Научная статья на тему 'Роль индивидуации в самореализации личности'

Роль индивидуации в самореализации личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
397
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЦИЯ / ПУТИ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЦИИ / INDIVIDUATION / WAYS OF DEVELOPMENT OF INDIVIDUATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Корчажникова Е.В.

В статье рассмотрены вопросы касающиеся процесса индивидуации в жизни человека. Значительное внимание уделено понятию индивидуация и какую роль она играет в самореализации человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INDIVIDUATION IN THE SELF-REALIZATION OF PERSONALITY

The article considers the issues related to the process of individuation in the life of a human being. Considerable amount of attention is paid to the concept of individuation and the role it plays in the self-realization of a human being.

Текст научной работы на тему «Роль индивидуации в самореализации личности»

может развиваться рынок. «Поля маркетинговых сражений - это сознание потребителей - отмечал Дж.Траут - и чем лучше вы понимаете принципы его функционирования, тем проще вам будет решать проблемы позиционирования».

Французский маркетолог Ж.Ж. Ламбен пишет, что маркетинговая стратегия, основанная исключительно на принципах маркетинговой войны, опасна тем, что фирма слишком много энергии расходует на изнурительную борьбу с конкурентами и слишком мало - на удовлетворение потребностей потребителей.

Поэтому наиболее актуальными и интересными для рассмотрения позиционирования представляются методы, связанные со сбором информации. Ведь именно информация - самый ценный ресурс в современном обществе. Кроме того, сбор информации не предполагает на начальном этапе активных боевых действий с конкурентами, учитывая, что способы сбора информации достаточно разнообразны.

Особый и весьма неоднозначный способ сбора информации о конкурентах - конкурентная разведка. Этот способ тесно связан с промышленным шпионажем, однако промышленный шпионаж предполагает использование запрещенных способов получения информации - воровство секретов и ноу-хау, подкуп персонала у конкурентов, тайное проникновение на территорию, принадлежащую конкуренту, взлом компьютерных сетей. В центре же нашего внимания - законные способы сбора информации.

Известно, что никакая операция, сделка или встреча не проходят бесследно и деятельность людей, занимающихся конкурентной разведкой (бизнес-разведкой, деловой разведкой, маркетинговой разведкой), заключается в том, чтобы по этим оставленным следам найти информацию о произошедших событиях. На основе анализа данной информации уже происходит прогнозирование, домысливание или подведение итогов, в результате чего можно получить вполне достоверную информацию о деятельности конкурентов, их проектах, сделках, маркетинговых, финансовых и управленческих решениях. Такой поиск требует профессиональных знаний экономических, политических и бизнес-процессов. Отличием, в частности, от промышленного шпионажа, является то, что информация необязательно извлекается из закрытых источников.

Основой такой деятельности является аналитическая работа, которую можно условно разделить на два направления: стратегическая деятельность (макроэкономическая) и оперативная (микроэкономическая).

Первая отвечает за сбор и анализ информации о процессах в экономике, политике, сфере высоких технологий. Вторая - за сбор информации, необходимой для непосредственного принятия решений по текущим и стратегическим проблемам компании.

На основе получения макро- и микроинформации могут разви-

ваться как традиционные вертикальные маркетинговые процессы, способствующие созданию и сбыту товаров в модификациях в рамках существующих рынков, так и латеральные маркетинговые процессы, которые реструктуризируют рынки, создавая новые категории товаров посредством новых способов использования рыночных ситуаций или целевых потребителей. Латеральный маркетинг - это нестандартный маркетинг, базирующийся на поиске новых возможностей компании, на использовании новой идеи, что предполагает наличие обширной информации о конкурентах.

Объективно в бизнесе имеется несколько видов информации, представляющей для конкурентов наибольшую ценность:

- сведения о руководстве и компромат на него,

- планы производства,

- проекты диверсификации производства и сбыта продукции,

- рекламные разработки,

- ноу-хау, высокие технологии и интеллектуальная собственность предприятий

- планы слияний и поглощений,

- тарифные и ценовые планы,

- финансовое и кредитное состояние конкурентов,

- клиентские базы данных.

