Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНФЛЮЕНСЕРОВ INSTAGRAM В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

РОЛЬ ИНФЛЮЕНСЕРОВ INSTAGRAM В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
478
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФЛЮЕНСЕР / СЕТЕВЫЕ МЕДИА / INSTAGRAM / МОЛОДЕЖЬ / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дудкина А.В.

В силу происходящих в современном мире социальных и культурных изменений, которые связаны с цифровой трансформацией и медиатизацией общества, исследование системы ценностей и ценностных ориентаций личности становится всё более актуальным. В статье рассматривается информационное воздействие инфлюенсеров социальной сети Instagram на формирование жизненных ценностей российской молодежи. Задача исследования - проанализировать контент популярных российских лидеров мнений в социальной сети Instagram. Цель исследования - выявить тенденции в формировании ценностных ориентиров среди пользователей интернет-сообщества. В проведенном исследовании с помощью дискурс-анализа и контент-анализа определяется влияние мнений инфлюенсеров социальной сети Instagram на формирование ценностей молодежи. Результаты исследования. Анализ материалов социальной сети Instagram позволил зафиксировать присутствие аморального контента в публикациях топовых российских блогеров и выявить преимущественно деструктивный характер текстов. Также были обнаружены микрогруппы инфлюенсеров, публикации которых направлены на духовно-нравственное воспитание пользователей сети Instagram. Выводы. Результаты данной работы призваны обратить внимание медиаисследователей на проблему деструктивности контента в социальных сетях. Полученные результаты работы могут быть востребованы сетевыми СМИ при разработке альтернативных подходов к подаче медиаинформации, а также способствовать контролю информационного потока в общем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INSTAGRAM INFLUENCERS IN THE FORMATION OF VALUE GUIDELINES FOR RUSSIAN YOUTH

Due to the social and cultural changes taking place in the modern world, which are associated with the digital transformation and mediatization of society, the study of the system of values and value orientations of the individual becomes the most relevant. The article discusses the information impact of the influencers of the social network "Instagram" on the formation of the life values of Russian youth. The task of the study is to analyze the content of popular Russian opinion leaders of the Instagram social network. The purpose of the study is to identify trends in the formation of value orientations among users of the Internet community. The study analyzes the influence of the opinions of influencers of the social network Instagram on the formation of values among young people. The work used content analysis and discourse analysis. Research results. The analysis of the materials of the social network Instagram made it possible to fix the extreme impoverishment of the publications of top Russian bloggers and to reveal their predominantly destructive nature in the formation of social values. Conclusions. The results of this work are intended to draw the attention of media researchers to the problem of destructive content in social networks. The obtained results of the work can be claimed by the network media in the development of alternative approaches to the presentation of media information in particular, as well as the control of the information flow in general.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНФЛЮЕНСЕРОВ INSTAGRAM В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

УДК 304+378+070

DOI 10.24147/2413-6182.2022.9(4). 767-781

ISSN 2413-6182 eISSN 2658-4867

РОЛЬ ИНФЛЮЕНСЕРОВ INSTAGRAM В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

А.В. Дудкина

Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург, Россия)

Аннотация: В силу происходящих в современном мире социальных и культурных изменений, которые связаны с цифровой трансформацией и медиатизацией общества, исследование системы ценностей и ценностных ориента-ций личности становится всё более актуальным. В статье рассматривается информационное воздействие инфлюенсеров социальной сети Instagram на формирование жизненных ценностей российской молодежи. Задача исследования - проанализировать контент популярных российских лидеров мнений в социальной сети Instagram. Цель исследования - выявить тенденции в формировании ценностных ориентиров среди пользователей интернет-сообщества. В проведенном исследовании с помощью дискурс-анализа и контент-анализа определяется влияние мнений инфлюенсеров социальной сети Instagram на формирование ценностей молодежи. Результаты исследования. Анализ материалов социальной сети Instagram позволил зафиксировать присутствие аморального контента в публикациях топовых российских блогеров и выявить преимущественно деструктивный характер текстов. Также были обнаружены микрогруппы инфлюен-серов, публикации которых направлены на духовно-нравственное воспитание пользователей сети Instagram. Выводы. Результаты данной работы призваны обратить внимание медиаисследователей на проблему деструк-тивности контента в социальных сетях. Полученные результаты работы могут быть востребованы сетевыми СМИ при разработке альтернативных подходов к подаче медиаинформации, а также способствовать контролю информационного потока в общем.

Ключевые слова: инфлюенсер, сетевые медиа, Instagram, молодежь, ценности.

