Научная статья на тему 'Роль информационной политики в процессе дерадикализации общества в республике Дагестан'

Роль информационной политики в процессе дерадикализации общества в республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
80
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль информационной политики в процессе дерадикализации общества в республике Дагестан»

МЕСТО И РОЛЬ ИСЛАМА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЗАКАВКАЗЬЯ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Юрий Дорохов,

политолог

(Астраханский государственный университет) РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ПРОЦЕССЕ ДЕРАДИКАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

Современный мир проявляется во всем многообразии этно-политических конфликтов, требующих в каждом конкретном случае создания эффективных способов их преодоления. Россия вступила в XXI в. с грузом острых противоречий и проблем. Одна из таких проблем, с которыми пришлось столкнуться новому государству на территории некоторых республик Северного Кавказа, -терроризм, прикрытый религиозно-радикальными мотивами. После известных событий в Чеченской Республике волна экстремизма и терроризма захлестнула Дагестан как одну из наиболее религиозных северокавказских республик, имеющую в своем составе более 30 основных национальностей.

Дагестан продолжает оставаться объектом подрывных устремлений со стороны различных международных организаций, пытающихся реализовать долгосрочные планы по формированию благоприятных условий для отторжения Дагестана, а затем и Северо-Кавказского региона в целом от России. Состояние и тенденции развития общественно-политической обстановки в РД по-прежнему определяются сохраняющимися угрозами со стороны незаконных вооруженных формирований, состоящих из религиозных экстремистов. Серьезную угрозу безопасности и стабильности в РД представляют движения, организационно оформившиеся в виде групп радикальной направленности, специализирующихся на совершении террористических актов и посягательствах на жизнь сотрудников правоохранительных структур. В этой связи необходимы срочные и эффективные меры, имеющие целью лишить дан-

ные движения и организации идеологических основ, внутренней и внешней поддержки, сократить их социальную базу, выявить и подавить центры идеологического обеспечения, добиться общественной изоляции и осуждения радикалов, концентрируя внимание и усилия на расслоении экстремистской среды. Решение такой чрезвычайно сложной и важной задачи может быть достигнуто путем проведения политических, экономических, социальных, военно-технических, идеологических, информационных и других мероприятий.

Средства массовой информации как важный инструмент идеологического и информационного противодействия экстремизму занимают в этой системе особое место. Вследствие этого анализ роли СМИ в процессе взаимодействия с органами власти в противодействии экстремизму является весьма актуальным. Одно из приоритетных направлений в исследовании данных процессов -изучение контртеррористической деятельности на Северном Кавказе, т. е. в регионе, где существует реальная угроза национальной безопасности Российской Федерации. В частности, есть необходимость рассмотрения вопроса, касающегося освещения СМИ деятельности государственных органов в процессе борьбы с радикальными проявлениями, определения степени заинтересованности государственных структур в информативной работе СМИ, а также изучения некоторых примеров информационной деятельности радикальных групп в Дагестане. Манипулирование общественным мнением путем информационного вмешательства в формирование социальных приоритетов и дезориентация общественного сознания играют в процессе радикализации населения немаловажную роль. Человек впервые за свою историю получил техническую возможность создать информационные технологии, которые из простых систем переработки и передачи информации очень быстро превратились в механизмы постоянного и широкомасштабного контроля и трансформации его же собственного сознания. Современные средства массовой информации работают в условиях подчинения многочисленным, подчас противоречивым требованиям, исходящим от общества в целом, от их непосредственной аудитории, а также от их экономических партнеров и спонсоров.

За средствами массовой информации устойчиво закрепилось понятие «четвертая власть», что свидетельствует о всеобщем признании их способности управлять массовой аудиторией. Информационная деятельность СМИ позволяет обществу адекватно

судить о политических событиях, престиже власти и своей собственной роли в политических процессах. Акцент на «адекватное суждение» сделан не случайно, поскольку СМИ, по сути, формируют общественное мнение. Наиболее распространенными инструментами СМИ являются пресса, телевидение, радио, Интернет и реклама. Средства массовой информации через непосредственное воздействие на общество влияют на каждого человека в отдельности, формируя у каждого индивида определенные эмоции, нередко побуждающие к действиям. Например, существует четко сформулированное и поддерживаемое общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем, как необходимость предотвращения экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны и т. д. В данном случае общественное мнение было сформировано путем регулярного и глубокого обсуждения всех указанных тем в различных видах средств массовой информации с участием в обсуждениях специалистов различного уровня.

