Научная статья на тему 'РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ'

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
социальный интеллект / психологическая компетентность / "Я-концепция" / социальное восприятие / рефлекс / стресс / агрессия / альтруизм / агрессивность / социальная смелость / социальная зрелость / когнитивность / эмоциональность / social intelligence / psychological competence / "I-concept" / social perception / reflex / stress / aggression / altruism / aggressiveness / social courage / social maturity / cognitiveness / emotionality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атавуллаева Маҳбуба Кобиловна

широкое применение педагогических инноваций в образовательно-воспитательном процессе считается глобальной тенденцией мирового развития. В настоящее время наиболее значимым стало создание интерактивного образовательного пространства, совершенствование инновационных методов и технологий развития мышления и мировоззрения учащихся. Повышение качества и эффективности обучения в системе образования связано со степенью развитости социального интеллекта учителя. Эта способность необходима для эффективного межличносного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND IMPORTANCE OF THE SOCIAL INTELLIGENCE OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS IN THE EFFECTIVENESS OF TEACHING

the widespread use of pedagogical innovations in the educational process is considered a global trend of world development. Currently, the most significant is the creation of an interactive educational space, the improvement of innovative methods and technologies for the development of students' thinking and worldview. Improving the quality and effectiveness of teaching in the education system is associated with the degree of development of the teacher's social intelligence. This ability is necessary for effective interpersonal interaction and successful social adaptation.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ»

4. Белицкая Г.Э. Социальная компетентность личности. // Сознание личности в кризисном обществе -М.,1995. -122 с.

THE ROLE AND IMPORTANCE OF THE SOCIAL INTELLIGENCE OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS IN THE EFFECTIVENESS OF

TEACHING Atavullayeva M.K. (Republic of Uzbekistan)

Atavullaeva Makhbuba Kobilovna - teacher, DEPARTMENT OF PSYCHOLOGY, INTERNATIONAL UNIVERSITY ASIA, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the widespread use of pedagogical innovations in the educational process is considered a global trend of world development. Currently, the most significant is the creation of an interactive educational space, the improvement of innovative methods and technologies for the development of students' thinking and worldview. Improving the quality and effectiveness of teaching in the education system is associated with the degree of development of the teacher's social intelligence. This ability is necessary for effective interpersonal interaction and successful social adaptation. Keywords: social intelligence, psychological competence, "I-concept", social perception, reflex, stress, aggression,altruism, aggressiveness, social courage, social maturity, cognitiveness, emotionality.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ Атавуллаева М.К. (Республика Узбекистан)

Атавуллаева Ма^буба Кобиловна - преподаватель, кафедра психология, Международный университет Азия, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: широкое применение педагогических инноваций в образовательно-воспитательном процессе считается глобальной тенденцией мирового развития. В настоящее время наиболее значимым стало создание интерактивного образовательного пространства, совершенствование инновационных методов и технологий развития мышления и мировоззрения учащихся. Повышение качества и эффективности обучения в системе образования связано со степенью развитости социального интеллекта учителя. Эта способность необходима для эффективного межличносного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

Ключевые слова: социальный интеллект, психологическая компетентность, "Я-концепция ", социальное восприятие, рефлекс, стресс, агрессия, альтруизм, агрессивность, социальная смелость, социальная зрелость, когнитивность, эмоциональность.

В годы независимости возникла необходимость переорганизaции структуры и содержания подготовки кадров на основе Закона Республики Узбекистан «Об образовании» на «кардинальное улучшение кадрового потенциала системы образования, повышение престижности профессии воспитателя, учителя, преподавателя и научного работника» [1]. В связи с этим в настоящее время социально-психологическая эффективность деятельности каждого учителя, прежде всего, во многом связана с его педагогическим мастерством,

общительностью, личным и интеллектуальным потенциалом. С этой точки зрения в настоящее время одной из своеобразных актуальных проблем, имеющих важное значение для реформ в образовании, является разработка программы развития социального интеллекта учителя на основе выявления и исследования факторов, определяющих непосредственное влияние на эффективность деятельности показателей социального интеллекта, обеспечивающих психологическое единство между социальным интеллектом и компетентностью профессиональной деятельности у учителей, работающих на всех этапах системы непрерывного образования.