Для цитирования:

Дудкина А.В. Роль инфлюенсеров Instagram в формировании ценностных ориентиров российской молодежи // Коммуникативные исследования. 2022. Т. 9. № 4. С. 767-781. DOI: 10.24147/2413-6182.2022.9(4).767-781.

Сведения об авторе:

Дудкина Анна Владимировна, аспирант Высшей школы журналистики и массовой коммуникации

© А.В. Дудкина, 2022

ORCID: 0000-0002-2251-2467 Контактная информация:

Почтовый адрес: 199004, Россия, Санкт-Петербург, 1-я линия В.О., 26

Е-mail: yakimanna@gmail.com Дата поступления статьи: 30.04.2022 Дата рецензирования: 15.06.2022 Дата принятия в печать: 10.10.2022

Введение

Первые представления о сущности и происхождении ценностей обнаруживаются еще в античные времена. Одним из первых, кто поднял вопрос о благе, добродетели и красоте как высших ценностях человеческого бытия, был древнегреческий философ Сократ. Он определил благо как соответствие цели и рассматривал знание о нем как основное условие нравственного поведения1.

Со второй половины XIX в. тема ценностей постепенно входит в спектр исследовательских интересов социологии, политологии и психологии. И уже в 1950-1970-х гг. изучение человеческих ценностей наблюдается преимущественно в рамках социальной психологии. Американский психолог М. Рокич, израильский ученый Ш. Шварц работали над методиками формирования ценностных ориентаций. Они разделяли ценности на социальные и индивидуальные, при этом считая, что ценности -это потребности личности, которые напрямую зависят от менталитета конкретного общества [Schwartz 2012].

В русской религиозной философии абсолютный и идеальный характер ценностей определяется через понятие духовности, которая имеет божественное происхождение. Наибольшее развитие теория ценностей получила у Н.О. Лосского. Свое учение о ценностях ученый называл идеально-реалистическим. Ценности, по Лосскому, - объективны, всеобщи и антиномичны, а основой ценностей является Бог. Абсолютная ценность -это «Бог как само Добро, абсолютная полнота бытия, сама в себе имеющая смысл, оправдывающий ее, делающий ее предметом одобрения, дающий безусловное право на осуществление и предпочтение чему бы то ни было другому» [Варич 2009: 68]. По отношению к этой абсолютной ценности все другие носят производный характер и могут быть объективными и субъективными, положительными и отрицательными. Положительные ценности, такие как добро, благо, любовь, красота, - направлены на реализацию абсолютной полноты бытия, а отрицательные - к ее уменьшению.

1 Дедова В. Философия ценностей (аксиология). Ценности в жизни человека и общества // Zaochnik.com. URL: https://zaochnik.com/spravochnik/filosofija/sotsialnaja-filosofija/aksiologija-klassifikatsija-tsennostej/ (дата обращения: 15.03.2022).

Теория ценностей Лосского особенно актуальна для современного цивилизованного мира, в котором социум потрясают не только экономические, но и духовно-нравственные кризисы. Однако, если экономические кризисы очевидны для человечества, то кризисные явления, связанные с деградацией и духовным опустошением общества, проходят постепенно и незаметно [Матвиенко и др. 2015: 1524]. Современный человек существует в обществе, где предлагается всё большее количество разнообразных предметов для удовлетворения, прежде всего, его простейших физиологических потребностей, а также огромный объем развлекательной информации [Bolin 2011: 127-138]1. Такое общество потребления задает определенную систему ценностей, ядром которой становятся материальные блага.

Начиная с XXI в. развитие человеческой цивилизации носит цифровой и медиатизированный характер. Медиатехнологии сами по себе не являются причиной социокультурной динамики, однако погружение человека в информационный поток при условии формирования определенных социальных, политических, экономических, культурных реалий с помощью новых технологий дает мощный импульс воздействию и влиянию на общественное сознание [Шамшурин 2018: 72; Шумилова 2016].

Цифровые платформы образовали удобную среду для декларирования ценностей и формирования ценностных дискурсов, в которой происходит объединение виртуальных сообществ и разделение между ними. Влияние на функционирование этой среды оказывают владельцы платформ, лидеры мнений, профессиональные медиа и государство [Сидоров 2021: 120-121; Нигматуллина 2022: 155]. Одним из ярких примеров такого влияния информационных технологий на формирование ценностных ориентиров среди молодежи является социальная сеть Instagram2. Данная социальная сеть - это особая среда, отдельный мир со своей альтернативной системой ценностей и убеждений. Для того чтобы определить, как воздействуют информационные материалы в этой сети на российских пользователей, необходимо проанализировать контент ведущих блогеров сети Instagram.

