_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 ISSN 2410-700Х_
УДК 82.0
Метелева Олеся Андреевна
учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №45, г. Киров, РФ E-mail: [email protected]
РОЛЬ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЭЗИИ АГЛАИ СОЛОВЬЁВОЙ
Аннотация
Статья посвящена выявлению пространственно-временной организации текста посредством имён собственных. Материалом для исследования послужило творчество А. Соловьёвой. Выбор материала обусловлен малой изученностью творчества поэтессы, обилием имен собственных в её произведениях и их культурной маркированностью, а также связанностью с другими текстами.
Ключевые слова Имя собственное, лирика, поэзия, топоним, хронотоп, эргоним.
Исследованием имен собственных занимались философы и ученые с античных времён. Особенности антропонимов и их функции рассматривались многими исследователями. Например, А.Соломоник отмечал, что имена собственные всегда соотносятся с отдельными предметами, а имена нарицательные обозначают целый класс однородных предметов, обобщая их в единое понятие [4, 280]. Так, Ю.А. Карпенко пишет: «В языке основной функцией собственных имён является функция дифференциальная (она же - номинативная или идентификационная). Функциональная трансформация собственных имён в художественной литературе прежде всего и заключается в том, что приоритет дифференциации (номинации) отступает под натиском стилистики. И главную функцию собственных имён в художественной литературе можно назвать стилистической» [2, с. 36-37]. При этом стилистическая функция, по мнению всё той же Карпенко, может быть информационно-стилистической (национальная, социальная, идеологическая принадлежность и другие параметры) или эмоционально-стилистической (вызывает у читателя определённые чувства, формирует его отношение к изображаемому [2, с. 37].
Раскрытие образов персонажей находит отражение в реализации категории хронотопа, так как всякий тип художественного повествования определяет и пространственно-временное видение человека и мира в произведении искусства. [6, с. 8]. Особое место в разработке теории художественного времени занимают работы академика Д.С. Лихачёва. В них утверждается важность проблемы художественного времени: «Литература в большей мере, чем любое другое искусство, становится искусством времени. Время - его объект, субъект и орудие изображения» [5, с. 5]. Таким образом в данной статье мы выясним значение имён собственных и их роль в содержательной и образной структуре текста. Отбор и анализ единиц исследования осуществлялся с использованием метода сплошной выборки из последнего сборника стихов А. Соловьёвой «Праздник номер ноль».
В данном исследовании мы выделили две группы имен собственных, играющих роль в создании хронотопа в поэзии А.Соловьевой: имена собственные, обозначающие географические объекты, и имена собственные, позволяющие обозначить художественное время. Рассмотрим каждую из этих групп в отдельности.
Имена собственные, обозначающие географические объекты, создают образ художественного пространства в произведении. Так, в стихотворении «По дороге из Домодедова» встречаются два топонима: Домодедово («По дороге из Домодедова» [3, с. 82]), название московского аэропорта, откуда прилетела к возлюбленному лирическая героиня, и Нева: «моё сердце глубже твоей Невы...» [3, с. 82] Название питерской реки раскрывает нам местоположение героя. Героев разделяет почти тысяча километров. Она торопилась к нему в Петербург из Москвы.
В стихотворении «Город всё видит» [3, с.91] мы встречаем лирическую героиню в центре Санкт-
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 ISSN 2410-700Х_
Петербурга, у станций метро Сенная, Садовая, Спасская [там же]. Географическое местоположение лирической героини подчёркивается названием одного из крупнейших музеев мира: «Красавицы летят на юг, подавленные Эрмитажем...»
Одно из стихотворений названо «Мансуровский переулок, дом 9» [3, с.78]. Аллюзия к булгаковскому роману «Мастер и Маргарита». Ссылку на данную аллюзию даёт сама поэтесса. То есть действие происходит в старой Москве, там, где часто бывал и творил сам Булгаков.
Ещё одним интересным стихотворением является «Симфония номер 9», в котором аллюзия через имя собственное Бетховен и название музыкального произведения отсылают к литературному произведению и другому известному имени, а через них на определённый топоним. Так, симфония № 9 включает в себя часть Ode an die Freude («Оды к радости»), поэмы Фридриха Шиллера. Долгое время она являлась гимном Евросоюза. Таким образом мы понимаем, что лирическая героиня находится где-то во Франции. В последних строчках этого стихотворения мы встречаем эргоним Нотр-Дам, который помог нам узнать, что лирическая героиня находится во Франции, в центре Парижа: Бездомно я иду вдоль стен собора, Под тиканье дождя
Под гаснущей подсветкой Нотр-Дама [3, с.17].
Ещё одно точное местоположение героини помогает нам определить название художественного музея на берегу Сены в Париже d'Orsay: Мы встретились с тобою в Дэ Орсе, На в принципе нейтральной полосе. [3, с.58]
Анализируя топонимы и эргонимы, используемые Соловьёвой, мы можем сделать вывод, что в сборнике присутствуют три города: Москва, Санкт-Петербург и Париж. Столица, культурная столица и столица всех влюблённых. Пространство указано точечно и конкретно. Не составит никакого труда отметить местонахождение лирической героини на карте.
