Научная статья на тему 'РОЛЬ И ЗНАЧИМОСТЬ НАЛОГОВОГО АУДИТА В СИСТЕМЕ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА'

РОЛЬ И ЗНАЧИМОСТЬ НАЛОГОВОГО АУДИТА В СИСТЕМЕ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аудит / налоги / доходы бюджета / налоговая политика / обязательные платежи / экономическое развитие / налоговая система. / audit / tax / budget revenues / tax policy / mandatory payments / economic development / tax system.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Зарипова С. З.

В статье анализируется современная диверсификация экономики, при этом подчеркивается важность налогов и обязательных платежей в формировании государственного бюджета, особенно в контексте текущих реформ. Взаимоотношения с бюджетом в компаниях, в основном акционерных обществах, в значительной степени зависят от налоговой системы и обязательных платежей. Совершенствование этих аспектов является ключевой задачей для обеспечения стабильного дохода в бюджет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE AND IMPORTANCE OF TAX AUDIT IN THE INTERNAL AUDIT SYSTEM

The article analyzes modern economic diversification, emphasizing the importance of taxes and mandatory payments in the formation of the state budget, especially in the context of ongoing reforms. Relations with the budget in companies, mainly joint-stock companies, largely depend on the tax system and mandatory payments. Improving these aspects is a key task to ensure stable budget income.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И ЗНАЧИМОСТЬ НАЛОГОВОГО АУДИТА В СИСТЕМЕ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА»

Зарипова С.З. ассистент

кафедра «Бухгалтерский учет в других отрасляхи аудит» Самаркандский институт экономики и сервиса

РОЛЬ И ЗНАЧИМОСТЬ НАЛОГОВОГО АУДИТА В СИСТЕМЕ

ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

Аннотации. В статье анализируется современная диверсификация экономики, при этом подчеркивается важность налогов и обязательных платежей в формировании государственного бюджета, особенно в контексте текущих реформ. Взаимоотношения с бюджетом в компаниях, в основном акционерных обществах, в значительной степени зависят от налоговой системы и обязательных платежей. Совершенствование этих аспектов является ключевой задачей для обеспечения стабильного дохода в бюджет.

Ключевые слова: аудит, налоги, доходы бюджета, налоговая политика, обязательные платежи, экономическое развитие, налоговая система.

Zaripova S.Z.

Department of "Accounting in other industries and auditing" Samarkand Institute of Economics and Service

ROLE AND IMPORTANCE OF TAX AUDIT IN THE INTERNAL

AUDIT SYSTEM

Annotation. The article analyzes modern economic diversification, emphasizing the importance of taxes and mandatory payments in the formation of the state budget, especially in the context of ongoing reforms. Relations with the budget in companies, mainly joint-stock companies, largely depend on the tax system and mandatory payments. Improving these aspects is a key task to ensure stable budget income.

Key words: audit, tax, budget revenues, tax policy, mandatory payments, economic development, tax system.

Введение. Для обеспечения быстрого экономического роста ключевое значение имеют реформы налоговой системы, направленные на повышение ее эффективности в условиях рыночной экономики.Как наш Президент Шавкат Мирзиёев сказал, что «Основная идея новой налоговой концепции, введенной в 2019 году, заключается в снижении налоговой нагрузки, введении упрощенной и стабильной налоговой системы и тем самым повышении конкурентоспособности нашей экономики, создании

максимально благоприятных условий для предпринимателей и инвесторов» 137.В настоящее время в Узбекистане проводятся обширные реформы в различных сферах социально-экономической жизни страны, придавая особое значение улучшению финансовых показателей предприятий и корпоративных финансов. Этот процесс реформирования существенно влияет на экономическую обстановку, приводя к быстрым изменениям.Бизнес, как понятие в экономике, представляет собой комплексную систему, включающую множество взаимосвязанных компонентов. Однако для нашего исследования мы можем рассматривать бизнес как объект аудита, который состоит из взаимодействия между капиталом, операциями и результатами деятельности.Процесс аудита налоговых расходов предприятия включает в себя ряд этапов:

