспринятая таким образом, подлежит более глубокому осмыслению. Здесь большую роль играет соблюдение принципа наглядности, психологической основой которого является учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах. Благодаря использованию в учебном процессе компьютерных программ у студентов создаются чувственные образы. В коре головного мозга появляются дополнительные раздражители, которые влияют на формирование новых связей. «Чем больше анализаторов участвует в процессе восприятия, тем больше образуется в коре головного мозга временных нервных связей, тем больше создается условий для более прочного запечатления этого образа в памяти» [1].

Средства мультимедиа позволяют более полно использовать возможности зрительных и зрительно-слуховых анализаторов обучаемых. Это оказывает влияние, прежде всего, на начальный процесс усвоения знаний - ощущение и восприятие.

Сигналы, воспринимаемые через органы чувств, попадают в сферу абстрактного мышления и подвергаются логической обработке. Чувственные образы включаются в процессы суждения и умозаключения. Это приводит к тому, что мышление студентов становится более насыщенным, глубоким и развитым.

На этапе процесса познания-осмысления поддержка компьютера оказывает положи-

тельное влияние на формирование и усвоение понятий, доказательность и обоснованность суждений и умозаключений, установление причинно-следственных связей.

Использование средств мультимедиа активизирует и мнемические процессы студентов, в частности запоминание. С помощью компьютера происходит автоматическое запоминание активной лексики, произношения, грамматических конструкций.

Значительное влияние на развитие познавательной деятельности обучаемых на занятиях иностранного языка оказывает использование в учебном процессе мультимедийных проектов. Под мультимедийными проектами понимаются практические работы по освоению мультимедийных технологий в образовании, выполняемые по дидактически обоснованным регламенту и методическим указаниям в проблемном поле (тематике) преподаваемых предметов [2].

Исследования показали, что метод проектов позволяет стимулировать все когнитивные процессы - восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь. При такой организации учебного процесса осуществляется перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на самостоятельную познавательную деятельности студента.

В процессе работы над проектом происходит развитие логического мышления. Студент извлекает нужную ему информацию из различных источников. Чтобы ее обработать -выделить главное, структурировать - необходимо иметь навыки логического анализа текста. Развитие логического мышления происходит с помощью создания структурно-логических схем. Студент составляет логический план проекта, отбирает нужную информацию, анализирует ее, структурирует, разбивает на отдельные смысловые блоки и выстраивает в соответствии с логикой выступления.

В процессе работы с мультимедийными технологиями у студентов формируется алгоритмический стиль мышления. Под алгоритмическим стилем мышления понимают систему мыслительных действий и приемов, направленных на решение теоретических и практических задач, результатом которого являются алгоритмы как специфические продукты человеческой деятельности [3]. При создании мультимедийного проекта сту-

дент сам составляет для себя алгоритм действий и реализует проект в соответствии с этим алгоритмом.

Алгоритмический стиль мышления способствует созданию у студентов оперативного мышления, под которым подразумевают процесс решения практических задач, приводящий к созданию у человека мыслительной модели предполагаемой совокупности действий - плана операций - с реальными объектами и процессами. Характерными признаками оперативного мышления являются логические умения структурирования информации, динамического распознавания ситуации, формирование алгоритмов принятия решения и его реализации [3]. В процессе анализа и структурирования информации у студента постепенно появляется план действий, операций. Модель проекта создается сначала мысленно, затем реализуется на практике.

Работая над созданием проекта, студент приобретает самостоятельность мышления. Он учится самостоятельно отбирать информацию, выделять главное, анализировать, принимать решения, брать на себя ответственность за исполнение проекта.

При использовании в учебном процессе компьютерных программ обучение осуществляется в интерактивном режиме. При таком подходе активность педагога уступает место активности обучаемых. Происходит обеспечение обратной связи, которая играет важнейшую роль в активизации познавательной деятельности. «С помощью обратной связи всякое отклонение приспособительного эффекта от константного или заданного уровня порождает целый ряд новых приспособительных реакций до тех пор, пока не установятся адекватные отношения между результатом акта и исходным намерением, отраженным в акцепторе действия. Обратная связь способствует формированию условных рефлексов, на основе которых происходит автоматизация действий» [4]. Получение сигнала со стороны компьютера о мере полезности действия обеспечивает постоянное внимание студента к выполняемой деятельности, стимулирует мыслительные процессы. Интерактивность становится средством повышения познавательной активности студентов.

Использование в учебном процессе компьютерных обучающих программ позволяет в полной мере реализовать дидактический принцип наглядности, который является важнейшим для стимуляции познавательной деятельности студентов при изучении иностранного языка. Сочетание звука, цвета, графики, возможность использования видео-и аудиоматериалов одновременно значительно активизирует восприятие материала и способствует развитию мышления от конкретного к абстрактному.

Таким образом, представляется очевидным, что организация обучения иностранному языку с использованием информационных технологий (метод мультимедийных проектов, компьютерные обучающие программы, ресурсы сети Интернет) позволяет не только активизировать познавательную деятельность студентов, но и повышает мотивацию к изучению иностранного языка, обеспечивает индивидуальную траекторию в обучении, что, в конечном итоге, способствует интенсификации учебного процесса.

1. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991. С. 11.

2. Оголъцоеа КН., Стародубцев В.А. Мультимедийные проекты как форма интеграции педагогических и информационных технологий // Информатика и образование. 2007. № 7. С. 104.

3. Копаев А.В. О практическом значении алго-

ритмического стиля мышления. Режим доступа: http://www.creonet.cdu.edu.ua/articles/

art9_r.html. Загл. с экрана.

4. Цатурова И.А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам. М., 2004.

С. 22.

Поступила в редакцию 15.04.2008 г.

Bredneva N.A. The role of Information technologies in the process of activization of cognitive activity of the students in a course of a foreign language. The article is dedicated to the investigation of Influence of Information technologies on the cognitive processes of the students (perception, attention, thinking, memory, speech) in the process of studying a foreign language. The author offers the methods and means stimulating students’ cognitive activity - the method of Multimedia projects, the Computer teaching programs, the resources of Internet.

Key words: cognitive processes, Information technologies, the method of Multimedia projects, activization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.