Материал и методика описания

Материалом данного исследования являются аккаунты лидеров мнений социальной сети Instagram. Из общего количества топовых акка-унтов по всему миру были отобраны для исследования 100 российских ведущих блогер-аккаунтов.

1 См. также: Manavis S. Cancel Culture Does Not Exist // The New Statesman. 16 July 2020. URL: https://www.newstatesman.com/science-tech/2020/07/cancel-culture-does-not-exist (дата обращения: 16.03.2022).

2 Корпорация Meta, владеющая Instagram и Facebook, признана в России экстремистской, ее деятельность на территории Российской Федерации запрещена, социальные сети Instagram и Facebook заблокированы Роскомнадзором с 21 марта 2022 г.

При помощи контент-анализа и дискурс-анализа были определены основные деструктивные способы подачи информации на личных страницах российских популярных блогеров в Instagram. Также в результате проведенного исследования была сформирована показательная группа из десяти ведущих русскоязычных инфлюенсеров (лидеров мнений] с наибольшим количеством подписчиков. Данная группа играет активную роль в формировании ценностных ориентиров у современной молодежи. Исследование проводилось в период с января по март 2022 г., т. е. до блокировки Instagram в России Роскомнадзором 21 марта 2022 г.

Также для исследования были взяты десятки популярных российских аккаунтов в сети Instagram по следующим категориям: органы государственной власти, религиозные деятели (христианские лидеры] и познавательный контент (СМИ, культура, искусство]. Аналитика аккаунтов данных категорий блогеров была проведена с целью найти пути для сокращения существующего потока деструктивной информации в сетевых медиа.

Анализ материала

Социальная сеть Instagram - второе после Facebook по популярности приложение - было запущено американскими программистами в 2010 г. [Соломина 2021: 403]. C 2018 по 2022 г. аудитория этой сети выросла в два раза. Согласно статистическим данным, в марте 2022 г. число пользователей данной сети превысило 2 млрд. Согласно статистическим данным We Are Social и Kepios, на начало 2022 г. Instagram насчитывал 63 млн пользователей в России, что эквивалентно 43,2 % общей численности населения страны.

Вместе с тем, если учесть, что социальная сеть Instagram разрешает регистрироваться и использовать свою платформу людям старше 13 лет, то можно с уверенностью утверждать, что данной соцсетью пользуются более половины (51,6 %] всего населения России, перешагнувшего указанный возрастной уровень1. Также, согласно статистическим исследованиям, более 70 % пользователей Instagram моложе 35 лет. Данные тенденции говорят о том, что именно молодое население страны было вовлечено в информационный поток сетевых медиа ^ho et al. 2022].

Согласно маркетинговой статистике, доход от рекламы в данном медиаресурсе за 2021 г. оценивается в размере 26 млрд долларов2. Часто малый бизнес, а также крупные компании привлекают лидеров мнений

1 Чуранов Е. Интернет в России в 2022 году: самые важные цифры и статистика // WebCanape. 22.02.2022. URL: https://www.web-canape.ru/business/internet-v-rossii-v-2022-godu-samye-vazhnye-cifry-i-statistika/ (дата обращения: 17.03.2022).

2 Альгрен М. 40 + Instagram Статистика и факты для 2022 // Website Raiting. 22 окт. 2022. URL: https://www.websiterating.com/ru/research/instagram-statistics/ (дата обращения: 16.03.2022).

в свои маркетинговые проекты для рекламы товаров и услуг, в результате чего за последние десять лет в сетевых медиа образовалась отдельная социокультурная группа так называемых инфлюенсеров, которые имеют высокий уровень доверия и влияния на обширную и лояльную аудиторию.

Инфлюенсер (от англ. Influence - влияние] в социальных сетях - это блогер, который оказывает заметное влияние на подписчиков и пользуется огромным доверием в кругу своей аудитории. В процессе исследования социальной сети Instagram были отобраны десять аккаунтов инфлю-енсеров с наибольшим количеством подписчиков по состоянию на март 2022 г. (см. табл. 1].

Таблица 1

Топ-10 инфлюенсеров Instagram в России

Инфлюенсер Аккаунт Число публикаций Подписчики, млн чел.

