_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
Содержание занятий составили специальные синхронизирующие упражнения, внешняя структура которых характеризовалась совмещением элементов техники плавания и стрельбы в одно двигательное действие [3].
В процессе обучения решалась задача по формированию умения координировать навыки прикладного плавания и стрельбы с воды в одно двигательное объединение.
Итоговая подготовленность испытуемых оценивалась по результатам выполнения комплексного контрольного упражнения (ККУ) в плавании на 100 м и 5-ти прицельных одиночных выстрелов, находясь на плаву в движении.
В таблице 1 представлены итоговые показатели выполнения комплексного контрольного упражнения.
Таблица 1
Показатели выполнения комплексного контрольного упражнения
Исследуемые параметры Экспериментальная группа Контрольная группа
До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента
Общее время выполнения ККУ, с 297,9±3,8 242,7±4,0 295,8±2,7 287,3±1,8
Время стрельбы, с 111,8±3,4 91,2±2,7 109,1±4,3 103,6±1,8
Поражение мишеней, % 5,6±2,5 20,5±2,7 6,7±0,8 9,9±1,3
Анализ данных таблицы позволяет отметить преимущество испытуемых экспериментальных групп в выполнении ККУ как по отдельным частным показателям, так и по результатам выполнения упражнения в целом.
Таким образом, формирование сложных динамических объединений имеет свои характерные особенности. Навыки прикладного плавания составляют основу динамических объединений, функционирующих в водной среде. Двигательным навыкам, составляющим их структуру, целесообразно обучать синхронизировано.
Список использованной литературы:
1. Зюкин, А.В. Техника плавания и методика обучения плаванию в индивидуальных спасательных средствах : учебно-методическое пособие / А.В. Зюкин, К.Н. Пахомов, С.В. Николаев // - СПб. : ВИФК, 2002. - 49 с.
2. Зюкин, А.В. Исследование уровня физической подготовленности военнослужащих внутренних войск МВД России / А.В. Зюкин, В.Н. Коваленко, В.Г. Малофеев // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2009. - № 3 - С. 98.
3. Зюкин, А.В. Психолого-педагогические условия, необходимые для подготовки сотрудников ОВД к работе с молодежью / Зюкин А.В., Лайшев Р.А. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.- 2012.- № 11(93)- С. 32-35.
© О.Е. Понимасов, 2016
УДК 797.21
Понимасов Олег Евгеньевич
канд. пед. наук, доцент кафедры физической культуры и спорта,
СЗИУ РАНХиГС, г. Санкт-Петербург, РФ e-mail: [email protected]
РОЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛОКОМОТОРНЫХ ДВИЖЕНИЙ ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ПРИКЛАДНОМУ ПЛАВАНИЮ
Аннотация
В статье исследованы возможности обучения прикладному плаванию на основе индивидуально
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
освоенных технических элементов. Сформулировано понятие гидрогенных локомоций человека. Установлена эффективность обучения прикладному плаванию на основе полифункционального освоения навыков.
Ключевые слова
Гидрогенные локомоции, функции прикладного плавания
В результате эмпирического воздействия различных внешних факторов у взрослого человека к определенному возрасту складывается опыт контактирования с водной средой в виде совокупности индивидуальных умений и привычных двигательных реакций. Подобные индивидуально освоенные и специфически проявляющиеся действия могут быть определены как гидрогенные локомоции человека -простейшие индивидуальные движения, обеспечивающие перемещение в воде.
Можно выделить следующие направления функционирования гидрогенных локомоций - удержание тела на поверхности воды, передвижение человека в водной среде, создание основы для выполнения специальных действий в гидросредовых условиях [3].
В основу предлагаемой к использованию методики было положено представление о плавательных движениях как о навыках, имеющих многофункциональное значение [1].
Для экспериментальной проверки эффективности воздействия замещающих упражнений интегрирующей направленности были сформированы две группы испытуемых из числа курсантов специализированного военного вуза - экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы.
Испытуемые ЭГ обучались прикладному плаванию по методике полифункционального освоения навыков. При этом отрабатывались продолжительность, способ удерживания и положение тела в воде, ориентирование на водной поверхности, преодоление водных участков вплавь в сочетании с нырянием [2].
Участники эксперимента, составившие КГ, проходили начальное обучение технике плавания способом брасс.
