Роль и значение совместной работы ДОУ и родителей по экологическому воспитанию дошкольников Леонова Н. Н.
Леонова Надежда Николаевна /Leonova Nadezhda Nikolaevna - воспитатель,
МБДОУ ДСКВ № 86 «Былинушка», г. Нижневартовск, Тюменская область, ХМАО
Аннотация: что есть глобальная экологическая проблема, реализуемая посредством программы экологического воспитания дошкольников? Роль растений и животных в решении глобальной проблемы. Влияние природы на ребёнка огромно! Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое... Abstract: there is a global environmental problem, implemented through the environmental education of preschool children? The role of plants and animals in the solution of global problems. The influence of nature on the child’s huge! In the preschool years mastering the fundamentals of ecological knowledge are most productive, as the baby perceives the very emotional nature, as something alive...
Ключевые слова: глобальная экологическая проблема, красота окружающего мира, экологическое воспитание, экологическое самосознание.
Keywords: global environmental problem, the beauty of the world, environmental education, environmental awareness.
Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин. Достоевский Ф. М.
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. «Человек и природа» - поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме.
«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу -значит охранять Родину», - так говорил писатель Михаил Пришвин.
Можем ли мы жить без природы, без птиц, деревьев, бабочек и стрекоз, лесов и лугов? Чем больше становятся наши города, чем выше дома, тем чаще нам хочется уехать подальше за город в наш настоящий дом - на природу.
Одним из серьёзнейших проявлений глобальной экологической проблемы является быстрое сокращение численности многих видов растений и животных. Некоторые виды уже безвозвратно исчезли с лица Земли, другие находятся на грани вымирания. Гибелью животных и растений отмечен путь развития человечества. Природа величава и богата, но в то же время хрупка и ранима. Все любят природу, но, к сожалению, не все её берегут.
Одно из условий сохранения общего для всех - воспитание в людях бережного отношения к природе. И начинать нужно с самых маленьких.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Прогулки, наблюдения развивают мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, любовь к Отечеству.
Представления детей старшей группы детского сада № 86 «Былинушка» г. Нижневартовск о компонентах экологической культуры человека.
Наиболее значимыми для себя дети считают:
- владение правилами поведения в природе 30 %;
- потребность в общении с природой 24 %;
- убеждённость в необходимости ответственно относиться к природе 20 %;
- понимание многосторонней (универсальной) ценности к природе 15 %;
- практические экологические умения 8 %;
- интерес к экологическим проблемам 8 %.
Был сделан вывод, что экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе.
Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, которая обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на гуманистические ценности, ставит задачу «формирования личностной культуры - базисных качеств действительности -природе, «рукотворном мире», окружающих людях себя собой» - это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.
Актуальность
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа: растения, животные, человек; неживая природа). Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы.
Формы работы по усовершенствованию экологического воспитания
1. Наблюдения и экологические экскурсии.
2. Создание видеофильмов, презентаций, слайд шоу.
3. Конкурсы и викторины.
4. Продуктивная деятельность, плакаты, экологические газеты.
5. Лаборатория (опыты и эксперименты).
6. Инсценировки и театрализации.
7. Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
8. Эколого-познавательные праздники и развлечения.
Данную работу апробирую на старшей группе воспитанников МБДОУ ДСКВ № 86 «Былинушка» г. Нижневартовска. Создаётся книга о животных, растениях и птицах, сделанная из рисунков детей, воспитателей, родителей.
Для взаимодействия взрослых с детьми привлекаем родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек для изготовления поделок. С детьми старшей группы провожу викторины, кроссворды, интеллектуальные игры «Знатоки природы родного края», «Аптекарский остров», «Мир птиц». Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребёнка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.
Литература
1. Гончарова Е. В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства. Монография. - Ростов н/Д., Издательство Ростовского государственного педагогического университета, 206-288с.
2. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М.: Просвещение, 2002.144с.