Научная статья на тему 'Роль информатизации в разработке и оптимизации систем территориального размещения сельскохозяйственного производства в регионе'

Роль информатизации в разработке и оптимизации систем территориального размещения сельскохозяйственного производства в регионе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
60
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль информатизации в разработке и оптимизации систем территориального размещения сельскохозяйственного производства в регионе»

РОЛЬ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В РАЗРАБОТКЕ И ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РЕГИОНЕ

К.А. Жичкин, к.э.н., доц., А.Ю. Кувшинов, асп. Самарской государственной

сельскохозяйственной академии

В современных условиях государственное регулирование должно быть направлено на улучшение условий функционирования сельскохозяйственного производства, среди наиболее значимых: устойчивое развитие сельских территорий; создание общих условий функционирования сельского хозяйства; ускоренное развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства; совершенствование мер государственной поддержки развития кадрового потенциала АПК; достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства; регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Основными задачами, которые перед собой ставит руководство региона при развитии сельского хозяйства: повышение инвестиционной и инновационной привлекательности отрасли, развитие технического и технологического потенциала АПК; создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий, восстановления и наращивания социальной и инженерной инфраструктуры села, роста эффективности использования производственного потенциала; создание условий для повышения качества продукции АПК, формирования цивилизованного рынка оборота сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия и развития рыночных отношений в сфере АПК; повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, производимой на территории; повышение занятости и уровня жизни сельского населения.

Комплексный характер поставленных целей обуславливает их достижение при условии реализации мероприятий программ развития сельского хозяйства региона, Государственной программы и решения задач по следующим основным направлениям:

в производственной сфере: углубление специализации и адаптации организаций АПК к экономическим, экологическим и социальным условиям хозяйствования, конъюнктуре отечественного и мирового рынков; реализация комплекса мер по увеличению производства растениеводческой и животноводческой продукции, совершенствованию работы пищевых и перерабатывающих организаций для обеспечения производства основных видов продукции АПК с учетом пол-

ного удовлетворения потребностей Самарской области за счет собственного производства с постепенным вытеснением с внутреннего рынка зарубежных и других производителей; обеспечение условий для более эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения и вовлечения их в сельскохозяйственный оборот; совершенствование и отработка механизмов применения индикативных моделей на основе системы показателей в планировании и мониторинге производственной деятельности АПК и социальной сферы сельских территорий, которые в максимальной степени отражают результаты управленческих воздействий на всех уровнях; развитие системы государственного информационно-консультационного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников агропродовольственного рынка;

в социальной сфере: улучшение благо -состояния сельского населения, повышение уровня доходов работников сельского хозяйства; совершенствование системы профессиональной переподготовки руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций.

Для достижения поставленных целей и решения задач была разработана модель информационного обеспечения, способствующая реализации не отдельных программ развития, а работающая постоянно на всей территории региона и позволяющая комплексно и планомерно развивать сельские территории.

Механизм реализации модели основывается на принципах партнерства сельского населения, хозяйственных и общественных организаций, органов исполнительной власти Самарской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Самарской области с четким разграничением полномочий и ответственности всех участников модели, заинтересованных в её реализации. Данный принцип указан на рис. 1, где показаны прямые связи между уровнями управления и хозяйствующими субъектами. Так, крайне редко хозяйство может напрямую работать с органами регионального управления. Основная же масса информации и госфинансирования идет через муниципальные управления.

Министерство сельского хозяйства

(Региональное управление) у ^ ^._

Муниципальное управление Хозяйство

-►

Рисунок 1 - Информационные потоки внутри региона

Основными условиями обеспечения реализации модели выступают:

— согласованность действий всех субъектов, участвующих в реализации программных мероприятий, в своевременном обеспечении и эффективном использовании финансовых, материально-технических ресурсов и расходных материалов;

— привлечение средств федерального бюджета (прогнозно) на основании соответствующих федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, действующих федеральных целевых программ;

— прямое финансирование, предоставление субсидий из бюджета области в соответствии с законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;

— прямое финансирование и льготное кредитование за счет средств местных бюджетов;

Взяв за основу Федеральный Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 23 июня 1995 г., была разработана модель информационного обеспечения хозяйств внутри региона как часть модели рационального размещения хозяйств на территории региона. Основная часть затрат на реализацию модели возложена на региональное руководство, поскольку до 90% всей господдержки финансируется именно из регионального бюджета.

В модель входят мероприятия, необходимые для реализации не только со стороны регионального Министерства сельского хозяйства и продовольствия, но и муниципалитетов,

а также самих хозяйствующих субъектов. И только при полной взаимосвязи всех уровней будет достигнут максимальный эффект от реализации этой модели и прочих программ, реализуемых на территории региона.

