Научная статья на тему 'Роль и значение музеев общеобразовательных учреждений в формировании личности школьников'

Роль и значение музеев общеобразовательных учреждений в формировании личности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1365
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полоудин В. А.

Статья посвящена анализу сложившего положения с созданием школьных музеев в московских школах, рассмотрена роль школьного музея в развитии личности младших школьников, проанализированы недостатки системы школьных музеев, предложены пути их устранения. Освещена работа школьного музея шахматной культуры ГОУ Прогимназия № 1752.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и значение музеев общеобразовательных учреждений в формировании личности школьников»

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МУЗЕЕВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

ROLE AND VALUE OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS MUSEUMS IN FORMATION OF THE SCHOOLBOYS AS INDIVIDUALS

Полоудин В.А.

Кандидат педагогических наук,

педагог дополнительного образования ГОУ «Прогимназия №1752»

Poloudin V.A.

Candidate of Sciences (Education),

teacher of further education «Grammar school №1752»

Аннотация. Статья посвящена анализу сложившего положения с созданием школьных музеев в московских школах, рассмотрена роль школьного музея в развитии личности младших школьников, проанализированы недостатки системы школьных музеев, предложены пути их устранения. Освещена работа школьного музея шахматной культуры ГОУ Прогимназия №1752.

Annotation. Article is devoted to the analysis of the existing situation with creation of school museums at the Moscow schools, the role of a school museum in development of the personality of younger schoolboys is considered, lacks of system of school museums are analyzed, and ways of their elimination are offered. Work of a school museum of chess culture of «Grammar school №1752» is depicted.

Ключевые слова. Педагогика, дидактика, дополнительное образование, школьные музеи, шахматная культура.

Keywords. Pedagogics, didactics, additional education, school museums, Chess culture.

История возникновения школьных музеев своими корнями уходит в начало прошлого века, когда лучшие отечественные педагоги впервые стали применять в своей педагогической практике систематизированные дидактические материалы. Систематизация велась по разным направлениям, каждый предмет имел карточку с описанием и назначением.

Работу в области систематизации дидактических материалов продолжил ученый-педагог П.П. Блонский, уделявший в своей педагогической теории большое внимание связи обучения и труда как факторов социального развития личности. При этом П.П. Блонский имел большую коллекцию наглядных пособий, которые были строго классифицированы. Над созданием коллекции дидактических пособий работал и видный педагог С.Т. Шацкий, который, начав свою педагогическую деятельность с создания в России первых детских клубов, после 1917 года полностью переключился на работу в области дополнительного образования. Будучи руководителем первой Опытной станции по народному образованию НКП РСФСР, С.Т. Шацкий создал комплекс взаимосвязанных коллекций дидактических средств, так что каждый предмет одной коллекции был многофункциональным и мог выступать в качестве примера в различных формах и методах воспитания.

В сороковые-пятидесятые годы ХХ века передовые учителя-предметники стали собирать тематические коллекции дидактических пособий. Застрельщиками в этом направлении выступали учителя физики, химии и биологии. Их примеру последовали учителя русского языка и литературы, математики и многие другие.

В конце 50-х годов ХХ века произошло сокращение численности Советской армии. В стране началась массовая демобилизация кадровых военных. Затем стали провожать на пенсию бывших фронтовиков, работавших в гражданских отраслях народного хозяйства.

Большинство уволенных в запас военнослужащих были социально активные люди, которые хотели найти применение своим знаниям и передать свой опыт подрастающему поколению. Так родилась идея создания в общеобразовательных школах военно-исторических музеев, оказавшейся весьма плодотворной. Была и соответствующая материальная база: в те годы мальчики-старшеклассники должны были проходить военную подготовку допризывника. Численность таких музеев в период с начала семидесятых годов до середины девяностых годов прошедшего века ежегодно увеличивалась. В школах с участием ветеранов Великой отечественной войны стали проводить массовые мероприятия, посвященные юбилейным датам.

Один из таких музеев - музей в ГОУ СОШ №219 (директор Е.В. Правосудова). Излишне говорить, что в школе 219 оформлена и поддерживается в актуальном состоянии памятная доска, с фамилиями выпускников школы, погибших не только в Великую отечественную войну, но и в современных боевых действиях. Но событиям Великой отечественной войны в музее посвящены пять специальных стендов школьного музея, на которых отражена динамика войны по годам.

До начала 1990-х годов музеи военно-патриотического направления были, практически, единственными в школах. Возглавляли их, как правило, демобилизованные военнослужащие. Школьным музеям, имевшим достаточное количество экспонатов, присваивалось звание «Народный музей». Методическое руководство школьными музеями осуществляли государственные музеи, заинтересованные в постановке у себя на учет фондов всех школьных музеев. Формально это декларировалось как забота о сохранности музейных экспонатов. Но, на практике мотивы были иными. В то время категория государственного музея, и, как следствие, оплата труда музейных работников зависели от численности учтенного музейного фонда. Поэтому большинство более или менее интересных и ценных экспонатов изымалось из школьных музеев и складировалось в запасниках государственных музеев. Таким образом, школьные музеи, основной задачей которых является образовательно-воспитательный процесс, оказывались без самых интересных экспонатов.

