УДК 316.3/.4
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Сандалхан А., Зубайраева З.А. Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)
Аннотация. В статье рассмотрена проблема правового воспитания школьников, его значимость в системе современного обучения и воспитания. Автором приведена статистика правонарушений несовершеннолетними в разрезе годов и видов преступлений. Раскрыты основные направления, принципы и условия, методы и технологии правового воспитания, формирования правовой культуры и правового сознания. Автором приведены цитаты, выражения и определения ученых, педагогов, изучающих этот вопрос.
Ключевые слова: правовые знания, правовое сознание, правовая культура, социализация, гражданственность.
Жизнь в современных условиях выдвигает к нам новые требования: в неопределенной ситуации умение делать сознательный выбор, нести полную ответственность за свои деяния, быстро адаптироваться к социальным изменениям, находить компромиссы. Все это возможно при достаточном уровне правового воспитания, включающего в себя формирование представлений об актуальном социально-правовом поле, развитие умений ориентироваться в нем, видеть разные способы решения тех или иных задач.
Главная миссия выполнения этой функции отведена общеобразовательной школе, но, к сожалению, на сегодняшний день в ней не всегда уделяют должное внимание работе по правовому воспитанию старшеклассников. Многие обучающиеся имеют недостаточный уровень правовых знаний, умений, опыта правопослушного поведения, правовой компетентности. В связи с этим традиционная схема правового воспитания, когда старшеклассникам передаются готовые знания, оказывается малоэффективной.
Не всегда закрепление теоретических знаний и их использование в практической деятельности осуществляются одновременно с их получением. Для побуждения учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения правовыми компетенциями следует использовать методы,
способствующие формированию и развитию познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. На пороге вступления во взрослую жизнь старшеклассникам необходимо проявлять уважение к государству и праву, знать свои права и обязанности, а также уметь защищать себя в рамках закона.
Процесс социализации личности и воспитание гражданина в целом в контексте современной модели образования
актуализирует правовые знания, определяя их доминирующую роль. Человек, уважающий права другого человека и знающий свои, видит в этом залог прогрессивного развития своей страны. Правовое воспитание предполагает формирование способности в юридически значимой ситуации выбирать правильный вариант поведения [1].
В ряде случаев, как показывает практика, преступления совершаются по причине неспособности молодого человека решать законным путем своей многочисленной проблемы.
Комитет по правовой статистике и специальным учетам при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, которым осуществляется - сбор, обработка, накопление, свод и актуализация информации в сфере государственной правовой статистики и
ведения специальных учетов субъектов правовой статистики и специальных учетов на сайте https://khabar.kz/ru/news/item/119021-207-nesovershennoletnikh-zaderzhany-v-khode-rejda-
v-kokshetau опубликовал статистику
преступлений, совершенных
несовершеннолетними или при их соучастии, приведенные в Таблице 1,2. [2].
Таблица 1
Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии __ в разрезе годов ^_____
2000г. 2005г. 2010г. 2015г. 2016г. 2017г. 2018г. 2019г.
Зарегистрировано преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии 7 359 6 273 4 006 2 944 3 343 3 148 2 949 2 650
Таблица 2
Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии _в разрезе отдельных видов_
Виды преступлений, свершенные несовершеннолетними 2018 г. 2019 г.
особо тяжкие 43 25
тяжкие 487 601
Удельный вес в общем числе зарегистрированных преступлений, дела о которых раскрыты либо разрешены в отчетном периоде, в процентах 1 2,3
Отдельные виды преступлений, совершенные несовершеннолетними и(или) при их соучастии:
убийство или покушение на убийство 23 15
умышленное причинение тяжкого вреда здоровью 74 64
изнасилование и покушение на изнасилование 3 9
разбой 37 30
грабеж 419 336
кража 1 568 1 385
вымогательство 51 26
умышленное уничтожение или повреждение имущества 1 4
мошенничество 121 131
неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон) 145 162
незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств 17 22
хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств - -
незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ 1 11
Проанализировав данные таблиц, можно сделать вывод, что наблюдается заметное снижение численности преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии в разрезе годов. Позитивная динамика подростковой преступности следствие скоординированных действий и
профилактических мер школы, полиции и других организаций, принимающих участие в воспитании детей. Но, тем не менее, необходимо продолжить работу в данном направлении.
Способность человека понимать правила общежития и требования законов и
соответственно вести не является врожденной, она формируется под воздействием специальных воспитательных мероприятий, является следствием общения с другими людьми, участия в различных видах деятельности.
Недостаточно только проинформировать ребёнка о его правах и обязанностях, правомерном поведении, необходимости уважения общечеловеческих ценностей, прав и свобод других людей. Следует закрепить эти принципы в сознании, чтобы ребёнок мог использовать их в жизни. Надо воспитать внутреннюю потребность личности следовать закону и поступать правильно всегда, вне зависимости от обстоятельств.
Познавательные способности являются следствием возникающей необходимости решить различного рода противоречия, в процессе их реализации подросток должен осознавать различие между:
- потребностями и возможностями их удовлетворения правовым путем;
- между своим личностным потенциалом и возможностями его реализации;
- между целями, которые он ставит, и условиями их достижения [3].
Правовое воспитание - средство трансляции правовой культуры, суть которой не только в передаче правовых знаний, сколько в освоении элементов правовой этики.
Хорошие законы - это еще не залог успешного развития государства. Главные основополагающие принципы:
-безусловное уважение закона;
-наличие высокого правосознания личности и общества;
-высокая правовая культура.
Без них любой закон, даже гарантирующий самые передовые
демократические нововведения останется бесполезным.
