Научная статья на тему 'Роль и значение памятников архитектуры как части градообразующей базы в современном Сибирском городе (на примере Новосибирска)'

Роль и значение памятников архитектуры как части градообразующей базы в современном Сибирском городе (на примере Новосибирска) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
449
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Семенова Татьяна Викторовна

For the recent decades there has been observed a process of Siberian cities changing from the in-dustrial system kind to the post-industrial one. In the post-industrial city, science, education, business, and communication keep leading positions. The post-industrial town-building system has more characteristics; they are transfer of factories from the cities centers to the suburbs and development of their former territories. A problem of interrelation between architectural monuments and contemporary construction processes can be formulated as the following. On one side, architectural monuments are witnesses of an epoch, dominating structures with their own value. On the other side, they are a part of a live town-building system, which needs to reflect contemporary trends of urban development and to conform to these trends.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role and significance of architectural monuments as a part of modern Siberian town-building system (on the example of Novosibirsk)

For the recent decades there has been observed a process of Siberian cities changing from the in-dustrial system kind to the post-industrial one. In the post-industrial city, science, education, business, and communication keep leading positions. The post-industrial town-building system has more characteristics; they are transfer of factories from the cities centers to the suburbs and development of their former territories. A problem of interrelation between architectural monuments and contemporary construction processes can be formulated as the following. On one side, architectural monuments are witnesses of an epoch, dominating structures with their own value. On the other side, they are a part of a live town-building system, which needs to reflect contemporary trends of urban development and to conform to these trends.

Текст научной работы на тему «Роль и значение памятников архитектуры как части градообразующей базы в современном Сибирском городе (на примере Новосибирска)»

гостиница использовалась как заводское административное здание, с конца 1990-х гг часть помещений арендуется разными организациями. Несмотря на неблагополучное состояние, гостиница является памятником истории и архитектуры местного значения.

Здания в стиле конструктивизма, созданные талантливым архитектором А.Д. Кряч-ковым, - это подлинные украшения городов Кузбасса, требующие патриотического уважения местных властей и горожан.

Т.В. Семенова, г. Новосибирск Научный руководитель: Г.П. Ерохин роль и значение памятников архитектуры как части градообразующей базы в современном сибирском городе (на примере Новосибирска)

Новосибирск, являясь крупнейшим городом Сибири с динамически развивающейся планировочной структурой, стоит на пороге значительных градостроительных преобразований. На протяжении последних десятилетий в отечественном градостроительстве происходит ряд существенных изменений. Появляются новые, в том числе и междисциплинарные подходы, к планированию городов: стратегическое территориальное планирование, новые методы регулирования и организации землепользования, новые методы генерального планирования с организацией работы «снизу-вверх», планирование новых территориальных форм, таких как компактные города, новый урбанизм и т.п. В этих условиях становится важным определение значения городского исторического наследия и его роли в структуре городской застройки.

Возникновение городов Западной Сибири относится к различным периодам градостроительного освоения региона. Тюмень, Томск, Кузнецк (Новокузнецк) возникли на самом раннем этапе градостроительного освоения Сибири. В 1586 г. - Тюмень, в 1604 г. -Томск, и эти города сразу превращаются в важнейшие торгово-транзитные центры Сибири. В 1618 г. был заложен Кузнецкий острог - важнейший укрепленный пункт на южной окраине Западной Сибири и главная база продвижения в южные районы. В 1716 г. - Омская крепость (Омск), долгое время остававшаяся пограничной. Все перечисленные города располагаются на берегах крупных судоходных рек. Для каждого из них речная акватория была одним из важнейших факторов, влиявших на формирование первоначальной функционально-пространственной и архитектурно-планировочной структуры городов.

Длительное время исторические города Западной Сибири росли медленно, сохраняя относительно статичный, но при этом разнообразный набор градообразующих факторов. В этот период закладывается такая черта крупнейших городов Западной Сибири, как многофункциональность (многопрофильность), они становятся транспортно-распределительными, торгово-деловыми, административными, промышленными и культурно-просветительскими центрами крупных территорий. Многие сибирские города образовывались на базе существующих поселений или укрупнялись за счет этих поселений. Из городов-острогов города Западной Сибири превращались в промышленные, из торговых - в научные и т.д. Происходила реорганизация функционально-планировочной структуры городов. Место «устаревших» архитектурно-пространственных доминант

Рис. 1. Территориальное развитие Новониколаевска - Новосибирска. 1896-1993 гг.

занимали новые ключевые элементы. Менялся транспортный каркас городов - основные направления потоков людей, товаров, информации. Зачастую работала схема внедрения нового градообразующего фактора (регионального, союзного, международного значения) в уже существующую систему расселения региона - это обуславливало резкую (революционную) смену градообразующей базы (набора градообразующих факторов) и, как следствие, функционального профиля, а также быстрый рост городов Западной Сибири. Наиболее ярким примером такого роста является Новониколаевск-Новоси-бирск (рис. 1).