Регистрацию музеев образовательных учреждений до 1995 года осуществлял Городской дворец пионеров и школьников. Достоверных сведений о количестве зарегистрированных на 1 января 1995 года школьных музеев не сохранилось. С 1995 до 2000 гг. работа по регистрации школьных музеев велась в Центре гражданского и патриотического воспитания Комитета образования (прежнее название - Департамент образования). Таким образом, в Москве к 1 января 1998 года было зарегистрировано около 400 школьных музеев, более 300 из которых определили свой профиль как военно-исторический или военно-патриотический.

В 2000 году Московский Комитет образования поручил проведение второго этапа регистрации школьных музеев и их новой сертификации Московской городской станции юных туристов. Были разработаны требования, выполнение которых было необходимо для сертификации школьного музея.

В 2003 году Министерство образования РФ (позднее - Федеральное агентство по образованию Министерства образования и науки РФ) утвердило Примерное положение о школьном музее, которое подняло статус музея в образовательном учреждении до самостоятельного структурного подразделения.

В это же время был организован учет и выдача школьным музеям первых сертификатов нового образца. Было также принято первое положение о статусе школьного музея, в штатное расписание школ была введена должность «руководитель школьного музея».

Второй этап сертификации школьных музеев 2000-2005 года показал более чем двукратное увеличение численности музеев в образовательных учреждениях Москвы. На первое января 2006 года школьных музеев насчитывалось 946, в то время как в 1998 году их было около четырехсот.

Но, если в 1998 году количество школьных музеев военно-патриотического направления составляло примерно 75% от общего числа музеев, то к 2006 году их стало относительно меньше, так как увеличилось число направлений, по которым начали создаваться школьные музеи. Но школьные музеи военно-патриотической направленности сохранили свое первенство в количественном отношении.

В начале нынешнего века был провозглашен лозунг определения национальной идеи. Подразумевалось при этом возрождение национальных традиций, воспитание у школьников чувства патриотизма и гордости за свою Родину, уважения к истории России. Реализация национальной идеи способствовала созданию, развитию и значительному росту количества м у з е е в э т н о -

графической направленности. В настоящее время именно школьные музеи этой направленности вышли на второе место по общему количеству.

Представительным направлением в работе школьных музеев является краеведение, которое включает в себя и военную историю, причем самых ранних периодов формирования государственности на Руси, и природу, и историко-культурное наследие. Это направление музейной работы предоставляет самое широкое поле для исследовательской, собирательской, экспозиционновыставочной, проектной деятельности учащимся с разными интересами и возможностями.

Краеведение как таковое ушло из школьной программы. Интегрировавшись с обществоведением, оно практически исчезло из сетки часов подавляющего большинства образовательных учреждений. На базе бывших кабинетов краеведения и возникают нынче новые к р а е в е д ч е с к и е школьные музеи. Именно они оказались в третьей группе по количеству школьных музеев.

К этой группе по направлению своей деятельности очень близко подходят комплексные м у з е и. В большинстве своем они начинались как военно-исторические, но затем, под влиянием интересов и потребностей своей школы, стали пополнять фонды и экспозиции материалами по другим направлениям. В первую очередь это история образовательного учреждения, историческое и литературное краеведение, этнография, детское творчество: художественное и техническое. Они составляют группу музеев, еще не определившихся окончательно в направлении своей деятельности.

Самостоятельную группу составляют музеи истории образовательных учреждений. И это стремление к собственному самоутверждению через историю необычайно важно в условиях постоянно меняющихся названий, номеров и даже статусов образовательных учреждений. Собирание «свидетелей» истории своего учебного заведения - это стремление к упорядоченности, стабильности в быстро меняющемся современном мире. Совершенно очевидно, что образовательные учреждения, несущие ответственность за обучение, воспитание и социализацию подрастающего поколения, не могут остаться в стороне от этого направления внутренней консолидации.

Музеи других направлений еще сравнительно малочисленны, но их число растет. Рассмотрим различные основания их возникновения и становления.

Литературные музеи, как правило, создаются учителями русского языка и литературы, обеспокоенными падением у учащихся интереса к чтению. Или при наличии в образовательном учреждении детского творческого объединения литературно-поэтической направленности.