Итак, согласно модели, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области организует работу по реализации модели, внедряет разработанные методические материалы для исполнителей, обеспечивает возможность информационных и разъяснительных работ о целях и задачах модели, проводит оперативный мониторинг реализации и контроль за ходом её исполнения.

В целях повышения эффективности работы органов исполнительной власти Самарской области, информационно-аналитического обеспечения и принятия взвешенных управленческих решений процесс мониторинга реализации мероприятий должен осуществляться на основе внедрения современного компьютерного и телекоммуникационного оборудования, информационных технологий и систем.

Организации, являющиеся исполнителями мероприятий и получающие финансирование за счёт средств областного бюджета, должны представлять ежеквартально в министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области информационно-аналитические материалы и финансовые отчеты о ходе выполнения предусмотренных мероприятий с отражением достигнутого уровня показателей социально-экономической эффективности.

Рисунок 2 - Структура прогнозирования мероприятий развития сельского хозяйства РФ

Контроль за целевым и эффективным использованием средств областного бюджета, предоставляемых на реализацию модели, будет осуществлять Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области.

Основываясь все на том же Федеральном Законе, следует отметить и тот факт, что прогнозирование развития сельскохозяйственных территорий будет зависеть также от взаимо-

действия между уровнями участников модели рис. 2.

При условии полного охвата всех хозяйств региона и при полной законченности и неразрывности связи между участниками будет получена система постоянного оперативного мониторинга сельских территорий, позволяющая принимать управленческие решения, приводящие к росту основных показателей.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УРОЖАЙНОСТИ ЗЕРНОВЫХ КУЛЬТУР КАК ФАКТОРА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Р.П. Кутенков, д.э.н., гл. науч. сотр. Института аграрных проблем РАН

Известно, что наличие надежных прогнозов урожайности сельскохозяйственных культур способствует расширению возможностей оценки и обоснования путей повышения продовольственной безопасности России. В частности, результаты прогнозов могут использоваться при решении задач, связанных с оптимизацией развития растениеводческой и животноводческой отраслей, формированием резервных фондов и переходящих запасов зерна, обоснованием бюджета и программ социально-экономического развития России. В данной работе содержится краткий анализ основных подходов к решению проблемы среднесрочного (13 года) прогнозирования урожайности зерновых культур с применением статистических методов и предлагается авторская методика прогнозирования, основанная на аппроксимации динамических рядов урожайности с использованием методов регрессионного анализа.

Как показывает анализ публикаций, наиболее высокая точность среднесрочных прогнозов урожайности зерновых культур в России достигается с использованием технологии «ЗОНТ», которая основана на оригинальной методике анализа природно-климатических условий на специально подобранных для исследуемого региона индуцирующих территориях земной поверхности в предшествующие годы и обеспечивает оправдываемость прогнозов до 90% с заблоговременностью свыше 9 месяцев до оприходования урожая [1, 2]. Информационная поддержка технологии «ЗОНТ» весьма трудоемка и дорогостояща. В силу серьезных финансовых трудностей последних лет потенциальные возможности технологии и результаты прогнозов практически не доступны для безвозмездного использования другими исследовательскими учреждениями.

Как следствие, в настоящее время разработано и разрабатывается значительное количество упрощенных систем прогнозирования,

адаптированных к доступной информации (см., например, [3, 4]). Разработчики подобных систем исходят из очевидной предпосылки, что урожайность в конкретный год на конкретной территории определяется тремя группами факторов: природные, экономико-технологические и организационно-хозяйственные. Последующий отбор факторов, осуществляемый с учетом их значимости и информационной доступности, связан с серьезными методолого-методи-ческими трудностями, поскольку воздействие многих факторов на урожайность взаимосвязано и взаимообусловлено.

В частности, проф. А.В. Алабушевым установлено [5], что при использовании интенсивных технологий влияние климатического фактора на урожайность зерновых культур будет составлять не более 7%. Среди других факторов урожайности роль системы удобрений и защиты растений оценивается в 25%, роль оптимизации технико-технологических процессов в 23%, внедрения новых сортов - 16,1%, увеличения посевных площадей - 12,9%, оптимизации структуры посевных площадей - 6%, рационализации системы семеноводства и повышения качества зерна - по 5%. По другой оценке проф. А.В. Алабушева фактическая нестабильность производства зерна в России по годам в зависимости от климатических факторов остается на уровне 70%, тогда как в Западной Европе около 20%. Еще более радикальные выводы получены д.э.н. И.А. Романенко, установившей по результатам корреляционно-регрессионного анализа статистическую незначимость связей урожайности зерновых культур в среднем по России с факторами, определяющими технико-технологический уровень растениеводства [6, с. 51]. Отмеченное обстоятельство, по-видимому, связано также с тем, что в исследуемый И.А. Романенко период (1996-2000 гг.) технико-технологический уровень сельскохозяйственного производства практически не менялся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.