- глубокий анализ состава налоговых издержек с последующим разработкой методов оптимизации каждого вида налоговых расходов;

- структурирование действий, связанных с налогообложением, на различных стадиях бизнес-процессов предприятия и выявление контрольных точек;

- анализ данных о деятельности предприятия, относящихся к формированию налогооблагаемой основы по различным налоговым категориям;

- анализ запланированных и фактических выплат налогов и сборов для выявления возможных отклонений;

- анализ штрафных санкций, применяемых в отношении налогов и сборов, и их воздействие на финансовые результаты;

- обеспечение внутренних пользователей полной и надежной прогнозной информацией в контексте налогового планирования и прогнозирования;

- разработка рекомендаций по улучшению системы налогообложения компании;

- сводка данных о текущем состоянии налоговых расчетов с определением их общей суммы;

- анализ расходов на управление налоговыми обязательствами, включая расходы на автоматизацию, внутренний и внешний контроль;

- формулирование предложений для их улучшения.

Таким образом, в процессе исследования мы выявили различные типы аудита и результаты их применения, которые формируют основу для системного развития аудита налоговых расходов. Этот аудит включает в себя мониторинг учета налоговых обязательств и расходов, их планирование и прогнозирование как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективы.

137 Указ Президента Республики Узбекистан «О КОНЦЕПЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН», от 29.06.2018 г. № УП-5468

Обзор литературы. Многие учёные рекомендуют проводить разделения между налоговым аудитом и другими аудиторскими консультационными услугами:

- применение стратегий оптимизации налогообложения, учитывая специфику работы организации;

- создание плана действий для снижения рисков налогообложения в соответствии с законодательством Узбекистана;

- прогнозирование и планирование налоговых обязательств с учетом различных стратегий договорной политики предприятия;

- внедрение стратегий налогового планирования, учитывающих сложную организационную структуру предприятия;

- создание вариантов модификации текущей системы налогового учета и планирования для адаптации к возможным изменениям в законодательстве относительно расчета налогов и сборов;

- оптимизация процессов налогового учета и внутреннего контроля;

- оптимизация процессов бухгалтерского учета и налогообложения;

- консультация по вопросам налогового учета, применимого налогового законодательства и других связанных аспектов.

В бухгалтерской литературе Республики часто используется понятие финансового результата как окончательного экономического показателя хозяйственной деятельности, который выражается в форме прибыли или убытка. Такой подход к финансовому результату представляет собой итоговый результат работы хозяйствующего субъекта.В своей книге "Теоретические основы бухгалтерского учета" известный российский ученый Я. В. Соколов рассматривает финансовые показатели как одну из самых сложных категорий, определяя их как результат прибыли или убытка за определенный отчетный период. Финансовый результат отображает изменение стоимости капитала за указанный период: его рост свидетельствует о прибыли, а уменьшение - о наличии убытков.Взгляд Я.В. Соколова заключается в том, что финансовый результат, выраженный как прибыль или убыток, является результатом изменения капитала, но его источники могут быть разнообразными. Это изменение капитала может происходить за счет различных факторов, таких как выпуск акций для дополнительного капитала, приобретение новых активов, получение финансовой поддержки, реструктуризация обязательств и так далее.Некоторые экономисты рассматривают финансовые показатели как разницу между доходами и расходами. Эта разница может быть положительной, что обозначает прибыль, или отрицательной, что указывает на убыток. Таким образом, убыток может рассматриваться как отрицательная польза. Это концепция, которая представляет доходы как приток поступающих средств, а расходы как отток исходящих средств; прибыль (или убыток) - это разница между ними, которая отражается в

финансовом балансе.Согласно высказыванию Бычкова С.М. и Фомина Т.Ю., финансовые результаты представляют собой изменение собственных средств субъекта в процессе его предпринимательской деятельности за определенный отчетный период. Эти результаты определяются исключительно на основе информации, предоставленной бухгалтерским учетом.Два изученных различных подхода к учету приводят к формированию финансового результата, который отражает разницу между ростом активов или притоком и оттоком денежных средств.

