И.Н. Судоргина
РОЛЬ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II В СТАНОВЛЕНИИ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА В РОССИИ
В статье на основе анализа деятельности четырех государственных дум рассматривается процесс становления конституционализма в России
Ключевые слова: Николай II; конституционализм; Государственная Дума; дуалистическая монархия; аграрно-индустриальное государство.
I.N. Sudorgina
THE ROLE OF EMPEROR NICHOLAS II IN THE DEVELOPMENT OF CONSTITUTIONALISM IN RUSSIA
In article on the basis of the analysis of the activities of the four state Dumas considers the process of formation of constitutionalism in Russia
Keywords: Nicholas II; constitutionalism; State Duma; the dual monarchy; agrarian-industrial state.
Осенью 1894 г. престол Российской империи занял старший сын Александра III Миротворца Николай II, ставший последним российским самодержцем. Исторический парадокс заключается в том, что именно в правление последнего Романова Россия становится одним из мощнейших и опаснейших политико-экономических конкурентов других мировых держав, однако само существование империи неуклонно двигалось к закату.
Советскими историографами в общественное сознание усиленно внедрялся образ царя-консерватора, не желавшего осуществлять конституциализацию страны, не считавшегося с требованиями своего времени и не обладавшего политической гибкостью. Подобное негативное впечатление о политической индивидуальности императора основывалось на свойствах, присущих его характеру, т.к. Николай II был крайне скрытным человеком, твердо убежденным в своем намерении продолжить политический курс, избранный для России его отцом. Например, в своем первом публичном выступлении в Петербурге 17 января 1895 г. перед представителями дворянства, земств и городов император сделал заявление о том, что ему стало «известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекавшихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земства в делах внутреннего управления. Пусть все знают, что я, посвящая все свои силы благу народному, буду охранять начало самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный, покойный родитель»1, на что историк С.С. Ольденбург отреагировал следующим образом: «Русское образованное общество, в своем большинстве, приняло эту речь как вызов себе <...> Речь 17 января рассеяла надежды интеллигенции на возможность конституционных преобразований сверху. В этом отношении она послужила исходной точкой для нового роста революционной агитации.»2.
Следует отметить, что, несмотря на быстрые темпы индустриализации страны, основные общегосударственные проблемы не были разрешены. Так, оставался
© Судоргина Ирина Николаевна, 2016
Кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия); [email protected]
открытым аграрный вопрос. Сельское хозяйство не успевало за промышленным прогрессом, который в свою очередь порождал новую проблему — появление социально-политически активной либеральной оппозиции в лице профессиональных рабочих, занимавшихся высококвалифицированным трудом, интеллигенции и буржуазии, требовавшей развития своего бизнеса. Внешняя политика также оставляла желать лучшего. Вечером 26 января 1904 г. японский флот без объявления войны атаковал порт-артурскую эскадру. В высочайшем манифесте Николая II от 27 января 1904 г. говорилось об объявлении войны Японии.
23 августа (5 сентября) 1905 г. после ряда катастрофических военных неудач в Портсмуте русскими представителями С.Ю. Витте и Р.Р. Розеном был подписан мирный договор с весьма невыгодными для России условиями. Русско-японская война заставила Николая II пойти на некоторые уступки в отношении либеральной оппозиции. После убийства министра внутренних дел В.К. Плеве он назначил на этот пост считавшегося либералом П.Д. Святополк-Мирского, а 12 декабря 1904 г. был дан Высочайший указ Сенату «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка», обещавший расширение прав земств, страхование рабочих, эмансипацию инородцев и иноверцев, устранение цензуры3.
Собственно говоря, в России события 9 января 1905 г. стали катализатором двух социальных войн, а именно войны народа против самодержавной власти и войны одной части общества против другой (например, еврейские погромы, черносотенцы и студенты).
В стране продолжались стачки; начались волнения на окраинах империи4. з Излюбленной тактикой революционеров стал политический террор. Всего за
0
? пару лет революционерами были убиты тысячи чиновников, офицеров и по-
§ лицейских — за один 1906 г. были убиты 768 и ранены 820 представителей и
» агентов власти5.
г
1 Вторая половина 1905 г. была отмечена многочисленными волнениями в уни-| верситетах и в духовных семинариях, а принятие 27 августа временного закона ! об автономиях университетов вызвало всеобщую забастовку учащихся. В октя-
§ бре началась всероссийская политическая стачка, бастовали свыше 2 млн чел.
ф
| Таким образом, обострение внутриполитической обстановки в стране выну-
| дило Николая II подписать Манифест, повелевавший: «1. Даровать населению
'I незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкос-
| новенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. <...> 3. Уста-
| новить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выбранным от народа обеспечена была
'§ возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий
° «б ё поставленных от нас властей»6.
