Е.Н. ШУТЕНКО1 кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии и управления Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
Роль информационных технологий в обеспечении самореализации студентов в вузовском обучении*
*Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 1506-08802 на 2015-2016 годы
Развитие современных информационно- коммуника-ционнных технологий (ИКТ) выступает одной из движущих сил современного высшего образования. Многие педагоги и деятели высшей школы понимают, что сочетание цифровых технологий и ресурсов дает больше возможностей для расширения горизонтов и улучшения качества обучения, преподавания и подготовки, чем все предыдущие образовательные технологии от школьной доски до телеви-дения2. Между тем, простое механическое встраивание ИКТ в привычный учебный процесс не может привести к революции в образовании. Необходимо изменять концепцию образовательного процесса, в который эти технологии вписывались бы как органичное средство обучения. Преимущества и возможности, создаваемые с помощью данных технологий, должны быть направлены на формирование целостного мышления и мировоззрения студентов .
Одна из главных проблем традиционного образования заключается в том, чтобы создать в дискретные, ограниченные по времени промежутки занятий непрерывный
i
Шутенко Елена Николаевна, e-mail: shutenko@bsu.edu.ru
2 Меламуд В. Э. Информатизация образования как условие его модернизации. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004.
3 Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие. М.: Педагогика, 2006.
дидактический процесс, захватывающий целиком личность студента, который смог бы найти для себя лучший способ профессиональной и жизненной самореализации1. Многие инновации и реформы пытались раздвинуть дидактическое пространство и время, вывести процесс обучения за узкие рамки учебных занятий в сферу самостоятельной работы студентов с тем, чтобы организовать и управлять их учебной деятельностью за пределами вузовского расписания. Однако, как правило, эти попытки при-
2
водили к весьма незначительным результатам .
Сегодня открывается реальная возможность решения этой проблемы в связи с развитием нового поколения информационно-коммуникативных технологий онлайн обучения, основанных на использовании сетевых ресурсов Интернета (D.M. Willows, H.A. Houghton, И.Г. Захарова, В.А. Канаво, И.В. Роберт, Е.В. Якушина и др.)3. На базе этих технологий возникают различные практики медиа -образования, которые служат почвой развития медиа-педагогики и медиадидактики. Главное преимущество этих технологий состоит в том, что они позволяют дистанционно управлять учебным процессом, обеспечивая обучаемого необходимым учебным инструментарием, информацией и коммуникациями, стимулируя его высокую личностную включенность и деятельность самообучения. Неслучайно во многих западных вузах сегодня студенты массово выбирают обучение онлайн4.
Как отмечают многие авторы, среди главных задач применения ИКТ в вузе должны выступать задачи обеспечения полноценной самореализации студентов5.
1 Шутенко А.И. Личностное измерение как императив информатизации образования в высшей школе // Alma Mater (Вестник высшей школы), 2012, № 10, С. 35-39.
2 Образцов П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. Орел: ОрелГТу, 2000.
3 Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2007.
4 Daniel, S.J. ICTs in Global Learning / Teaching/Training: Policy Brief. M.: UNESCO Institute for Information Technologies in Education, 2012. URL: http://iite.unesco.org/publications/3214713/(дата обращения: 20.06.2013).
5 Роберт, И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогические и технологические аспекты) / И.В. Роберт. - М.: ИИО РАО, 2007.
На основе обобщения существующих практик и подходов к внедрению современных иКт в образовательный процесс мы предприняли попытку каталогизации и последующей классификации их функций с точки зрения влияния на важнейшие структуры познавательно- учебной деятельности студентов. Совокупность возможностей современных ИКТ в развитии студентов может быть представлена в рамках двух контуров функций - актуальном и потенциальном.
Рассмотрим кратко каждый из контуров, составляющих данную модель.
Первый контур составляет совокупность актуальных функций современных ИКТ в образовании. Данная группа функций ИКТ носит очевидный характер и может напрямую задействоваться в образовательном процессе. В состав актуального контура входят следующие функции ИКТ.
Дескриптивная функция современных иКт заключается в возможности более полного, емкого, разнообразного, полимодального описания учебного материала и содержания обучения для его усвоения студентами в процессе подготовки.
