Раупов Ж.Р. старший преподаватель кафедра «Цифровой экономики и информационных технологий» Ташкентский государственный экономический университет
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ В ЭКОНОМИКЕ
Аннотация. Цифровые платформы играют важную роль среди направлений в которых происходит формирование цифровой экономики. Основными действующими субъектами цифровых платформ выступают владельцы (собственники), менеджеры (провайдеры), комплементаторы (разработчики ядра и периферийных частей платформы) и конечные пользователи (потребители, поставщики) осуществляющий взаимодействие в формате онлайн.
По данным Всемирного Экономического Форума, в ближайшее десятилетие 70% новых ценностей в экономике будет создаваться именно на базе цифровых платформ. По прогнозам Google до 2025 года в странах Юго-Восточной Азии объем цифровой экономики увеличится в три раза и достигнет 240 млрд. долларов72.
Ключевые слова: цифровые технологии, платформенная экономика, умное производство, инфраструктура, бизнес-процесс, сетевой эффект, цифровизация, отрасли экономики.
Raupov Zh.R. senior lecturer
Department of Digital Economy and Information Technologies
Tashkent State University of Economics
THE ROLE AND SIGNIFICANCE OF DIGITAL PLATFORMS IN THE
ECONOM
Abstract. Digital platforms are pivotal in shaping the digital economy. Key actors on these platforms include owners, managers, complementors (developers of the core and peripheral components of the platform), and endusers (both consumers and suppliers), all interacting in an online setting. The World Economic Forum predicts that, in the next decade, 70% of new economic value will be created through digital platforms. Furthermore, Google forecasts
72 Вызовы Индустрии 4.0. Платформенная экономика. Вводятся новые правила для платформенной экономики. Стремительные перемены на рынке услуг. Март 2021 года, подготовлена при поддержке МОТ и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. https://xidmet-is.az/upload/files/tedbirler/2021/08/Platforma.pdf
that by 2025, the digital economy in Southeast Asian countries will have tripled, reaching a volume of240 billion dollars.
Key words: digital technologies, platform economy, smart manufacture, infrastructure, business process, network effect, digitalization, economic sectors.
Многие крупные цифровые платформы занимают доминирующее положение не только на внутренних рынках своих стран, но и на международном рынке благодаря феномену сетевых эффектов, извлечению, анализу и контролю данных о всех взаимодействиях, происходящих на платформе.
В платформенной экономике важная роль отводиться феномену сетевого эффекта. Логика проста, чем больше потребителей пользуются вашим мобильным приложением, тем ценнее он становится для окружающих. Например, от вовлечения новых участников выигрывают все пользователи приложения, и это мотивирует людей к регистрации в данном приложении, поскольку уже другие пользователи ощутили ее преимущества. С ростом числа пользователей, растет и интерес субъектов бизнеса к рекламе в вашем приложении. Больше рекламодателей означает рост прибыли, которую в последствии можно инвестировать на развитие дополнительных сервисов приложения.
Перечислим примеры сетевого эффекта. Прямой сетевой эффект -Facebook, косвенный сетевой эффект - iOS/Android, двусторонний сетевой эффект - Uber. Позитивными сторонами сетевого эффекта является долгосрочная защищенность, дополнительные преимущества, растущая маржинальность, несложное поддержание.
Увеличиваются выгоды от сетевых эффектов, но вместе с тем возникает угроза потери отношений с бизнес-партнерами для тех компаний, которые все еще отказываются от потенциала платформ.
В последние годы большинство новых компании открываются полностью технологичными с со ьтзданной корпоративной платформой и цифровыми бизнес-процессами.
Бизнес субъекты создают цифровые платформы, ориентированные на дистанционное удовлетворение потребностей клиентов, которые получают доступ строго придерживаясь регламента платформ. Причем в данном процессе участвует оптимальное число специалистов занимающихся заявками потребителей.
Во многих странах со стороны государства создаются необходимые условия для активного использования платформ в процессе предоставления государственных услуг в удаленном формате. По мнению экспертов, такой подход способствует дебюрократизации системы государственного управления, повышению прозрачности и исключению коррупции.
К примеру, даже обычная организация или предприятие могут создать учебную платформу с помощью которой сможет оказывать образовательные услуги или заниматься повышением квалификацией своих работников, дополнительно организовать сертифицированное обучения специалистов других фирм, компаний и частных лиц.
Цифровые платформы меняют классические подходы ведения бизнеса, в том числе влияя на расстановку сил на рынке. Хозяева цифровых платформ усиливают свое влияние посредством контроля над ценообразованием составляя мощную конкуренцию владельцам обычного бизнеса.