Важнейшие ценности современной цивилизации - права и свободы граждан.
В истории издано множество деклараций, конвенций и других нормативно-правовых документов, как рекомендательного характера, так и для обязательного исполнения. Но всегда ли они соблюдаются? Нет ли разрыва между наличием и действительном их исполнении? Зачастую эта разница существует. Даже задекларированные и законодательно
подтвержденные права не всегда соблюдаются. В ретроспективе некоторые из них, например, образование, вообще являлись прерогативой избранных [4].
Гражданственность сегодня приобретает высокую социальную значимость, становясь определяющим условием реализации целей и задач гражданско-правового воспитания в школе посредством комплексного подхода, т.е. воздействия на все возрастные группы, стороны жизни и взаимодействия личности с окружающим миром.
Исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере формирующие основополагающие принципы гражданско-правового воспитания -это:
- научность, гуманизм, демократизм;
- системность, преемственность и непрерывность в развитии школьников, с учетом возрастных особенностей;
- многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
- его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
- тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания [5].
Формирование добросовестного
отношения к учебе, веротерпимости и толерантности, культуры межличностных отношений (в том числе межнациональных, учитывая полиэтничность нашего общества), воспитание уважения к традициям семьи, формирование взаимопонимания между семьей и ребенком, понимание и восприятие различных религиозных культур, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять общественные обязанности и достигать конкретных целей - вот с чего должно начинаться воспитание правовой культуры школьников.
Далее необходимо формирование понимания политических событий,
последовательной, твердой, аргументированной активной гражданской позиции и чувства патриотизма, правовой грамотности, знания правового минимума, законов государства, прав и обязанностей граждан.
Но так как правовое воспитание требует систематической и комплексной работы нельзя
забывать о нравственном воспитании, включающее: воспитание чувства прекрасного; воспитание любви к Родине; знание и формирование уважения к традициям и обычаям своего народа и других, проживающих на территории республики; создание здорового нравственного климата в школьном коллективе [6].
Среди основополагающих показателей уровня правовой культуры школьников -отсутствие правонарушений.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что положительные результаты правового воспитания достигаются в целостном педагогическом процессе единством
воздействий гражданского, трудового и нравственного воспитания посредством:
- повышения юридической осведомленности учащихся;
- систематического информирования об актуальных вопросах права;
- формирования правового сознания, умения соотносить свои поступки и поведение своих товарищей не только с общеизвестными моральными нормами, но и с требованиями законов, корректировать, изменять ее в правильном направлении;
- привития навыков соблюдения моральных принципов и норм, осознание школьником истинности мировоззренческих и нравственных понятий, ее личная готовность действовать согласно этим правилам и понятий;
- воспитания уважения к правоохранительным органам, не запугивая учеников, а разъясняя, что законы выполняют не только карательную функцию, но и защищают интересы общества, граждан.
- выработки у учащихся навыков и умений правомерного поведения;
- формирование у учащихся нетерпимого отношения к правонарушениям и преступности, стремление противодействовать этим негативным явлениям, умение противостоять им.
- преодоление в правовом сознании ложных представлений, сложившихся под влиянием негативных явлений жизни, являющихся одной из причин совершения правонарушений несовершеннолетними [7-8].
Все это буде реализовано в тесном сотрудничестве и скоординированном
взаимодействии школы, семьи, общества и государства.
В. Сухомлинский отмечал: «Воспитание личности — это воспитание такого стойкого морального начала, благодаря которому человек сам становится источником благотворного влияния на других, сам воспитывается и в процессе самовоспитания ещё больше утверждает в себе собственное моральное начало» [9].
Библиографический список
1. Пралиев С.Ж., Жампеисова К.К., Хан Н.Н., Колумбаева Ш.Ж., Кайдарова А.Д. -Концептуальные основы системной модернизации педагогического образования в Республике Казахстан// Педагогика и психология- 2011. - № 2(7). - с.15-20.
2. Комитет по правовой статистике и специальным учетам при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан. [Электронный ресурс]. URL: https://khabar.kz/ru/news/item/119021 -207-nesovershennoletnikh-zaderzhany-v-khode-rejda-у-(дата обращения: 15.04.2021)
3. Мошейко, Л.П. Педагогическое содействие развитию личностной картины мира учащегося как средства самопознания: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.П. Мошейко.
- Хабаровск, 2007. -22 с.
4.Володина С.И. Основы правовых знаний: учебник для 8-9 кл. -M.: Издательский дом «Новый учебник. 2005. - 287с.
5. Мэнгшк Ел. Учебник. М.Б. Касымбеков, С.Ж. Пралиев, К.К.Жампеисова и др. - Алматы: Улагат, 2015 - 336 с.
6. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. - 2004. - №3
7. Емельянова К., Власенко С.В. Формирование правовой компетенции подростков// Вестник Северо-Казахстанского университета имени М.Козыбаева. -Петропавловск. - 2014.
8. Правовое воспитание школьников: учебное пособие (курс лекций) / сост. З. В. Бочкарева. - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016.
- 236 с.
9. Афоризмы и цитаты о воспитании [Электронный ресурс]. URL:
https://citaty.su/aforizmy-i-citaty-o-vospitanii (дата обращения: 15.04.2021).
Сандалхан Айкумис, магистрант по специальности 7М01303 Педагогика и методика начального обучения, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика казазхсьтан, г. Кокшетау).
е-mail: [email protected]
Зубайраева Зухра Абибуллаевна, кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор (доцент), Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казазстан, г. Кокшетау).
Дата поступления стать: 06.05.2021
© Сандалхан А., Зубайраева З.А., 2021