Научная статья на тему 'Роль идентификации в становлении и развитии личности'

Роль идентификации в становлении и развитии личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
945
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль идентификации в становлении и развитии личности»

ИСКурС ГШ (ттротология

РОЛЬ ИДЕНТИФИКАЦИИ В КС Романова СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ

ЛИЧНОСТИ

Романова Кира Степановна

кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник Института философии и права УрО РАН

«Всё, что неестественно, - несовершенно».

Наполеон.

Выявление онтологической сущности жизни и становление человеческой личности непосредственно связано с поиском идентичности и её поддержания.

Прежде всего, необходимо отметить многозначность термина «идентичность». Как гласит энциклопедический словарь: идентичность с латинского перевода означает - тождественный, одинаковый, совпадение чего-нибудь с чем-нибудь. С английского языка идентичность переводиться как подлинность, и даже как личность и индивидуальность.

Идентичность выступает в качестве бытия уже сложившихся свойств и признаков, которые носят объективный характер и позволяют опознавать, отождествлять объекты или личности по совокупности общих или частных признаков. Подобный процесс опознания или отождествления определяется как идентификация. В криминалистике идентификация личности потерпевшего или подозреваемого осуществляется на основании устойчивых признаков, присущих ей, таких как: группа крови, отпечатки пальцев, почерк и т.п. В технике, математике установление соответствия распознаваемого предмета своему образу (знаку) называется идентификатором.

В психиатрию термин идентификации был введён З. Фрейдом как модель отождествления ребёнка с родителем того или иного пола. Затем в психологии и социологии идентификация

стала обозначать процесс эмоционального и иного самоотождествления индивида с другим человеком, группой, образцом. В настоящее время термин «идентификация» приобрёл более широкое значение, обозначая, с одной стороны, имитацию, подражательное поведение, а с другой, особенно в исследованиях личности - эмоциональное слияние с объектом.

Процесс идентификации включает в себя определенные отношения к идеалу. Поиск идентичности - это активная деятельность человека, направленная на выработку в себе определенных качеств и черт, соответствующих его социальной ориентации, его ценностным представлениям. Идеал же выступает как представление о конечной цели стремлений. По известному замечанию Маркса, человек «родится без зеркала в руках и не фихтеанским философом: «Я есмь я». Поэтому «человек сначала смотрится как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу, как к себе подобному, человек Пётр начинает относиться к самому себе как человеку».1 Идеал вырабатывается идеологией и поддерживается в общественном сознании функциями и деятельностью определенных социальных институтов. К ним относятся, в первую очередь, система социальных институтов, обеспечивающих процесс социализации личности, таких как: институт семьи, институт образования (от детсадов, школ до вуза), институт искусства (литература, музыка, театр и т. д.), институт средств массовой информации (печать, радио, телевидение), институт религии, включая такую организацию как церковь.

Однако чрезмерная идентификация с популярными героями (кинозвёздами, суператлетами, рок-музыкантами) или представителями контркультуры (скинхедами, «бритоголовыми», криминальными «бригадами») вырывают юную личность из её реального социального окружения, тем самым ограничивая и подавляя её растущую истинную идентичность.

Разрушение социальных институтов, активная декларация деидеологизации общества, гибель идеалов приводит к потере не только социальных ориентиров, но и себя как самости. Преодоление своей потерянности, поиск своей идентичности приводит к усвоению чужой идеологии, или к возрождению исторически преодоленных форм идеологии. Не случайно за последнее десятилетие увеличилось на порядок число прихожан церкви, одного из старейших институтов общества, выполняющего функцию соборности, имеющего

искурс пи

системную идеологию, определяющую отношение и поведение человека к внешнему миру и к самому себе. Церковь как социальный институт, сегодня исторически укрепляя свой общественный и политический статус, оказывая влияние на семью, школу, государство, становится главным идеологом завтрашнего дня.

Становление личности связано, прежде всего, с разрешением психологических проблем взросления, ощущение своего личного Я, своей самости. Маленький ребёнок не знает ответов на многие вопросы. Самые важные из них: «Кто я?», «Что я за человек?», «Где моё место в жизни?». Это вопросы самоопределения, или идентификации, на которых основана вся наша взрослая жизнь, согласно которым мы принимаем ключевые решения.

