УДК 378.016 : 82
В. Р. Орлова, О. В. Кублицкая
Роль инфографики и мемов в изучении истории
зарубежной литературы в образовательной организации
высшего образования: новые подходы к визуализации
В статье рассматриваются новые подходы к использованию наглядности в образовательном процессе. Обосновывается, что наряду с уже традиционной инфографикой в изучении курса «История зарубежной литературы» в образовательной организации высшего образовании целесообразно применять мемы, тематически связанные с конкретными разделами дисциплины.
The article considers new approaches to the use of visualization in the educational process. It is justified that along with the already traditional infographics in studying the course «History of Foreign Literature" in an educational organization of higher education, it is expedient to apply memes that are thematically related to specific sections of the discipline.
Ключевые слова: наглядность, визуализация, инфографика, мем, история зарубежной литературы.
Key words: visibility, visualization, infographics, meme, history of foreign literature.
Принцип наглядности традиционно выступает системообразующим в образовательном процессе [3]. С развитием образовательной технологии меняются и алгоритмы визуализации.
Как отмечают исследователи, «образовательный процесс (как и любой обмен информацией) коммуникативен по своей природе на всех этапах и стадиях - передачи, хранения и обработки информации. Объективное развитие процесса информатизации образования диктует необходимость добавления в этот список нового элемента -представления информации» [4, с. 370].
Сегодня одним из ведущих методов наглядного представления данных является инфографика (информационная графика), определяемая как «графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию» [2].
Инфографику можно эффективно использовать в курсе истории зарубежной литературы. Так, например, осваивая курс античной литературы, студенты первого курса филологического факультета активно обращаются к табличной форме представления информации и инфографике (см. табл. 1, рис. 1).
© Орлова В. Р., Кублицкая О. В., 2018
299
Таблица 1
Особенности поэтики «Одиссеи» и «Илиады»
Критерий «Илиада» «Одиссея»
Сюжет 49 дней 10 года Троянской войны («гнев Ахилла») 10-летнее возвращение Одиссея в Италу
Композиция 24 песни по числу букв древнег реческого алфавита
Принцип «воинский эпос» «сказочный эпос»
Специфика «описания-каталоги» ретроспекция
Унификация сложные эпитеты, гекзаметр
Рис. 1. Жанровая генетика древнегреческой трагедии и комедии
Вторым алгоритмом является мем [4], единица культурной информации. Данное понятие было введено в 1976 г. английским учёным Ричардом Докинзом, популярным этологом и эволюционным биологом [1]. Сформулированная им теория мемов лежит в основе объяснения принципа развития и существования мировой культуры (в том числе и религии, науки, идеологии, моды и т. д.). Мем - это единица передачи культурного наследия, т. е. культурный репликатор, передаваемый от человека к человеку. Изначально термин «мем» был введён с целью подчеркнуть, что естественный отбор способствует отбору генов. С появлением Интернета как новой экосистемы, идеально подходящей для «размножения» мемов, появился такой подтип мемов, как «интернет-мем». Интернет-мем - это культурный репликатор, распространяющийся посредством информационных технологий. В современном интернет-пространстве можно выделить как минимум, пять типов мемов: текстовые мемы, мемы-картинки, видеомемы, музыкальные и креолизованные мемы (соединяющие в себе визуальный и текстовый материал).
Чтобы понять, как именно использование мемов способствует налаживанию контакта преподавателя с аудиторией, а также вовлекает обучающихся в образовательный процесс, обратимся к практике. Нами был проведён эксперимент с двумя группами студентов второго курса филологического факультета, никогда ранее не изучавших историю указанного периода. Обеим группам мы предлагали один и тот же материал (творчество вагантов и Франсуа Вийона), но разными способами. Первой группе материал был подан в форме классической лекции (без использования иллюстративного материала), а второй - в формате лекции с использованием мемов. Обе группы были трижды опрошены: вначале - перед проведением лекции, затем - сразу же по окончании занятия, и завершающий опрос был проведён спустя неделю. Значение первого опроса заключалось в выяснении уровня начальных знаний студентов по теме (творчество вагантов и Франсуа Вийона), которое оказалось равно нулю в обеих группах. Второй опрос устанавливал уровень мгновенного закрепления знаний у обучаемых, и третий позволял судить о долго-срочности хранения полученной информации в памяти студентов. Во всех трёх опросах содержалось по пять вопросов, причём вопросы в первых двух тестах и в последнем были сформулированы различным способом и представлены в разном порядке, чтобы сократить вероятность случайного заучивания порядка ответов опрашиваемыми.
