Научная статья на тему 'Роль инфокоммуникационных технологий в повышении квалификации'

Роль инфокоммуникационных технологий в повышении квалификации Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
271
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ТРЕНИНГ-ЦЕНТР / ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Добаткина Нина Валентиновна

В статье анализируется опыт и значимость использования инфокоммуникационных технологий в курсах повышения квалификации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Infocommunication technologies role in postgraduate education

The article is dedicated to the infocommunication technologies role and the experience of their use in postgraduate courses

Текст научной работы на тему «Роль инфокоммуникационных технологий в повышении квалификации»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

УДК 621:004

РОЛЬ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ

Нина Валентиновна Добаткина, канд. техн. наук, доц., научный руководитель Московского Учебного Центра Бизнеса и Телекоммуникации,

E-mail: mbttc@mtuci2.ru,

Московский технический университет связи и информатики, http://www.mtuci.2. ru

В статье анализируется опыт и значимость использования инфокоммуникационных технологий в курсах повышения квалификации.

Ключевые слова: повышение квалификации, тренинг-центр, инфокоммуникационные технологии.

В современном информационном обществе обучение и переобучение постепенно становится не только способом усвоения готовых знаний, но и инструментом получения новой информации в процессе информационного обмена. Российская высшая школа старается откликнуться на новые потребности общества - и в области фундаментальной подготовки ей это удается. Переподготовка же специалистов в области быстроменяющихся инфо-коммуникационных технологий традиционной вузовской системе не под силу как в силу отсутствия серьезного оборудования для практических работ, так и в силу большой инерционности этой системы, при которой учебные планы и курсы разрабатываются с прицелом на несколько лет, а не месяцев, как того требует темп обновления технологий и мобильного тренинга персонала. Именно тренинга, так как все больше и больше в спросе наблюдается крен от чисто теоретических курсов к практическому тренингу, где наряду с получением знаний важную роль играет получение и нарабатывание навыков. Откликом на эту потребность современного общества является тенденция создания сети самофинан-сируемых тренинг-центров на базе технических университетов СНГ с использованием финансовой поддержки Международных фондов и программ [1].

Опыт использования инфокоммуникационных технологий в данной статье рассматривается на примере Московского Учебного Центра Бизнеса и Телекоммуникаций (Moscow Business & Telecommunications Training Centre - MBTTC), созданном в 1994 году на базе Московского Технического Университета Связи и Информатики (МТУСИ) при финансовой поддержке программы Tacis Комиссии Европейского Союза [2].

Специализация MBTTC: передовые инфокоммуникационные технологии. Объем каждого курса 72 академических часа, из них 38 - аудиторные часы, 34 - самостоятельная работа слушателей. Курсы собраны в 3 тематические цикла: телекоммуникационные технологии, информационные технологии, бизнес-технологии. Ниже приведен тематический план работы Центра на 2016 год.

Цикл 1: Телекоммуникационные технологии

Название курса Сроки обучения 2016

Программа «Современные системы и сети связи»

Системы широкополосного и сверхширокополосного радиодоступа 21.03-25.03 21.11-25.11

Образовательные ресурсы и технологии^2015’3(11)

21

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Современные мобильные сети связи: технологии, планирование, строительство, эксплуатация 11.04-15.04 07.11-11.11

Введение в телекоммуникации [для сотрудников телекоммуникационных компаний, не имеющих профильного образования] Часть I - Системы связи (структура, основные понятия и характеристики, информация, сигналы и их преобразования в каналах связи) 18.04-22.04 07.11-11.11

Введение в телекоммуникации [для сотрудников телекоммуникационных компаний, не имеющих профильного образования] Часть II - Сети связи (принципы, технологии и услуги современных сетей связи) 25.05-29.04 14.11-18.11

Качество услуг в современных сетях связи (нормативы и механизмы обеспечения качества услуг, классы и показатели качества, измерение и мониторинг качества услуг, соглашения об уровне обслуживания) 15.02-19.02 19.09-23.09

IP-телефония: теория, практика, приложения (принципы, протоколы, шлюзы, системы администрирования) 08.02-12.02 26.09-30.09

Синхронизация в пакетных телекоммуникационных сетях нового поколения (имитационное моделирование сетей синхронизации, технологии PTP RFC1588, SyncE, GNSS, GPS, NTP, mobile backhaul, системы управления, проектирование, измерения, способы синхронизации в условиях изменений нормативной базы) 18.04-22.04 21.11-25.11

Программно-конфигурируемые сети - SDN (software designed networks - SDN: принципы, архитектура, протоколы, интерфейсы, стандарты, услуги, оборудование) 14.03-18.03 07.11-11.11