Хабиб Нурмагомедов @khabib_nurmagomedov 4 429 33,3

Ольга Бузова @buzova86 14 300 23,3

Гусейн Гасанов @gusein.gasanov 382 21,1

Анастасия Ивлеева @_agentgirl_ 1 056 18,8

Ксения Бородина @borodylia 11 400 18,2

Тимати @timatiofficial 4 260 17,9

Павел Воля @pavelvolyaofficial 2 829 15

Оксана Самойлова @samoylovaoxana 4 092 15,2

Михаил Литвин @mikhail_litvin 522 14,6

Михаил Галустян @m_galustyan 1 272 13

Примечание. Сост. по: Top Instagram Influencers in Russia // HypeAuditor. 2022. URL: https://hypeauditor.com (дата обращения: 16.03.2022).

Второе место по количеству подписчиков в России занимает Ольга Бузова. Влияние известная певица оказывает на 23-миллионную публику. Ольга ежедневно выкладывает сторис (лента ежедневных историй) о личной жизни и работе, а также размещает публикации (их у нее наибольшее количество среди рассмотренных инфлюенсеров - 14 300), что говорит о высокой активности и отличной маркетинговой стратегии ведения аккаунта. Певица часто рекламируют свой личный бренд одежды, а также различные товары и услуги. Посылы ее постов, на первый взгляд, кажутся благими и безобидными. Однако ее аккаунт содержит регулярные посты с личными фото эротического характера (рис. 1).

Рис. 1. Публикации в Instagram певицы Ольги Бузовой (https://instagram.com/buzova86?utm_medium=copy_link)

Такая тактика объясняется продуманным маркетинговым ходом -привлечение внимания аудитории для поддержания интереса к своей странице1. Опасность такого влияния заключается в том, что на данный аккаунт подписаны подростки от 13 лет, ценностные ориентиры которых только формируются. Более взрослая возрастная категория замечает данную тенденцию в аккаунте Ольги Бузовой и реагирует протестно, что видно из следующих комментариев: Вопрос! Что движет этой женщиной? (@olgavladimirovna]; Отключите Бузовой интернет (@northwest_frozen_fish]; Оля, а твоему папе нравятся такие твои фото, он ставит лайки? (@е11ееПеп8787]; А зачем нам ж...а? (@zoja.savchenko]; ...обязательно надо это на показ выставлять?Я разочарована, некрасиво! (@evgeшiavilmova]; Ведущая шоу, к чему ведем молодежь? (@zoialobacheva2019].

Сама Ольга Бузова от ответа на возмущенные комментарии уходит, продолжая в своих сторис регулярно публиковать сообщения православной тематики (например, информацию о христианских праздниках], говорить о добре и любви. Она уверена, что транслирует правильные прин-

1 От блогеров - к инфлюенсерам: борьба за внимание и влияние на аудиторию. Новые тренды // ВЦИОМ: офиц. сайт. 24 сент. 2020. URL: https://wciom.ru/analytical-reports/analiticheskii-doklad/ot-blogerov-k-inflyuenseram-borba-za-vnimanie-i-vliyanie-na-auditoriyu-novye-trendy (дата обращения: 15.03.2022).

ципы молодежи, о чем говорит ее пост в телеграмм-канале: Я на протяжении всех лет приучаю свою аудиторию к правильным ценностям, к спорту, любви к семье, образованию, работе...на своем примере показываю и рассказываю, как справляюсь со стрессом, проблемами, как надо бороться с хейтом и буллингом... Родители с детьми приходят на мои концерты, и дети души во мне не чаят!

Но, как нам представляется, эротические фото и надпись на одежде собственного бренда «Где мой коньяк?» говорят об обратном.

Еще один популярный блогер, Оксана Самойлова, являясь многодетной матерью и женой известного российского рэпера Джигана и имея 15,2 млн подписчиков, на своем аккаунте говорит о семье и семейных ценностях. Вместе с тем лента Оксаны наполнена качественными, яркими фотографиями, пропагандирующими шикарную и богатую жизнь, также присутствует эротический контент (рис. 2). Как и Ольга Бузова, Оксана Самойлова использует свой аккаунт в Instagram для рекламы товаров и услуг, продвигает свой личный бренд косметики. Сегодня социальные сети становятся возможностью для дополнительного заработка [Abidin 2016: 4].