В процессе обучения во второй группе нами были использованы три мема. Первый мем креализованный: «А чего у него джинсы драные? Он что, вагант?» изображает двух старушек, критикующих проходящих мимо. Мы полагаем, что многие сталкивались с такими соседками, вечно сидящими у подъезда и отпускающими нелестные комментарии в сторону представителей молодого поколения. Таким образом, мем «А чего у него джинсы драные?..» способствует запоминанию информации о социальном статусе вагантов (странствующие студенты, школяры) посредством выстраивания ассоциативного ряда (молодёжь-студенты-ваганты).
Рис. 2 Креализованный мем «Он что, вагант?»
Второй мем - музыкальный: знакомая всем с детства песня композитора Давида Тухманова «Из вагантов» (инципит: «Во французской стороне...») на вольный перевод Льва Гинзбурга с латинского языка оригинального текста песни вагантов «Hospita in Gallia» (XIII в.) в исполнении Игоря Иванова. Роль использования данного мема в процессе обучения - помощь обучаемым в воссоздании образа жизни вагантов. «Hospita in Gallia» была тесно связана с реалиями жизни и обучения студентов в Парижском университете. В песне -переживания швабского юноши, который отправляется на учёбу в Париж, о том, что профессора могут его «насмерть замучить», сложно назвать преувеличением. Курс обучения на богословском факультете в Парижском университете длился десять лет. На выпускном экзамене, который продолжался двенадцать часов, студенту противостояли двадцать диспутов, меняющихся каждые полчаса, тогда как сам студент был лишён отдыха. При успешной сдаче экзамена обучающийся удостаивался звания доктора.
Третий мем креализованный: «Ты чего такой дерзкий? Вийона начитался?» - изображает стикер в виде строгой девушки, поправляющей очки. Значение данного мема в привлечении внимания обучаемых к личности Франсуа Вийона (известного своим буйным, бесшабашным нравом) и повышении шансов на запоминание обучаемыми имени французского средневекового поэта.
Ты чего такой дерзкий?
Вийона начитался?
Рис. 3. Креализованный мем «Ты чего такой дерзкий?»
По результатам второго опроса, проведённого сразу же по окончании занятия, уровень знаний обучаемых по пройдённой теме (творчество вагантов и Франсуа Вийона) оказался примерно одинаковым (абсолютное большинство студентов дало верные ответы на пять из пяти вопросов). Совсем иначе обстояло дело с третьим, завершающим тестированием, проведённым через неделю. Большинство студентов из первой группы успешно справились лишь с одним вопросом из пяти, т. е. смогли назвать основные темы творчества вагантов (воспевание радостей жизни, беспечного веселья и вина; обличение порочности и корыстолюбия епископов и богатых прелатов,
тунеядства и лицемерия монахов). Интересно, что верно характеризуя (пусть и в общих чертах) образ жизни вагантов, лишь один студент из пяти опрошенных смог вспомнить само слово «вагант». Не сохранилось в памяти обучаемых и имя Франсуа Вийона и, тем более, названия его произведений.
Значительно лучше с третьим опросом справились студенты из второй группы, в процессе обучения которых мы использовали мемы. Большая часть опрошенных студентов смогли ответить на все пять вопросов правильно.
Исходя из результатов эксперимента, описанного выше, можно сделать вывод о значительности благотворного воздействия мемов на уровень усвоения материала обучаемыми. Однако вполне возможно, что студентам помогает запомнить новый материал любой визуальный материал, а не только мемы. Для того чтобы разобраться в данном вопросе, нами был проведён ещё один эксперимент, аналогичный первому. Единственным отличием стало то, что в основе подачи материала во второй группе студентов (в обучении которой ранее были использованы мемы) стали лекции, подкреплённые визуально (схемы, таблицы, портреты авторов и т. д.), а в первой группе (в которой ранее визуальный материал не был нами использован вообще) - мемы. В качестве темы для рассмотрения на этот раз, мы избрали жизнь и творчество английского поэта и драматурга Кристофера Марло.
