Научная статья на тему 'РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА В ДУХОВНОМ РАЗВИТИИ МОЛОДЕЖИ'

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА В ДУХОВНОМ РАЗВИТИИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
112
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / идеал / глобализация / нравственность / информационное общество / духовная безопасность / духовный иммунитет. / youth / ideal / globalization / morality / information society / spiritual security / spiritual immunity.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Юсупова Феруза Зойировна

в статье анализируются вопросы формирования у молодежи эстетического и духовного иммунитета на основе высокого нравственного идеала одной из важнейших духовно-воспитательных задач в условиях глобализации. Нравственный идеал приводит к обеспечению духовной безопасности и формированию таких понятий, как благородная цель, желание, долг и ответственность, счастье, религия, добро, красота, слава, патриотизм, человечность, добро, определяющие духовность человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND SIGNIFICANCE OF THE MORAL IDEAL IN THE SPIRITUAL DEVELOPMENT OF THE YOUTH

the article analyzes the issues of formation of aesthetic and spiritual immunity among young people on the basis of a high moral ideal one of the most important spiritual and educational tasks in the context of globalization. The moral ideal leads to the provision of spiritual security and the formation of such concepts as a noble goal, desire, duty and responsibility, happiness, religion, goodness, beauty, glory, patriotism, humanity, goodness, which determine the spirituality of a person.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА В ДУХОВНОМ РАЗВИТИИ МОЛОДЕЖИ»

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА В ДУХОВНОМ РАЗВИТИИ

МОЛОДЕЖИ Юсупова Ф.З.

Юсупова Феруза Зойировна - старший преподаватель, кафедра социально-гуманитарных наук, Навоийский государственный горный и технологический университет, г.Навои, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируются вопросы формирования у молодежи эстетического и духовного иммунитета на основе высокого нравственного идеала - одной из важнейших духовно-воспитательных задач в условиях глобализации. Нравственный идеал приводит к обеспечению духовной безопасности и формированию таких понятий, как благородная цель, желание, долг и ответственность, счастье, религия, добро, красота, слава, патриотизм, человечность, добро, определяющие духовность человека. Ключевые слова: молодежь, идеал, глобализация, нравственность, информационное общество, духовная безопасность, духовный иммунитет.

THE ROLE AND SIGNIFICANCE OF THE MORAL IDEAL IN THE SPIRITUAL

DEVELOPMENT OF THE YOUTH Yusupova F.Z.

Yusupova Feruza Zoyirovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF SOCIAL SCIENCES AND HUMANITIES, NAVOI STATE MINING AND TECHNOLOGICAL UNIVERSITY, NAVOI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article analyzes the issues offormation of aesthetic and spiritual immunity among young people on the basis of a high moral ideal - one of the most important spiritual and educational tasks in the context of globalization. The moral ideal leads to the provision of spiritual security and the formation of such concepts as a noble goal, desire, duty and responsibility, happiness, religion, goodness, beauty, glory, patriotism, humanity, goodness, which determine the spirituality of a person.

Key words: youth, ideal, globalization, morality, information society, spiritual security, spiritual immunity.

УДК 17.177

В современном обществе возрастает стремление народов к осознанию своей идентичности, восстановлению своих национально-духовных идеалов, национальных обычаев, традиций и ценностей. В таких условиях с обновляющимися, развивающимися идеалами и ценностями для молодого поколения необходимы духовно-нравственные идеалы, служащие образцом и символами для подражания. Потому что «в современном мире глобализация информационного мира внесла в жизнь общества и такую угрозу, как распространение различных подстрекательских и антигуманных идей в обществе. Особенно это отражается на сознании молодёжи, идейное сознание которой только формируется» [1, 100]. Молодежь вынуждена получать много противоречивой информации и через нее формировать свою духовность. «Их вовлеченность в процесс глобализации настолько обширна, что меняет не только сферу одежды, нравов, но и разум, душу, чувства и сердце молодежи» [2, 30]. В то же время существует угроза тому, что в таких условиях молодежь будет пренебрегать национальными нравственными ценностями.

В настоящее время бурно развивается акмеология - область, изучающая вершины и точки духовно-этического, профессионально-творческого совершенствования. По мнению Г. Тиллаевой, проводившей исследования в этой области «В нашей стране важным и актуальным вопросом является уделение внимания трем основным аспектам воспитания всесторонне развитого поколения - физическому, умственному и духовному, и это считается одним из важных факторов в ходе социальных процессов» [3, 22-24].

Духовность, сформированная на основе знаний, науки, потенциала, таланта и опыта, позволяет создать символическое представление о нравственном идеале человека. Духовность - это основа практических возможностей человека, навыков, ума, воображения и понимания, приобретаемых в процессе работы. Чтобы иметь эти понятия, человек должен иметь стремление, цель и идеал.

Нравственный идеал приводит к формированию таких понятий, как благородная цель, желание, долг и ответственность, счастье, религия, добро, красота, слава, патриотизм, человечность, добро, которые определяют духовность человека. Способность человека приобретать знания, обретать счастье честным

трудом или свободно работать как профессионал формируется на основе определенных национальных и общечеловеческих идеалов нравственности и порядочности.

Благодаря образованию духовность молодежи может расти, питаясь мудростью и опытом предков. В этом процессе нравственные идеалы обеих сторон дополняют друг друга и ведут человека к добру. Когда есть разница в плане идеалов и мировоззрения, в таком случае возникают конфликты, разногласия и разногласия.