Мультисервисные сети провайдерского класса (Carrier Ethernet) 15.02-19.02 12.12-16.12

Программа «Передовые телекоммуникационные технологии»

Сети нового поколения NGN - Часть I (услуги, протоколы, шлюзы IP-телефонии, СaИ-центры) 14.03-18.03 10.10-14.10

Сети нового поколения NGN - Часть II (качество, транспорт, абонентский доступ, коммутация и измерения в сетях NGN) 21.03-25.03 17.10.-21.10

Распределение информации в сетях NGN (программный коммутатор Softswitch, подсистема мультимедийной связи IMS) 29.02-04.03 03.10-07.10

Реализация технологии IP/MPLS для сетей NGN (сети связи MPLS на базе IP-технологии и Ethernet, физическая среда и транспортные технологии для IP/MPLS) 28.03-01.04 07.11-11.11

Технологии доступа в сетях NGN (xDSL, Ethernet, GPON, Wi-Fi, WiMax, WUSB, LTE) 18.04-22.04 17.10-21.10

Технологии транспорта в сетях NGN (Сети SDH, Ethernet, WDM, синхронизация, сетевое управление, измерения) 28.03-01.04 26.09-30.09

Транспортные сети III поколения (технологии WDM, Ethernet, сети G-MPLS, тактовая сетевая синхронизация) 01.02-05.02 14.11-18.11

Транспортные сети IV поколения (технологии LCAS WDM, 10 GBE, OTN, ASON) 23.05-27.05

Активное и пассивное оборудование сетей PON и FTTx (технологии, проектирование, эксплуатация, строительство) 29.02-04.03 10.10-14.10

LTE/LTE-Advanced - новое поколение мобильной связи 29.02-04.03 30.05-03.06 05.12-09.12

22

Образовательные ресурсы и технологии^2015’3(11)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Программа «Волоконно-оптические/электрические линии связи и системы передачи»

Волоконно-оптические системы передачи и линейные сооружения (принципы, типы, характеристики, конструкции, методы строительства, компоненты аппаратуры) 16.05-20.05

Волоконно-оптические кабели и пассивные компоненты ВОЛС (конструкция, характеристики, монтаж и эксплуатация) 12.09-16.09

Структурированные кабельные системы (стандарты, основы проектирования и монтаж) 18.01-22.01

Проектирование структурированных кабельных систем (структура СКС, фазы проектирования, схемы расчета, оформление проектной документации) 05.09-09.09

Электрические кабели связи и распределительное оборудование (перспективы, конструкции, монтаж и эксплуатация) 21.03-25.03 03.10-07.10

Структурированные кабельные системы EXALAN+ (обучение и сертификация экспертов и проектировщиков оптических и медных СКС) 08.02-12.02 06.06-10.06

Цикл 2: Информационные технологии

Название курса Сроки обучения 2016

Программа «Инновационные информационные технологии»

Инновационные технологии в информационных системах (виртуализация, сервис-ориентированная и сетецентрическая архитектуры информационных систем, облачные вычисления) 15.02-19.02 12.12-16.12

Программное обеспечение для анализа задач маркетинга и менеджмента (Project Expert, Marketing Analytic, Expert Choice) 01.02-05.02 28.11-02.12

Создание, сопровождение и оптимизация интернет-сайтов (на основе технологий HTML, PHP, MySQL) 11.04-15.04

Практическая работа с таблицами в Word-Excel-Access-Internet (оформление документов с помощью таблиц в Word, расчеты и анализ данных в таблицах Excel, проектирование баз данных Access, работа с базами данных через Internet) 16.05-20.05 05.12-09.12

Программная инженерия для управления IT-проектами 21.03-25.03 10.10-14.10

Создание мобильных приложений для Android: разработка, распространение 30.05-03.06 28.11-02.12

Программа «Администрирование и проектирование информационных систем на базе СУБД»

Информационные системы на основе компьютерных баз данных (Microsoft Access: таблицы, запросы, формы, отчеты, автоматизация) 05.09-09.09

Основы проектирования и администрирования баз данных (Microsoft SQL Server: архитектура, управление базами данных, схемы данных, основы системы безопасности) 11.01-15.01

Администрирование баз данных Oracle Часть I (создание баз данных, управление экземпляром, памятью и структурами БД Oracle) 18.01-22.01 12.09-16.09

Администрирование баз данных Oracle Часть II (резервирование, архивирование и восстановление БД Oracle) 25.01-29.01 19.09-23.09

Образовательные ресурсы и технологии^2015,3(11)

