Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
282
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И БЕЗОПАСНОСТИ / НАВИГАЦИОННО-МОНИТОРИНГОВЫЕ СИСТЕМЫ / ГЛОБАЛЬНЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ СПУТНИКОВЫЕ СИСТЕМЫ / АППАРАТУРА СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / LAW ENFORCEMENT INFORMATIZATION / PUBLIC ORDER AND SECURITY MAINTENANCE / NAVIGATION AND MONITORING SYSTEMS / GLOBAL NAVIGATION SATELLITE SYSTEMS / SATELLITE NAVIGATION EQUIPMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бураева Людмила Александровна, Шогенов Тимур Мухамедович

В статье рассмотрены актуальные вопросы применения информационных технологий в практической деятельности подразделений ОВД для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Приведены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность ОВД в данном направлении, внедренные в практическую деятельность информационные и коммуникационные системы, государственные и ведомственные программы. Отмечено, что внедрение информационных технологий направлено на координацию деятельности сил и служб полиции, прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений, обеспечения безопасности перевозок и решения специальных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бураева Людмила Александровна, Шогенов Тимур Мухамедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN PUBLIC ORDER AND PUBLIC SECURITY MAINTENANCE

The article deals with topical issues of information technologies application in practical activities of internal affairs bodies units for maintaining public order and public safety. The normative legal acts regulating the internal affairs bodies activities in this direction, information and communication systems implemented in practice, state and departmental programs are given in the article. It is noted that information technologies introduction is aimed at police forces and services activities coordination, forecasting, monitoring, possible threats prevention and elimination, emergency situations and offenses consequences elimination, maintaining transport safety and special tasks solution.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

16. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.13)

УДК 343.34: 004.77

16.1. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

©Бураева Людмила Александровна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры деятельности ОВД в особых условиях

Место работы: Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России

luda_n 1@mail.ru

©Шогенов Тимур Мухамедович, кандидат экономических наук, заместитель начальника кафедры деятельности ОВД в особых условиях

Место работы: Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России

tima0301977@gmail.com

Аннотация: в статье рассмотрены актуальные вопросы применения информационных технологий в практической деятельности подразделений ОВД для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Приведены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность ОВД в данном направлении, внедренные в практическую деятельность информационные и коммуникационные системы, государственные и ведомственные программы. Отмечено, что внедрение информационных технологий направлено на координацию деятельности сил и служб полиции, прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений, обеспечения безопасности перевозок и решения специальных задач.

Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии, информатизация правоохранительной деятельности, обеспечение общественного порядка и безопасности, навигационно-мониторинговые системы, глобальные навигационные спутниковые системы, аппаратура спутниковой навигации.

Ключевую роль информационных технологий (ИТ) в развитии современного общества трудно переоценить. ИТ предоставляют возможность эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня относятся к важнейшему стратегическому фактору его развития. Основные задачи, цели и меры по ведению внутренней и внешней политики России в области использования информационных и коммуникационных технологий регламентированы Стратегией развития информационного общества в РФ на период с 2017 по 2030 годы [12]. В положениях Стратегии изложены принципы, которые призваны обеспечить развитие современного информационного общества и реализацию стратегических национальных приоритетов. В документе отмечено, что информационные и коммуникационные технологии являются сегодня частью современных российских систем во всех сферах государственного управления, безопасности и обороны страны, обеспечения законности и правопорядка [5]. Широкое использование ИТ-технологий в деятельности ОВД РФ, также является действенным инструментом повышения эффективности работы правоохранительных органов. В соответствии со Статьей 11 «Закона о полиции» [9] при выполнении служебных обязанностей полиция должна использовать современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, информационные системы и сети связи. С 2011 года для обеспечения информатизации деятельности органов внутренних дел РФ Указом Президента России образован Департамент ИТ, связи и защиты информации [3]. К основным задачам, созданного в структуре МВД России самостоятельного подраз-

деления, относятся совершенствование технической защиты информации, современных цифровых систем связи, АИС (автоматизированных информационных систем), ИКТ (информационно-коммуникационных технологий), формирование и ведение информационных ресурсов, а также реализация государственных и ведомственных программ в области информатизации, межведомственного информационного взаимодействия. На ближайшие годы, в соответствии с Планом информатизации МВД России [11], в числе приоритетных отмечены мероприятия, направленные на обеспечение безопасности на дорогах. В настоящее время внедрена и эффективно функционирует Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», которая была введена в 2011 году [10]. К основным задачам данной Системы относятся: организация комплекса мер, направленных на оперативное реагирование и улучшение взаимодействия экстренных оперативных служб; снижение возможного экономического и социального ущерба при чрезвычайных ситуациях и происшествиях. Служба функционирует в круглосуточном режиме, что обеспечивает ее постоянную готовность к организации экстренного реагирования на вызовы. Обработка поступающих вызовов о чрезвычайных ситуациях и происшествиях осуществляется при помощи операторского персонала, которым ведется база данных, содержащая основные характеристики происшествия. Оператором осуществляется анализ и обработка характеристик происшествия, которые при необходимости передаются в дежурно-диспетчерские службы соответствующих экстренных оперативных служб. Информа-

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Бураева Л. А., Шогенов Т. М.

