Научная статья на тему 'РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА'

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
95
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / РЕКРЕАЦИЯ / РЕГИОН / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Попкова Ольга Викторовна, Синепупова Оксана Серафимовна

В статье показано, что туризм и рекреация играют важную роль в формировании внутреннего валового продукта, создании дополнительных рабочих мест и активизации внешнеторгового баланса. Доказано, что развитие туризма обусловлено социально-экономическими процессами, происходящими в различных регионах в тесной связи с природными и экологическими условиями. Представлены культурные, социально-демографические, экономические, политические и другие факторы, влияющие на развитие туристско-рекреационного комплекса. Выявлено влияние туризма на развитие смежных отраслей экономики, способствующие социально-экономическому развитию регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND IMPORTANCE OF TOURIST AND RECREATIONAL RESOURCE POTENTIAL IN THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

The article shows that tourism and recreation play an important role in the formation of the gross domestic product, the creation of additional jobs and the activation of the foreign trade balance. It is proved that the development of tourism is conditioned by socio-economic processes taking place in various regions in close connection with natural and environmental conditions. Cultural, socio-demographic, economic, political and other factors affecting the development of the tourist and recreational complex are presented. The stimulating influence of tourism on the development of related sectors of the economy, such as transport, communications, trade, souvenir production, gastronomy, agriculture, construction and other industries, which are the driving factor of socio-economic development of regions, is substantiated.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА»

УДК 338.482

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ

РАЗВИТИИ РЕГИОНА

Ольга Викторовна Попкова

студент роркоуа7 8 @шай .ги Оксана Серафимовна Синепупова

кандидат филологических наук, доцент

8терироуа@шай .ги Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье показано, что туризм и рекреация играют важную роль в формировании внутреннего валового продукта, создании дополнительных рабочих мест и активизации внешнеторгового баланса. Доказано, что развитие туризма обусловлено социально-экономическими процессами, происходящими в различных регионах в тесной связи с природными и экологическими условиями. Представлены культурные, социально-демографические, экономические, политические и другие факторы, влияющие на развитие туристско-рекреационного комплекса. Выявлено влияние туризма на развитие смежных отраслей экономики, способствующие социально-экономическому развитию регионов.

Ключевые слова: туризм, рекреация, регион, ресурсный потенциал, социально-экономическое развитие.

Важную роль в создании внутреннего валового продукта, как отдельных регионов, так и страны в целом, обеспечении внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест играют туризм и рекреация. В данном секторе экономики задействовано свыше 250 миллионов человек. На его долю приходится 11% мировых потребительских расходов и третья часть мировой торговли услугам, в него вкладывается до 7% от общего объема инвестиций, сумма налоговых поступлений составляет до 5% [3].

В отдельных странах, таких как Италия, Франция, Испания, Венгрия, туристическая деятельность обеспечивает до 35% внутреннего валового продукта.

Как показывает практика и мировой опыт благодаря развитию туризма природно-климатические условия регионов, их ресурсы становятся всеобщим достоянием [1].

Социально-экономические процессы, происходящие в различных регионах во взаимосвязи с природными и экологическими условиями оказывают существенное влияние на общее развитие туризма. Поэтому в последние годы возрастает значимость региональной туристической экономики.

На устойчивое развитие сельских регионов существенное влияние оказывает туристическая деятельность по трем направлениям: экономическая, социальная и экологическая.

Экономическое направление является наиболее изученным, хотя и не следует недооценивать социальное и экологическое воздействие туризма на развитие сельских территорий [2].

Помимо значительного экономического воздействия, туризм также оказывает социальное воздействие развитие туристических и досуговых зон.

Непосредственное влияние туризма на экономику региона обусловлено приобретением туристами товаров и услуг, а также сувенирной продукции. Вклад денег в туристический бизнес позволяет совершенствовать материально-

техническую базу для туристических агентств и открывать новые рабочие места.

Помимо прямого влияния туризма на развитие доходной части региона существует также косвенное влияние или " эффект мультипликатора", который сопровождает развитие туризма в регионе. Доход туристических агентств складывается не только от продажи товаров и услуг туристам в регионе, но и от продажи сувениров и оказания дополнительных услуг [5].

Доходы от туристической деятельности начинают работать на экономику региона, когда турагентство покупает товары и услуги, произведенные в этом регионе. Доходы от туристической деятельности расходуются на выплату заработной платы сотрудникам, которые, в свою очередь, платят за услуги и покупают другие товары.

Разумное сочетание методов прямого и косвенного воздействия оказывает значительное влияние на развитие местной экономики. Денежная масса дохода не полностью тратится в регионе, часть ее откладывается и тратится за пределами региона. Существует прямая связь между доходом региона и уровнем эффекта мультипликатора: чем выше доход, тем больше эффект мультипликатора [8].