Ощущение личностной идентичности предполагает среди прочего чувство стабильности и неизменности во времени. Быстрая перестройка периода полового созревания должна интегрироваться в новое ощущение идентичности. Процесс развития приводит молодых людей к концентрации на физических аспектах своего Я. Состояние тела не всегда объективно, а иногда даже полностью противоположно мнению окружающих. Я бы назвала это состояние «синдромом гадкого утёнка», в результате развития которого вырастает прекрасный лебедь. Подростки отмечают и переживают социальную реакцию на изменение их физического облика (одобрение, восхищение или отвращение, насмешку, презрение) и включают её в представление о себе. Именно в этот период формируются и закрепляются различные комплексы и фобии.

Повышенное внимание к собственному телу и сравнение с другими людьми часто заставляет молодых людей переоценивать свои истинные или мнимые физические недостатки. Это приводит к тому, что у многих из них наблюдается значительное снижение самооценки и чувства собственной значимости. Это связано с тем, что в период взросления физические признаки очень важны для формирования как реакции окружающих, так и отношения представителей другого пола, ибо сексуальное развитие очень тесно связано с формированием чувства собственной значимости и личностной идентичности. Актуальным становится сравнение (идентификация) со сверстниками. Поскольку диапазон нормальной изменчивости остаётся неизвестным, это может вызвать неосознанное беспокойство и приводить к острым конфликтным ситуациям, агрессивному или депрессивному поведению и даже к хроническим неврозам. Эти симптомы объединяются понятием «комплекс Терсита», под которым подразумевают психопатологические отклонения, особенно снижение самооценки, обусловленные действительным или мнимым телесным несовершенством.2

Известный основатель эго-психологии

Эрик Х. Эриксон (1902 - 1994) рассматривал «эго» как автономную структуру личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация. Именно эго составляет основу поведения и функционирования человека. Эриксон в книге «Детство и общество» считал, что развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека, и выделял с помощью описания отличительных особенностей восьми стадий ( «восемь возрастов человека») психосоциального развития, где по-разному представлена эго-идентичность. Согласно его утверждению, эти стадии являются результатом развёртывающегося «плана личности», который наследуется генетически. У человека, начиная с рождения и до конца жизни, под влиянием эго

- идентичности вырабатываются установки: «Я сам», «Я - то, что я могу», «Я - то, что я буду», « Я - то, чему я научился», и др. Причём, под эго

- идентичностью автор понимал совокупность представлений у человека о себе, дающих возможность чувствовать свою уникальность и аутентично сть.3

Самой главной стадией развития жизненного цикла в психосоциальном развитии человека Эриксон считал юность (с 12-13 до 20 лет). Уже не ребёнок, но ещё не взрослый юный человек сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями, он переживает конфликт самого эго - то есть конфликт идентичности и принятие определенных ролей, предписываемых обществом и группой сверстников. Следовательно, содержание эго - идентичности Эриксоном определяется следующим образом. Растущая и развивающаяся молодежь, переживающая внутреннюю физиологическую революцию, прежде всего пытается укрепить свои социальные роли. Молодые люди иногда болезненно, часто из любопытства проявляют озабоченность тем, как они выглядят в глазах других по сравнению с тем, что они сами думают о себе, а также тем, как сочетать те роли и навыки, которые они культивировали в себе раньше, с идеальными прототипами сегодняшнего дня.