Методология. Эта статья опирается на теоретические и методологические основы, представленные в общеэкономической литературе, научных статьях и исследованиях экономистов, касающихся эффективного управления кредитным портфелем в коммерческих банках. Для подкрепления аргументации использовались интервью с учеными и представителями отрасли, анализ их письменных и устных высказываний, экспертные оценки, наблюдения за процессами и экономическими событиями, а также системный подход к анализу процессов. В ходе изучения темы были применены специальные методы структурирования данных, включая сравнительный анализ и агрегирование теоретических и практических материалов.

Анализ и результаты. Согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан "О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2019 год и основных бюджетных направлениях на 2020-2021 годы" от 26 декабря 2018 года № Ш1-4086 для юридических лиц внесены изменения.

Такая стратегия государства предоставляет каждому налогоплательщику возможность расширения производства и разработки среднесрочных планов деятельности предприятий.Созданная стратегия аудита налоговых расходов, включенная в бизнес-процесс, нацелена на решение ключевых задач в области аудита и обеспечивает возможность:

- доказать необходимость проведения аудита налоговых расходов в стране, учитывая существующую конкурентную среду в сфере аудиторских услуг и ориентацию налоговой системы на фискальные цели;

- внедрить в законодательство требования, соответствующие международным стандартам аудита, к аудиторским организациям, особенно в части планирования и документирования процессов, с целью повышения качества предоставляемых услуг, доверия к налоговой отчетности и общего улучшения финансового состояния аудируемых организаций;

- установить позиционирование аудита налоговых расходов в рамках общей аудиторской системы, выделив его как отдельный вид аудиторских услуг, который отличается от аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, и интегрировать его с другими услугами, связанными с аудиторской деятельностью.

Исходя из этого и представленного определения, можно заключить, что система налогового аудита представляет собой последовательный процесс, который аудитор проводит с целью оказания услуг проверяемому лицу в области налогообложения, бухгалтерского учета, планирования и контроля налоговых расходов.

Внедрение Международных стандартов аудита в нашей стране расширяет возможности аудиторских организаций в области налогового аудита. Это позволяет аудиторам выражать свое мнение о состоянии налоговых расходов, их учете и контроле с разной степенью уверенности, что важно как для внешних, так и для внутренних пользователей. Проведение налоговых проверок направлено на контроль за соблюдением налогового законодательства со стороны налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.Анализ данных о налогоплательщике, доступных в налоговых органах, является основой для проведения налоговой проверки.Налоговые органы осуществляют различные формы налоговых проверок, в частности:

1) налоговая проверка;

2) выездная налоговая проверка;

3) камеральная налоговая проверка.

Налоговая проверка — это проверка правильности исчисления и уплаты налогов и сборов за определенный период.Налоговая проверка проводится в отношении налогоплательщика (налогового агента), относящегося к категории налогоплательщиков (налоговых агентов) с высокой степенью риска.Налоговые органы обязаны уведомить налогоплательщика о намерении провести налоговую проверку не менее чем за тридцать календарных дней до начала налоговой проверки.Уведомление должно содержать информацию о запланированной дате начала налоговой проверки, перечень тем для проверки, предварительный список требуемых документов, а также другие необходимые данные для проведения проверки.При наличии признаков уклонения от уплаты налогов налоговый орган, с согласования с Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан, может начать налоговую проверку без предварительного уведомления налогоплательщика.Межрегиональная государственная налоговая инспекция по крупным налогоплательщикам имеет право проводить налоговую проверку лиц, включенных в категорию крупных налогоплательщиков, в соответствии с приказом ее руководителя (или заместителя руководителя).К налоговой проверке могут быть привлечены должностные лица других налоговых органов.Если иное не предусмотрено статьей 143 настоящего Кодекса, налоговой проверкой может быть охвачен только период, следующий за последней налоговой проверкой, для которого не истек срок исковой давности, установленный статьей 88 настоящего Кодекса.При добровольной ликвидации налогоплательщика налоговая

