Научная статья на тему 'РОЛЬ ИМИДЖА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА'

РОЛЬ ИМИДЖА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
365
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ИМИДЖА / ВПЕЧАТЛЕНИЕ / ВНЕШНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Давыборец Е.Н.

В современном мире для межличностной коммуникации сознательно и неосознанно применяются определенные правила человеческого взаимодействия. Впечатление, которое человеку удается произвести на других, непосредственно влияет на его признание, и желание вступать с ним в социальные связи и отношения. В статье исследуется место и роль имиджа в жизни современного человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИМИДЖА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА»

до кризиса без того низкие доходы. Вместе с этим, по заявлению Путина, произошедшая проблема - есть шанс для российской промышленности, которым необходимо воспользоваться. Поэтому, не смотря на то, что в ближайшие годы российским гражданам придется не легко в связи с ухудшением уровня жизни, необходимо предпринимать усилия по восстановлению отечественного производства.

Использованные источники:

1 Последствия финансового кризиса для России. URL: http://studopedia.ru/1_68824_posledstviya-finansovogo-krizisa-dlya-rossii.html [дата обращения: 25.12.2014].

2 Проблема 2014: выдержит ли российская экономика вторую волну экономического кризиса? URL: http://bs-life.ru/makroekonomika/problema2014.html [дата обращения: 25.12.2014].

3 Прибыловский В. Происхождение путинской олигархии. Президентское окружение: досье, связи, возможные назначения. Часть 1. URL: http://www.democracy.ru/article.php?id=990 [дата обращения: 26.12.2014].

4 Путин признал влияние санкций Запада на экономику. URL: http://www.interfax.ru/business/373632 [дата обращения: 25.12.2014].

5 Как российско-украинский кризис отразится на экономике России. URL: http://www.investmentrussia.ru/finansovie-novosti/vlianie-krizisa-ukrainy-na-ekonomiku-rf-03-14.html [дата обращения: 27.12.2014].

6 «Отдача от санкций» может спровоцировать кризис. URL: http://www.vestifinance.ru/articles/45888 [дата обращения: 26.12.2014].

7 Обвал мировых цен на нефть: причины и вероятные последствия URL: http://www.riasv.ru/entry/109876/ [дата обращения: 26.12.2014].

Давы борец Е. Н., к. п. н.

доцент

Дальневосточный федеральный университет

филиал в г. Находка Россия, г. Находка РОЛЬ ИМИДЖА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Аннотация: В современном мире для межличностной коммуникации сознательно и неосознанно применяются определенные правила человеческого взаимодействия. Впечатление, которое человеку удается произвести на других, непосредственно влияет на его признание, и желание вступать с ним в социальные связи и отношения. В статье исследуется место и роль имиджа в жизни современного человека.

Ключевые слова: имидж, объективные и субъективные факторы имиджа, впечатление, внешность.

Важную роль в отношениях между людьми играют не только и не столько реальные их характеристики и поступки, но и то впечатление,

которое им удалось произвести посредством презентации их лучших качеств, а также через хорошие (либо отрицательные) отзывы о них со стороны других людей. Впечатление, не обязательно соответствующее реальности, может остаться в сознании человека на всю жизнь, преломляя все дальнейшее восприятие объекта. Так, негативный рассказ о человеке, его неблаговидный поступок, обусловит предвзятое отношение к человеку еще до встречи с ним. Такая информация может быть достаточно устойчивой, и потребуется немало усилий, чтобы сформировать новые впечатления о человеке. Таким же образом повлияет и положительный рассказ о достоинствах, благородстве, честности, доброте, самоотверженности и т.д. человека, который сформирует позитивный фон его восприятия, и все дальнейшие его действия будут восприниматься сквозь призму данного рассказа.

Конечно, в восприятии человека немалую роль играет и его «реальное лицо», то есть те качества и характеристики, которые объективно ему присущи, те поступки, которые запечатлелись в нашем сознании. Не зря говорят об «эффекте края», то есть об особенностях нашего восприятия, согласно которым хорошо запечатлеваются в памяти первые и последние события, с которыми человек сталкивается. В отношении восприятия других людей - это будет первое впечатление, которое человеку удалось произвести, а также последние его поступки.

Вместе с этим, необходимо брать во внимание не только объективные факторы восприятия человека, но и субъективные: специфика воспринимающего субъекта, его сформированный настрой на восприятие, запечатлевшиеся наиболее яркие черты и характеристики человека и мн. др. Так, наше впечатление о других складывается не суммарно на основе всей совокупности характеристик субъекта, а на основе 3-х-4-х наиболее ярких, либо по какой-то причине запечатлевшихся в памяти качеств. В результате этого один и тот же человек разными людьми может восприниматься диаметрально противоположно: от резко положительного отношения до резко отрицательного.