СМИ сегодня - это мощнейший фактор влияния на психическое состояние людей. Наряду с семьей, школой и университетом система массовых коммуникаций - важнейший канал получения информации об обществе и событиях, в нем происходящих. Поэтому СМИ могут играть роль как организатора, объединителя, консолидатора общества и его просветителя, так и дезинтегрирующую, разъединительную роль. В таких сложных условиях роль средств массовой информации заключается и в том, чтобы своей деятельностью они способствовали созданию благоприятной обстановки для поиска и выбора решения сложнейших общественных проблем, знакомили широкие круги населения с различными конструктивными точками зрения, концепциями нашего дальнейшего развития. Однако на некоторые наиболее острые общественные проблемы, такие как, например, экстремизм, коррупция, наркомания, необходима односторонняя ориентация СМИ на одну определенную политико-идеологическую позицию.

Представляется необходимым вкратце остановиться на понятии «политической коммуникации» и ее производной - «информационной политике», неотъемлемой частью которых являются средства массовой информации. Политическая коммуникация -это смысловой аспект взаимодействия субъектов путем обмена информацией в процессе борьбы за власть или ее осуществление. Непрерывный процесс обмена информацией осуществляется как между индивидами, так и между управляющими и управляемыми с целью достижения согласия. Чем интенсивнее оказывается обмен

информацией, тем интенсивнее протекают и сами политические процессы. Информационная политика - есть составная часть политико-идеологической деятельности заинтересованных в ней сил, имеющая целью максимально эффективное доведение до сознания массовой аудитории позитивных настроений относительно собственных политических и идеологических задач, предполагающая обретение сторонников, а также распространение негативных данных о своих оппонентах. Иными словами, информационное оружие применяется для того, чтобы скрыть свои истинные намерения по отношению к тем субъектам социально-правовых отношений, против которых оно распространяется. В большинстве случаев информационная политика радикально ориентированного подполья направлена на реализацию даже не политических или религиозных прав и свобод, а скорее на достижение явной экономической выгоды.

Идеологическая позиция радикалов при вербовке молодежи в основном базируется на отвержении светского закона, обязательной необходимости строжайшего соблюдения норм шариата и освещении работы правоохранительных органов и органов власти с антиобщественных и антиисламских позиций. Требование подчинения одному лишь Аллаху как бы освобождает индивида от власти патриархальных традиций и множества «формальностей» в виде соблюдения светских законов, обеспечивая высшую религиозную санкцию к самоопределению в рамках новых форм социальной солидарности. Идеологическая основа религиозных радикалов очень устойчива к ответному противодействию, так как ее разработчики заранее учитывают факторы человеческой слабости: любой намек на ошибочность их действий - «козни шайтана», малодушие и отступление от принципов «чистого ислама» - дорога к вечным мукам, инакомыслие - от слабого «имана» (араб. «иман» -убеждение в верности исламских догматов) и т.п. Поверхностно усвоенные молодыми людьми идеи салафизма, из-за невысокой политической и религиозной грамотности сведенные исключительно к внешним атрибутам и ритуалам, оказались особенно привлекательными, поскольку они явились средством для оправдания практически любого антиобщественного поведения. Идеологическая составляющая в процессе информационной деятельности идеологов радикалов в Дагестане - есть одна из важнейших причин, побуждающих местное население проявлять сочувствие по отношению к радикалам и пополнять ряды незаконных вооруженных формирований. Радикалами ведется активнейшая идеоло-

гическая работа с населением, в которую входят такие составляющие, как пропаганда и запугивание широких общественных масс, поэтому борьба с религиозным экстремизмом не может вестись только путем принятия жестких законодательных и силовых мер.

В Концепции противодействия терроризму, утвержденной президентом России Д.А. Медведевым 5 октября 2009 г., содержатся следующие тезисы, касающиеся именно информационных составляющих, причин и условий, обусловливающих возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации либо способствующих ему. Это ненадлежащий контроль за распространением идей радикализма, пропагандой насилия и жестокости в едином информационном пространстве Российской Федерации, отсутствие единого антитеррористического информационного пространства на международном и национальном уровнях, распространение идей терроризма и экстремизма через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и средства массовой информации, заинтересованность субъектов террористической деятельности в широком освещении своей деятельности в средствах массовой информации в целях получения наибольшего общественного резонанса. В Концепции также отмечена необходимость создания системы противодействия идеологии терроризма. Представляется, что данная система должна содержать комплекс норм, позволяющих эффективно развивать деятельность органов власти и правоохранительных структур по идеологическому противодействию террористической деятельности; должен быть создан институт осуждения экстремизма и сепаратизма в обществе, обоснованный в первую очередь общепринятыми в нашей стране морально-этическими и религиозно-правовыми нормами. В своем первом послании депутатам на сессии Народного собрания Республики Дагестан президент Дагестана Магомедсалам Магомедов также констатировал, что дагестанское общество по-настоящему так и не осудило терроризм и экстремизм, и отметил, что органы исполнительной власти работают в данном направлении исходя из исключительно формальных позиций.

В результате совершения террористических актов достигается одна из важнейших целей радикалов - запугивание населения, которое приобретает массовый характер в связи с осознанием общественной опасности подобных деяний и возможности их повторения в случае невыполнения требований. Каждая акция экстремистов резонансно отражается на состоянии общества, которое узнает о произошедшем посредством СМИ и реагирует на

произошедшее сообразно полученным эмоциям. Ответственность за теракты в московском метро и дагестанском городе Кизляре взял на себя Докку Умаров, один из лидеров и идеологов северокавказского бандподполья, предположительно дислоцирующегося на территории Чеченской Республики. Президент Чечни Рамзан Кадыров выразил мнение, что Умаров взял на себя ответственность за совершенные в московском метро теракты с тем, чтобы «вызвать в России гонения против жителей Северо-Кавказского региона и чтобы преследуемые правоохранительными органами мирные граждане начали поддерживать боевиков назло силовикам». Действительно, после установления органами ФСБ России исполнителей теракта в московском метро1 и освещения данной информации на Центральном телевидении, а также публикаций в печатных СМИ и Интернете, антикавказские, в частности антидагестанские, настроения в российском обществе заметно усилились и обострились на всех уровнях. Намеренно или нет, но средства массовой информации разожгли костер неприкрытой агрессии межнациональной и межрелигиозной розни к представителям мусульманских регионов России (в основном, к выходцам с Северного Кавказа), фактически провозгласив одну из мировых религий источником зла и насилия, отождествляя религиозный фундаментализм с экстремизмом. Фундаментальный ислам апеллирует к возврату к базовым догмам религии, но никак не призывает к убийствам и иным противоправным действиям. Попытки представления ислама как религии агрессии и источника опасности для мирового сообщества приведут к обострению межконфессиональных противоречий в поликонфессиональных и полиэтнических регионах страны. Таким образом, в свете отсутствия централизованной идеологической доктрины по противодействию радикализму все отчетливей становится видна роль СМИ как мощного инструмента по противодействию религиозному экстремизму.

СМИ играют роль фактора, интенсивно используемого заинтересованными сторонами для формирования необходимого общест-

1 Джаннет Абдурахманова - вдова экс-главаря дагестанского бандподполья Умалата Магомедова (Аль-Бара), нейтрализованного 31 декабря 2009 г. в г. Кизляре; Марьям Шарипова - вдова финансиста и представителя «Аль-Каиды» в Дагестане «доктора Мухаммеда», нейтрализованного 30 августа 2009 г. в с. Му-цалаул, Хасавюртовского р-на РД; впоследствии исламская жена главаря губден-ской бандгруппы Магомедали Вагабова, нейтрализованного в с. Гуниб 21 августа 2010 г. М. Вагабов предположительно являлся организатором теракта в московском метро.

венного мнения относительно происходящих событий и отдельных социальных групп, в частности работников правоохранительных органов, как в Дагестане, так и во всей стране в целом. Одна из статей еженедельника «Черновик» под названием «Террористы № 1» от 04.07.08 г. № 27, которую затем использовало СУ СК при Прокуратуре РФ по Республике Дагестан в качестве материала для возбуждения уголовного дела в отношении указанного издания, в заголовке содержала следующее: «Зачем была выдвинута версия о самоубийстве? Затем, что, скорей всего, милиция догадывается, что убила мирного жителя (или заложника, если он находился в одной квартире с террористом). И когда в дальнейшем эта тема будет муссироваться в прессе и среди общественности, ручной эмвэдэшный эксперт, скорей всего, выяснит, что "да, так все и было: постреляли они друг друга - с наших спросу нет"». В итоге создается впечатление, что правоохранительные органы в ходе проведения оперативно-боевых мероприятий намеренно или в результате преступной халатности могут совершать критические ошибки, такие как уничтожение заложников или убийство гражданских лиц. Публикации издания, имеющего постоянную читательскую аудиторию, способствуют формированию у обывателя устойчивого отрицательного мнения и откровенно негативного настроя против правоохранительных органов в частности и, как следствие, против органов исполнительной власти в целом. В той же статье цитируются полевой командир и глава дагестанского бандподполья Раппани Халилов и один из идеологов бандподполья, действовавшего в Ингушетии, Саид «Бурятский». Подобными публикациями данное издание также способствует созданию благоприятной почвы для появления антиобщественных настроений, так как идеологам НВФ предоставляются возможности легального освещения своих намерений и планов среди населения республики. Фактически радикальным лидерам, находящимся вне закона, дается возможность провести рекламную акцию, РЯ-ход в защиту и обоснование своей антиконституционной деятельности, провозгласить актуальность и востребованность выдвигаемых тезисов.