01:31 -7

:! LTE Я

. SAMOVLOVACXAHft

< Публикации Подписаться

03 нрпяитсв galinaalbyt и ещё ' Й64 927

samoylovao«ana Не знаю оцените ли вьт огу вЮТкуЦиО Она единственна* из сотни .где мы асе имеете тюттунигись нормально №даКв "Вив ДОн I.F.-

Смотреть псе комментарии |18 Б20 T¡maT¡o!iic¡ai Ну можешь просю написать уме: Штите тьа полностью реабилитирован !!! Лети с

Тимом В Wsruh M¡

2S марта JOIT i

О О 7

Просмотры: в 674 089 затоу1оуаохапа Будьте бдит ел I каждой V >;>

Рис. 2. Публикации в 1т1адгаш блогера Оксаны Самойловой (Ы1рз://тз1адгат.сот/Батоу1оуаохапа?ит_твсИит=сору_ипк)

Комментарии к постам данного инфлюенсера неоднозначны. Есть те, кто поддерживают девушку, но есть и те, кто понимает реальность происходящего и последствия от просмотра такого деструктивного контента для массовой аудитории: Ни стыда, ни совести, и это мама 4 детей

(@йтиг_^ег86]; По чем мясо? (@mamiЫapmatapei8]; Если бы у меня были такие деньги, и я так бы выглядела (@victoriassecret2009].

Психологи обнаружили, что красочные постановочные фотографии привлекательных тел, прошедшие через множество фильтров, заставляют молодых людей, особенно подростков, постоянно прибегать к сравнению с ними, что в итоге приводит к развитию комплексов и чувства собственной неполноценности1.

Следующий блог популярных среди российской молодежи инфлю-енсеров - ведущей телепередачи «Орел и решка» на телеканале «Пятница» Анастасии Ивлеевой. Анастасия ведет два аккаунта в Instagram: @nastyaivleeva (8,1 млн подписчиков] и @agentgirl (18,8 млн подписчиков), - оба содержат аморальный контент с регулярным использованием нецензурной лексики2 (рис. 3]. В то же время свою страницу Ивлеева использует для рекламы товаров различных компаний. Поведение Анастасии Ивлеевой достаточно противоречиво: ведущая передачи «Орел и решка» позиционирует себя как веселого и эрудированного, не лишенного культуры и моральных принципов человека, а в социальной сети Instagram показывает себя совсем с другой, неприглядной стороны. Миллионные подписчики вряд ли получат пользу от такого контента [Султанов 2021: 57].

1174 7,9 млн 1

нжст ивлгЕвй ■Ол-ч мщм*

Друг M» С ■ Т - Г ù и И И

CwOtkgnxg "А

С *> & ф 1

э

СИ

й Q S О * ÄQBO

Рис. 3. Публикации в Instagram телеведущей Анастасии Ивлеевой (https://instagram.com/nastyaivIeeva?utm_medium=copy_Iink)

1 Янушкевич К. «Instagram» вызывает депрессию у молодых девушек - исследование Facebook // РБК. Тренды. 16.09.2021. URL: https://trends.rbc.ru/trends/social/6143 20989a794791f227d117 (дата обращения: 22.03.2022).

2 В скриншотах закрыта маркером.

Видеоблогер Михаил Литвин, клипы которого входят в топ-10 самых просматриваемых видео в России, практически в каждой своей публикации в Instagram использует бранное слово (рис. 4). Нецензурная лексика воспринимается молодым поколением с его подачи легко, так же как и шуточный контент с унижением девушек, неуважительным отношением к органам власти и т. д. Такой контент смело можно назвать деструктивным, так как его влияние на молодежь носит негативный характер [Сундиев, Смирнов 2020: 38].

Рис. 4. Публикации в Instagram видеоблогера Михаила Литвина (https://instagram.com/mikhail_litvm?utm_medium=copy_lmk)

Кроме топовых аккаунтов в Instagram были рассмотрены и другие направления и категории, в которых также есть лидеры мнений, но уже с намного меньшим количеством подписчиков. Эти каналы также относятся к влиятельным, но функционируют на микроуровне. В табл. 2 приведены сводные данные популярных социополитических инфлюенсеров Instagram по категориям и количеству подписчиков.

Анализ контента пабликов в категории «Органы государственной власти» свидетельствует об отсутствии в них тенденции к разрушительному влиянию на поведение и сознание человека. Абсолютно всеми лидерами мнений из протестированного списка информация подается четко и со смыслом [Karnowski et al. 2021]. Это связано с тем, что все политические паблики не нуждаются в агрессивном навязывании и продвижении маркетинговых стратегий. Правительственные паблики заинтересо-

ваны в повышении репутационных характеристик организаций, а также в пропаганде различных политических программ, а не в продаже тех или иных товаров.