Важную роль в восприятии индивида играет внешность. Не смотря на то, что народная мудрость говорит, что «с лица воду не пить», внешний облик (с которым, кстати, иногда ошибочно отождествляют имидж) играет важную роль в восприятии человека. Вот почему, большинство людей озабочены своей внешностью, стараясь выглядеть как можно лучше. Так, большинство женщин ежедневно тратят время и силы на преобразование своей внешности - макияж, прическа, подбор одежды и т.д. Приятная внешность притягивает людей, располагает к общению, и, напротив, не красивая, неопрятная внешность отталкивает. Это мотивирует большинство людей к щепетильному отношению к своей внешности. Существует распространенная в науке и в обиходе людей концепция, согласно которой,

жизнь человека напрямую связана с его внешностью, и именно она во многом определяет успехи и неудачи, счастье и несчастье человека, не говоря уже о выборе спутника жизни и создании семьи.

Преобразование своей внешности можно рассматривать как разновидность манипуляции сознанием, когда человек, посредством созданной красоты, стремится спровоцировать позитивные эмоции других людей, с целью формирования положительного впечатления о себе, не основанного на реальности (изначальной действительной внешности). Манипуляция - это скрытое психологическое воздействие на сознание человека с целью изменения его чувств, мыслей, поведения [1]. В работе над своей внешностью, преобразованиях собственного лица и тела имеются все компоненты манипуляции: психологическое воздействие, скрытность своих намерений, желание изменить сознание других (их отношение к себе).

Точно также формирование положительного впечатления о себе есть разновидность манипуляции. Так, усиленно демонстрируя положительные качества, которые в обычной жизни могут быть и не свойственны человеку, и, скрывая качества, которые предположительно не встретят поддержки и хорошего отношения, человек обманывает других. Налицо манипулятивный прием, основанный на скрытой активизации эмоций, с целью изменить сознание других (положительного восприятия себя). Казалось бы, такая закономерность в отношениях между людьми - распространенная практика, не являющаяся секретом. Вместе с этим, люди часто с удивлением впоследствии испорченных отношений думают о том, что как раньше я не замечал этого в человеке, который казался изначально исключительно положительным. Муж через некоторое время после свадьбы начинает понимать, что та красавица, которая представала перед ним некоторое время ранее, куда-то делась. А жена недоуменно слышит грубость своего мужа, относившегося всегда к ней исключительно с нежностью. Налицо примеры того, что люди сознательно или бессознательно старались произвести на других впечатление, формируя свой позитивный имидж.

Таким образом, имидж - это искусственно сформированное впечатление о себе, эмоционально окрашенный образ, вследствие целенаправленной работы индивида по его созданию [2, с.13]. В результате такой работы позиционируются положительные качества, запечатлеваясь в сознании других, и нивелируются отрицательные, формируя ошибочное мнение об исключительно позитивных характеристиках личности, а также яркой красивой внешности.

Очевидно, для чего человек к этому прибегает. Это помогает расширить круг знакомств, заручившись поддержкой тех, в ком особо человек заинтересован и кто ему дорог. В свою очередь он также может оказаться обманутым искусственным имиджем других людей. Хотя нужно подчеркнуть, что базисом имиджа, его основой все-таки является реальный

человек с его достоинствами и недостатками, с его настоящей внешностью, темпераментом и чертами характера, которые рано или поздно человек проявит, раскроя свое «истинное лицо». Как говорит, русская пословица: «Нельзя всю жизнь проходить на цыпочках», то есть долго притворяться, что человек лучше, чем он есть на самом деле.

Таким образом, имидж человека - это сложное явление, на процесс формирования которого влияет вся совокупность объективных и субъективных факторов. К объективным факторам следует относить реальные характеристики человека, включая его внешность, характер, особенности поведения и поступки. К субъективным относятся особенности восприятия людей, особенности межличностного взаимодействия, сформированные установки, предвзятость в отношении человека, усилия индивида по созданию хорошего впечатления о себе и другие факторы. Для успешного взаимодействия с другими необходимо сформировать привлекательный имидж, который будет располагать к общению, и способствовать успеху и личностным достижениям.

Использованные источники: 1Доценко Е.Л. Манипуляция: феномен, механизм, защита. Феноменологическое описание. [Электронный ресурс] URL: http://www.aquarun.ru/psih/ks/ks7.html [Дата обращения 25.12.2014]. 2 Davyborets E.N. Constructing images of American presidents: The monograph. - Germany: Lambert, 2014. 177 р.

Давы борец Е. Н., к. п. н.

доцент

Дальневосточный федеральный университет

филиал в г. Находка Россия, г. Находка

РОЛЬ ИМИДЖА В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация: открывая тем или иным лицам путь к вершинам политической иерархии, фактор имиджа играет важную роль в современном политическом процессе. В статье исследуются положительные и отрицательные функции, которые способен выполнить политический имидж.

Ключевые слова: имидж политика, имидж государства, имиджмейкинг, PR-технологии, электорат.

Политический имидж есть эмоционально окрашенный образ какого-либо политического объекта (президента, партии, государственного органа, государства и пр.), формируемый в общественном сознании профессионалами-имиджмейкерами на основе реально существующих качеств объекта, с их усилением или добавлением новых, ему не присущих, посредством имиджевых технологий [1, с.17]. Роль имиджа в современном политическом процессе трудно переоценить, так как он является важнейшим

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.