Научная статья на тему 'Роль игры и игровой деятельности в жизни детей дошкольного возраста'

Роль игры и игровой деятельности в жизни детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4085
483
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / РЕБЕНОК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / GAME / GAME ACTIVITY / PERSONAL DEVELOPMENT / CHILD OF PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркарян И.А., Косачева А.А.

В статье рассматривается игра как форма организации жизни и деятельности детей в детском саду, исследуется роль игровой деятельности в развитии личности ребенка дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль игры и игровой деятельности в жизни детей дошкольного возраста»

Маркарян И.А.

доцент кафедры дошкольного образования Южного федерального университета

Косачева А.А. Зам. заведующего ДОО №23 г.Батайск

РОЛЬ ИГРЫ И ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В статье рассматривается игра как форма организации жизни и деятельности детей в детском саду, исследуется роль игровой деятельности в развитии личности ребенка дошкольного возраста.

Ключевые слова: игра, игровая деятельность, личностное развитие, ребенок дошкольного возраста.

Keywords: game, game activity, personal development,child of preschool

age.

Игра и игровая деятельность привлекали и привлекают к себе внимание исследователей. Игра - неотъемлемая, часть человеческой культуры. Вопросами игровой деятельности детей дошкольного возраста занимались ученые С.Л. Новоселова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, С.А., Шмаков и др.

По мнению многих авторов, игра имеет большое значение в личностном развитии ребенка. Она дает возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть свои комплексы и нерешительность. В книге «Технология игры в обучении и развитии» авторов П.И. Пидкасистого и Ж.С. Хайдарова говорится: «Сегодня мало кого удивишь тем, что в передовых учебных центрах взрослые люди, студенты и школьники учатся уму-разуму, играя, как малые дети, интересно и весело. И играют они не в жмурки-

бирюльки, а в законы и формулы, в войну и мир, в большой и малый бизнес, словом — в жизнь» [1].

В процессе игровой деятельности, у детей развиваются: коммуникативные способности; воображение как основа творческой деятельности; образная память, внимание, речь; формируется нестандартное мышление; а также совершенствуется координация движений и мелкая моторика рук.

Игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности. Являясь ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, игра в наибольшей степени способствует развитию, его психических процессов, особенно воображения. Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К.Д. Ушинский. Он обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства [2].

В игре воображение проявляется и развивается при определении замысла, развертывании сюжета, разыгрывании роли, замещении предметов. Воображение помогает ребенку принять условность игры, действовать в мнимой ситуации. С одной стороны, игра - самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на ее содержание.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упрочению его интересов, развитию речи. Велико значение игры в усвоении норм поведения, правил

взаимоотношений. Но этим не исчерпывается ее значение для нравственного развития ребенка. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребенок чаще, чем в реальной жизни, ставится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор (как поступить?).

Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А.П. Усовой. По мнению А.П. Усовой, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять. Исходя из особенностей вида игры, задач, которые можно решать с ее помощью, уровня сформированности у детей игровой деятельности, педагог определяет меру своего участия в ней, приемы руководства в каждом конкретном случае [3].

С помощью игры дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы деятельности.

Игра социальна и по способам ее осуществления. Игровая деятельность, как доказано А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым. Н.Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т.п.). Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект. Игра - вид психической активности в условной обстановке, упражняющий психические и психофизиологические возможности индивида; форма жизнедеятельности на начальной стадии социализации личности. Детская игра связана с потребностями саморазвития, присвоения социального опыта. Игра развивает ориентировочно-исследовательские и

сенсорно-моторные механизмы поведения, а у детей - и социально сформированные способы межлюдского взаимодействия (сюжетно-ролевая игра). Игра - доступная ребенку сфера развития его произвольных действий, подчинения поведения заданным правилам, анализу ситуации и программированию (моделированию) поведения. Условный характер игровой деятельности, ее освобожденность от ряда требований трудовой деятельности придает игре релаксационный характер. На этой основе в психокоррекционной деятельности игра используется как один из психотерапевтических методов. Повышая самооценку индивида и снижая уровень его тревожности, игра удовлетворяет потребности человека в социальной коммуникации без негативных последствий, подавляет отрицательные эмоции, расширяет диапазон доступных действий [1,2,3].

Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.

Таким образом, через игру в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Список литературы:

1. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. М.: Росс. пед. агентство, 1996.

2. Дошкольная педагогика / Под ред. Козловой С.А., Куликовой Т.А. - М.: Академия, 2009.

3. Усова А.П. Обучение в детском саду. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.childpsy.ru/lib/books/id/9466.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.