Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафонов В.И.

В статье рассматривается роль информационно-образовательного пространства в сфере образования. Представлен опыт применения информационно-образовательной среды «Инфовуз» в педагогическом образовании. Показаны проблемы и возможности данной среды, а также направления ее применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

vivod(st); writeln('Общая сумма штрафа = ',straf); {Сортировка по времени обслуживания} writeln('KoHe4Hoe расположение очереди'); for k:=1 to n-1 do for i:=k to n do

{В условии задается направление сортировки - по возрастанию или по убыванию}

if t[k]>=t[i] then begin

s:=t[k]; t[k]:=t[i]; t[i]:=s; s:=ni[k]; ni[k]:=ni[i]; ni[i]:=s; end;

{Заполнение массива Wi}

w[1]:=0; for i:=2 to n do w[i]:=w[i-1]+t[i-1];

write('Номер '); vivod(ni); write('Ti '); vivod(t); write('Wi '); vivod(w);

{Определение суммы штрафов после сортировки} write(Штраф'); st[1]:=0; straf:=0; for i:=2 to n do begin

st[i]: =p*w[i]; straf: =straf+st[i]; end;

vivod(st); writeln('Общая сумма штрафа = ',straf); readln; END.

Приведенная выше задача может быть решена с использованием как инструментальных (алгоритмические языки программирования), так и прикладных программных средств (табличные процессоры). При её решении ученикам не понадобится знание мощных вычислительных методов. Задачи, подобные представленным, позволяют: организовать самостоятельную исследовательскую деятельность учеников; продемонстрировать межпредметный характер информатики; использовать компьютер в качестве инструмента будущей профессиональной деятельности; развивать логическое мышление школьников; привлечь знания и умения учеников для работы с компьютерными программными продуктами.

Сафонов В.И., к.ф.-м.н.

доцент

кафедра информатики и ВТ ФГБОУ ВПО МордГПИ Россия, г. Саранск РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация. В статье рассматривается роль информационно-образовательного пространства в сфере образования. Представлен опыт применения информационно-образовательной среды «Инфовуз» в

педагогическом образовании. Показаны проблемы и возможности данной среды, а также направления ее применения.

Ключевые слова: педагогическое образование, информационная деятельность, информационное взаимодействие, информационно-образовательная среда

Средства информатизации непрерывно совершенствуются и развиваются, появляются новые и более перспективные. Одним из основных назначений подобных средств остается организация информационного взаимодействия. Оно определяется как процесс передачи-приёма информации, представленной в любом виде (символы, графика, анимация и пр.) при реализации обратной связи, развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов, возможность выбора вариантов содержания информации, режима работы с ней) при обеспечении возможности сбора, обработки, продуцирования, архивирования, транслирования информации [2, с. 110].

Однако сами по себе компьютерные сети с их огромным образовательным потенциалом не позволят решить проблему организации учебного информационного взаимодействия. Отдельные образовательные сайты, сайты преподавателей, on-line учебники и т.п. не образуют единую систему с установленными правилами доступа, унифицированной формой подачи материала и контроля его усвоения. Необходима среда, информационная система, обладающая банком информационных ресурсов и возможностью их актуализации, способная подключаться к другим банкам информации и интегрироваться с другими системами, а самое главное -позволяющая технологизировать этапы обучения, придать им новое содержание, отвечающее современным реалиям информационного общества. Такие задачи способна решать информационно-образовательная среда.

Под информационно-образовательной средой в настоящее время понимается комплекс информационных образовательных ресурсов с необходимым методическим, технологическим и техническим обеспечением, реализующий на современном уровне функции не только обучения, но и управления процессом образования и его качеством. Подобные среды существуют и применяются в образовании [1], в частности, в ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» уже несколько лет управление вузом и учебным процессом осуществляется на основе системы «Инфо-вуз» [3]. Данная система предназначена для организации информационного

пространства учреждений высшего профессионального образования на базе Microsoft Office SharePoint Server. Она предоставляет управляющим структурам вуза целый ряд возможностей, среди которых можно выделить следующие:

централизованное хранение информации (документов или записей);

реализация разграниченного доступа к информационным ресурсам системы; подача и регистрация заявок подразделений; управление задачами и организация контроля за их исполнением; различные оповещения сотрудников и подразделений; публикация, регистрация и утверждение документации, в том числе управляющей (регламентирующей) и др.