Время в стихах Аглаи представлено именами собственными культурных деятелей и культурных памятников, отражающих определенное историческое время.
В стихотворении «Утро. Девочка. Лак для ногтей» А.Соловьевой упоминаются такие имена собственные, как Земфира и Pink Floyd. [3, с.З9]
Группа Pink Floyd сформировалась в 1963 году. В 2004 один из американских каналов поместил их на восьмую строчку среди лучших рок-групп всех времён. В 2015 вышел последний альбом легендарной рок-группы.
О русском роке 90-х годов XX века в целом и о творчестве Земфиры в частности, А.А. Данилов пишет следующее: песни, «...драматизм которых отражает чувства, переживания, настроения молодежи -любовь, одиночество, страх, мечты, надежды и разочарования.» [1, с. 354]. Мы понимаем, что философский рок «Pink Floyd» усиливается личными переживаниями лирической героини, данными через призму творчества «Девочки с гитарой»: «Из колонок Pink Floyd вперемешку с Земфирой» [3, с.З9].
Первый альбом Земфиры вышел в 1998 году. Таким образом, данное стихотворение написано в промежуток между 1998 и 2015 годом. Значит, лирическая героиня наша современница.
Другим исполнителем, о котором Аглая вспоминает в своих стихах, становится не менее известная личность:
И Макс Покровский в темноте
Губами ищет чьи-то губы, только понимает, что не те [3, с.75].
Аллюзия на припев песни «Темнота», входящей в одноименный альбом, вышедший в 2002 году, группы «Ногу свело», в которой Максим Покровский является лидером: В темноте, очертания тают в темноте. Я ищу губами губы, Но подозреваю, что не те. и там же:
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 ISSN 2410-700Х_
В темноте, боль не утихает в темноте. Я ищу губами губы, Только понимаю, что...
В своём стихотворении Аглая передаёт нам боль лирической героини через строчки Макса Покровского. Таким образом, стихотворение воссоздает период первого десятилетия 2000-х годов, когда песни группы «Ногу свело» пользовались массовой популярностью.
В стихотворении с жизнеутверждающим названием «Neverdie» упоминается имя известного кинорежиссёра, чьё творчество не отличается оптимизмом, Кар-Вая: «И сердце разрывается Кар-Ваем...» [3, с.21] Фильмы Вонга Кар-Вая знамениты отсутствием строгого сюжета. Сценарий пишется прямо во время съёмки. Особенными чертами его фильмов является безнадёжность. Герои фильмов ищут, но не находят ответов. Фильмы Кар-Вая - эпизод жизни, после которого нет ничего. Пустота. Дебютировал Вонг Кар-Вай в 1987 году с фильмом «Огненные братья». И раз лирическая героиня находится под впечатлением от фильма Кар-Вая, то временной промежуток этого стихотворения может быть определен, как период после 1988 года.
Другое стихотворение, создающее временное пространство «Девушка с веслом». Название стихотворения поэтессы - аллюзия к гипсовой статуе-символу советского соцреализма. «Девушка с веслом» была создана в 1935 году. Статую установили в центре фонтана на главной магистрали ЦПКиО имени Горького. Скульптура была разрушена в 1941 году при бомбёжке. В 2011 копия «Девушки с веслом» была установлена в ЦПКиО. Данная статуя - образ настоящей спортсменки-комсомолки Советского Союза. Лирическая героиня, как и девушка с веслом - «весла в руки - пошла по воде». Однако до идеальной девушки спортсменки-комсомолки, по мнению самой лирической героини, ей далеко: «я сама ни на что не гожусь». В то же время девушка из стихотворения связана с энергией ЦИ. Правильная циркуляция ци, согласно неоконфуцианству, создаёт гармонию, недостаток ци приводит к прекращению всякого движения. В организме человека правильная циркуляция ци обеспечивает успех и здоровье, а недостаток ци приводит к болезням и смерти. Таким образом, читатель понимает, что героиня стихотворения недовольна своими успехами, но надеется, что она сможет стать идеальной спортсменкой-комсомолкой, в том числе и из-за правильной циркуляции энергии ЦИ, и шутит над собой: «без ума от ума». В этом стихотворении Аглая «создаёт» образ молодой женщины, искусно переплетая прошлое и настоящее:
Я сама ни на что не гожусь, Но собою горжусь. Дрессирую энергию ЦИ. Без ума от ума. Хороша, весела.
Весла в руки - пошла по воде [3, с.22].
Имена друзей, знакомых поэтессы и клички животных также являются одним из способов организации хронотопа. Они создают образ близкого, интимного, бытового пространства.
В стихотворении «Усложнение любви» [3, 32] мы встречаемся с образом Наталии Александровны, преподавательницы Аглаи:
А сейчас тебе нравится Наташа.
Ты называешь её Наталия Александровна,
Потому что так следует.