§ 20 февраля 1906 г. царь подписал три нормативных акта, ставших основой
| для будущего конституционного государственного переустройства империи: | Манифест «Об изменении учреждения Государственного Совета и о пересмотре учреждения Государственной Думы», «Учреждение Государственной Думы» и именной Указ «О переустройстве учреждения Государственного Совета»7.
В качестве высшего законосовещательного учреждения Российской империи Государственный Совет действовал уже с 1 января 1810 г. в соответствии с планом государственных преобразований М.М. Сперанского. Указ от 20 февраля 1906 г. 90 существенно изменил принцип комплектования и функции Государственного
Совета. Реформированный Государственный Совет получил законодательные права, равные с правами Думы, в т.ч. и право законодательной инициативы. Таким образом, была сформирована «верхняя палата» парламента. Учреждение Государственной Думы 20 февраля 1906 г., в отличие от Манифеста от 6 августа
1905 г., наделяло ее законодательными, а не законосовещательными правами.
23 апреля 1906 г., за три дня до открытия I Государственной Думы, Николай II
утвердил новую редакцию Основных государственных законов8. Новые Основные государственные законы вошли в «Свод законов Российской империи» издания
1906 г. Состояли они, главным образом, из прежних основных законов. Однако новая редакция сохраняла исключительное положение Николая II в качестве главы государства и главы царствующего дома. Так, за монархом оставалось право законодательной инициативы; только у него было монопольное право на пересмотр Основных законов, царь в качестве главы государства мог председательствовать в Совете министров и в других Советах верховного управления, а также в любой момент прервать деятельность Государственной Думы.
Таким образом, Основные государственные законы в редакции 1906 г. носили характер монархической конституции. Это в первую очередь было связано с тем, что они обладали рядом юридических признаков, свойственных конституции, например, закрепляли государственное устройство Российской империи (ст. 1, 2), государственный язык (ст. 3), основы верховной власти (ст. 4-25), порядок законодательной деятельности (ст. 84-97), принципы организации и компетенции Государственного Совета и Думы (ст. 98-119), Совета министров (ст. 120), полномочия председателя Совета министров и самих министров (ст. 121-124), права и обязанности российских подданных (ст. 69-83), положение право- е славной церкви (ст. 62-66), государственный герб (ст. 61) и т.п. Кроме того, они и отличались от всех остальных законов империи своей юридической силой; а могли пересматриваться исключительно по инициативе царя (ст. 8), хотя ему о запрещалось издавать чрезвычайные постановления с временной силой закона, к вносившие изменения в Основные законы (ст. 87). Подобные гарантии неизмен- о
с
ности Основных законов отсутствовали в Основных государственных законах | России предыдущих изданий. в
е
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что абсолютной монархии в России о
предстояло трансформироваться в конституционную. И хотя Основные законы р
в редакции 1906 г. не предусматривали глобального изменения политического |
курса страны, не дотягивали до уровня западноевропейских государств, в плане еск
расширения общегражданских прав необходимо учитывать, что они принима- а
лись в условиях революции и отражали компромисс между революционными |
массами и консервативным бюрократическим аппаратом. В этих сложнейших ии
политических условиях и начала функционировать I Государственная Дума. Ее №
депутатский корпус, отражая веяния своего времени, выражал крайнюю оппо- 1
о
зицию царскому правительству, и Николай II всего через 72 дня воспользовался ) своим правом роспуска этого нового законодательного органа. 6
II Государственная Дума, открывшая свои заседания 20 февраля 1907 г., оказалась более оппозиционной и 3 июня 1907 г. также была распущена, тем более, что революционная ситуация в стране в целом была выровнена.
Осенью 1907 г. начались выборы в III Государственную Думу, в результате которых правительство получило вполне лояльный представительный орган, выполнявший декоративную роль парламента. 91
Четвертая, последняя в истории российского самодержавия и правившей династии Романовых, Государственная Дума была созвана в канун Первой мировой войны. По составу делегатов она практически не отличалась от Третьей, и в начале своей работы полностью поддерживала курс царского правительства как во внешней, так и во внутренней политике. В августе 1914 г. бесконечные личностные конфликты между лидерами фракций и внутри самих фракций привели к острейшей конфронтации с исполнительной властью. Так, современные историки отмечают: «Силы, оппозиционные Николаю II, готовили государственный переворот, начиная с 1915 года. Это были и лидеры различных политических партий, представленных в Думе, и крупные военные, и верхушка буржуазии, и даже некоторые члены императорской фамилии. Предполагалось, что после отречения Николая II на престол взойдет его несовершеннолетний сын Алексей, а регентом станет младший брат царя — Михаил. В ходе Февральской революции этот замысел начал осуществляться»9.
Указом Николая II от 25 февраля 1917 г. заседания Государственной Думы были прекращены, и правительственный коллапс достиг своего апогея. Не подчинившись Указу царя, Дума продолжила работу в т.н. частных совещаниях, созывавшихся учрежденным Временным комитетом Государственной Думы10, который взял на себя роль органа верховной власти.