В настоящее время в педагогическом институте создана и функционирует интерактивная корпоративная среда, обеспечивающая безлимитный бесплатный доступ к вузовской и глобальной сетям из любой точки института, что позволяет говорить об организации электронного обучения и использовании интерактивных образовательных технологий. Находясь в сети, студенты и преподаватели могут реализовать полноценное информационное взаимодействие, которое организуется как с помощью форумов и областей обсуждения, так и посредством назначений. Назначение преподавателя для студентов может содержать различные материалы: конспекты лекций, презентации, лабораторные работы, задания для самостоятельной работы, тренажеры, ссылки на Интернет-ресурсы и другое. Особо стоит отметить возможность назначения контролирующих тестов, результаты которых обрабатываются и моментально отправляются преподавателю автоматически. Преподаватель имеет возможность в любой момент проследить динамику прохождения тестов, узнать результаты тестирования и вернуть назначение, если тест не пройден или за его прохождение студент получил низкую сумму баллов и хочет повысить свою оценку. Все результаты обучения и контроля собираются в один документ -электронный журнал, доступный как для преподавателя, так и для студентов (только для просмотра). Студенты всегда могут узнать информацию о своих оценках, получить задания от преподавателя, а выполнив их, вернуть ему на проверку.

Если говорить о мировых тенденциях в развитии систем образования, то обязательно нужно остановиться на такой форме, как асинхронная индивидуально-ориентированная организация учебного процесса. Именно при такой форме следует говорить о высокой востребованности информационно-образовательных сред. Не останавливаясь здесь на рассмотрении данной формы, отметим, что более подробно ознакомиться с ней можно, например, в [4].

При переходе на асинхронную индивидуально-ориентированную организацию учебного процесса возникает необходимость коренной переработки информационно-программного обеспечения в сфере планирования, организации и управления учебным процессом, а именно внедрение и применение информационно-образовательных сред. С их помощью преподаватели могут заявлять свои курсы; подробно излагать их содержание и поддерживать их актуальность; показывать их значимость для будущей профессии обучаемого; представлять портфолио с указанием своих достижений и имеющегося опыта; доводить до студентов сведения о

привлеченных к преподаванию специалистах. Обучаемые в свою очередь с помощью данной среды могут знакомиться с предложениями преподавателей и их портфолио; записываться на выбранные курсы; определяться с удобным временем посещения занятий. Отметим, что при всех положительных сторонах (равно как и проблемах) асинхронной индивидуально-ориентированной организации учебного процесса, немногие вузы РФ перешли на эту форму обучения, в отличие, например, от европейских вузов. Но там, где такой переход осуществляется или уже осуществлен, обязательно применяется информационно-образовательная среда. Именно она позволяет помочь в решении многих проблем, связанных с переходом на новую форму организации учебного процесса.

В заключение отметим, что процесс масштабного внедрения информационно-образовательных сред в педагогическом образовании только начинается и уже в ближайшем будущем они станут таким же привычным явлением, как персональный компьютер и Интернет. Функционал подобных сред будет расширяться и совершенствоваться, открывая новые образовательные возможности их использования. Но одно останется - они позволяют подготовить педагога к активному применению информационных и коммуникационных технологий в своей деятельности, к передаче подобного опыта ученикам, готовя их к полноценной жизни в современном обществе, к поиску себя и своего места в информационном мире, к участию в информационном взаимодействии.

Использованные источники:

1.Сафонов В.И. Организация информационного взаимодействия в информационно-образовательном пространстве педагогического вуза // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. С. 48-52.

2. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая российская энциклопедия, 2002. - 528 с.

3.Предложения Microsoft для образования: система управления вузом ИНФО-ВУЗ 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mLcrosoft.com/rus/education/partners/livebusinesssolutions.aspx (дата обращения 09.09.12).

4.Сазонов Б. А. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса как условие модернизации высшего образования // Высшее образование в России. - 2011. - № 4. - С. 10-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.