Эффективность применяемых методик оценивалась по результатам выполнения курсантами совокупности специальных проверочных тестов.
В таблице 1 представлены результаты выполнения проверочных тестов испытуемыми.
Таблица 1
Средние результаты выполнения проверочных тестов по итогам обучения
Упражнения Средние результаты, показанные испытуемыми
Экспериментальная группа Контрольная группа
Удержание наплаву в обмундировании с оружием (мин) 25,7±3,1 10,7±2,6
Плавание в обмундировании с оружием на длину проплываемой дистанции (м) 185,7±3,8 157,5±3,6
Ныряние в длину после прыжка с вышки без дополнительного вдоха, (м) 13,7±0,7 8,4±0,5
В выполнении специальных упражнений военно-прикладной направленности преимущество было выявлено на стороне обучаемых ЭГ.
Таким образом, обучение функциям прикладного плавания на основе сформированных гидрогенных локомоций обучаемых является приоритетным направлением совершенствования плавательной подготовленности военнослужащих.
Список использованной литературы:
1. Зюкин, А.В. Психолого-педагогические условия, необходимые для подготовки сотрудников ОВД к работе с молодежью / Зюкин А.В., Лайшев Р.А. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.- 2012.- № 11(93)- С. 32-35.
2. Зюкин, А.В. Показатели готовности курсантов вузов внутренних войск МВД России к боевой деятельности / А.В. Зюкин, Ю.А. Напалков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 20014. - № 5 (111) - С. 40-44.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
3. Зюкин, А.В. Факторы, определяющие необходимость формирования готовности курсантов вузов ВВ МВД к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки / А.В. Зюкин, А.Э. Болотин, Ю.А. Напалков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 7 (113). - С. 77-81.
© О.Е. Понимасов, 2016
УДК 376
Продолятченко Павел Алексеевич
канд. экон. наук, независимый финансовый советник E-mail: [email protected]
АНДРАГОГИКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Аннотация
В данной статье акцентируется внимание на необходимость учета особенностей взрослого населения в процессе повышения финансовой грамотности. Особое значение придается роли «финансового учителя», обладающего знаниями андрагогики и профессиональными финансовыми компетенциями. Указывается наиболее перспективное, по мнению автора, направление повышения финансовой грамотности взрослого населения - организация центров финансовой грамотности при ВУЗах с привлечением специалистов Банка России.
Ключевые слова
Финансовая грамотность, андрагогика, взрослое население, «финансовый учитель», образовательный
процесс.
Сформировавшееся на рубеже XX-XXI в., понимание важности обучения на протяжении всей жизни значительно расширило и обогатило отношение к просвещению и грамотности. Грамотность перестали воспринимать как комплекс базовых знаний и навыков, который развивают у подрастающего поколения преимущественно в школьные годы. Это комплекс знаний, навыков, умений и стратегий развития личности, которые человек приобретает в течение всей жизни в различных контекстах (политическом, рыночном, социо-культурном, общественном и т.п.) и направлениях (лингвистическом, экономическом, юридическом, педагогическом, психологическом и т.п.) во взаимодействии с другими представителями сообщества, к которому он принадлежит, и других сообществ, в деятельности которых он участвует.
Следует констатировать тот факт, что в России, как, впрочем, и в других развитых странах мира, грамотность взрослых не стала безусловной чертой современного общества. Вместе с тем очевидна пагубность последствий «функциональной неграмотности взрослых» как для общества в целом, так и для его хозяйствующих субъектов и индивидов. Без пристального внимания к проблемам грамотности населения (в том числе его финансовой грамотности) невозможно решение задач существования современного технологического общества, его развития и совершенствования в различных направлениях. И здесь не обойтись без такого инструмента, как «андрагогика», - искусства и науки помогать взрослым учиться.
Следует отметить, «что на разных этапах исторического развития образование взрослых выступает как сложный многофакторный феномен, условие социально-культурного развития общества, социальный институт, полифункциональная педагогическая система, андрагогическая модель обучения взрослых»[1, с. 13]. Современный этап развития образования взрослых связывается с существенным расширением данной сферы в ответ на вызовы времени и усложнение социальных и личностных потребностей в сфере образования. В последние годы в систему обучения взрослого населения, представляющую собой сочетание форм послевузовского образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки все