Научная статья на тему 'Роль игры в духовно-нравственном становлении современного человека'

Роль игры в духовно-нравственном становлении современного человека Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
110
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ИГРОВАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ / РЕКОНСТРУИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ / СВОБОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / СПОСОБНОСТИ / УСТОЙЧИВОСТЬ / THE SPIRITUAL AND MORAL FORMATION / SOCIAL SYSTEM / PLAY ACTIVITY / SOCIAL STRUCTURES / RECONSTRUCTION OF REALITY / FREE ACTIVITY / INTERRELATION / SOCIALIZATION OF A PERSON / POTENTIALITIES / FIRMNESS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Гущин Вячеслав Алексеевич, Гущина Екатерина Вячеславовна

В социальной системе человек постоянно находится в состоянии игровой активности. Он либо сам играет, либо им играют соответствующие социальные структуры. Игра способствует расширению диапазона возможностей человека для реализации его свободной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF A PLAY IN THE SPIRITUAL AND MORAL FORMATION OF A MODERN PERSON

A person constantly lives in the condition of a play activity of social system. An individual either plays himself or he is played by the appropriate social structures. A play promotes the scope expansion potentialities of a man for the realization of free activities.

Текст научной работы на тему «Роль игры в духовно-нравственном становлении современного человека»

Guryanova T.Y. MODEL OF PROCESS OF FORMING STUDENTS POLYCULTURAL COMPETENCE IN HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS WHILE TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

The article deals with the problems of forming polycultural competence among higher educational establishments students while teaching a foreign language. The fundamental notions such as polycultural competence, model of process are unveiled in the article . The principles, methods, forms and means of teaching and building of polycultural competence are verified. Some pedagogical conditions contributing to forming of the appropriate quality are suggested.

Key words: polycultural competence, model of process, pedagogical conditions.

ГУРЬЯНОВА Татьяна Юрьевна родилась в 1973 г., окончила Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я. Яковлева (1996), канд. пед. наук (2008), доцент кафедры мировой экономики и иностранных языков Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Автор 30 работ.

УДК 101.1:136

РОЛЬ ИГРЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

В.А. Гущин, Е.В. Гущина

В социальной системе человек постоянно находится в состоянии игровой активности. Он либо сам играет, либо им играют соответствующие социальные структуры. Игра способствует расширению диапазона возможностей человека для реализации его свободной деятельности.

Ключевые слова: духовно-нравственное становление, социальная система, игровая активность, социальные структуры, реконструирование действительности, свободная деятельность, взаимоотношения, социализация личности, способности, устойчивость.

Игра - это удивительное и многообразное явление бытия, которое до сих пор привлекает к себе внимание исследователей из разных областей знаний. По мере развития общества взгляды на игру подвергались научному осмыслению, но даже став междисциплинарным понятием, многие аспекты игры до настоящего времени остаются не до конца изученными. В исторической ретроспективе можно проследить, как возникала и изменялась игра, и что по мере развития общества, накопления теоретических подходов к игре, отношение к ней не всегда было однозначным. Ее запрещали, приравнивая к атрибутам дьявола или воспринимали как бесполезную деятельность (способ проведения досуга), но со временем ей стали придавать универсальное значение.

Современная жизнь общества характеризуется разнообразием игровых моментов, которые в достаточной степени определяют поведение человека. С наступлением эпохи Постмодернизма игровые моменты усиливаются и всё стремится к тому, чтобы стать игрой, симулякром. На первый план выходят игровые элементы, сущность которых

изменяется и начинает приобретать негативную окраску - условность границ между игрой и жизнью (подмена реальности), необязательность цели игры (игра ради игры) и соблюдения правил игры (узаконенность хаоса и дезорганизации), эскапизм (бегство от реального мира путем создания собственных фантазийных или иллюзорных миров, уход в мир игры). Этому способствовали также социально-экономические, культурно-ценностные преобразования в российском обществе, которые привели к сдвигу социокультурных ориентиров в сторону девальвации духовных ценностей и амбивалентности морально-нравственных установок, распространению потребительского типа воспроизводства общественной жизни. Под влиянием данных изменений трансформировалось и значение игры. Она стала объектом эксплуатации коммерческих структур, а это, в свою очередь, породило такие явления, как кидалтизм, интернет-зависимость, игро-мания (лудомания).

Все эти изменения идут вразрез с традиционной культурой многонациональной России, основой которой всегда служили

духовные и нравственные начала бытия. Жизнь общества (духовно-практическая и материально-практическая) неразрывно связана с процессами социализации, сохранения ценностей культуры, закрепленных в обрядах, традициях, играх, музыке, живописи и архитектуре, а также их передача последующим поколениям. Следовательно, в игре с давних пор происходила консервация и трансляция духовного опыта поколений.

Современное общество нуждается в гармонично развитых людях, способных понимать себя, других и окружающую социальную действительность. Пережитые нашей страной в XX в. события показали, что насильственное изъятие элементов национальной культуры нарушает функционирование духовной сферы жизни общества и приводит к ее обеднению. В игре рождается и реализуется то, что отличает человека от других живых существ - это духовность, которая является смыслообразующим отношением человека к миру, другому человеку и самому себе. В игре становится понятным, какое воздействие оказывают на человека особенности социально-экономической системы, а это помогает преодолеть возрастающую неудовлетворенность современным образом жизни, ее пассивностью, недостатком уединенности и деперсонализацией.

При рассмотрении игры как феномена человеческой деятельности мы рассматриваем ее структурообразующую роль в духовно -практической жизни общества. В наиболее общем виде целью духовно-практического освоения социальной действительности является активизация индивида в осуществлении контроля над социальной системой и гуманизация технократического общества. Именно игра представляется своеобразной формой человеческой активности, общественной самоорганизации, свободного развития, взаимодействия с миром и является одним из способов познания этого мира и определения своего места в нем. Жизнь современного общества невозможно представить без игры, и ее роль возрастает, а влияние распространяется на все социокультурные процессы.

Игра неразрывно связана с важнейшими экзистенциальными феноменами: свободой, трудом, любовью, искусством и с жизнью в целом. Для общественного сознания игра часто не представляется научным термином, а скорее предстает метафорой, которая применяется для описания интуитивно ощущаемых процессов.

В социальной системе человек постоянно находится в состоянии игровой активности. В организуемой человеком игре он снимает не только напряжение и усталость, но и восстанавливает духовные и энергетические потенции, расширяет диапазон возможностей, реализует себя как свободный субъект деятельности [1]. Игра, как социальный институт, гарантирует человеку уровень социальной активности, для которого оказываются доступными исходные человеческие радости, обретение смысла жизни, приближение к равновесному душевному состоянию. Чем больше в человеке подлинно человеческого, тем более естественно для него обращение к игре как источнику духовной энергии. По мере усложнения социальной жизни игровые явления переходят в стадию, когда существенным моментом оказываются непредвиденные явления, что акцентирует внимание на различных функциях игры. Чем сложнее становится игра и способы ее реализации, тем в большей степени она ускользает от определения и управления.

Рамки игровых действий расширяются с переходом к модернистским и постмодернистским цивилизациям. Проблематика игры приобретает особое звучание в современности, когда основными ценностями, определяющими ориентиры существования, выступают главным образом те, которые связаны с материальной стороной жизнеобеспечения, прагматизмом и рациональностью, поиском выгоды и манипуляцией, стремлением к минимизации жизненных рисков и защите от сильных чувств, эмоций и переживаний, способных вызвать душевную боль и страдание. Человек все больше оказывается во власти стандарта потребления, рассматривая другого с точки зрения возможности удовлетворения необходимых потребностей, преимущественно примитивного уровня. Постоянно воспроизводится торговля жизненными смыслами, среди которых игровые смыслы достижения успеха и статуса становятся ведущими.

Таким образом, возникает некий духовно-эмоциональный вакуум, в котором люди стремятся в реальной жизни играть роли и надевать маски, скрывая за ними свои истинные лица, т.е. в социальные практики активно внедряется игра, представленная разнообразными видами. В современном социокультурном пространстве фиксируется активное распространение игровой деятельности, ее острая востребованность обществом, эскалация игровых форм, динамичное

развитие игровой индустрии. Часть современных проблем, таких как игромания и игрозависимость, связана с игрой как особым видом деятельности и носит остро социальный характер. Игровая деятельность, выполняя прежде всего рекреативную функцию, традиционно занимает главенствующее положение в сфере досуга, который в настоящее время становится все более значимым [3].

Тем не менее, можно с уверенностью констатировать, что игровые элементы активно проникают и используются в различных сферах деятельности, в таких как политика, бизнес, управление, образование и т. д., а это позволяет исследователям судить об их игровом характере, относить их к сфере игрового. В последнее время значительно увеличивается число игровых учреждений, формализующих игровую деятельность. Игровой бизнес становится одним из самых прибыльных в России. Игровая терминология пронизывает различные жизненные ситуации, вплоть до самых трагических из них

- смерти. Анализируя различные социальные практики, современные ученые говорят о наличии прямой зависимости между характером господствующих игр и социокультурными характеристиками пространства человеческой жизнедеятельности.

Игра выступает динамическим фактором, формируемым человеком для реализации потенций. Социальное время как время человеческого бытия, как время развития общественной системы накладывает своеобразную «печать» на содержание игры. Чем интенсивнее взаимодействуют между собой элементы социального целого, тем рельефнее обозначается игра, которая выступает показателем развитости личности.