Во второй группе в качестве иллюстративного материала мы использовали два слайда. На первом: портрет неизвестного, на котором, по мнению некоторых исследователей, изображён Кристофер Марло; годы жизни поэта и драматурга и тезисный план биографии.
Фауст продаёт душу из-за жажды знаний и стремления владеть миром. Мечты и желания Фауста— целая программа экспансии, осуществляемой руками жадных авантюристов, начинавших свою социальную карьеру в Британии,-ок. 158?
Издание «Грагмческоя история жизни смерти доктора Фауста», I ¿20
Рис. 4. Кристофер Марло
Рис. 5. Творчество Кристофера Марло
На втором слайде - обложка издания «Трагической истории жизни доктора Фауста» 1620 г. и избранная библиография Кристофера Марло (с указанием года окончания написания и краткой аннотацией).
В первой группе иллюстративный материал был дополнен нами двумя мемами. На первом изображён Кристофер Марло с пистолетом в руке на фоне надписи «007». При этом на пистолете надпись «Тамерлан». Данный мем способствует запоминанию внешности автора, названия одного из произведений и факта работы Марло на английское правительство.
Рис. 6. Креализованный мем Рис. 7. Креализованный мем
«Марло - агент 007» «Шекспировский вопрос»
Второй мем изображает Кристофера Марло, который держит маску Шекспира в руках. Этот мем способствует запоминанию обучаемыми популярной антистратфордианской теории, согласно которой Кристофер Марло писал за Шекспира (либо в соавторстве с ним).
По результатам первого опроса только три человека из десяти опрошенных назвали Кристофера Марло поэтом, два человека - художником, и оставшиеся пять признались, что не знают, кто такой Кристофер Марло. При этом ни один из десяти опрошенных студентов не смог назвать хотя бы одно произведение Марло-поэта или Марло-художника.
Со вторым опросом успешно справились студенты как из первой, так и из второй группы, ответив на все пять вопросов верно, что позволяет судить о благотворном воздействии визуального материала на восприятие и усвоение нового материала обучаемыми.
Во время третьего, завершающего теста большинство студентов из второй группы (в процессе обучения которой нами был задействован только «строгий» иллюстративный материал, без использования мемов) справились с четырьмя вопросами из пяти, при этом из произведений Кристофера Марло вспомнить им удалось лишь «Фауста».
Студенты из первой группы (в обучении которых мы использовали не только «строгий» иллюстративный материал, но и мемы) верно ответили на все пять вопросов из пяти, при этом помимо «Фауста» большинством из них была названа трагедия «Тамерлан». Кроме того, пять из пяти опрошенных студентов из первой группы смогли достаточно подробно рассказать о теории «Марло-Шекспир», а также вспомнили легенду, связанную с загадочными обстоятельствами гибели поэта и драматурга.
Таким образом, заявленное нами ранее предположение о решающей роли любого иллюстративного материала в процессе запоминания обучаемыми нового материала подтвердилось. Но стоит заметить, что результаты опроса в первой группе (в обучении которых мы использовали ещё и мемы) оказались выше, чем во второй. Исходя из этого, мы полагаем, что самым оптимальным способом вовлечения студентов в процесс обучения (из рассмотренных нами в данной статье) является использование иллюстративного материала, разбавленного яркими и заминающимися мемами, легкодоступными для понимания обучаемыми.
Список литературы
1. Докинз Р. Эгоистичный ген; пер. с англ. Н. Фоминой. - М.: АСТ : CORPUS, 2017. - 512 с.
2. Инфографика [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipe-dia.org/wiki/Инфографика
3. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учеб. - М.: КНОРУС, 2010. - 744 с.
4. Мем [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мем
5. Никулова Г. А., Подобных А. В. Средства визуальной коммуникации - инфографика и метадизайн // Образовательные технологии и общество. - 2010. -Т. 13. - № 2. - С. 369-387.
Статья поступила: 20.04.2018. Принята к печати: 24.05.2018