Таблица 2

Социополитические инфлюенсеры Instagram в России

Категория Инфлюенсер Аккаунт Число публикаций Подписчики, чел.

Органы государственной власти Роспотребнадзор @rospotrebnadzor.official 671 1 млн

Президент РФ @russian_kremlin 4 114 506 тыс.

Пресс-служба Правительства РФ @government_rf 4 183 489 тыс.

Совет Федерации @sovfed_gov 3 931 386 тыс.

Минздрав @rosminzdrav.ru 1 055 304 тыс.

Нацпроекты РФ @nationalprojects.ru 3 403 140 тыс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Министерство спорта @minsport_rf 3 116 61,1 тыс.

Религиозные деятели (христианские лидеры) Павел Островский (священник) @pavelostrovski 4 048 564 тыс.

Священник Николай Бабкин @nickolay_babkin 2 251 387 тыс.

Алексей Романов (молодежный пастор) @pastor.romanov 8 390 118 тыс.

Сергей Ряховский (начальствующий епископ РОСХВЕ) @sergeyryakhovskiy 405 34,4 тыс.

РПЦ (Православная Церковь) @rpconline 752 19,5 тыс.

СМИ / познавательный контент / культура / искусство Первый канал @1tv 4 573 1,7 млн

Лайфхаки, факты, наука @lifexaker.tv 330 2,6 млн

Анастасия Постригай (искусствовед) @op_pop_art 4 091 733 тыс.

Моя планета @moyaplaneta 3 362 207 тыс.

Телеканал Наука @naukatv 6 026 200 тыс.

Живая планета @livplanet_tv 6 702 165 тыс.

Телекана Культура @russiaculture 6 098 199 тыс.

Литература. Возвращаем любовь к книгам @literabook 1 691 53,3 тыс.

Русская литература @russ_literatura 521 14,2 тыс.

Паблики категории «СМИ и познавательный контент» мало популярны, поэтому для основной массы пользователей Instagram эти материалы оказываются вне поля внимания. Стоит отметить, что контент этой категории имеет созидательный и просветительский характер. В таких аккаунтах отсутствует аморальность и деструктивность, что создает почву для позитивного влияния на мировоззрение человека [Sidorov, Ме1шк 2021: 130].

Инфлюенсеры, ведущие блоги религиозно-духовной направленности, занимаются просветительской работой среди молодежи, распространяют в обществе ценности, основанные, в первую очередь, на добре, любви и благе. Однако эти ресурсы в сети Instagram составляют скромную долю.

Священник Николай Бабкин - активный инстамиссионер с 387 тыс. подписчиков. Для данной ниши это достаточно большое число. В своих публикациях Николай Бабкин рассказывает о личной жизни, семье, вере в Бога. Ведет прямые эфиры, отвечает на различные проблемные и насущные вопросы, говорит о бытии и смысле жизни (рис. 5). Информация подается легко, часто в шуточной форме, что поднимает настроение, вдохновляет и ободряет подписчиков.

Чго делать, если жена

0 Ф ®

® (Ä

Рис. 5. Публикации в 1пБ1адгат священника Николая Бабкина (Ы1рз://тз1адгат.сот/тско1ау_ЬаЬкт?ит_твсИит=сору_ипк)

Примечателен для исследования аккаунт Алексея Романова - молодежного пастора Российского объединенного союза веры евангельской (РОСХВЕ), - который ведет общественную и просветительскую деятельность среди российской молодежи. Алексей живет очень интересной и насыщенной жизнью, не уступая в этом своим юным подписчикам, что подтверждают его посты в сети Instagram (рис. 6).

Алексей Романов часто проводит миниэфиры, в которых отвечает на острые и волнующие молодежь вопросы. Своими постами пропагандирует здоровый образ жизни, семейные и вечные ценности, говорит о вере в Бога и о духовном. Такой контент полезен современному молодому по-

колению, так как несет созидательный, просветительский и творческий характер.

1U37-Î L Шm lté» M:1"W I Lue".

. MIО. IKj*'.!":. . tJhÇYOA.feOMAhJOv , ii-.tni cnM'hJC'.'

\ Публикации ' ПуЙЛйкацни \ Пубпмкации

Рис. 6. Публикации в Instagram пастора христианской церкви Алексея Романова (https://instagram.com/pastor.romanov?utm_medium=copy_link)

Заключение

В российском обществе за последние 10-15 лет немало сделано для преодоления духовной деструкции, например возрастает роль религиозных конфессий, с одобрения государства расширяется их деятельность, этот проблемный вопрос обсуждается в СМИ. Но в современных условиях медиатизации и цифровой трансформации этих усилий для возрождения духовных ценностей в обществе недостаточно.