В деятельности государства цифровые платформы имеют большое значение. Как известно государство еще с давних времен выполняет роль связного между гражданами и различными организациями. Государству не должно брать на себя задачи по разработке всех цифровых сервисов в обществе в виду слабого маркетинга и бюрократии. Субъекты бизнеса лучше и более качественно справляются с предоставлением услуг.
В нашей стране созданы условия для развития цифровых платформ и расширения аудитории их пользователей, особое внимание уделяется частному сектору, государственному управлению, образованию, здравоохранению и сельскому хозяйству.
В соответствии со стратегией "Цифровой Узбекистан-2030", в республике с 2020 года реализуются комплексные меры по активному развитию цифровой экономики, а также широкому внедрению современных информационно-коммуникационных технологий во все отрасли и сферы экономики, включая государственное управление, образование, здравоохранение и сельское хозяйство 73. В решение данных задач активно используются цифровые платформы, которые становятся основой цифрового развития экономики республики.
Ежегодно растет количество пользователей интернета, число которых на конец 2022 года превысило 31 млн, из них 29, 5 млн — пользователи мобильного интернета. В конце 2021 года по стране насчитывалось 27, 2 млн и 25, 3 млн мобильных абонентов. В 2020 году их было 22 млн и 19 млн соответственно. За прошедшие два года количество пользователей выросло на 9 млн человек и 10, 5 млн мобильных абонентов.
Изоляция в период ковидных ограничении просто вынудил большинство граждан и предприятий к активному использованию цифровых платформ для решения повседневных задач. В целях поддержания экономических отношений, максимального удовлетворения спроса, освоению новых ниш на рынке, увеличения прибыльности
73 Указ Президента Республики Узбекистан "Об утверждении Стратегии «Цифровой Узбекистан-2030» и мерах по ее эффективной реализации" от 05.10.2020 г. № УП-6079
руководство многих платформ частично или полностью изменили свои бизнес-модели.
Цифровые платформы интегрировались во многие сферы экономики, включая рынок труда. Благодаря технологиям работодатели и соискатели имеют возможность прямого взаимодействия друг с другом без каких-либо посредников. Миллионы граждан находят работу посредством платформ как в своих странах, так и за пределами.
Проведенный анализ цифровых платформ, существующих в мире позволяет разделить их, в зависимости от назначения, на следующие типы.
- Операционные системы для персональных компьютеров: Windows, Unix/Linux, MacOS, МАКС, Фантом, RAIDIX, KasperskyOS; Узбекистанская платформа Doppix.
- Мобильные ОС: Apple iOS, Android, Windows Phone, Sailfish OS.
- Онлайн платежные системы: Amazon Pay, WePay, PayPal, Apple Pay, Яндекс. Деньги, Robokassa, QIWI; Узбекистанские платформы: Click, Oson.uz, Payme, Paymo.
- Платформы сферы образования: Edx.org, Coursera.org, Udacity.com, Universarium.org, Stepik.org, Eduson.tv; Узбекистанские платформы: My Dars, Kundalik.com, Onlinedu.uz, Uzbekkoders.uz.
- Интернет-браузеры: Chrome, Firefox, Microsoft Edge, Safari, Opera, Яндекс.Браузер, Спутник, Амиго, Рамблер, Orbitum.
- Видеоплатформы: Youtube.com, Vimeo.com, MetaCafe.com, Rutube.ru, Яндекс.Видео, Ivi.ru, Видео Mail.Ru.
- Поисковые системы: Google.com, Bing.com, Baidu.com, Yahoo.com, Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Sputnik.ru; Узбекистанские платформы: Search.uz, Borku.uz.
- Платформы сферы электронной торговли: Amazon.com, Aliexpress.com, eBay.com, Etsy.com, Ozon.ru, Яндекс.Маркет, Auto.ru, Ticketland.ru; Узбекистанские платформы: Olx.uz, Glotr.uz, Olcha.uz, Tovar.uz, Zoodmall.uz, Bulavka.uz, Sello.uz, Unisavdo.uz, Rozetka.uz.
- Платформы сфера пассажирских перевозок: Uber.com, Lyft.com, Blablacar.com; Российские платформы: Яндекс.Такси, Сity-mobil.ru, Rentmania.com; Узбекистанская платформа Perevozka24.uz.
- Социальные сети: Facebook.com, Twitter.com, Instagram.com, LinkedIn.com, Vk.com, Odnoklassniki.ru; Узбекистанская платформа UzTvit.
- Мессенджеры: WhatsApp, Telegram, WeChat, Skype, TamTam, Avirton, Mail.Ru Агент, Fire^at; Узбекистанская платформа Humo.
- Платформы поиска работы: Job.com, CareerBuilder.com, Indeed.com, Upwork.com, Hh.ru, Superjob.ru, Career.ru, YouDo.ru, Fl.ru; Узбекистанские платформы: Myjob.uz, Uzjobs.uz, Jobhunt.uz, Ishkop.uz.