Таким образом, способов сбора информации достаточно много, как и видов информации. Однако главной целью всех компаний является прибыль, поэтому необходимо найти наиболее эффективный и в то же время менее затратный с точки зрения финансовых ресурсов метод сбора информации. Одним из таких методов является бенчмаркинг. Конкурентный бенчмаркинг означает сопоставление процессов, практики работы и продуктов компании с лучшими в мире, включая производственные и сбытовые процессы, практики работы и продукты других отраслей.

Литература:

1. Adcock V. Compétitive Marketing Behavior. NY, 2009.

2. Charlstone H. Total Quality Management. NY, 2010.

3. Багиев Г.Л., Моисеева Н.К., Черенков В.И. Международный маркетинг. СПб, Питер, 2008.

4. Герасименко В.В. Современный маркетинг. М., ТЕИС, 2007.

5. Линдси Б. Глобализация. М., ИРИСЭН, 2008.

6. Ломакин В.К. Мировая экономика. М., 2010.

7. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах. Под ред. Данченок, М., Маркет ДС, 2008.

8. Мировая экономика и международный бизнес. Под ред. В.Полякова и Р.Щенина. М., Кнорус, 2008.

9. Мировая экономика. Под ред. Б.М. Смитиенко. М., 2009.

10. Траут Дж., Райс Э. Позиционирование: битва за умы. СПб, Питер, 2007.

РОЛЬ ИНДИВИДУАЦИИ В САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Корчажникова Е.В., соискатель кафедры психологии Московского гуманитарно-экономического института

В статье рассмотрены вопросы касающиеся процесса индивидуации в жизни человека. Значительное внимание уделено понятию индивидуация и какую роль она играет в самореализации человека.

Ключевые слова: индивидуация, пути развития индивидуации.

THE ROLE OF INDIVIDUATION IN THE SELF-REALIZATION OF PERSONALITY

Korchazhnikova E., applicant for the department of psychology Moscow humanitarian-economical institute

The article considers the issues related to the process of individuation in the life of a human being. Considerable amount of attention is paid to the concept of individuation and the role it plays in the self-realization of a human being.

Keywords: individuation, ways of development of individuation.

В наши дни множится число людей, особенно в больших городах, страдающих от невыносимой опустошенности и скуки, словно они бесплодно желают чего-то несбыточного. Кино и телевидение, зрелищные виды спорта и политические страсти могут ненадолго отвлечь их, но снова и снова, неудовлетворенные и разочарованные, они вынуждены возвращаться в пустыню своей жизни.

Единственно стоящие современного человека ощущения находятся во внутреннем царстве его психики. Смутно догадываясь об этом, многие сейчас обращаются к йоге и другим восточным прак-

тикам. Но все это не даёт истинно новых переживаний, поскольку человек черпает в них лишь давно известные индусам или китайцам ощущения, не вступая в непосредственный контакт со своим внутренним жизненным центром. (4)

Чувство внутренней опустошенности, которое возникает от ощущения абсолютной бессмысленности жизни, Виктор Франкль назвал экзистенциальным вакуумом.

Почему возникает этот экзистенциальный вакуум? В. Франкль находит объяснение в следующей формуле: «Животные инстинкты

не подсказывают человеку, что ему нужно, и традиции предков уже не учат его тому, что он должен делать. И вот, не зная, что ему нужно и как ему следует жить, человек зачастую не может понять, чего он, собственно, хочет. А значит, он либо хочет делать только то, что делают другие (то есть становится конформистом), либо сам делает только то, чего хотят - причем хотят от него - другие (то есть становится жертвой тоталитаризма). (3)