ция о ходе и об окончании мероприятий по экстренному реагированию на принятый вызов размещается в Системе-112 сотрудниками соответствующих экстренных оперативных служб. Система обеспечивает информационное взаимодействие следующих служб: реагирования в чрезвычайных ситуациях; пожарной охраны; полиции; «Антитеррор»; скорой медицинской помощи; аварийной службы газовой сети.

К широко и эффективно применяемой сегодня информационной технологии, цель которой - повышение уровня общественной безопасности, следует отнести Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город». Данный программный комплекс организован на базе комплексной информационной системы, которая обеспечивает следующие возможности: мониторинг, предупреждение и прогнозирование возможных угроз, интеграцию и взаимодействие информационно-управляющих подсистем различных служб (дежурных, муниципальных, диспетчерских), контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений [1]. С 2007 года на базе системы «Безопасный город» введена в эксплуатацию система экстренной связи «Гражданин - Полиция». Ее главным назначением является предоставление гражданам возможности оперативно сообщать о различных происшествиях (чрезвычайных ситуациях, правонарушениях, преступлениях) в экстренные службы. К гражданину, воспользовавшемуся пультом экстренной связи, сразу же направляется патруль. В это время оператор выясняет у него суть и детали происшествия и передает указания дежурным нарядам полиции. Это позволяет максимально оперативно начать поиск подозреваемых и оказать человеку необходимую помощь.

В целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности сотрудниками различных подразделений полиции успешно используется система удаленного мобильного доступа к информационным банкам данных на базе планшетного компьютера «Барс» с учетом современных требований к защите персональных данных и предотвращению несанкционированного доступа. Данная система, подключаясь к базе единого интегрированного банка данных, обеспечивает проведение оперативных проверок на стационарных и мобильных контрольно-пропускных пунктах, позиционирование местонахождения сотрудников и оперативных групп и многие другие возможности. Таким образом, сотрудники ОВД, в том числе: патрульно-постовой службы, участковых уполномоченных, используя аппаратно-программный комплекс «Барс», проводят проверку лиц, документов и транспорта, получая оперативную сведения из информационных систем розыскных, криминалистических и оперативно-справочных учетов МВД РФ.

Следует отметить эффективность использования аппаратуры спутниковой навигации (АСН) для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, ставшей на современном этапе неотъемлемой составляющей практической деятельности подразделений ОВД. В частности, широко используются навигационно-мониторинговые системы, которые содержат следующие технологические составляющие: исполнительные устройства и датчики, установленные на ТС; средства получения навигационной информации; средства передачи данных с борта транспортного средства в центр мониторинга; программно-технические средства, используемые для обработки

информации. Спутниковые навигационно-

мониторинговые системы (СНМС) активно совершенствуются, расширяются их возможности и области применения [13]. В правоохранительной сфере они активно используются для организации управления, учета и взаимодействия сил и средств полиции, обеспечения безопасных условий перевозок пассажиров и грузов, раскрытия преступлений, а также при решении специальных задач, в том числе для противодействия террористическим угрозам [14, 15].

ОВД России сегодня используется в оперативно-служебной деятельности свыше 28 различных СНМС, которые организованы на основе различных принципов построения. Поэтому особое внимание уделяется вопросам реализации единой инфраструктуры навига-ционно-временного обеспечения подразделений органов внутренних дел Российской Федерации. Перспективным направлением является реализация технической политики в области создания, внедрения и интеграции навигационно-информационных систем. Концепция создания и развития данной инфраструктуры, ее принципы, должны формироваться в тесной взаимосвязи с развитием и внедрением в МВД России современных информационно-коммуникационных технологий. В частности с масштабной системой, призванной информатизировать работу полиции - информационно-аналитической системой обеспечения деятельности МВД России (ИСОД). С 2016 года в целях реализации проекта был объединен целый ряд сервисов, разработанных в интересах МВД. Подключение территориальных органов внутренних дел к глобальной спутниковой системе контроля осуществляется поэтапно. Система призвана совместить средства ГЛОНАСС с интеллектуальной системой управления, обеспечить объединение отдельных навигационных средств, которые сейчас используются полицией в регионах для отслеживания патрулей. Проект предусматривает полную автоматизацию сбора сведений для дежурного оператора, выдачу текстовой и картографической информации о происшествии, обеспечение обратной связи с пострадавшим [8].

В перспективе перед МВД России поставлены задачи по продолжению внедрения в правоохранительную практику передовых достижений науки и техники [4], в том числе информационных технологий для повышения общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания. Данные задачи планируется реализовать за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб полиции, которая будет достигнута путем внедрения комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений с интеграцией под ее управлением действий информационно-управляющих подсистем дежурных, диспетчерских, муниципальных служб для их оперативного взаимодействия. Важным направлением в обеспечении общественной безопасности является борьба с киберпреступностью и кибертерро-ризмом, которые на современном этапе относятся к одной из главных угроз современности [2, 6, 7].

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 78,2%.