В результате анализа различных публикаций в СМИ и сети Интернет, работ независимых авторов и неформальных контактов можно сделать вывод, что достаточно большой процент населения усматривает в радикалах некий движитель борьбы против чиновничьего произвола, коррупции и даже считает их заступниками за якобы неправомерно преследуемых органами правопорядка. Ведь, в принципе, используемая радикалами идеология салафитов, с ее

акцентом на социально-политическую активность индивида, служит эффективным средством для мобилизации на борьбу против несправедливости и беззакония. Данное положение дел есть наглядный результат в первую очередь активной идеологической пропаганды определенных социальных и религиозных ценностей среди населения с целью обретения сторонников и сочувствующих лиц. Определяющим фактором тут несомненно явилось то, что обстановка в республике расшатывалась и приобретала все большую политическую и общественную нестабильность в течение длительного периода времени.

С середины 1990-х годов в регионе непрерывно действует радикальное подполье, которое внедряет в различные социальные слои определенные идеологические ценности. В результате недооценки опасности, отсутствия четкой политики противодействия и, как следствие, недоработок различных компетентных структур сложилась существующая на сегодняшний день реальность. Соответственно, процесс стабилизации обстановки займет достаточно длительный период времени, поскольку в сознании населения, в частности поколения 1990-х годов, достаточно прочно закрепились мнимые понятия о дозволенности нарушения светского закона в угоду религии. Процесс урегулирования обстановки в республике и разрешения проблемы религиозного экстремизма не может осуществляться без должного информационного сопровождения в интересах проводимых силовых мероприятий. В процессе разработки системы противодействия радикальной идеологии необходимо учитывать особенности местного менталитета. Необходима апелляция к обычаям и традициям, сложившимся в течение многих лет существования дагестанского общества, подключение к указанной деятельности традиционных религиозных организаций (Советы муфтиев, Духовные управления мусульман и т.д.), которые, оперируя базовыми религиозными и этическими ценностями, сформулируют грамотное теологическое обоснование недопущения противоправных антиобщественных действий общественно опасного характера с позиций и под прикрытием религии.

На Съезде народов Дагестана, прошедшем в Махачкале 15 декабря 2010 г., Аббас Кебедов1 в своей речи выразил готов-

1 Аббас Кебедов - видный религиозный деятель, приверженец фундаментального исламского течения салафизм в умеренной его форме - был в числе соратников своего брата Багаутдина Магомедова (Кебедова), который считается одним из идеологов ваххабизма в Дагестане. В данное время А. Кебедов является

ность к мобилизации всех сил на решение стоящих перед республикой проблем и консолидации власти и народа: «Ислам, так или иначе, влияет на все процессы, протекающие в республике и регионе в целом. И он постепенно становится в Дагестане основным фактором развития гражданских и общественных отношений.

К сожалению, сегодня исламские концепции работают на сепаратизм и экстремизм, а не в интересах консолидации народа и стабильности в Дагестане. Совершенно очевидно, что без идейного потенциала ислама в государственных средствах на сегодняшний день невозможна дерадикализация воинствующей молодежи. К сожалению, республиканские органы власти воспринимают шариат как атрибут исламского сепаратизма. Отрицается любая возможность его использования, хотя шариат имеет огромный потенциал и может сыграть роль примиряющей основы для определенной части мусульман в рамках Конституции. Задача республики - не отделять ислам от политики, а направить его политическую активность в необходимое русло, отвечающее интересам республики. Поэтому сейчас как никогда необходимо дать нашей молодежи внятные ориентиры. Проблема состоит в том, что у нас в Дагестане отсутствует адекватная идеологическая платформа, которая могла бы работать на объединение нашего народа. Недопустимо, чтобы ислам стал фактором дестабилизации в Дагестане. А реальность наша такова, что эта "дестабилизирующая нива" является благодатной почвой для закулисных интриг тех, кто заинтересован в ослаблении России через Дагестан и Кавказ в целом. Исламский фактор в Дагестане является приманкой для тех, кто ищет уязвимое звено России, с целью ее дискредитации и последующего демонтажа». Тем не менее введение норм шариата на законодательном уровне представляется нецелесообразным, поскольку в условиях демократического государства и предоставленных конституционных свобод нет препятствий для соблюдения религиозных догматов и правовых норм в общественном порядке.

