Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В ИННОВАЦИОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СФЕРЕ'

РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В ИННОВАЦИОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ / КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIVE ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / INFORMATION / TRADE SECRET / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Симатов К.П.

В статье рассматриваются особенности информации, используемой в качестве одного из основных факторов производства в инновационной предпринимательской деятельности. Автор анализирует основные правовые характеристики и особенности информации и приходит к выводу, правовое регулирование отношений, связанных с созданием, использованием и передачей информации отстает от реального положения дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF INFORMATION IN THE INNOVATIVE ENTREPRENEURIAL SPHERE

Resume: The article discusses the features of information used as one of the main factors of production in innovative entrepreneurial activity. The author analyzes the main legal characteristics and features of the information and concludes that the legal regulation of relations related to the creation, use and transfer of information lags behind the real situation.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В ИННОВАЦИОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СФЕРЕ»

УДК 347.454.3.

Симатов К.П. студент 3 курса магистратуры юридического факультета ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет

имени С.А. Есенина» Simatov K.P.

Ryazan State University named after S.A. Esenin faculty of law, graduate student Russia, Ryazan РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В ИННОВАЦИОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СФЕРЕ

Аннотация: В статье рассматриваются особенности информации, используемой в качестве одного из основных факторов производства в инновационной предпринимательской деятельности. Автор анализирует основные правовые характеристики и особенности информации и приходит к выводу, правовое регулирование отношений, связанных с созданием, использованием и передачей информации отстает от реального положения дел.

Ключевые слова: инновационная предпринимательская деятельность, информация, коммерческая тайна, информационные технологии. ROLE OF INFORMATION IN THE INNOVATIVE ENTREPRENEURIAL

SPHERE

Resume: The article discusses the features of information used as one of the main factors of production in innovative entrepreneurial activity. The author analyzes the main legal characteristics and features of the information and concludes that the legal regulation of relations related to the creation, use and transfer of information lags behind the real situation.

Key words: innovative entrepreneurial activity, information, trade secret, information technology.

Сфера инновационного предпринимательства - постоянно развивающаяся отрасль, одним из основных объектов и средств которой является информация. Все отрасли российского права содержат нормы, регулирующие защиту и оборот информации, но именно гражданское право является базовой отраслью, содержащей понятие, признаки и определенный набор средств защиты информации, более подробно раскрываемые в специальных законах. Свойствами информации являются: способность находиться у неограниченного круга лиц; быстрая распространяемость (обычно с помощью материальных носителей); неамортизируемость; быстрое устаревание; невещественность; способность иметь потребительную стоимость или быть товаром.

Эти свойства информации вывели ее из числа объектов, на которые распространяет свое действие институт права собственности, и потребовали

специального законодательства, устанавливающего правовой режим и возможность гражданского оборота. Законодательство, устанавливающее правовой режим информации, принято и действует, а законодательство, устанавливающее ее гражданский оборот, еще разрабатывается, что явно тормозит развитие рыночных отношений.

Сложность доктринального и законодательного определения понятия коммерческой тайны обусловлена тем, что множество объектов в различных областях человеческой деятельности могут являться коммерческой тайной135. Поэтому законодатель в ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" определил коммерческую тайну как режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Конфиденциальной информацией может быть научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность. Таким образом, законодатель совершенно верно определил "ноу-хау" как разновидность информации, составляющей коммерческую тайну. Английское выражение "know how" в дословном переводе звучит "знать как". Исходя из этого, часть ученых обоснованно утверждает, что перечень сведений, относимых к коммерческой тайне, шире, чем перечень сведений, относимых к ноу-хау.136

Законодательство (ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ) называет три признака, при наличии которых информация может быть отнесена к коммерческой тайне.

Информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам. Данный признак сокращает объем охраняемой информации до той, которая имеет именно коммерческую ценность. Информация о некоторых личностях, о научных результатах, межличностных отношениях либо какой-то тайне также может представлять интерес, но именно коммерческая ценность - признак, позволяющий говорить о коммерческой тайне. Эта тайна может быть известна другому (третьему лицу), что не изменяет ее правовой режим. Многие должностные лица государственных и муниципальных органов в силу указания закона вправе знакомиться с коммерческой тайной, но обязаны

135 См.: Галифанов Р.Г., Карлиев Р.А., Галифанов Г.Г. О секретных изобретениях и коммерческой тайне // ИС. Промышленная собственность. 2018. N 6. С. 35 - 44; N 7. С. 15 - 30.

136 См.: Михайлов Р.Б. О способах использования результатов интеллектуальной деятельности в инновационной сфере // Российский юридический журнал. 2016. N 4. С. 162 - 169.

сохранять ее в секрете. Знание ими коммерческой тайны не снижает ее ценности и не препятствует правовой охране последней.137

Обладателю коммерческой тайны противостоят все лица, а не только те, что состоят с ним в договорных отношениях. Поэтому третье лицо определяется в данных отношениях, названных в литературе квазиабсолютными, чрезвычайно широко. Информация может быть общеизвестной, но в то же время неизвестной конкретному лицу или группе лиц, а потому представлять для них коммерческую ценность.

Создание современных сложных информационных технологий нового поколения обусловило почти безграничные возможности общества и государства в получении и использовании информации. Обеспечение доступности информации, контроль над ее состоянием - это обязанность государства, так как необходимо формировать статус гражданина демократического общества, предполагающего информированность по всем важнейшим вопросам общественной жизни. В результате информация превратилась в важнейший ресурс государства наряду с его другими основными ресурсами - природными, экономическими, трудовыми, материальными.

Сущность и характер общественных отношений, возникающих между различными субъектами в информационной сфере, во многом определяются особенностями и юридическими свойствами информации - основного объекта, по поводу которого и возникают эти отношения. Информационные отношения, как правило, не выступают в чистом виде. Чаще всего они "сопровождают" другие отношения в сфере управления, государственного строительства, международного сотрудничества, в области экономики, жизни граждан и т.д. Процессы этого "сопровождения" все чаще и чаще регламентируются законодательными и иными нормативными актами: устанавливаются обязательность предоставления соответствующих видов информации, порядок ее распространения, правила доступа к ней и ограничения, ответственность за определенные правонарушения, обеспечение информационной безопасности и т.д.

Благодаря техническим и технологическим процессам сегодня быстро осуществляются накопление информации, информационный обмен, информационное взаимодействие как в пределах одного государства, так и межгосударственное.138

В информационном обществе резко возрастает роль права в качестве главного механизма регулирования общественных отношений. Однако информационное общество развивается такими стремительными темпами, что право отстает от его потребностей, и потому многие общественные

137 См.: Сальников Е.В., Сальникова И.Н. Инновационные направления деятельности органов местного самоуправления по профилактике экстремизма (экономический и правовой аспекты) // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. N 7. С. 23 - 28.

138 См.: Степаненко Д.М. Правотворческая форма реализации инновационной функции государства // Российская юстиция. 2018. N 4. С. 2 - 5.

отношения, уже действующие в информационной сфере (в первую очередь в информационных сетях, например, в Интернете, и в условиях применения других информационных технологий), остаются недостаточно урегулированными.

Использованные источники:

1. Галифанов Р.Г., Карлиев Р.А., Галифанов Г.Г. О секретных изобретениях и коммерческой тайне // ИС. Промышленная собственность. 2018. N 6. С. 35 - 44; N 7. С. 15 - 30.

2. Михайлов Р.Б. О способах использования результатов интеллектуальной деятельности в инновационной сфере // Российский юридический журнал. 2016. N 4. С. 162 - 169.

3. Сальников Е.В., Сальникова И.Н. Инновационные направления деятельности органов местного самоуправления по профилактике экстремизма (экономический и правовой аспекты) // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. N 7. С. 23 - 28.

4. Степаненко Д.М. Правотворческая форма реализации инновационной функции государства // Российская юстиция. 2018. N 4. С. 2 - 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.