Список литературы:

1. Абазов И.С. Особенности и специфика тактических действий подразделений ОВД при обеспечении охраны общественного порядка на массовых мероприятиях // Теория и практика общественного развития. -2014. -№ 14. -С. 75.

2. Бураева Л.А. Кибертерроризм как новая и наиболее опасная форма терроризма // Пробелы в российском законодательстве. -

2017. -№ 3. - С. 35-37.

3. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации (вместе с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации: указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 (ред. от 24.10.2018) // Рос.газ. -2011.- № 43.

4. Гаужаева В.А., Бураева Л.А., Карданов Р.Р. Сущность и роль криминалистической техники, как раздела криминалистики в борьбе с преступностью: история и современность // Проблемы экономики и юридической практики. -2017. -№ 4. -С. 138-140.

5. Дадова З.И. Институты гражданского общества и их роль в обеспечении общественной безопасности // В сборнике: Современные исследования в сфере социальных и гуманитарных наук Сборник результатов научных исследований. Киров,

2018. - С. 633-637.

6. Жуков А.З. Киберпреступность: актуальные проблемы и уголовно-правовая оценка в системе современного права // Проблемы экономики и юридической практики. -2019. -№ 4. -С. 141-143.

7. Жуков А.З. Проблема роста количества экономических преступлений в российской федерации путем использования информационных технологий в условиях глобализации // Проблемы экономики и юридической практики. -2019. -№ 3.- С. 119-121.

8. МВД РФ в 2016 году запустит систему спутникового контроля происшествий. [Электронный ресурс]. URL: https://m.ru.sputnik.md/russia/20151021/2550208.html (дата обращения: 05.10.2019г.).

9. О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // Рос.газ. -2011.- № 25.

10. О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»: постановл. Правит. РФ от 21.11.2011 № 958 (ред. от 20.11.2018) // Собр. законодат. РФ. -2011.- № 48. - Ст. 6932.

11. Об утверждении Плана информатизации МВД России на 2019 и плановый период 2020 и 2021 годов (открытая часть): распоряжение МВД России от 18.05.2019 № 1/5231 (ред. от 25.07.2019) // СПС «Консультант-плюс».

12. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы: указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 // Собр. законодат. РФ. - 2017.- № 20. - Ст. 2901.

13. Тарчоков Б.А., Бураева Л.А. Практика использования нави-гационно-мониторинговых систем подразделениями органов внутренних дел // Проблемы экономики и юридической практики. -2017. -№ 4. С. -132-134.

14. Шогенов Т.М. О проблемах противодействия терроризму и экстремизму в Интернет - среде // Пробелы в российском законодательстве. -2018. -№ 3. -С. 57-58.

15. Шогенов Т.М. Терроризм в условиях глобализации. Кибертерроризм // Социально-политические науки. -2018. -№ 3. -С. 181-182.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Роль информационных технологий в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности», подготовленную заместителем начальника кафедры деятельности ОВД в особых условиях Т.М. Шогеновым и доцентом кафедры деятельности ОВД в особых условиях СКИ (ф) КрУ МВД России Л.А. Бураевой

В статье, представленной на рецензирование, рассмотрены актуальные вопросы, касающиеся применения информационных технологий в практической деятельности подразделений ОВД для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Авторами отмечено, что широкое использование ИТ-технологий в деятельности ОВД РФ является действенным инструментом повышения эффективности работы правоохранительных органов. Приведены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность ОВД в данном направлении, внедренные в практическую деятельность информационные и коммуникационные системы, государственные и ведомственные программы, в том числе: Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город», система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Отмечено, что внедрение информационных технологий направлено на координацию деятельности сил и служб полиции, прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений, обеспечение безопасности перевозок и решения специальных задач.

Считаю, что в статье «Роль информационных технологий в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности», представленной Л.А. Бураевой, Т.М. Шогеновым рассматриваются достаточно актуальные на сегодня вопросы, и она может быть рекомендована к опубликованию.

Начальник кафедры специальных дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России кандидат юридических наук, полковник полиции

М.М. Ардавов

THE ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN PUBLIC ORDER AND PUBLIC SECURITY MAINTENANCE

©Burayeva Lyudmila A., PhD in Physics and Mathematics, Associate Professor, Police actions in special circumstances Department

Place of employment: North-Caucasian Advanced Training Institute (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

luda_n1@mail.ru

©Shogenov Timur M., PhD in Economics, Senior lecturer

Place of employment: North-Caucasian Advanced Training Institute (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

tima0301977@gmail. com

Abstract: the article deals with topical issues of information technologies application in practical activities of internal affairs bodies units for maintaining public order and public safety. The normative legal acts regulating the internal affairs bodies activities in this direction, information and communication systems implemented in practice, state and departmental programs are given in the article. It is noted that information technologies introduction is aimed at police forces and services activities coordination, forecasting, monitoring, possible threats prevention and elimination, emergency situations and offenses consequences elimination, maintaining transport safety and special tasks solution.

Keywords: information and communication technologies, law enforcement informatization, public order and security maintenance, navigation and monitoring systems, global navigation satellite systems, satellite navigation equipment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.