В то же время с уверенностью можно констатировать, что в условиях высокого уровня коррупции в государственных структурах, отсутствия производства и рабочих мест, экономического роста и позитивного развития региона в целом, без гарантированного государством выполнения всех взятых на себя социальных

членом Комиссии при Президенте Республики Дагестан по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить террористическую и экстремистскую деятельность на территории Республики Дагестан.

обязательств местное население с неохотой будет воспринимать и поддерживать позицию федеральной и республиканской власти по идеологическому контролю в сфере нераспространения радикализма. Важнейшей задачей государства является создание таких политических и социальных условий жизни общества, при которых местное население полностью и на добровольной основе прекратит оказывать экстремистам поддержку и проявлять сочувствие. Однако без устранения предпосылок к радикализму внутри общества, в сердцах и умах людей невозможно говорить о восстановлении экономики и создании новых рабочих мест в нестабильном с политической точки зрения регионе. Формирование общественного мнения складывается из основополагающих принципов нравственности, морали, этики и, безусловно, соблюдения религиозных норм в семье и быту. Соответственно, выбор общественно-полезной социализационной траектории есть в первую очередь последствия социального воспитания. На основании этого воспитание подрастающего поколения в духе толерантности, законопослушности и последующее формирование положительных устойчивых социальных взглядов есть первостепенная задача семьи, общества и государства.

В деятельности органов федеральной и региональной власти на сегодняшний день наблюдаются лишь слабые попытки противостоять радикалам на идеологическом фронте, и единственно действенным способом борьбы с экстремизмом остается форма проведения контртеррористических операций по нейтрализации участников незаконных вооруженных формирований на Северном Кавказе. Стандартная схема работы «силовиков» (оцепление района проведения штурма, блокирование адреса, переговоры с боевиками, а затем их нейтрализация в случае отказа сдаться), очевидно, носит также и демонстрационный характер с целью оказания морально-психологического давления на участников банд-групп. Но осуществление только лишь оперативно-боевой деятельности говорит об отсутствии иных методов воздействия, направленных на стабилизацию обстановки в республике. Пресечение и недопущение деятельности бандформирований ведется исключительно в силовом ключе, поскольку иная (информационная) деятельность фактически не входит в компетенцию правоохранительных органов. Причем, если по другим направлениям борьбы с экстремизмом (военному, финансовому, организационному) уже предприняты достаточно эффективные меры, в том числе при опоре на широкое международное сотрудничество, то

идейно-теоретическая сторона явления пока остается вне внимания российских властей - как на уровне ее общего осмысления, так и в плане принятия практических шагов. А прочность позиций радикалов заключается не только в манипулировании нерешенностью политических, социально-экономических, национальных проблем, но и в идейной базе, ориентирующейся на исламские концепции.

Слабой чертой российской политики на Северном Кавказе является полное отсутствие позитивной федеральной стратегии развития региона и единой идеологической доктрины, разработанной в соответствии с существующими социальными реалиями, направленной на отторжение любых проявлений экстремизма и безоговорочное осуждение как понятия «терроризм», так и его последователей и последствий. Вся федеральная программа сводится к простому принципу недопущения проявлений терроризма, сепаратизма на Северном Кавказе и т.д. Возможности СМИ, Интернета и телевидения не используются органами власти на полную мощность для формирования информационно-идеологического фронта по противодействию экстремизму как одной из самых серьезных проблем современного российского общества. В случае проигрыша федеральной и региональной власти в идеологическом противоборстве диверсионно-террористические группы неминуемо превратятся в сознании населения всего СевероКавказского региона в партизанские отряды, ведущие освободительную войну во имя народа и веры. Позволив устрашить население региона и укоренить сопутствующее мнение о вседозволенности в сознании человека, государственная власть потеряет престиж и доверие массовых слоев гражданского населения, что неизбежно приведет к подрыву национальной безопасности России.