Макроуровень анализа игры предполагает исследование двух коммуникативных реальностей [4]. Социальная сеть, в которой реализуется личность, условно состоит из двух сфер. Первая сфера, которая ближе к личности, состоит из людей, с которыми она вступает в интимные, доверительные, личностно значимые отношения (члены семьи и друзья). Они поддерживают человека морально и эмоционально. С ними человек играет искренне и конструктивно, при этом формируется плодотворный социальный обмен. Это значимые отношения повседневного мира, и игра выступает формой осуществления социального партнерства для позитивного времяпрепровождения.

Вторая сфера связана с персональным

полем отношений к виртуально представленным людям, которые даны как акты сознания и недоступны для чувственного познания, не представлены материально. Формируется поле отчуждения, а отношения личности с неведомыми ему людьми опосредуются. Игра приобретает схоластический, обобщенный характер.

Игра, формируя единую систему ценностей для субъектов, удерживает социальную группу от распада, способствует укреплению связи субъектов игры и, следовательно, усиливает тенденцию к единению социальной системы.

Игра как способ эмоционального выражения человека продуцирует гедонистическое мироощущение, в основе которого располагается обезличенное, безучастное отношение к личности. Она обуздывает взволнованность человека социальными проблемами, предотвращает девиации, ослабляет эсхатологические настроения. В игре выражено представление человека о ценности жизни в её предельно доступном, воспроизводимом виде. В игре человеческая включенность в социокультурный контекст находит высшее выражение.

Игра формирует непроизвольность, грациозность и красоту в человеческих взаимоотношениях. Она воспроизводит прямую зависимость между характером социализации личности и содержанием процессов, протекающих в материальной и духовной жизни общества. Если в социальной действительности проявляется тенденция эволюционной процессуальности, то на развитие социума определяющее влияние будут оказывать игровые традиции и нормы права.

Усиливающаяся уязвимость социальной действительности актуализирует проблему соотнесенности игры с социальными институтами. Идеи исчерпанности, конечности социальности лишают человека возможности полноценно играть и ввергают его в состояние депрессии, приводят к ощущению ненужности, вынесенности за пределы социального взаимодействия. Духовное становление человека сопряжено с рядом трагических прозрений, из которых осознание личной смертности является не самым трагическим. В таких условиях современный человек начинает играть ниже порога серьезности жизни. В его игру уже почти не вовлекается прекрасное и святое. Однако игра выступает, по нашему мнению, как реализуемая способность к переживанию духовных

состояний. При этом человек не замечает внешнего мира, сосредотачиваясь на осуществлении собственной рефлексии, устремляющей его к добру, благу и свободе. Игра в этом смысле выступает специфическим видом активности субъекта, отличной от деятельности в силу ее антиутилитарной природы и устремленности в область возможного.

В общем смысле игра - это движение, а последнее, согласно Аристотелю, «есть действие незаконченного» [2]. Все прекрасное и совершенное, все стремящееся к свободе, не успевает до конца развернуть своих сил и способностей. Именно игра удерживает свободу человека в границах устойчивости. Она расширяет пространство возможностей субъекта, и в данном отношении он обретает ресурсы, способные повышать его устойчивость в социальной системе. Диссонансом к этому выступает замечание Й. Хейзинги о том, что чем дальше продвигается общество по пути прогресса, тем заметнее сужается пространство «чистой» игры, а игровой фактор отступает на второй план. «Как духовная, так и материальная организация общества,

- делает вывод Й. Хейзинга, - были препятствием для явного воздействия этого фактора» [5].

Действительно, когда общество чересчур осознанно начинает воспринимать стремления и интересы, в нем начинает преобладать технократический дух, и тогда духовное начало во многом элиминируется. Человеку трудно играть по-настоящему в обществе, где не решены основные социальные проблемы: доминируют прагматизм и антидуховные практики. Вместе с тем подчеркнем, что игра соответствует культуре человека с его устойчивыми механизмами саморегуляции. Стабильное развитие общества в глубинных истоках соотносится с нравственными показателями самозабвенно играющего человека. Игра преодолевает уровень низменного, животного существования, формирует в человеке мотив самопревосхождения [4]. Игровое настроение есть область радостного и гармонического воодушевления, а не истерической взвинченности, приводящей к деградации.

Именно игра, представленная как способность отстраниться от наличного уровня социального бытия, и означает устремленность человека к запредельным целям, раскрытию его как полноценного социального субъекта. Момент игры есть гармония человека с самим собою. В игре субъект

стремится уравновесить эгоцентрические притязания с требованиями социальной системы. Она выступает гармонизирующим фактором человека с самим собой, означает нивелирование подавленности «Я» и связана с обретением дополнительных смыслов жизни. В этом плане игра воспроизводит индивидуальную социальность.