Смысл жизни, в отличие от жизненных перспектив, - это не только главный мотив движения личности в будущее, это и оценка ее прожитой жизни (иногда как бессмысленной) и ее настоящего по основному критерию подлинности жизни - адекватности способа самовыражения самой личности. Иногда соотношение внутренних и внешних детерминант (и соответствующих мотивов) складывается в пользу «надо» за счет «хочу», личность превращает свою жизнь в выполнение далекого от ее желаний и целей долга, необходимости. Тогда ее способности и ее энергия реализуются в полсилы, она живет не своей жизнью, а потому не переживает удовлетворенности жизнью, которая и питает жизненный смысл. Потеря смысла - это потеря субъектной позиции в жизни. (1)

Самореализованный человек не значит успешный, богатый, состоятельный или занимающий высокое положение. Самореализацию нельзя подогнать под общий шаблон, нет четких критериев, стандартов, есть лишь внутренняя удовлетворенность самого человека в реализации себя. Можно достичь материальных высот в жизни и быть неудовлетворённым внутри, собой. Конечно, материальные вещи будут восполнять ту пустоту, которая есть в человеке, но этим можно заглушить переживания на некоторое время и тогда человек начинает мучиться и искать чего-то, а нужно лишь найти себя ... , обратиться к себе, познать свои истинные эмоции, чувства, желания, потребности, не заглушать свои инстинкты. Не убегать от себя, а обратиться к своему внутреннему миру, своему бессознательному .

Человек как личность реализует себя в двух сферах - внешней и внутренней. С одной стороны он стремится соответствовать требованиям социума, и в этом случае он ограничен в своём проявлении собственного Я, а с другой - у него есть настоятельная потребность реализовать свой потенциал в сообществе себе подобных.

Самореализация это реализация своего внутреннего потенциала. Но не так все просто, как кажется на первый взгляд. Нужно осознавать свои внутренние потребности, понять кто ты, чего ты хочешь? Пройти путь осознания себя, путь индивидуации, чтобы себя реализовать. Это очень сложный и трудный путь, путь индивидуа-ции ведущий к самореализации, поэтому самореализация происходит не у всех так же как и индивидуация. Что представляет инди-видуация как сущностное понятие?

К.Юнг определяет «индивидуацию» как «процесс дифференциации, целью которого является развитие индивидуальной лич-ности».(6)

Вкратце принцип индивидуации определяет некую суть человеческого существа. Это абсолютный, базовый импульс человеческого субъекта - отличать себя от окружения. Это и есть индивиду-ация, по крайней мере, частично, и энергия на ее осуществление -данность человеческого сознания. По мере становления личностью человек с необходимостью должен создавать различения и отделения. Стремление к специфичности, к становлению тем, кто ты есть по природе, укоренено в самом естестве человеческого сознания. Следовательно, стремиться к индивидуации - значит находиться в согласии с человеческой природой. Движение по направлению к индивидуации не есть лишь одна из возможностей, не обусловлено и не определяется культурными различиями. Это данность, хотя, разумеется, многие люди игнорируют ее, подавляют ее и коверкают себя, запутываясь в попытках отрицать ее присутствие из страха показаться нонкомформистами или того, что в них будут видеть «иных». (2)

Именно эго проливает свет на действие всей системы, позволяя ей стать осознанной, а значит, реализованной. Если, например, у человека есть художественный дар, не осознанный его эго, с ним ничего не произойдет, как если бы его и не было. Он может реализоваться только в том случае, если будет замечен его эго. (4)

Реализация в отдельном человеке его уникальности является целью процесса индивидуации.

Существует представление, что этот процесс произвольно возникает у человека (как и у любого другого живого существа) в подсознании; в результате высвобождаются врожденные качества характера. Но, строго говоря, процесс индивидуации возможен толь-

ко в том случае, когда индивидуум знает о нем и сознательно поддерживает с ним живую связь. Принимая время от времени свободные решения, человек может активно взаимодействовать со своей врожденной целостностью. Это взаимодействие относится к процессу индивидуации в узком смысле слова.