Репрезентативно-иллюстративная функция непосредственно связана с предыдущей функцией и означает способ представления содержания обучения в виде разнообразных иллюстративно-репродуктивных моделей, которые могут быть созданы на базе современных ИКТ.
Экспонирующая функция современных ИКТ отражает непосредственно возможности целостного, аутенитичного предъявления учебного материала в режиме выставочно-экспозиционного изучения, возможность которого обеспечивается применением виртуальной реальности, 3^ форматов и других новейших информационных технологий.
Навигационно-ориентационная функция ИКТ заключается в осуществлении полномерной ориентационной деятельности по ориентации и нахождению студентами оптимального маршрута обращения и траектории продвижения в информационных потоках и сетях Интернет для получения необходимых сведений и информации в учебно-познавательных целях.
Поисково-эвристическая функция вытекает из предыдущей, означая возможность быстрого и всесторон-
него поиска необходимой информации, а также открытие при помощи ИКТ новых связей и отношений в информационном пространстве, переход от неизвестного к известному.
Импритинговая функция современных ИКТ означает наличие возможности целостного и яркого информационного воздействия по формированию четких, устойчивых образов и образцов без предварительной подготовки студентов, когда нужная информация запечатлеется в готовом виде с минимальными усилиями со стороны обучаемых.
Адаптивная функция отражает повышенную гибкость и аккомодационные возможности современных ИКТ по приспособлению и прилаживанию своих процедур, опций, интерфейсных платформ и пр. к различным запросам и образовательным потребностями обучаемых.
Коммуникативно-интерактивная функция - одна из главных функций современных ИКТ, которая заключается в осуществлении широкого и разветвленного спектра контактов и взаимодействий обучаемых и обучающих субъектов в информационно-образовательной среде в рамках различных форматов и связей, а также обеспечении различных уровней и режимов межличностных коммуникаций в образовательно-профессиональных целях.
Координационная функция означает возможность управления и согласования различных информационных потоков и сведений в логике образовательного обращения при помощи современных ИКТ, а также согласование собственных действий в информационной среде с действиями других субъектов в рамках решения учебно-образовательных задач.
Структурно-организационная функция ИКТ означает возможность структурирования и организации разнообразной, разрозненной и несвязной информации из различных источников и ресурсов в единый доступный образовательный конструкт для его освоения и использования в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Контрольно-оценочная функция современных ИКТ состоит в обеспечении расширенного по параметрам и непрерывного по времени процесса контроля и мониторинга выполнения учебно-познавательных и других действий обучаемыми, а также возможности их самоконтроля
и отслеживания правильности выполнения учебно-образовательных задач.
Логистическая функция представляет собственно обеспечение обучаемых необходимой информацией в образовательном процессе при помощи современных ИКТ и подразумевает налаживание каналов передачи, доставку, транспортировку, накопление, распределение, сортировку и предъявление нужных сведений и всего информационно-обучающего массива данных в рамках образовательно-профессиональных задач.
Диверсификационная функция означает придание необходимого разнообразия путей, режимов, методов, форматов и механизмов получения образовательных услуг студентами при помощи современных ИКТ.
Катализируюшая функция отражает общую способность современных ИКТ усиливать и углублять обучающе-информационные воздействия на студентов, а также убыстрять прохождение всех циклов и процедур работы с информацией.
Фасилитационная функция современных ИКТ (от англ. facilitate - помогать, облегчать) заключается в значительном облегчении, разгрузке как преподавательской, так и учебной деятельности студентов при помощи данного рода технологий.
Инновационная функция современных ИКТ выражается в обновлении образовательного процесса посредством внедрения новых методов и способов обеспечения учебно-профессиональной подготовки, в приобщении студентов к научно-инновационной деятельности, а также обновлении всей конфигурации и пространства информационного взаимодействия в вузе.
Второй контур составляет группа потенциальных функций ИКТ в высшем образовании. Данные функции носят скрытый неочевидный характер и требуют большего участия субъектов образовательной деятельности для их реализации. Состав потенциального контура образуют следующие функции ИКТ.
Рефлексивная функция основывается на предоставлении обучаемым посредством современных ИКТ широкого спектра всевозможной обратной связи о ходе, качестве и результативности их продвижения в процессе освоения
курса обучения, профессиональной и научной деятельности.