В конце XIX - начале XX в., в связи с вводом в эксплуатацию железной дороги, многие города переживают период бурного развития административно-деловых, торгово-промышленных и научно-учебных функций - происходит резкая смена градообразующей базы, перераспределяются роли городов в системе расселения региона и страны. Так, например, с прокладкой Транссибирской магистрали в 1894-1898 гг. Омск превращается в важнейший транспортный узел и торгово-распределительный центр региона, находящийся на пересечении железной дороги с крупной речной артерией. Новокузнецк получает сообщение с сырьевыми районами Кузбасса, Алтая и промышленными центрами Западной и Восточной Сибири, районами Средней Азии и Уралом, в 1927 г. начинается строительство Кузнецкого металлургического комбината (КМК). Появляются новые города, среди них Новониколаевск (Новосибирск) - 1893 г., Щегловск (Кемерово) - 1918 г. В начале XX в. наиболее крупные города Западной Сибири - Омск, Новониколаевск, Барнаул, Тюмень и Томск.

В период Великой Отечественной войны города Западной Сибири во много раз увеличили свой индустриальный потенциал, градообразующая база значительно расширилась, значительно изменилась архитектурно-планировочная структура городов. Размещение предприятий и строительство временного жилья происходило вдоль железных дорог. В Тюмени на базе существующих предприятий и на свободных территориях вдоль железнодорожных линий размещаются эвакуированные предприятия. В Омске за годы войны объем промышленности увеличился в 4 раза. В послевоенное время архитектурно-планировочная структура городов Западной Сибири продолжила свое стремительное развитие: огромные масштабы жилищного, культурно-бытового и промышленного строительства в период ускоренного формирования многих крупнейших городов Западной Сибири привели к стихийному развитию многих городских функций. Города приобрели неравномерную, расчлененную функционально-пространственную и архитектурно-планировочную структуру. В последние десятилетия наблюдается процесс перехода крупнейших градостроительных систем, сложившихся в индустриальную эпоху, к постиндустриальному городу, где лидирующие места занимают наука, образование, бизнес, коммуникация. Начался вывод крупных промпредприятий из городской застройки на отдаленную периферию и освоение данных территорий под другие (тоже градообразующие) функции.

В настоящее время в Новосибирске насчитывается около 260 памятников архитектуры, среди них - памятники деревянного зодчества, каменные купеческие особняки, ряд зданий, выполненных архитектором А.Д. Крячковым, культовые сооружения, много образцов советской архитектуры в стиле конструктивизма, а также постройки сталинского времени. Часть из них является элементами градообразующей базы (Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, вокзал Новосибирск Главный, Дом Ученых и т.д.)

Проблема взаимосвязи памятников архитектуры и современной городской застройки неоднократно обсуждалась общественностью города и широко освещена в прессе. Суть проблемы сводится к следующему противоречию. С одной стороны, памятники архитектуры - это самоценные застывшие свидетели эпохи, являвшиеся доминантами исторического городского развития. К важному аргументу данной позиции можно отнести то, что неповторимый колорит старины центральным улицам Новосибирска придают фрагменты городской среды начала века, которые выделяются из общей массы современных сооружений соразмерностью человеческому масштабу. Кроме того, со-

хранение памятников архитектуры в условиях быстро меняющегося города необходимо с целью формирования патриотического отношения к городу и своеобразной сибирской городской культуры.

С другой стороны, памятники архитектуры - это часть исторического центра города, который в свою очередь является частью живой городской ткани. Городская ткань - это не есть раз и навсегда застывшая субстанция, она должна непрерывно меняться, отражать современные тенденции городского развития и соответствовать им. В подтверждении этой позиции приводится то, что Новосибирск является молодым городом, и его архитектурные памятники не представляют ценности в масштабах России, а имеют региональное значение. Это позволяет всерьез обсуждать концепции переноса памятников архитектуры в пользу освобождения места, занятого ими, для дальнейшего уплотнения застройки центральной части города. Однако в условиях отсутствия отработанной технологии переноса данная идея трудно реализуема.

Таким образом, зачастую вопрос о значении и месте памятников архитектуры, их сохранении или переносе остается не решенным или решается «стихийным образом».

Литература

1. Алексеева, Г.И. Методологический этюд системы «Город» / Г.И. Алексеева.-М., 1992. - 80 с.

2. Баландин, С.Н. Новосибирск. История градостроительства 1893-1945 гг. / С.Н. Баландин. - Новосибирск: Западно-Сибирское кн. изд-во, 1978. - 135с.