Социальный интеллект - способность правильно понимать свое поведение и поведение друг их людей. Эта способность необходима для эффективного межличносного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Социальный интеллект реализует познавательные процессы, связанные с отображением человека как партнера по общению и деятельности. Уровень развития социального интеллекта преподователя во многом определяет особенности взаимодействия ученика в классе и формирования ученического коллектива которого с своём совместном деятельности тоже выявляет черты данного качество. Особую актуальность проблема социального интеллекта и повышения уровня ею развития приобретает у учителей педагогов, осуществляющих интеллектуальную деятельность. По мнению многих исследователей от личности учителя во многом зависит принятие успешных влиятельных решений, эффективность обучения, успех деятельности совместный организации. Личностные качества учителя являются важнейшим фактором оптимизации его профессиональной деятельности. Социальный интеллект как психологическая характеристика личности представляет собой важнейшую составляющую профессионально важных качеств учителя. С этой точки зрения представляется важным изучение его связи с личностными качествами, что позволит выявить значение социального интеллекта в профессиональной деятельности и личностном развитии учителя.

Посредством изучения взаимосвязи социального интеллекта с личностными качествами, личностными типами, эмоциональным интеллектом была изучена связь с их социально-психологической компетентностью. А это, в свою очередь, служит освещению своеобразных социальных психологических аспектов, непосредственно влияющих на социальный интеллект учителя.

Единство между социальным интеллектом и социально-психологической компетентностью учителя исследовано на основе следующих критериев:

Когнитивность: знание специальных правил понимания себя и других людей; социальная память - это память, направленная на запоминание внешности и имени людей; социальная интуиция - это мотив понимания настроения, чувств и поведения людей, способность соответствующего наблюдения за поведением социального содержания; формирование плана личных действий предсказывания социального случая, самосовершенствование, способность видеть свою зрелость глазами других и ее оценивание посредством неиспользованных альтернативных возможностей.

Эмоциональность: социальная выразительность - установление эмоциональной выразительности, эмоциональной чувствительности, эмоционального контроля; сопереживание - вхождение в положение в других людей, способность поставить себя на место другого; способность самоконтроля - это умение контролировать свои эмоции и настроение.

Поведение: социальное осознание - это умение слушать собеседника, понимание его юмора и иронии; социальное взаимодействие - это готовность и способность к совместной работе, умение работать в команде; социальная адаптация - это умение объяснять, убеждать других, способность находить общий язык с людьми, искренность при общении с окружающими.

Учителя с высоким уровнем социального интеллекта характеризуются экспрессивностью, активностью позиции, отсутствием склонности к серьезному углублению в проблемы, оптимистичностью, неустойчивостью эмоций, высокой мотивацией

достижения, которая проявляется прежде всего в самовыражении и самоутверждении, а не достижении конкретных целей. Они общительны, имеют большое число межличностных контактов и испытывают чувство удовлетворенности от межличностного взаимодействия.

В целом можно говорить о том, что высокий социальный интеллект сочетается с такими чертами характера, как активность, оптимистичность, гибкость, развитая способность устанавливать и поддерживать межличностные контакты.

Список литературы /References

1. Закон Республики Узбекистан, от 23.09.2020 г. № ЗРУ-637/ https://lex.uz/ru/docs/5013009

2. Ушаков Д. В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М.: Изд-во ИП РАН, 2003.

PRACTICES OF FOREIGN COUNTRIES IN ORGANIZING DUAL

EDUCATION Rakhimova F.I. (Republic of Uzbekistan)

Rakhimova Farogatkhan Ikromovna - Deputy Director for Educational and Educational Work, BAGHDAD TEACHERS COLLEGE, BAGHDAD, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article presents a description of the experience of foreign countries in organizing a dual system of professional training, which began to develop from the organization of practical training either individually from a master or in a vocational school, and the theoretical part of the system began much later. Based on a retrospective analysis, the positive aspects of this form of training were identified, and the distinctive features of the organization of dual training of professional personnel abroad were analyzed.

Keywords: competence; dual training system; principles of organizing dual training; interaction; independent assessment; evaluative competence.

ПРАКТИКИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Рахимова Ф.И. (Республика Узбекистан)

Рахимова Фарогатхан Икромовна - заместитель директора по воспитательной и воспитательной работе, Багдадский педагогический колледж, г. Багдад. Республика Узбекистан

Аннотация: в статье представлена характеристика опыта зарубежных стран в организации дуальной системы профессиональной подготовки, которая начала складываться из организации практического обучения либо индивидуально у мастера, либо в профессиональной школе, а теоретическая оставляющая системы началась гораздо позднее. На основе ретроспективного анализа выявлены положительные стороны данной формы обучения, проанализированы отличительные особенности организации дуальной подготовки профессиональных кадров в зарубежье.

Ключевые слова: компетентность; система дуальной подготовки; принципы организации дуального обучения; взаимодействие; независимая оценка; оценочная компетенция.

Дуальное образование, также известное как дуальное профессиональное образование и обучение (ПОО), представляет собой систему, которая сочетает в себе обучение в классе с практическим обучением на рабочем месте в различных отраслях. В разных странах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.