Процесс индивидуации шире, чем взаимосвязь между врожденным зародышем цельности и событиями, преподносимыми судьбой.

Простое исполнение своего предназначения является величайшим достижением человека, наши потребительские представления должны уступить дорогу требованиям подсознательной части нашей психики.

Для осуществления процесса индивидуации человек должен сознательно подчиниться силе подсознания, не размышляя о том, что следует, а что не следует делать, что правильно, а что неправильно, или что бывает или не бывает. Надо просто прислушаться к внутренней целостности - Самости, чтобы понять, как поступить в каждом конкретном случае. Наше отношение должно быть таким, как у горной сосны. Она не раздражается, когда ее росту мешает камень, и не строит планов, как преодолеть это препятствие. Она просто стремится почувствовать, куда ей следует расти - левее или правее, вверх или вниз по склону. Подобно этому дереву, мы должны поддаться этому почти неразличимому, но заметно выделяющемуся из других импульсу, который возникает из стремления к неповторимости, к творческому самораскрытию. Это процесс, в котором мы непрерывно ищем и находим нечто пока никому не известное. Подсказки или направляющие стимулы исходят не от эго, а от целостной психики - Самости. (4)

Более того, бесполезно подсматривать, как развивается кто-то другой, потому что у каждого из нас своя уникальная задача осуществления. Хотя многие стоящие перед людьми проблемы и похожи, но они никогда не идентичны. В силу этих факторов схожести и различия трудно обобщить бесчисленное множество вариаций процесса индивидуации. В действительности каждый человек совершает в этом процессе, что-то неповторимое, присущее только ему.

Аналогичным образом, если ехать на автомобиле или поезде, не выглядывая наружу, только моменты трогания, торможения и внезапные повороты дают понять, что вы вообще двигаетесь. Настоящий процесс индивидуации - осознанное взаимодействие со своим внутренним центром (психическим ядром) или Самостью -обычно начинается с ощущения душевной боли, сопровождаемой страданием. Такой начальный толчок подобен своего рода «призыву», хотя мы не часто понимаем это. Эго, напротив, воспринимает его как помеху своей воле или желанию, проецируя обычно источник помехи на какой-либо посторонний объект. Бог, материальные затруднения, начальник, супруг или что-то еще может оказаться для эго козлом отпущения. Или же внешне все выглядит благополучно, но в действительности человек изнывает от мертвенной скуки, опустошающей и лишающей смысла все вокруг. (4)

Мюррей Стайн выделяет следующие пути развития индивиду-ации. (2)

Зависящий от самого человека. Стремление к познанию нового, связано с его любопытством которое является мощным движущим фактором, и способностью идти на риск, не бояться потерять привычный образ и столкнуться с чем-то неизведанным.

Зависящие от внешних факторов, обстоятельств, внезапно произошедших событий (кризис, катастрофа, утрата и т.д.), когда человек вынужден, не по своей воле, менять свою жизнь, а из-за сложившейся обстановки.

В первом случае самые мощные индивидуационные процессы иногда начинаются с чего-то малого и невинного, как, например, любопытство. Когда человек действует по своей воле, следуя наивному любопытству, он внезапно вступает в совершенно новую фазу жизни. Мгновенно оказывается знающим, открывается новый мир. Человек вступает в контакт со своими инстинктами и с миром, который был закрыт для него раньше и, стало быть, удерживался в бессознательном. Этот мир внезапно становится доступным.Этот внезапный и удивительный контакт с бессознательным и с инстинктами происходит, когда вы впервые что-то делаете. То, что было доступно другим, - родителям и другим взрослым, но было сокрыто от глаз, пребывало за закрытыми дверями, отныне становится и вашим, и вы понимаете нечто такое, о чем раньше и не догадывались. И здесь важен не «кайф», а понимание, гнозис. Это знание, приобретенное опытом, а не понаслышке. И это знание изменяет

все. И оно может быть использовано независимо от авторитета других. Не рискни, человек рисковал бы никогда не индивидуировать-ся и остаться навсегда в привычной роли, без нового опыта, знаний. Это никуда не ведет. Это тупик. Не рискуя начать индивидуа-цию, мы рискуем оказаться в стагнации.