3. Баландин, С.Н. Новосибирск. История градостроительства 1945-1985 гг. / С.Н. Баландин. - Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1986.

4. Болдырев, В.Ф. Основы градостроительства в условиях западной Сибири: учебное пособие. Часть 2: Основополагающие принципы архитектурно-планировочной организации градостроительных образований / В.Ф. Болдырев, Е.Н. Полякова. -Томск: Изд-во ТГУ, 1992. - 146 с.

5. Велев, П. Города будущего / П. Велев. - М., 1985. - 160 с.

6. ГАНО. Ф. №1831. Оп. №3. ЕД. 43.

7. Глазычев, В.Л. Городская среда. Технология развития: Настольная кн. / В.Л. Глазы-чев. - М.: Ладья, 1995. - 239 с.

8. Город в процессах исторических переходов: теоретические аспекты и социокультурные характеристики / отв. ред. Э.В. Сайко. - М.: Наука, 2001. - 392 с.

9. Город как социокультурное явление исторического процесса / отв. ред. Э.В. Сайко.

- М.: Наука, 2001. - 392 с.

10. Город: прошлое, настоящее, будущее. Проблемы развития и управления на пороге III тысячелетия: сб. научных требований и краткий каталог выставки проектов и исследовательских разработок / под. ред. Р.М. Лобацкой. - Изд-во ИрГТУ, 2000. - 331 с.

11. Гутнов, А.Э. Эволюция градостроительства / А.Э. Гутнов. - М.: Стройиздат, 1984 .

12. Гутнов, А.Э. Мир архитектуры. Лицо города / А.Э. Гутнов, В.Л. Глазычев. -М.: Мол. гвардия, 1990.

13. Иконников, А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность: в 2 т. Т. 1 / А.В. Иконников. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 656 с., ил.

14. Иконников, А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность: в 2 т. Т. 2 / А.В. Иконников. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 672 с., ил.

15. Историко-генетический анализ эволюции территориально-планировочной структуры г. Новосибирска // Материалы к обоснованию концепции пространственного развития г. Новосибирска. ЗапСибНИИпроект. - Новосибирск, 2005.

16. Колпакова, М.Р. Стратегия градостроительного развития сибирского города / М.Р Колпакова. - Новосибирск, 2000. - 180 с.

17. Оглы, Б.И. Строительство городов Сибири / Б.И. Оглы. - Л.: Стройиздат. Ленингр. отд-ние, 1980. - 272 с.

18. Перемыслов, А.С. Коэффициент будущего / А.С. Перемыслов. - Новосибирск, 1968.

- 132 с.

19. Справочник по городу Ново-Николаевску. - Изд. 3-е. - Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1992. - 231 с.

С.В. Филонов, г. Новосибирск ФУТУРИСТИЧЕСКИЕ ПРоЕКТЫ И АНТИСИСТЕМА

Предлагаемая статья является продолжением работы «Архитектура и футуризм» [6]. Ее цель - показать антисистемную сущность футуристического «Проекта двадцати агломераций».

В статье «Архитектура и футуризм» был дан анализ взглядов россиян на данный проект и сделан вывод, что его целью является утилизация населения России. В данной статье будет проведен анализ проекта на наличие признаков антисистемы. Рассмотрение антисистемы как таковой и России как антисистемы выходит за рамки настоящей статьи. В данной работе автор преследует научную цель, связанную с изучением темы «Политика и архитектура», из-за специфики которой статья затрагивает политическую сферу, но при этом политическим выступлением не является.

Для проведения анализа необходимо определить сущность футуризма. На наш взгляд, футуризм наиболее полно отражает суть антисистемы как сообщества, объединенного негативным мироощущением. Футуризм заключается в идеализации будущего: будущее идеально, настоящее ущербно, иллюзорно, а прошлое отрицательно. На практике ради светлого будущего отрицается темное прошлое и уничтожается настоящее. Принадлежность футуризма антисистеме наряду с ее эгоцентризмом, вседозволенностью и паразитизмом определяется негативным мироощущением его приверженцев. Антисистема, в принципе, неустойчива, поэтому нуждается в перманентном реформировании и в футуристических проектах.

Вернемся к «Проекту двадцати агломераций» и проанализируем его на предмет соответствия признакам антисистемы.

Первый признак антисистемы - уверенность в том, что существующий порядок ущербен и его надо менять. В проекте указывается, что существует региональный беспорядок, инвестиционные потоки неупорядочены, бюджетные средства используются нерационально, существующие малые города бесперспективны. Таким образом, имеется совпадение по первому признаку.

Второй признак антисистемы - эгоцентризм. В данном случае - эгоцентризм государства. Проект не был выдвинут на референдум, мнение народа проигнорировали. Таким образом, имеется совпадение по второму признаку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.