Обсуждение проблемы духовно-нравственного развития в средствах массовой информации занимает незначительную долю во всем информационном потоке. В ходе исследования было обнаружено, что факторами утраты жизненных ценностей и моральных стандартов среди современной молодежи являются: а] формирование через сетевые медиа homo consumptor (человека-потребителя], для которого приоритетной ценностью становятся материальные блага; б] распространение в сетевых медиа идеи вседозволенности и соответствующих моделей поведения; в] пропаганда аморального образа жизни.

Воспитание начинается с духовности. Формирование системы духовно-нравственного воспитания и социализации молодых людей может проявиться в сотрудничестве духовных лидеров мнений, в разработке го-

сударственных программ по поддержке микроинфлюенсеров, занимающихся просветительской и духовной работой среди молодежи.

Список литературы

Варич В.Н. Понятие ценности в европейской философии // Вестник Брестского государственного технического университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 2. С. 67-69.

Матвиенко М.А., Егушев К.Е., Пименов Н.О., Файрузов Р.Р. Ценности современной молодежи // Молодой ученый. 2015. № 10 (90). С. 1523-1525.

Нигматуллина К.Р. Ценность коммуникации в цифровом пространстве // Гуманитарный вектор. 2022. Т. 17, № 1. С. 148-158. DOI: 10.21209/1996-7853-202217-1-148-158.

Сидоров В.А. Аксиология массмедиа: проблемные поля и стратегии изучения // Гуманитарный вектор. 2021. Т. 16, № 4. С. 117-125. DOI: 10.21209/19967853-2021-16-4-117-125.

Соломина А.В. Роль социальной сети «Instagram» в жизни современного общества // Скиф. 2021. № 5 (57). С. 400-405.

Султанов А.Ж. Социальные сети в системе массовой связи // Наука и реальность. 2021. № 1 (5). С. 55-58.

Сундиев И.Ю., Смирнов А.А. Токсичный контент в сети Интернет и его влияние на радикализацию молодежи // Научный портал МВД России. 2020. № 4 (52). С. 36-40.

Шамшурин Д.А. Цифровые медиа как фактор культурной глобализации // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 6 (72). С. 71-72.

Шумилова А. А. Деструктивные воздействия в информационно-коммуникативном пространстве социальных медиа // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 8. URL: https://human.snauka.ru/2016/08/16122 (дата обращения: 22.03.2022).

Abidin C. Aren't these just young, rich women doing vain things online? Influencer selfies as subversive frivolity // Social Media. Society. 2016. Vol. 2, iss. 2. DOI: 10.1177/2056305116641342.

Bolin G. Value and the Media: Cultural Production and Consumption in Digital Markets. Routledge, 2011. 176 p. DOI: 10.4324/9781315548500.

Cho H., Cannon J., Lopez R., Li W. Social media literacy: A conceptual framework // New Media and Society. 2022. DOI: 10.1177/14614448211068530.

Karnowski V., Leiner D.J., Kumpel A.S., Leonhard L. Worth to share? How content characteristics and article competitiveness influence news sharing on social network sites // Journalism and Mass Communication Quarterly. 2021. Vol. 98, iss. 1. P. 59-82. DOI: 10.1177/1077699020940340.

Schwartz S.H. An Overview of the Schwartz Theory of Basic Values // Online Readings in Psychology and Culture. 2012. Vol. 2, iss. 1. Art. 11. DOI: 10.9707/23070919.1116.

Sidorov V., Melnik G. Media Destruction of the Spiritual Values of Society (Based on the Materials of the Experts' Round Table) // Media Education. 2021. Vol. 60, iss. 1. P. 125-133. DOI: 10.13187/me.2021.1.125.

References

Abidin, C. (2016), Aren't these just young, rich women doing vain things online? Influencer selfies as subversive frivolity. Social Media. Society, Vol. 2, iss. 2. DOI: 10.1177/2056305116641342.

Bolin, G. (2011), Value and the Media: Cultural Production and Consumption in Digital Markets, London, Routledge publ., 176 p. DOI: 10.4324/9781315548500.

Cho, H., Cannon, J., Lopez, R., Li, W. (2022), Social media literacy: A conceptual framework. New Media and Society. DOI: 10.1177/14614448211068530.