Появляющаяся интеграция в форме эго

- идентичности - это больше, чем сумма идентификаций, приобретенных в детстве. Это сумма внутреннего опыта, приобретенного на всех предшествующих стадиях, когда успешная идентификация приводила к успешному уравновешиванию базисных потребностей индивидуума с его возможностями и одаренностью. Таким образом, чувство эго - идентичности представляет собой возросшую уверенность индивида в том, что его способность сохранять внутреннюю тождественность и целостность (психологическое значение эго) согласуется с оценкой его тождественности и целостности, данной другими.4

В определении идентичности, данном

ИСКурС ГШ антропология

Эриксоном, можно выделить три элемента. Первое: молодые люди должны постоянно воспринимать себя «внутренне тождественными самим себе». В этом случае у индивидуума должен сформироваться целостный образ самого себя. Второе: значимые другие люди тоже должны видеть «тождественность и целостность» в индивидууме. Это значит, что юным нужна уверенность в том, что выработанная ими раньше внутренняя целостность будет принята другими людьми, значимыми для них. В той мере, в какой они могут не осознавать свои Я - концепции, так и свои социальные образы, их появляющемуся чувству самоотождествлённости могут противостоять сомнения, робость, и апатия.

Третье: Молодые люди должны достичь «возросшей уверенности» в том, что внутренний и внешний мир этой целостности согласуются между собой. Их восприятие себя должно подтверждаться опытом межличностного общения посредством обратной связи.

В социальном и эмоциональном отношении созревание подростков заключает в себе новые пути оценки мира и своего отношения к нему. «Диффузия идеалов» является следствием того, что молодые люди не могут абсолютно принять ценности и идеологию, носителями которой выступают родители, церковь и другие источники авторитета. Не случайно молодежная субкультура является для молодых более значимой, чем традиционная культура общества. Согласно Эриксону, «ум подростка в поисках вдохновляющего единства идеалов становится умом идеологическим».5

Основа для достижения интегрированной идентичности закладывается в детстве, о чём говорит известный афоризм: «Все мы родом из детства». Однако за пределами того, что человек выносит из своего детства, развитие личной идентичности происходит под сильным влиянием тех социальных групп, с которыми они себя идентифицируют.

Поиск идентичности может быть более трудным процессом для определенных групп людей. Например, молодой женщине труднее достичь ясного ощущения идентичности в обществе, которое рассматривает женщин как людей «второго сорта». Биосоциальное понятие «человек» не обеспечивает идентичность социальных прав мужчины и женщины.

Во многих обществах на протяжении сотен веков женщина выступает и остаётся «другом» человека. Освобождение женщин [Women's Liberation] началось ещё в конце семнадцатого века во времена Великой французской революции, когда на эшафоте расставались с жизнью как мужчины, так и женщины. Именно в парижской коммуне прозвучали слова: «Если женщина имеет право взойти на эшафот, то она вправе и выступать с трибуны». Феминистское движение потому и получило большую поддержку, что общество

до недавнего времени препятствовало усилиям женщин достичь позитивной идентичности, то есть общество неохотно представляло женщинам новые социальные роли и новые позиции в сфере занятости.

Борьба за права женщин охватывает три главные проблемы: право на образование, право на труд и право на финансовую самостоятельность, но, кроме того, и право на равноправие полов. Маргарет Мид в своей книге «Секс и темперамент у трёх первобытных народов», изданной в Нью-Йорке в 1935 году и перепечатанной в женских журналах в 1970 году, описывает обычаи различных первобытных народов, подчёркивая при этом, что статус мужчины как хозяина дома и главы семьи, а женщины - как подчиненного и обязанного проявлять послушание своему хозяину и владыке существа не является правилом. Она доказывает также, что в разных современных племенах бывают самые различные обычаи, вплоть до матриархата, из чего следует вывод: мужчина не является от природы владыкой, а женщина - подчиненным ему существом, а лишь различные условия, создающие ту или иную культуру, формируют в разных группах людей разные нравы.

Известный писатель и социолог Ю. Рюриков признаёт, что «мужественность» и «женственность»

- совсем не биологические понятия», он не сомневается в том, что искомая их гармония коренится в универсальных законах биологии, отступление от которых означает для личности уход «со своей эволюционной магистрали». При этом «женственность, которую теряют женщины, не исчезает. По какому-то странному закону сохранения психологической энергии она переходит к мужчинам. При этом точки, которые для женщин

- высшее достоинство, у мужчин обращаются в свои антиподы: мягкость делается мягкотелостью, внимание к мелочам - мелочностью, материнская осторожность - трусливостью, уходом из вечно мужской роли «каменной стены».. ,».6

В настоящее время, в период коренных экономических и социально-политических преобразований, которые привели к возникновению кризисных ситуаций, ибо разрушился привычный стабильный социальный мир существования и деятельности людей, идентификация приобрела подражательный характер поведения, в котором

- главное «казаться», а не «быть». Такое подражательство носит характер социальной мимикрии.