Таким образом, нормативные акты и практические действия, предпринятые Николаем II, в истории русского парламентаризма были не менее значимым фактом, чем реформы его деда Александра II. Законы эти при всей их ограниченности и прерогативах, сохраняемых за самодержавием, отражали глубокие изменения, которые претерпел к началу ХХ в. социально-политический строй российского общества.
Однако в целом конституциализация России не была преждевременной, а, скорее, запаздывала. Революция обесценила уступки, на которые пошли царь и его правительство. Кроме того, исследование процесса конституциализации России позволяет сделать заключение, что в дихотомии власть как политическая система и закон как Конституция первичной и определяющей всегда была и остается власть.
«Исходя из разных соображений, под давлением или по произвольному выбору власть вводила или изменяла Конституцию, но никогда ни одна Конституция не сдерживала власть, когда та действовала в нарушение конституционных норм»11.
Государственная Дума не вписывалась в самодержавную власть и именно поэтому Николай II постоянно стремился от нее избавиться. 18 октября 1913 г. он подписал, не поставив даты, два указа. Одним в столице империи вводилось осадное положение, а другим существовавшая тогда IV Государственная Дума досрочно распускалась для того, чтобы вновь избранная стала уже не законодательным, а лишь законосовещательным органом, т.е. Государственная Дума должна была не принимать законопроекты, а лишь высказывать свое мнение о них, с которым царь мог не считаться.
3 сентября 1915 г. ее распустили на каникулы. Вновь Государственная Дума собралась только в феврале 1916 г. Возобновила Дума свою деятельность 14 февраля 1917 г., в канун отречения Николая II от власти. 25 февраля 1917 г. Дума вновь была распущена и больше официально не собиралась, но формально и
фактически она существовала при Временном правительстве в качестве частных совещаний12.
По нашему мнению, начавшая набирать политический вес на международной арене, Россия стала грозным противником западного капитализма, что подтолкнуло правительства мировых держав к насильственному втягиванию ее в Первую мировую войну. Между тем именно император Николай II, единственный среди всех власть предержащих, в 1898 г. выступил с инициативой о созыве международной мирной конференции и вынес на повестку дня вопрос об ограничении гонки вооружения задолго до начала Первой мировой войны. Подобные действия русского самодержца свидетельствуют о том, что, преследуя каждая свою цель, страны Запада готовились к военным действиям, в то время как для России война была глубоко не желательна, потому что вела к ослаблению монархического строя.
Собственно говоря, так и произошло: если в начале войны вся Российская империя была охвачена общенациональным патриотическим подъемом, то мере того, как затягивались военные действия, разрастался экономический и политический кризис, а с ним и конфронтация между царем и представителями самых разных социальных кругов.
6 октября 1917 г. Временное правительство постановило: Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание, которое в январе 1918 г. было разогнано уже большевиками при непосредственном участии своих партнеров по правительственному блоку — левых эсеров. В России закончилась эпоха «буржуазного» парламентаризма, или дуалистического конституциализма13.
Таким образом, учреждение законодательных органов, предоставление Думе права контролировать производный от царя исполнительный аппарат и опубликование проконституционных нормативных актов можно считать первыми шагами по пути введения конституционной монархии в России.
1 Правительственный вестник. 18 (30) января 1895. № 14. С. 1.
2 Ольденбург С.С. Царствование императора Николая II. Белград, 1939. Т. I. С. 50-51.
3 См.: Именной высочайший указ Правительствующему Сенату. 12 декабря 1904 г. URL: http://constitu-tion.garant.ru/DOC_34000.htm (дата обращения: 25.01.2016).
4 См.: Девятьсот пятый год: террор в действии. Куплено на японские деньги. URL: http://his.1september. ru/articlef.php?ID=200301601 (дата обращения: 25.01.2016).
5 URL: http://deduhova.ru/statesman/xih-vek/nikolay-ii (дата обращения: 25.01.2016).
6 URL: http://rushist.com/index.php/russia/3020-manifest-17-oktyabrya-1905-tekst (дата обращения: 25.01.2016).
7 См.: Манифест от 20 февраля 1906 г. «Об учреждении Государственной Думы» // ПСЗ. Собр. третье. Т. 26. Отделение первое. № 27424.
8 См.: Свод Основных государственных законов от 23 апреля 1906 г. // ПСЗ. Собр. третье. Т. 26. Отделение первое. № 28105.
9 См.: История России. XX век: 1894-1939 / под ред. А.Б. Зубова. М., 2010. С. 381.
10 См.: Государственная Дума Российской империи. 1906-1917: энциклопедия. М., 2008. С. 670.
11 См.: Шейнис В. Власть и закон. Политика и конституции России в XX-XXI веках. М., 2014.
12 См.: Черменский Е.Д. Борьба партий и классов в IV Государственной думе (1912-1917 гг.): автореф. дис. ... д-ра ист. наук. М., 1947.
13 См.: АврехА.Я. Царизм и IV Дума. 1912-1914. М., 1981. С. 68.