Так следует день за днём,
И тебе кажется, что если ты
Пригласишь Наташу гулять и разговаривать,
То тебя за это посадят в тюрьму
Или кто-нибудь очень умный
Поглядит на тебя с укоризной [3, 32]
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 ISSN 2410-700Х_
В данном стихотворении мы наблюдаем тонкую игру именами, событиями и даже половой принадлежностью. Аглая пишет о своём чувстве преклонения перед педагогом, у которого учится. Поэтессе необходимо внеаудиторное общение, потому что данный человек интересный собеседник, яркая личность. И своё преклонение она переносит на отношения между мужчиной и женщиной, когда мужчине так же сложно подойти к понравившейся женщине, как и студентке к своему преподавателю. Наречие «сейчас» указывает на то, что событие происходит именно в тот момент, когда в жизни лирической героини появляются Юля, Алиса, Антон [3, с.32] - одногруппники поэтессы по ВГИКу. Таким образом, время варьируется в пределах четырёх лет.
Катя - имя, встречающееся дважды в стихотворениях сборника, - художник Екатерина Андреева, подруга Аглаи Соловьевой.
Они назвали девочку Катей... ...Медленно-медленно шла против ветра По снегу и саночки за собой возила... [3, с.65]
Искусство, будь то поэзия или рисунки, всегда выражает личные переживания творца. Вот такое сотворчество поэтессы и художницы привело к рождению сборника «Праздник номер ноль». В непринуждённой обстановке одна писала строчки стихов, а другая тут же рисовала иллюстрацию, потом они менялись. Поэтому неслучайно в одном из стихотворений мы читаем: «Катя спасение человечества». [3, с.65].
Дочери руководителя танцевальной студии Миграция, в которой занималась и занимается Аглая, посвящено стихотворение «Каждая девочка мечтает о старшей сестре. И Дуня тоже» [3, с.48]. Дуня постоянно говорила: «Вот бы ты была моей сестрой!». На протяжении всего стихотворения Аглая говорит исключительно о своих чувствах к предполагаемой старшей сестре, которой она сама и является: Ты родилась в июне, а я в стихах... . Нас ничего не связывает с тобой, Я тебя просто для рифмы беру в стихи... [3, с.48] . Нас ничего не связывает с тобой. Я тебя даже, кажется, не люблю [3, с.49].
В стихотворении «Про пойманного кота и двухкомнатную квартиру» Аглая Соловьева вводит единственный во всём сборнике зооним. Липучка - так зовут кота, который будет жить в её двухкомнатной квартире. Кот - символ дома, домашнего очага, теплоты и уюта. С испокон веков в дом первой запускали кошку, считалось, что кошка находится в дружеских отношениях с домовым, поэтому ее запускали вперед, чтобы она договорилась о хорошей и благополучной жизни для хозяев. Также есть еще версия, что на первого, кто войдет в квартиру, обрушиваются все невзгоды этого места, вот бедной кошке и приходится расплачиваться. О том, что это будет новое жильё, говорится в начале стихотворения: Построим домик окнами во двор, Посадим яблоньку и куст сирени белой [3, с.67]
Поэтесса создаёт идеальную картинку своей будущей жизни в новом доме: И будет в нашем доме чистота... . Мы подберём помойного кота И назовём его Липучкой. [3, с.67]
Чистота и помойка. Белый цвет как контекстуальный антоним слову липучка. Противопоставление образов настраивает нас на то, что с чистым идеальным домиком что-то будет не так. И в конце стихотворения читаем:
А когда выбесим соседей Своими хипстерскими штучками, Мы в двушку в центре переедем И заберём с собой Липучку.
Финал стихотворения показывает, что и не в идеальном чистеньком беленьком домике всё у героев будет хорошо.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 ISSN 2410-700Х_
Проанализированный материал позволяет определить пространственно-временную организацию поэтических текстов из сборника «Праздник номер ноль». Художественное пространство стихотворений А. Соловьёвой изображается точечно, представлено точными местами в городах и пригородах Санкт-Петербурга, Москвы и Парижа. Временной промежуток размыт. Временная граница стихотворений размыта, можно говорить лишь принадлежности лирической героини к эпохе XXI века, что создаёт иллюзию вчерашнего дня.
Список использованной литературы:
1. Данилов А. А. История России XX - начало XXI вв.: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений /А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю.Брандт. -3-е изд. - М: Просвещение, 2006 - 381с.
2. Карпенко Ю.А. Имя собственное в художественной литературе // Филол. науки, 1986. № 4,- С. 34-40.
3. Соловьева А. Праздник номер ноль. Киров: О-Краткое, 2016. - 96 с
4. Соломоник А. Философия знаковых систем и язык. Минск: МЕТ, 2002. 408 с.
5. Лихачёв Д.С. Поэтика художественного времени// Лихачёв Д.С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение и другие работы - С-Пб., 2001. - 566с. (7)
6. Казанцева Л. В. Категория хронотопа в структуре художественного произведения: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1991.
© Метелева О.А., 2017