проверка может охватывать период, не превышающий трех лет, предшествующих году проведения проверки.Во время налоговой проверки налогоплательщик не имеет права вносить изменения или дополнения в налоговую отчетность за проверяемый период.Положение о проведении налоговой проверки утверждается Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан.Общий срок налоговой проверки не может длиться более шести месяцев, если иное не предусмотрено статьей 142 Кодекса.Основания и порядок продления срока налоговой проверки устанавливаются Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан.Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа также имеет право продлить налоговую проверку на:

1) запрашивание документов (информации) в соответствии с частью первой статьи 146 настоящего Кодекса;

2) получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Республики Узбекистан;

3) проведение экспертиз;

4) перевод документов, представленных на иностранном языке.

Налоговые органы не могут проводить более одной налоговой

проверки налогоплательщика по тем же налогам за один и тот же период, за исключением ситуаций, когда обнаруживаются новые факты, которые не были известны налоговым органам во время первоначальной проверки. В случае выявления таких новых обстоятельств налоговый орган имеет право провести повторную налоговую проверку. После завершения проверки отчет о ней должен быть составлен уполномоченными налоговыми служащими, проводившими проверку.

Если по результатам налоговой проверки не установлено нарушений налогового законодательства, об этом делается запись в акте налоговой проверки.Документы, подтверждающие факты нарушений налогового законодательства, выявленные в ходе проверки, прилагаются к акту налоговой проверки.

Заключение. Исследование роли налогового аудита в системе внутреннего аудита выявило его значительное значение для эффективного управления налоговыми обязательствами и рисками в организации. Налоговый аудит играет ключевую роль в обеспечении соблюдения налогового законодательства, а также в оптимизации налоговых процессов и минимизации налоговых рисков.Важность налогового аудита проявляется в его способности обеспечить точность и достоверность налоговой отчетности, выявить и предотвратить налоговые ошибки и злоупотребления, а также снизить вероятность налоговых проверок и штрафов со стороны налоговых органов.Кроме того, налоговый аудит способствует повышению прозрачности и доверия со стороны заинтересованных сторон, таких как инвесторы, кредиторы и правительственные органы. Он обеспечивает возможность руководству

принимать информированные решения на основе точной и актуальной информации о финансовом положении и налоговых обязательствах организации.Таким образом, налоговый аудит является неотъемлемой частью системы внутреннего контроля и управления организацией, играя важную роль в обеспечении ее финансовой стабильности, законности и устойчивого развития. Внедрение эффективной системы налогового аудита позволяет существенно улучшить управление налоговыми ресурсами и достигать стратегических целей бизнеса.

Использованные источники:

1. «Положение о структуре затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и порядке формирования финансовых результатов». Утвержден постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 февраля 1999 года № 54

2. Л.В.Усатова и др.; Бухгалтерский учет в коммерческих банках, М; Издательство Торговая корпорация "Дашков и К", 2012 г.

3. Терентьева Т.А. Налоговый аудит: учебное пособие. Учебник. Т: Экономика и финансы, 2020.

4. Н.С. Косов. Основы макроэкономического анализа: учебник / - Тамбов: Изд- во Тамб. гостех. Университет, 2016.

5. Агеева Ю.Б., Агеева А.Б. Аудиторская проверка: практическое руководство для аудитора и бухгалтера. - М.: Бератор-Пресс, 2009. - 487с.

6. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и агропромышленного комплекса. - М.: Бизнес и Сервис, 2009. - 464 с.

7. Закон Республики Узбекистан от 30 декабря 2019 года № ЗРУ-599 «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан».

8. Уразов К.Б. Савдода бухгалтерия хдсоби ва соликка тортиш.-Т.: Иктисодиёт ва хукук дунёси, 2004.-336 б.; 101.

9. Пулатов, Х. У. (2023). САВДО ФАОЛИЯТИНИ СОЛИВДА ТОРТИШДАГИ МУАММОЛАР. Экономика и социум, (6-2 (109)), 928-930.

10. Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

11. www.lex.uz - Национальной базы данных законодательства Республики Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.