Учет уровня информационного восприятия подростков, их стремления к новизне, формирование у них эстетического и духовного иммунитета на основе высокого нравственного идеала является одной из важнейших духовно-воспитательных задач в условиях глобализации. Велением времени стал комплексный, качественно новый подход к вопросу обеспечения такой духовной безопасности в нашем обществе. Наша новая система образования показывает, что только высокие и благородные идеалы и нравственные представления у молодежи могут обеспечить нравственную безопасность.

Духовная безопасность, служащая духовному совершенствованию молодежи, включает в себя множество объективных и субъективных, социально-экономических, политико-идеологических и нравственно-эстетических факторов. Это наши национальные и религиозные ценности, наше научное, художественно-эстетическое и философское наследие, народные обычаи и критерии этики, современные виды и формы воспитания, усвоение и развитие общечеловеческих духовно-нравственных ценностей и т.д. Социальная активность не заметна у лиц индифферентных в своей трудовой деятельности, не стремящихся к высоким идеалам. Поэтому в формировании духовности молодежи усиление ее потенциала самосознания имеет большое социальное значение. Для этого надо быть знающим, высоконравственным, обладать благородными идеалами. Молодые люди с высокими нравственными идеалами ясно представляют великое будущее нашей страны. Духовной силой, которая побуждает человека к высшим целям, являются ясные нравственные идеалы.

Результаты нашего исследования показывают, что развитие человека включает в себя множество внутренних и внешних аспектов и факторов, связанных с физическим и духовным миром. Если внешние факторы часто дают возможность делать выводы с объективностью и реальностью, видя и держась за руки, слыша и слушая, то внутренние факторы требуют единства чрезвычайно сложных духовных процессов.

Человек не может жить без цели, без мечты и без надежды. Смысл жизни зависит от стремления человека к истинному предназначению и нравственному идеалу. Только высокие нравственные идеалы могут вывести человека из различных трудностей, конфликтов и жизненных страданий.

В этом диалектическом процессе нравственный идеал приобретает большое общественное значение. Как высокая духовность требует добрых нравственных идеалов, так и высокие нравственные идеалы являются важным фактором, определяющим образ жизни человека. Именно поэтому высокие нравственные идеалы становятся критерием, определяющим их духовный потенциал в формировании зрелого поколения молодежи, в ведении честной и справедливой жизни.

Духовность человека, нравственный идеал не есть застывшее и отвлеченное понятие, воображение и модель, он постоянно развивается, движется и изменяется, он сохраняется, возвышается и сортируется согласно определенному общественному строю, менталитету общества и народа, мировоззренческим и социально-философским идеями. По мере того, как человечество проходит через различные экономические, политические и духовные процессы на пути своего развития, нравственные идеалы личности и нации также подвергаются сложным испытаниям, и мы делаем следующие выводы, принимая во внимание тот факт, что наш народ и общество поднимаются к новым духовным и интеллектуальным горизонтам:

- прежде всего, для формирования высокого нравственного идеала на этапах духовно-воспитательного развития молодежи необходимо поэтапное наращивание его содержания с учетом его специфических особенностей;

- во-вторых, для формирования здорового духовно-нравственного облика молодежи в сегодняшней ситуации информационной атаки необходимо бороться мыслью с мыслью, идеей с идеей, просвещением с невежеством, высоким нравственным идеалом с безнравственностью;

- в-третьих, в условиях развития гражданского общества, в условиях глобализации общественных отношений и нового класса собственников необходимо усилить меры по всестороннему воспитанию молодежи на основе идеальных нравственных требований, принципов, идеалов совершенной личности;

- в-четвертых, для этого большое социально-духовное значение имеет разработка системы, пропагандирующей наше национальное наследие, традиции, искусство и ценности как символов и образцов для подражания и имеющие большую роль в духовно-нравственном росте нашей молодежи;

- в-пятых, более актуальными в формировании нравственного идеала подрастающего поколения станут такие человеческие качества, как творчество, креативность, инновационность, интеллект, национальная гордость, честное отношение к труду, нравственная смелость.

Другая эффективная мера, предпринимаемая государством в отношении молодежи -является инвестиция в молодежь как в человеческий ресурс общественного развития, первостепенными задачи которой является создание необходимых условий для активизации духовного, интеллектуального, трудового, инновационного потенциала молодого поколения [4, 66].

Список литературы/References

1. Юсупова Ф.З. Проблемы повышения идеологического иммунитета молодёжи в процессе глобализации//Научно -исследовательский журнал «European research» (LONDON. UNITED KINGDOM). - Россия: «Проблемы науки, 2016. № 4 (15). С. 100-101.

2. Отамуродов С.С. Глобализация национально-духовной безопасности (политико-философский анализ) - Ташкент: Узбекистан. Второе издание 2015. С. 30.

3. Тиллаева Г. Оиладаги ижтимоий муносабатларга валеологик ёндашув баркамол авлодтарбиясининг асосий омили сифатида//Баркамол авлод тарбиясининг маънавий-ахлокий, хукукий, экологик, валеологик, акмеологик ва иктисодий масалалари:Республика илмий-амалий конферецияси материаллари. - Ташкент: Фалсафа ва хукук институти, 2010. С. 22-24

4. Юсупова Ф.З. Перспективы повышения инновационной активности молодежи Узбекистана//Научно-методический журнал: Вестник науки и образования. -Россия: «Проблемы науки», 2020. №12(90).Ч. 3. С. 66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.