Играя, субъект способствует созданию социальности, проявляющейся как деятельная культура по формированию единого социального организма. Выступая в качестве формирующего субъекта социального и духовного потенциала общества, игра, как социальный институт, тесно связана с другими институциональными структурами. Благодаря этому и выявляются некоторые базовые тенденции воспроизводства социальности общества. Выступая в качестве агента социализации, игра способствует приобщению людей к базовой системе ценностей. Таким образом, она выполняет функцию социального воспроизводства индивидов, поскольку свободное начало в человеке открывает каждый раз пространство для социализации, становления личности как подлинного субъекта социального действия.

Если человек не играет, то он лишается непроизвольности и свободы, утрачивает ощущение полноценности, и жизнь во многом для него упрощается. Играя, человек сохраняет невосприимчивость к социальным болезням и когда человек выздоравливает, то он начинает играть, свободно самовыражаться. Отстраняясь от игры, человек разоблачает относительность и нарушает равновесность жизненного пространства. Игра полностью захватывает лишь полноценно играющего субъекта, вовлеченного в нее телесно и духовно. В игре реализуется право человека на свою автономность от социальной системы, на свое оправданное социальное одиночество.

Из вышесказанного следует, что игра выступает ресурсом поддержания и воспроизводства духовно-энергетических сил человека и общества. В игре реализуется «избыток» этих сил. Она не противостоит ответственному отношению к жизни, а позволяет реализоваться субъекту как свободному, не связанному с ограничениями, накладываемыми социальной системой. Игра расширяет возможности субъекта, придает ему жизненную красоту, гармонизирует его отношения в социальной системе.

Источники и литература

1. Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного: игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. 400 с.

2. Аристотель. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 1: О душе. М.: Мысль, 1983. 636 с.

3. Исмагилов Р.Г. Игра человека: организа-

ционные и педагогические аспекты: монография. Уфа: БИРО, 2007. 125 с.

4. Ретюнских Л.Т. Философия игры. М.: Вузовская книга, 2002. 256 с.

5. Хейзинга Й. Homo Ludens / Человек играющий. В тени завтрашнего дня / пер. с нидерланд. Д. Сильвестрова. СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2007. 387 с.

Gushchin V.A., Gushchina E.V. THE ROLE OF A PLAY IN THE SPIRITUAL AND MORAL FORMATION OF A MODERN PERSON

A person constantly lives in the condition of a play activity of social system. An individual either plays himself or he is played by the appropriate social structures. A play promotes the scope expansion potentialities of a man for the realization of free activities.

Key words: the spiritual and moral formation, social system, play activity, social structures, reconstruction of reality, free activity, interrelation, socialization of a person, potentialities, firmness.

ГУЩИН Вячеслав Алексеевич родился 1950 г., окончил факультет иностранных языков Чувашского государственного пединститута им. И.Я. Яковлева (1974) и Московский университет потребительской кооперации по специальности «Финансы и кредит» (1997), канд. филос. наук, доцент кафедры мировой экономики и иностранных языков Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Автор 150 работ.

ГУЩИНА Екатерина Вячеславовна родилась в 1981 г., окончила медицинский факультет Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова (2004) по специальности «Лечебное дело», соискатель кафедры философии и методологии науки, ассистент кафедры урологии Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова. Автор 20 работ.

УДК 101.9

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ О. ХАЙЯМА: ОПРОВЕРЖЕНИЕ ВРЕМЕНИ

Н.А. Исмуков

В статье рассматриваются проблемы экзистенциальной философии в творчестве одного из великих поэтов и мыслителей О. Хайяма, которые выражены им в своих рубаи и философских трудах.

Ключевые слова: экзистенция, экзистенциализм, поэзия, рубаи, философия поэзии, Время, пространство, Вселенная, Бог.

Основы философии существования были заложены человечеством с незапамятных времён, на том или ином уровне абстрактного мышления она присутствовала в homo sapiens изначально. Не было и нет в пространстве природы и духа такого места, куда бы ни проникла мысль человека. Разве не занимали его мысли о своем месте в мире, о тайне жизни и смерти, разве он не пытался разгадать смысл жизни и мучительно искать ответы на вопросы о том, где он был до того, когда не только родителей, но и ближайших предков еще не было; закономерно ли его появление на свет, или это ошибка Вселенной, случайность; что там,

откуда никто не возвращается, и неужели человек живет только для того, чтобы умереть; жизнь, когда и кем она создана: Богом или она зародилась сама по себе в результате чрезмерно долгого эволюционного развития предбиологической формы материи; и что это за идеальное, сознание, мысль, которые парадоксальным образом порождены своей противоположностью -материальным, мозгом?

Вера, надежда, любовь, ненависть, тревоги, страдания, боль - эти къеркегоровские так называемые «явления жизненного рода» разве не были первородными переживаниями, в той или иной мере присущими

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.