23

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Современные технологии и программные средства управления базами данных (создание приложений в Delphi и C++Builder) Программа «Информационная безопасность» 26.09-30.09

Информационная безопасность компьютерных сетей (механизмы обеспечения информационной безопасности, анализ рисков, борьба с вирусами, системы обнаружения атак и контроля целостности, криптография, информационные угрозы, защита персональных данных) 24.10-28.10

Защита информации с использованием криптографических методов и средств обеспечения информационной безопасности (правовые аспекты, угрозы ИБ, борьба с инсайдерами, криптографические методы защиты, сетевая безопасность, безопасность ОС Windows, защита от утечек по техническим каналам) 30.05-03.06

Обеспечение информационной безопасности при работе с системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Работа с Порталом государственных услуг 11.01-15.01

Безопасность сетевых сервисов и противодействие атакам (DNS, HTTP, FTP, SMTP, NTP) Цикл 3: Бизнес-технологии (организация и управление бизнесом) 04.04-08.04

Название курса Сроки обучения 2016

Программа «Бизнес-технологии развития компании навстречу клиенту»

Ориентация компании на клиента (включая изучение рынка, рекламу, методы привлечения и обслуживания клиентов) 08.02-12.02 24.10-28.10

Современные технологии продаж и работы с клиентами (этапы и технологии продаж, планирование и организация продаж корпоративным и индивидуальным клиентам, навыки презентаций, коммуникативный тренинг, виды сервиса) 28.03-01.04 10.10-14.10

Конкурентные тактики продаж (психология продаж, тактики результативных переговоров, управление взаимоотношениями с клиентами, получение обратной связи) 14.03-18.03 14.11-18.11

Программа «Современные технологии бизнес-планирования, маркетинга и продвижения услуг на рынке»

Облачные технологии: новая стратегия бизнеса (предоставление инновационных сервисов через Интернет, платформы и технологии) 04.04-08.04 24.10-28.10

Теория и практика ведения деловых переговоров (эффективные техники и приемы ведения переговоров, аргументирование, выход из спорных ситуаций, стратегии и техники воздействия) 06.06-10.06 17.10-21.10

Разработка маркетингового и бизнес-планов (с применением систем Marketing Analytic и Project Expert) 23.05-27.05 17.10-21.10

Управление продажами [для руководителей подразделений и организаций] (мотивация персонала служб продаж; планирование, стратегии и тактики продаж; укрепление отношений с клиентами; коммуникативный тренинг; управление тендерными продажами) 04.04-08.04 12.09-16.09

Коммерческие переговоры с организациями: от первого звонка до успешного результата 11.04-15.04 12.09-16.09

24

Образовательные ресурсы и технологии^2015’3(11)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Программа «Эффективный менеджмент»

Управление бюджетом и управление персоналом (технологии управления, финансовые отчеты, показатели, анализ, психология личности и коллектива) 14.03-18.03

Финансовый менеджмент (включая управленческий учет, финансовый анализ и основные изменения в бухучете и налоговом законодательстве) 15.02-19.02 07.11-11.11

Анализ финансовой отчетности и экономическое обоснование управленческих решений [для менеджеров] (информационная база АФО, бухгалтерская отчетность, оценка компании, инвестиционный анализ) 25.01-29.01 03.10-07.10

Система менеджмента качества в организации на основе стандартов ISO 9001:2008 (Принципы стандартов ISO серии 9000, этапы разработки и внедрения, управление документацией, сертификация СМК) 28.11-02.12

Эффективное управление бизнес-процессами предприятия на основе стандарта еТОМ (стратегия, инфраструктура и продукт, операционные процессы, управление предприятием) 23.05-27.05 21.11-25.11

Антикризисное управление (снижение операционных издержек, оптимизация бизнес-процессов, антикризисная кадровая политика) 25.04-29.04 19.12-23.12

В МВТТС и подобных ему центрах для разработки каждого курса и ведения занятий привлекается смешанная команда, состоящая как из теоретиков-профессоров вузов, задающих высокий методический уровень преподавания, так и из практиков - ведущих специалистов телекоммуникационных компаний и информационных центров, обеспечивающих современность курса и его ориентированность на потребность общества. К настоящему времени в МВТТС разработано более 80 курсов, читают лекции 80 первоклассных специалистов из ведущих вузов, информационных центров и телекоммуникационных компаний. В стоимость курсов МВТТС входит стоимость обучения, кофе-брейков и объемных раздаточных методических материалов.