Своим радикальным скачком в неизвестное, мотивированным чистым любопытством, нарушаются табу и человек выходит из своей привычной роли. Он действует из своего индивидуального желания знать. Отделившись от привычного образа жизни человек берет под свою ответственность последствия риска, на который он пошел. Теперь он - свободное действующее лицо, действующее от своего собственного имени. Отныне он - сознательный индивид, а не приложение к другому. В наше время этот риск и жертвование зависимостью остаются теми же, и человек идет на них, покидая большую организацию с изобилием защит и преимуществ, где слава и власть кажутся вполне достижимыми ради индивидуальной свободы и творчества; то же случается и при разводе. Почему одни люди идут на такой риск, а другие нет? Это будет зависеть от того обнаружили ли ту уверенность в себе, которую обеспечивает связь с бессознательным. Личный гнозис соединяет личность с внутренним источником авторитета и инстинктом. Канал интуиции открывается. Теперь важным становится дело сохранения открытости бессознательному и способности осознавать. Это только первый шаг на пути к индивидуации. (2)

Во втором случае история индивидуации может начинаться с «Большого Взрыва» - со смерти, утраты, внезапно наступившей дезориентации и замешательства. Этот момент отмечает начало трансформации. Процесс начинается с внезапной и тяжелой утраты, когда отнята поддержка, человек оказывается в полном одиночестве. Поскольку больше нет «господина или учителя», которые говорили, что делать, появляется свобода и можно стать другим человеком. Утрачена своя прежняя идентичность. Человек не самостоятельно выбрал этот путь. Так случилось. Скорее всего он никогда бы не избрал его по доброй воле. Он не подготовлен к тому, чтобы быть действовать самостоятельно. Напротив: дана была личность другой социальной роли, привычной. Когда в жизни внезапно, что-то происходит, мгновенно рушится эта роль к которой человек уже привык, рушится его привычный мир, он оставлен практически без ничего, не знает как ему жить дальше, кто он. Дух появляется в то мгновение, когда человек остается один на один с собой, и это происходит именно тогда, когда внешнего авторитета, который сказал бы, что делать, больше нет. Это происходит в момент глубочайшего кризиса, когда человек совсем потерян. Пока жизнь была структурирована и у него была своя роль, он был далек от тех мест, где эта встреча могла произойти. Прежде всегда существовали внешние авторитеты, на которых можно было равняться, и не нужно было даже думать о том, чтобы искать руководства где-то еще. Когда человек сам не решал ничего, не принимал ответственные решения, был зависим от структуры, это может быть социальное окружение, родители или общественная организация, учеба или работа, и вдруг все разрушилось внезапно и нет больше поддержки, наставника, нужно самому принимать решения. Он бы никогда и не отважился вглядываться вовнутрь. Не пришло в голову искать свои собственные духовные ресурсы. До тех пор, пока отождествление с заданной персоной держит нас - будь то дочь, или мать, или жена - императив индивидуации дремлет. Только когда это дифференцируется и роль отбрасывается, начинается путь ин-дивидуации. В этой ситуации человек начинает проявлять свой характер, становясь или не становясь жертвой страха и тревоги, это тоже зависит от его личностных особенностей. Устанавливает контакт с чем-то совершенно удивительным и чуждым прежнему опыту. Начинают проявляться его личностные особенности, начинает прислушиваться к бессознательному. (2)

Обычно где-то в самой глубине своего существа человек обычно прекрасно понимает, куда он должен направиться и что сделать. Но иногда случается, что «я», так сбивает нас с толку, что внутренний голос не может достучаться до сознания. Порой все попытки понять намеки подсознания оканчиваются неудачей. И остается одно: набраться храбрости и поступить по наитию, будучи при этом готовым к смене курса, если вдруг подсознание подскажет другой путь. Может статься (и это типично), что человек скорее предпочтет сопротивляться побуждению подсознания, несмотря на ощущение противоестественности своих действий, чем поставить под вопрос то человеческое, что в нем есть.