Социальная мимикрия означает сложный комплекс защитных мер и приспособлений социально

- политического характера, позволяющих выжить и самосохраниться тем социальным группам, слоям, индивидам, для которых в обществе возникли невыносимые условия жизни и деятельности. С одной стороны, это вынужденное средство самозащиты в кризисных ситуациях. Например, для русских, проживающих в Прибалтике, чтобы

исКурс пи

избежать клейма «оккупант» и не получить позорный статус «не гражданин», необходимо демонстрировать знание национального языка и быть сверхлояльным в оценке политической и иной деятельности современных национальных властей. С другой стороны, происходит беспринципное приспособление к окружающей социально -политической среде, к сложившимся условиям жизни ради достижения каких-либо выгод. Например, всем известно, что занятие проституцией - это путь на «дно» жизни. А быть дорогой валютной проституткой - это путь к «элите». Кстати, как показывают социологические опросы среди старшеклассниц, этот вид деятельности для них социально значим и предпочтителен среди других. Это объясняется тем интересом, который проявляют и поддерживают средства массовой информации к тем известным персонам, которые этот путь прошли, формируя в общественном сознании представление о социальной успешности и такой ценой.7

В современной политической практике социальная мимикрия выступает достаточно распространённым приёмом, при создании имиджа того или иного политика или депутата в ходе предвыборных компаний. Создание образа «своего парня» - беспроигрышный вариант для удовлетворения ожиданий и притязаний электората, для завоевания поддержки масс, идентифицирующих себя с этим лидером.

Мотивы, побуждающие личность вместо борьбы за переустройство мира стать на путь приспособления к нему, могут быть самыми разными: осознание ограниченности своих

возможностей; искреннее принятие существующего миропорядка в качестве единственно возможного; просто желание «плыть по течению», потому что так легче. Столь же различны и формы такого приспособления: это может быть реальная идентификация с теми, на чьей стороне сила (физическая, экономическая, политическая и т.п.), благодаря чему индивид начинает чувствовать себя сильнее, или иллюзорное чувство свободы, приносимое верой в бога или судьбу, или напряженная внутренняя активность, направленная на самопознание и самосовершенствование, то есть изменение своего внутреннего «я». Развитие личности, её деятельность невозможны без осуществления выбора и идентификации с определенными социальными структурами. Ибо, как известно: «жить в обществе и быть свободным от него нельзя».

1 Маркс К. Энгельс Ф. Капитал. Т.1. Соч. Т.23. С. 62.

2 Х.Ремшмидт Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. Пер. с нем. - М. Мир. 1994. С. 95.

3 Erikson E.H. Childhood and society. New York. Norton. 1963. P. 259.

4 Там же. Erikson, 1963, p. 261.

5 Erikson E.H Identity: Youth and crisis. New York. Norton. 1968. P.290.

6 Рюриков Ю. По закону Тезея. Мужчина и женщина в начале биархата. // Новый мир 1986, № 7. С. 187-188.

7 См. Робски Оксана День счастья - завтра. Москва. «Росмэн». 2005.

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ О.В. Петр!

Петрик

Ольга

Викторовна

аспирант Института философии и права УрО РАН

В традиции отечественной философской мысли проблема человека всегда оставалась на переднем плане. Более того, всю отечественную философию можно назвать антропоцентричной, выстроенной вокруг проблемы человека, смыслов его существования и поступков. Так, например, русский философ Н. А. Бердяев писал о своей философии так: «В центре моего философского творчества находится проблема человека. Поэтому вся моя философия в высшей степени антропологична. Поставить проблему человека - это значит поставить проблему свободы, творчества, личности, духа и истории» [Н.А. Бердяев Моё философское миросозерцание // Б.В. Емельянов Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, Г.Г. Шпет. Екатеринбург. 2005. с. 25].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.