Сочетание обзорных лекций с практическим тренингом позволяет уйти как от поверхностности, так и от узкой специализации, обеспечивая тем самым глубокое и качественное обучение в широком спектре тем и направлений. Центр практикует разные формы сотрудничества. Обучение специалистов ведется как в рамках открытых семинаров, темы которых приведены выше, так и в рамках специальных курсов, разработанных по заказам организаций с учетом специфики потребностей заказчика. Темы курсов и раздаточные материалы обновляются каждый год.

Основной особенностью современных хорошо оснащенных центров повышения квалификации является использование инфокоммуникационных технологий как в качестве предмета, так и в качестве инструмента обучения [3]. Так, в центре МВТТС в информационных курсах, связанных с изучением интернет-технологий, баз данных, информационной безопасности инструментом является сама локальная компьютерная сеть, имеющая выход в сеть интернет. Каждый слушатель на своем рабочем месте следует за действиями преподавателя, повторяя действия, высвечиваемые проектором на большом экране. Продуктом тренинга в зависимости от темы курса может являться разработанный информационный сайт, база данных, бизнес-план, IT-проект и т.д.

В коммуникативных бизнес-курсах, таких как «Ориентация компании на клиента», «Современные технологии продаж и работы с клиентами», «Антикризисное управление», «Теория и практика ведения деловых переговоров» [4] на первом этапе ведется видео съемка презентаций и деловых игр участников тренингов; на втором этапе - читаются лекции и проводятся непосредственно коммуникативные тренинги; на третьем этапе обученные слушатели отсматривают вместе с преподавателем видеоматериалы и проводят разбор ошибок.

Еще одним показательным примером эффективного использования инфокомму-никационных технологий являются практические занятия в курсах телекоммуникаци-

Образовательные ресурсы и технологии^2015’3(11)

25

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

онного цикла. Например, в курсе «Введение в телекоммуникации» практические занятия по теме «Модуляция и детектирование» проходят с использованием программного обеспечения Matlab/Simulink, моделирующего работу реальных устройств, а например, в курсе «Технологии доступа в сетях NGN» практические занятия на оборудовании Alcatel-Lucent ведутся по интернету из компьютерного класса центра МВТТС, из которого организован удаленный доступ в центр Alcatel-Lucent.

Новизна подходов, изложенных в настоящей статье, обусловлена тем, что в настоящее время по существу происходит информационная революция, связанная с широким внедрением инфокоммуникационных сетей, выражающаяся в совершенно новых и чрезвычайно эффективных способах организации научного и учебного процессов. Их стараются использовать для подтягивания до необходимого профессионального уровня те компании, которые уже сейчас работают на достаточно высоком уровне и готовы к новому скачку в предоставлении широкого спектра услуг. Для таких компаний, желающих идти в ногу со временем, эффективная переподготовка кадров становится первостепенной задачей, а ведущая роль в ней, безусловно, отводится инфокоммуника-ционным технологиям.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Добаткина Н.В. Тенденции и опыт международного сотрудничества в области переподготовки кадров в телекоммуникациях // сб.: Новые информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникации и бизнесе. 2004.

2. Добаткина Н.В. Переподготовка кадров в телекоммуникационном бизнесе // Образовательные ресурсы и технологии. 2014. № 4. С. 49-54.

3. Добаткина Н.В. Информационные технологии как предмет и инструмент обучения // сб.: Новые информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникации и бизнесе. 2003.

4. Добаткина Н.В. Коммуникативные техники деловых переговоров // Образовательные ресурсы и технологии. 2014. № 4. С. 40-42.

Infocommunication technologies role in postgraduate education

Nina Valentinovna Dobatkina, PhD, Prof. Scientific chief of the Moscow Business & Telecommunications Training Centre, Moscow Technical University of Telecommunications and Informatics

The article is dedicated to the infocommunication technologies role and the experience of their use in postgraduate courses.

Keywords: postgraduate education, training center; infocommunication technologies.

УДК 004.81

ПАРИТЕТНАЯ КОПЕРАЦИЯ ПРИ СЕТЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТОВ

г. КРАСНОЯРСКА

Геннадий Михайлович Цибульский, д-р техн. наук, профессор, директор Института космических и информационных технологий,

E-mail: GTsybulsky@sfu-kras.ru,

ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» (СФУ), http://ikit. sfu-kras. ru,

Алексей Михайлович Попов, д-р физ.-мат. наук, профессор, директор Института информатики и телекоммуникаций,

E-mail: vm_popov@sibsau.ru,

ФГБОУВО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академикаМ.Ф. Решетнева», http://www. iitk.sibsau.ru,

26

Образовательные ресурсы и технологии^2015’3(11)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.