Существование человека невозможно объяснить, отталкиваясь

исключительно от инстинктов или действий, продиктованных голодом, жаждой власти, сексом, стремлением выжить или продолжить род и т. д. То есть главная цель человека заключается не в том, чтобы есть, пить и т.д., а в том, чтобы быть человеком. (4)

Процесс индивидуации исключает вульгарное подражание другим.

Когда человек стремится послушаться подсознания, зачастую, как мы видели, он не может поступить так, как ему хочется. Но точно так же он не всегда может делать то, что ожидают от него другие. Часто бывает необходимо отделиться от привычного окружения - семьи, любовника или близких друзей, чтобы обрести себя. Вот почему иногда говорят, что обращение к подсознанию приводит к антиобщественному поведению и эгоцентричности. В общем, это не верно, потому что при этом не учитывается такой малоизвестный фактор, как коллективный (или, можно даже сказать, общественный) аспект Самости. (4)

История индивидуации каждого человека уникальна и неповторима. Стало быть, нет рецептов индивидуации. Как твердо утверждает авторитетная фон Франц: «Процесс индивидуации per defmitionem (по определению (лат.)есть нечто такое, что может произойти лишь с одним человеком, и форма его всегда уникальна».(-5)Многое зависит от того, на что похожа ваша семья, от вашей личной истории - детства, проведенного в определенное время и в определенном месте, от социальных и культурных влияний и паттернов, преобладающих в этой среде. И на это накладываются все происшествия и синхронистические события, формирующие жизненный путь. В конце концов каждый из нас создает свою уникальную историю, полную внутренних противоречий и полярностей - разрешенных или неразрешенных ко времени нашей смерти.(2)

С какой целью освобождать страну, если при этом у вас нет осмысленной цели жизни - цели, ради которой стоит быть свободным? Если человек не видит смысла в своей жизни, то не имеет значения, ведет ли он пустую жизнь при коммунистическом или капиталистическом режиме. Свобода имеет смысл, только если можно использовать ее для создания чего-то значимого. Вот почему определить для себя смысл жизни первостепенно важно для личности. Отсюда следует, что индивидуация должна являться первоочередной задачей человека.

Что бы мы ни говорили, нам никогда не избавиться от существования психики, потому что мы находимся внутри нее, и она является единственным средством, через которое мы можем воспринимать реальность. (4)

Чтобы в нашей жизни, особенно во второй ее половине, не было невыносимой опустошенности, неудовлетворённости собой и своей жизнью, нужно больше прислушиваться к себе, своим чувствам, своему телу, не отвергать свое бессознательное, не бояться рискнуть своим привычным образом жизни, который безопасный и попробовать узнать что-то новое, проявив любопытство, приобретя новые знания, опыт, тем самым человек будет наполнять себя «собой», а не прятаться среди толпы за чужие мысли, идеи, за чужую жизнь. Когда человек начнет познавать себя, встанет на путь инди-видуации он сможет реализовать свой потенциал, произойдет его самореализация.

Литературы:

1. Абульханова - Славская К. А. Акме в контексте жизненного пути человека // Акмеология: Учебник / Под общ. ред. А. А. Дерка-ча. М.: Изд-во РАГС, 2002.

2. Стайн М. Принцип индивидуации: О развитии человеческого сознания / Пер. с англ. - М.: "Когито-Центр", 2009.

3. Франкль В.Э. Страдание от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия; пер. С англ. С. С. Панкова. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009.

4. Юнг К. Г. Человек и его символы. М.: «Серебряные нити», 2012.

5. Franz M. - L. von. Individuation in Fairy Tales. Zurich: Spring Publications, 1977. P. 180.

6. Jung C.G. CW. Vol. 6. Par. 757.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.