- Платформы сферы оказания государственных услуг: Gov.uk, Dta.gov.au, Gosuslugi.ru, Mos.ru; Узбекистанская платформа my.gov.uz.
- Платформы по туризму и путешествию: Tripadvisor.com, Skyscanner.net, Kayak.com, Travelata.ru, Tourvisor.ru, Aviasales.ru, Trip.ru; Узбекистанские платформы: Online-tourism.uz, Aviasales.uz.
- Платформы аренды жилья: AirBnB.com, HomeAway.com, Hostelworld.com, Cian.ru, Domofond.ru, Яндекс.Недвижимость; Узбекистанские платформы: Uybor.uz, Dom.uz, Shahar.uz.
В целом выделим некоторые недостатки цифровых платформ:
1. Сокращение рабочих мест из-за автоматизации и цифровой трансформации бизнес-процессов.
2. Слабая государственная поддержка, включая создание соответствующих законодательных актов для стабильного функционирования и дальнейшего развития стартапов, а также вновь созданных цифровых платформ.
3. Долгий период завоевания доверия со стороны клиента. Никто не хочет пользоваться платформой, в надежность которой не верит. И может пройти достаточно времени до того, как люди начнут ею активно пользоваться.
Рынок труда одна из самых важных сфер, оказывающих влияние на жизнедеятельность граждан и населения. Цифровые платформы активно развивают трудовые отношения упрощая процесс прямого взаимодействия работадателя с лицами, осуществляющими поиск работы. В данном направлении имеется ряд недостатков. Вообще в онлайн трудоустройстве есть два основных вида цифровых платформ, первое включает в себя работу на самой платформе с использованием интернета (Шске!иг), второе - рабочие процессы на определенных территориях управляются через платформы (Яндекс.Такси). На практике во втором виде наблюдаются недостатки, связанные с незащищенностью трудовых прав таксистов, хотя последние предоставляют работодателю личные документы, но не смотря на все это трудовые соглашения не составляются.
Благодаря платформам значительно сокращаются организационные расходы к примеру, на подготовку бизнес-соглашения, проведению деловых встреч, коммерческих мероприятий, также платформы упрощают коммуникацию и осуществление различных транзакций. При этом становятся доступными новые технологические продукты, сервисы и бизнес-модели, такие как доставка товаров, диагностика, удаленное обслуживание и онлайн оплаты за приобретенную продукцию и полученные услуги. Все эти процессы несомненно приведут кардинальному изменению традиционных бизнес-структур и бизнес-моделей.
Исследование роли и значения цифровых платформ в экономике стран, показал, что платформы сегодня являются драйвером развития целых отраслей становясь важным компонентом формирования цифровой экономики. Во многих странах платформенные решения активно
используются и внедряются в промышленном производстве, городском хозяйстве, общественной безопасности, транспорте, туризме, экологии, транспортной и складской логистике, розничной торговле, бесконтактных платежах, сельском хозяйстве, животноводстве, метеорологии, здравоохранении, спортивном мониторинге. Несмотря на высокую значимость использования цифровых платформ, в Узбекистане национальный рынок цифровых платформ находиться на стадии формирования.
Использованные источники:
1. Бочегов М.А. Цифровые платформы в мировой экономике современные тенденции и направления развития. URL: https://archivarius.org.ua/Archive/DOI/ (дата обращения: 19.03.2023).
2. Osipov Yu.M., Yudina T.N., Geliskhanov I.Z. Tsifrovaya platforma kak institut epokhi tekhnologicheskogo proryva platformy [Digital platform as an Institute of the era of technological breakthrough of the platform]. Ekonomicheskie strategii, 2018. Vol.5, pp. 22-29
3. Гелисханов И.З., Юдина Т.Н., Бабкин А.В. Цифровые платформы в экономике: сущность, модели, тенденции развития // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. - Том 11, № 6. - 2018. - С. 2236.
4. Цифровые платформы и создание стоимости в развивающихся странах: последствия для политики стран и международной политики. Записка секретариата ЮНКТАД [Электронный ресурс] // Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/tdb_ede4d2_ru.pdf (дата обращения: 11.02.2023).
5. Зеневич А. М. Цифровая платформа как элемент цифровой экономики / А. М. Зеневич, З. В. Пунчик // Научные труды Белорусского государственного экономического университета. Вып. 12 / [редкол.: В.Н. Шимов (гл. ред.) и др.]; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. экон. ун-т. - Минск: БГЭУ, 2019. - C. 187-193.
6. Рыжкова М. В. Концептуализация феномена «цифровая платформа»: рынок или бизнес? // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2019. № 47. С. 48-66