Очевидно, что проблема объективного информационно-идеологического противодействия радикальному экстремизму и терроризму должна решаться в комплексе мер, таких как создание интернет-сайтов антирадикальной направленности, включая работу форумов; размещение рекламных роликов, пропагандирующих социальные ценности; распространение брошюр и журналов; съемка документальных фильмов (см.: «Обыкновенный ваххабизм» Абдуллы Алишаева1), однако однозначно недопустимо

1 Документальный фильм Абдуллы Алишаева (автор сценария и режиссер) «Обыкновенный ваххабизм» в 2008 г. получил главный приз Второго Всероссийского фестиваля документального кино «Человек и война» в номинации

отождествление экстремизма с религией. Исходить при этом прежде всего следует из пропаганды общепринятых принципов соблюдения верховенства закона и основополагающих положительных ценностей в жизни современного цивилизованного светского общества; также необходимо поликонфессиональное религиозное просвещение в молодежной среде, обязательное в условиях проживания в многонациональном государстве. В стране с многонациональным составом населения не может быть полноценной гражданской культуры и становления взаимопонимания без сформированной культуры межнациональных и межличностных отношений, межнационального и межрелигиозного взаимоуважения. Основа успешной антирадикальной кампании заключается не в навязывании принципиально новой точки зрения в молодежной социальной среде, а в добровольном осознании необходимости изменения образа мышления, развития позитивных интересов в жизни нашего общества.

При анализе места и роли Северо-Кавказского региона как в мировой политике, так и в политической стратегии России, следует рассматривать его как единое целое безотносительно к государственным, административным, этнонациональным и иным границам, разделяющим его изнутри. Обоснованность такого подхода определяется общностью тесных многовековых экономических, культурных, политических и иных связей, исторических судеб, близостью форм, стандартов и стереотипов поведения, особенностями менталитета и др. За период присутствия России на Кавказе регион стал неотъемлемой частью российской государственности не только в стратегическом и геополитическом ракурсах, но и в аспекте взаимопроникновения культур, развития добрососедских отношений между народами. В процессе борьбы с угрозой терроризма и возрастающим уровнем радикализации населения в Дагестане как с основной политико-административной проблемой в субъекте современного единого Российского государства необходимо учитывать не только мировой опыт борьбы с экстремизмом, но и ис-

«Профессиональное документальное кино». В фильме автор логично, убедительно и последовательно рассказал об истории зарождения, а также основных методах, принципах и направлениях использования радикалов в геополитических целях. Журналист открыто выступал против развития радикальных религиозных течений в Дагестане, имел принципиально обоснованную позицию. 30 сентября 2009 г. Абдулла Алишаев был убит неизвестными в своем автомобиле в одном из районов Махачкалы.

пользовать огромный потенциал ресурсов, накопленный за сотни лет совместного мирного сосуществования в составе единого государства.

«Каспийский регион: Политика, экономика, культура», Астрахань, 2012 г., № 2, с. 304-311.

Айдын Али-Заде,

доктор философских наук (Институт философии и политико-правовых исследований АН Республики Азербайджан) РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ АЗЕРБАЙДЖАНЕ ПЕРИОДА НЕЗАВИСИМОСТИ

Как известно, процесс распада СССР сопровождался разрушением экономики и межэтническими столкновениями. Все эти разрушительные процессы в полной мере происходили в 19881993 гг. в Азербайджане. Однако после 1993 г. положение начало изменяться и начались существенные позитивные изменения, которые охватили все сферы политической, экономической и общественной жизни независимой страны.

Проблема религии и верований народа была и остается одной из самых важных и злободневных проблем, которые периодически волнуют азербайджанское общество. В этой сфере в постсоветский период также начали происходить ощутимые изменения.

Эти изменения все эти годы носили и носят неоднозначный и противоречивый характер. С одной стороны, крушение советской идеологической системы породило вакуум в духовной жизни людей. Многие люди, потерявшие веру во всесилие коммунистической идеи, встали на путь смены своих нравственных ценностей и стали обращаться к религии. Все дело в том, что именно религиозная сфера была объектом идеологической борьбы советских властей. Кроме того, религия тесно смыкается с традицией, национальными ценностями народа. Поэтому обращение к ней воспринималось как возврат к своим нравственным и культурным истокам.

Процесс обращения значительно усилился еще и нестабильной военно-политической ситуацией. Военный конфликт с Арменией приводил и приводит сегодня к жертвам и большому количеству беженцев. Эти события также способствовали росту религиозности в азербайджанском обществе. Во время таких катаклизмов многие люди задаются вопросом о том, почему их

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.