Конструктивно-моделирующая функция современных ИКТ в образовании выражается в расширении возможностей строить на их базе различные информационные модели, проекты и другие информационные конструкты, способствующие более качественной подаче содержания обучения, эффективному выполнению студентами различного рода учебных заданий и научной работы в вузе
Функция персонализации отражает возможность осуществления личностно подхода в обучении на базе современных ИКТ, учитывающего индивидуальные особенности студентов, их способности, предпочтения и ожидания, кроме того посредством применения ИКТ в образовании открывается реальная перспектива построения индивидуальной траектории подготовки студента, обеспечения подходящего режима, формата и методики подготовки.
Активизирующая функция непосредственно сопрягается с предыдущей функцией и означает возможность повышения при помощи ИКТ значимых с точки зрения подготовки и самореализации студентов сторон и аспектов их обучения и жизнедеятельности в вузе, возможность их социального самоутверждения, раскрытия индивидуальных качеств и способностей в процессе вузовской подготовки.
Транслимитивная функция современных ИКТ выражает их уникальную способность преодолевать пространственные ограничения для осуществления образовательного процесса. На базе ИКТ открывается реальная возможность раздвинуть образовательной пространство и вывести обучающий процесс за дискретные рамки аудиторных занятий.
Темпоральная функция применения ИКТ заключается в изменении временных рамок образовательного процесса за счет обучающе-коммуникационных возможностей новых технологий дистанционного образования, эти технологии высвобождают временной ресурс для проведения более углубленной и непрерывной подготовки студентов.
Интегрирующая функция означает возможность использования современных ИКТ для обеспечения широкого
включения обучаемых с различными образовательными потребностями, в том числе и с ограниченными возможностями, в общее пространство профессиональной вузовской подготовки.
Мотивирующая функция означает усиление учебной мотивации студентов за счет грамотного применения современных иКт в образовании. Использование ИКТ в обучении повышает желание и энтузиазм студентов, которые получают для себя новые перспективы и шансы самореализации.
Экстериоризирующая функция современных ИКТ заключается в активизации внутренних ресурсов и сущностных сил обучаемых, в возможности их разностороннего проявления в обучении за счет технологий самостоятельного конструирования и проектирования элементов своей деятельности в ходе вузовской подготовки.
Амплификативная функция применения ИКТ (от англ. amplification - увеличение) заключается в общем усилении обучающего эффекта вузовского образования за счет расширении диапазона возможностей успешного освоения курса обучения и самореализации студентов.
В целом представленная выше совокупность функций применения информационных технологий в высшей школе выстраивается в целях обеспечения возможностей самореализации студентов посредством развертывания актуальных и потенциальных функций данных технологий. Очевидно, что внедрение новейших технологий в образование еще не гарантирует достижение этих функций автоматически, и требует значительных усилий и грамотности со стороны самих участников образовательного процесса, которые сознательно реализуют партнерскую субъект-субъектную модель подготовки. В этом случае применение современных технологий может привести к прогрессу в подготовке, а описанные функции могут выступать в качестве гуманитарных критериев эффективности использования новейших технологий в высшей школе.
Шутенко Е.Н. Роль информационных технологий в обеспечении самореализации студентов в вузовском обучении. Обосновывается необходимость внедрения современных информационных технологий в образовательный процесс вуза в качестве стимуляторов процесса самореализации студентов. Описываются личностно-ориентированные функции применения информационных технологий, которые раскрываются в рамках двух контуров - актуальном и потенциальном. Вместе оба данных контура функций образуют общее информационное пространство возможностей для самореализации студентов в режиме субъект- субъектного образовательного процесса.
Ключевые слова: высшая школа, информационные технологии, самореализация студентов, развивающие функции информационных технологий.
Shutenko E.N. The role of information technologies in providing of students' self-realization in higher education. The article defines need of use of modern information technologies in educational process of the higher school as stimulators for students' self-realization. Author describes the personal focused functions of use of information technologies, which is revealed within two contours - actual and potential. Together both contours of functions form the holistic information environment of opportunities for students' self-realization in the format the "person-to-person" educational interaction.
Keywords: the higher school, information technologies, students' self-realization, educational functions of information technologies