Уровень развития региональной экономики во многом определяется способностью местных властей заинтересовать местных товаропроизводителей выпускать продукцию, востребованную туристами, что, в свою очередь, требует создания дополнительных рабочих мест и помогает повысить мультипликационный эффект.

Развитый рынок туристических услуг может оказать положительное влияние на развитие региональной экономики и способствовать значительному восстановлению экономики малых городов в отдаленных регионах России [3].

Индустрия туризма и отдыха оказывает стимулирующее влияние на развитие смежных секторов региональной экономики, способствует улучшению качества жизни местных жителей и является мощным катализатором социально-экономического развития.

Туристско-рекреационный комплекс - это ряд смежных отраслей народного хозяйства, цель которых - удовлетворить потребности населения в различных видах развлекательных и познавательных услуг с рациональным использованием потенциала имеющихся ресурсов [6].

Развитие туристско-рекреационного комплекса во многом определяет уровень экономических, политических, культурных, социально-демографических и других факторов. В то же время туристско-рекреационный комплекс оказывает влияние на социально-экономическое развитие региона [3,7].

Таким образом, существует постоянная взаимосвязь между социально-экономическими показателями развития региона и уровнем развития туристско-рекреационного комплекса (рис. 1).

Рисунок 1. - Взаимодействие социально-экономических показателей развития региона и туристско-рекреационного комплекса.

Мультипликативный эффект от развития туристско-рекреационного комплекса особенно заметен в воздействии на занятость населения.

Создание рабочих мест в сфере туризма и досуга ведет к созданию рабочих мест в других смежных секторах (общественное питание, транспорт и т.д.).

В дополнение к получению значительных доходов, сектор туризма оказывает стимулирующее влияние на развитие связанных с туризмом

секторов экономики, а также является двигателем социально-экономического развития в регионах.

Список литературы:

1. Белоусов В.М., Летуновский А.С. Устойчивое развитие аграрного сектора экономики // Актуальные проблемы и перспективы развития сельского хозяйства и сельских территорий (III Шаляпинские чтения): материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Мичуринск-наукоград РФ, 2020. С. 48-53.

2. Белоусов В.М. Эколого-ориентированная система управления сельскими поселениями // Актуальные проблемы экологии и природопользования: сборник статей по материалам V Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева. Курган. 2021. С. 24-29.

3. Белоусов В.М. Экономический механизм инновационного развития аграрного сектора экономики региона // Инновации в научно-техническом обеспечении агропромышленного комплекса России: материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. 2020. С. 256-261.

4. Гусева М. Н. Сельский туризм как фактор социально-экономического развития сельских территорий // Достижения и перспективы научно-инновационного развития АПК: сборник статей по материалам II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием. Курган. 18 февраля 2021 года. Курган: Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева. 2021. С. 269-273. - БЭК иТССРК

5.Жидков С.А., Карамнова Н.В. Стратегическое управление развитием аграрного сектора экономики региона // Инновационное развитие региона: проблемы, перспективы (IV Шаляпинские чтения): материалы Всероссийской

(национальной) научно-практической конференции. Мичуринск-наукоград РФ. 2021. С. 126-129.

6. Карамнова Н.В., Шишкина Ю.С. Стратегия социально ориентированного развития сельских территорий // Приоритетные направления регионального развития: материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием. 2020. С. 121-124.

7. Крутикова В. В., Толмачев А.В. Социально-экономические проблемы устойчивого развития сельских территорий Тамбовской области // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 370. - EDN YIPJMI.

8. Летуновский А.С., Карамнова Н.В. Особенности стратегического управления в аграрном секторе экономики // Инновационное развитие региона: проблемы, перспективы (IV Шаляпинские чтения): материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Мичуринск-наукоград РФ. 2021. С. 206-210.

UDC 338.482

THE ROLE AND IMPORTANCE OF TOURIST AND RECREATIONAL RESOURCE POTENTIAL IN THE SOCIO-ECONOMIC

DEVELOPMENT OF THE REGION

Olga V. Popkova

student popkova7 8 @mail .ru Oksana S. Sinepupova

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

sinepupova@mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The article shows that tourism and recreation play an important role in the formation of the gross domestic product, the creation of additional jobs and the activation of the foreign trade balance. It is proved that the development of tourism is conditioned by socio-economic processes taking place in various regions in close connection with natural and environmental conditions. Cultural, socio-demographic, economic, political and other factors affecting the development of the tourist and recreational complex are presented. The stimulating influence of tourism on the development of related sectors of the economy, such as transport, communications, trade, souvenir production, gastronomy, agriculture, construction and other industries, which are the driving factor of socio-economic development of regions, is substantiated.

Key words: tourism, recreation, resource potential, region, socio-economic development.

Статья поступила в редакцию 02.09.2022; одобрена после рецензирования 03.10.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 02.09.2022; approved after reviewing 03.10.2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.