Karnowski, V., Leiner, D.J., Kumpel, A.S., Leonhard, L. (2021), Worth to share? How content characteristics and article competitiveness influence news sharing on social network sites. Journalism and Mass Communication Quarterly, No. 98, iss. 1, pp. 59-82. DOI: 10.1177/1077699020940340.

Matvienko, M.A., Egushev, K.E., Pimenov, N.O., Fairuzov, R.R. (2015), Tsennosti sovremennoi molodezhi [Values of modern youth]. Young Scientist, No. 10 (90), pp. 1523-1525. (in Russian).

Nigmatullina, K.R. (2022), The value of Digital Communication. Humanitarian Vector, No. 1, pp. 148-158. DOI: 10.21209/1996-7853-2022-17-1-148-158. (in Russian).

Schwartz, S.H. (2012), An Overview of the Schwartz Theory of Basic Values. Online Readings in Psychology and Culture, Vol. 2, iss. 1, art. 11. DOI: 10.9707/23070919.1116.

Shamshurin, D.A. (2018), Digital Media as Cultural Globalization Factor. International Research Journal, No. 6 (72), pp. 71-72. (in Russian).

Shumilova, A.A. (2016), Destructive effects in informative and communicative space of social media. Humanities scientific researches, No. 8, available at: https://hu-man.snauka.ru/en/2016/08/16122 (accessed date: March 22, 2022). (in Russian).

Sidorov, V.A. (2021), Axiology of Mass Media: Problem Fields and Study Strategies. Humanitarian Vector, No. 4, pp. 117-125. DOI: 10.21209/1996-7853-2021-164-117-125. (in Russian).

Sidorov, V., Melnik, G. (2021), Media Destruction of the Spiritual Values of Society (Based on the Materials of the Experts' Round Table). Media Education, Vol. 60, iss. 1, pp. 125-133. DOI: 10.13187/me.2021.1.125.

Solomina, A.V. (2021), The role of the social network "Instagram" in life of modern society. Skif, No. 5 (57), pp. 400-405. (in Russian).

Sultanov, A.Zh. (2021), Sotsial'nye seti v sisteme massovoi svyazi [Social networks in the system of mass communication]. Science at Reality, No. 1 (5), pp. 55-58. (in Russian).

Sundiev, I.Yu., Smirnov, A.A. (2020), Toksichnyi kontent v seti Internet i ego vliyanie na radikalizatsiyu molodezhi [Toxic content on the Internet and its impact on the radicalization of youth]. Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. 4 (52), pp. 36-40. (in Russian).

Varich, V.N. (2009), Concept of value of the European philosophy. Vestnik Brestskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki, No. 2, pp. 67-69. (in Russian).

THE ROLE OF INSTAGRAM INFLUENCERS IN THE FORMATION OF VALUE GUIDELINES FOR RUSSIAN YOUTH

A.V. Dudkina

St. Petersburg University (St. Petersburg, Russia)

Abstract: Due to the social and cultural changes taking place in the modern world, which are associated with the digital transformation and mediatization of society, the study of the system of values and value orientations of the individual becomes the most relevant. The article discusses the information impact of the in-fluencers of the social network "Instagram" on the formation of the life values of Russian youth. The task of the study is to analyze the content of popular Russian opinion leaders of the Instagram social network. The purpose of the study is to identify trends in the formation of value orientations among users of the Internet community. The study analyzes the influence of the opinions of influen-cers of the social network Instagram on the formation of values among young people. The work used content analysis and discourse analysis. Research results. The analysis of the materials of the social network Instagram made it possible to fix the extreme impoverishment of the publications of top Russian blog-gers and to reveal their predominantly destructive nature in the formation of social values. Conclusions. The results of this work are intended to draw the attention of media researchers to the problem of destructive content in social networks. The obtained results of the work can be claimed by the network media in the development of alternative approaches to the presentation of media information in particular, as well as the control of the information flow in general.

Key words: influencer, network media, Instagram, youth, values.

For citation:

Dudkina, A.V. (2022), The role of Instagram influencers in the formation of value guidelines for Russian youth. Communication Studies (Russia), Vol. 9, no. 4, pp. 767-781. DOI: 10.24147/2413-6182.2022.9(4).767-781. (in Russian).

About the author:

Dudkina, Anna Vladimirovna, post-graduate student at the Higher School of Journalism and Mass Communication

ORCID: 0000-0002-2251-2467

Corresponding author:

Postal address: 26, 1-ya liniya V.O., St. Petersburg, 199004, Russia E-mail: yakimanna@gmail.com

Received: April 30, 2022

Revised: June 15, 2022

Accepted: October 10, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.