Музеи истории науки и техники, особенно компьютерной техники и информационных технологий, возникают как прямая реакция на реалии окружающего мира. Дети не являются придатками к компьютерам, они должны понимать сущность и задачи информационных технологий, знать историю их развития, возможностей и пределов использования в интересах устойчивого социального прогресса. Современному ребенку необходимо знание истории науки и техники, в частности - компьютерной. Воспитание осознания истории технического прогресса - сложный процесс, и одного обязательного образования здесь не достаточно. Вдумчивая музейнопедагогическая деятельность открывает большие возможности именно в этом направлении.

Совершенно уникальными, присущими только образовательным учреждениям, являются музеи детского творчества. Они, как правило, имеют в своем составе мастерские, студии и различные кружки. Здесь комплектуется фонд лучших образцов творческих работ учащихся. Значение таких экспонатов для педагогической науки трудно переоценить, но, самое главное, они могут стать прекрасным образовательным и воспитательным материалом при его правильной организации и использовании, что требует высокого педагогического мастерства.

К музеям этого профиля непосредственно примыкают музеи художественной на-п р а в л е н н о с т и и д е к о р а т и в н о - п р и к л а д н о г о и с к у с с т в а, в которых собираются фонды профессионального и народного искусства, так или иначе служащие образцами для того же детского творчества. Конечно, лучшие произведения профессионального искусства дети могут увидеть только в больших государственных музеях, но то, что всегда рядом под рукой, становится предметом общественной собственности, включается в сферу личной и школьной культурной жизни.

В настоящее время стали создаваться музеи спортивной славы образовательного учреждения. Департамент образования Москвы придает большое значение физическому развитию школьников и проводит в течение учебного года различные спортивно-массовые мероприятия. На каждом таком мероприятии победителям и участникам вручаются кубки, призы, ди-

пломы, грамоты и прочие «спортивные трофеи». Такие награды и составляют, в большинстве своем, экспонаты школьных музеев спортивной направленности.

К сожалению, внимание Департамента образования привлекают зрелищные мероприятия. Настольные интеллектуальные игры не являются предметом внимания Департамента образования. Проведение фестиваля «Шахматный дворик» адресовано муниципалитетам, а образовательные учреждения оказались в стороне от такого важного мероприятия. Правда, надо признать, что в некоторых образовательных учреждениях Москвы работают детские творческие шахматношашечные объединения. В прогимназии №1752 функционирует Школа шахматной культуры «Два короля» и спортивная секция «Ход конем». Проводятся чемпионаты прогимназии по параллелям. Ежегодно гимназисты встречаются с видными шахматистами, деятелями шахматного движения. В прогимназии собрана коллекция предметов, отражающих деятельность шахматных творческих объединений прогимназии. Школа шахматной культуры «Два короля» имеет свой сайт http://chess-school2008.narod.ru

В творческом объединении «Два короля» дети не только обучаются шахматной игре, но, посредством специально разработанных компьютерных программ-тренажеров развивают свои интеллектуальные качества: внимание, память, логическое мышление и пространственное воображение.

В государственных образовательных учреждениях Москвы на 1 января 2010 года было зарегистрировано более 1200 музеев по восемнадцати направлениям.

Образовательно-воспитательная роль школьных музеев проверена временем и достаточно очевидна. Но далеко не все государственные образовательные учреждения имеют свои музеи. В то же время некоторые из школ создают музеи по пяти и более направлениям. Как можно объяснить сложившуюся ситуацию?

Если администрация и педагогический коллектив государственного образовательного учреждения увлечены музейным делом, то постепенно каждый учебный кабинет превращается в музей. В таких кабинетах вместо плакатов и дидактических таблиц появляются музейные экспозиции, создающие особую образовательную среду, а использование музейных предметов на уроках - новое образовательное поле.

Мы рассмотрели современное состояние музейного движения в системе государственных образовательных учреждений по различным направлениям. Но для создания и полноценного функционирования школьного музея руководителю музея любого направления в образовательном учреждении нужны не только желание, энтузиазм, умение выполнять распоряжения руководящих органов, но и профессиональные музееведческие знания и навыки. Ведь для проведения на базе школьных музеев воспитательной работы нужен не только правильно организованный музейный процесс, но и профессиональные педагогические знания, умения и навыки. У подавляющего числа руководителей школьных музеев этого нет.

Вопрос о сущности, форме и функциях музея в образовательном учреждении нуждается в серьезном педагогическом и музееведческом всестороннем исследовании. Департамент образования Москвы предпринял ряд мер по упорядочению процесса создания музеев образовательных учреждений и восполнению создавшегося вакуума в методическом обеспечении работы школьных музеев.

С целью компенсации недостатка теоретических знаний у большинства руководителей школьных музеев в 2003 году было начато регулярное проведение тематических смотров-конкурсов музеев образовательных учреждений всех профилей. Проводимые дважды в год смотры-конкурсы предоставляли и большие возможности для обмена опытом. Темы смотров разнообразились с целью участия в них музеев самых разных профилей.

31 июля 2007 года Департамент образования города Москвы издал приказ № 582 «Об утверждении примерного положения о музее государственного образовательного учреждения», в котором закрепил распределение методических функций между различными учреждениями и структурами системы Департамента, разрешил сложившуюся ситуацию.

Приказом от 17.07.2008 года № 418 «О совершенствовании системы развития музеев в государственных образовательных учреждениях» была утверждена концепция музейнопедагогической деятельности образовательных учреждений.

Было издано распоряжение о добровольной регистрации школьных музеев в Музейном фонде Российской Федерации. Но, ни один музей образовательного учреждения Москвы не проявил же-

лания зарегистрировать свои музейные экспонаты в этом фонде. Притом, что включение музея в каталог фонда дает музею и образовательному учреждению как моральные, так и материальные преимущества. Этому есть несколько объяснений.

Во-первых, комплектование фонда экспонатов в музеях образовательных учреждений обычно происходит в период создания музея, а в дальнейшем постепенно прекращается. Музей уже существует, работает, помещений, и оборудования для хранения не экспонируемых экспонатов чаще всего нет, в обозримом будущем новой экспозиции не предвидится.

Такой подход является проявлением недостаточной компетентности руководителя музея и администрации образовательного учреждения в музееведении. Ведь постоянное комплектование фондов

- один из основных признаков, отражающих деятельность музея. Любой музей, в том числе и школьный, считается успешным, живым, развивающимся только тогда, когда его фонд музейных экспонатов представляет собой своеобразный айсберг, а экспозиция - лишь его надводная часть.

Во-вторых, еще одним основным признаком полноценности музея является научная обработка фонда, квалификация его музейных экспонатов, создание электронной базы экспонатов, их максимальная информационная идентификация.

К сожалению, практически во всех школьных музеях такие работы не ведутся. В большинстве школьных музеев экспонаты используются лишь в качестве экспонатов к выбранной экспозиции и не рассматриваются как документальные подлинники, свидетельства, обладающие весомым информационным потенциалом.

В-третьих, необходимо обеспечить сохранность музейных экспонатов. К сожалению, при современном отношении к школьным музеям и их фондам сохранность экспонатов в школьном здании не гарантирована, несмотря на усиление охраны образовательных учреждений. При существующем положении образовательные учреждения охраняются только от возможных террористических актов.

В-четвертых, музеи образовательных учреждений скрывают свои фонды от общественности. И этому есть объяснение. К сожалению, государственные музеи и солидные общественные организации изымают из школьных музеев ценные подлинные экспонаты, в очень редких случаях заменяя их копиями, а чаще практически конфискуя их.

Организацией школьных музеев должны заниматься люди с педагогическим образованием, являющиеся специалистами не только в своей предметной области, но и знающие основы музееведения.

Поэтому в Московском институте открытого образования началась работа по повышению квалификации для руководителей музеев образовательных учреждений. В 2009/2010 учебном году нужные знания можно было получить на курсе МИОО ДОП-12 «Дополнительное образование детей (туристско-краеведческая направленность: музейное дело)». Но и здесь наблюдается формальный подход: туристско-краеведческая деятельность никак не корреспондируется с остальными семнадцатью направлениями. Признавая, что классификация школьных музеев достаточно условна, необходимо согласиться, что курс МИОО ДОП-12 должен иметь несколько модификаций.

Еще одна проблема, возникшая с повсеместным внедрением информационных коммуникационных технологий в образовательный процесс. Многие государственные образовательные учреждения имеют в Интернет свои сайты. Но информация о школьных музеях на сайтах образовательных учреждений имеется в ограниченном количестве. Хотя, в силу широкого распространения Интернет в разных слоях населения, создание виртуального школьного музея представляется достаточно перспективным.

Содержание виртуального школьного музея пока не изучено. Утвержденной методики их создания и деятельности нет и быть пока не может, так как научно-обоснованной методики не существует, для разработки которой нужны специалисты, отсутствующие в системе образования.

Различные варианты активного использования музея в образовательно-воспитательной работе уже накоплены практикой. Это не только отдельные помещения с экспозициями, в которых проводятся экскурсии, лекции, различные культурно-массовые мероприятия, собрания и занятия актива. Это и музеи-мастерские, клубы, творческие объединения, лаборатории. Сейчас стало привычным расположение экспозиций в учебных предметных кабинетах.

В этом плане роль экспозиций значительно расширяется. Если литературный музей расположен в кабинете литературы, то его экспозиции можно приурочить к памятным датам писателей,

поэтов и просветителей. В кабинете истории уместна историческая или краеведческая экспозиция. Разумеется, какая-то площадь кабинета будет занята витринами, но зато самый убедительный предметный дидактический материал всегда будет под рукой у учителя.

В то же время выставки разного вида и содержания лучше всего выносить в рекреационные помещения. Там с экспонатами выставки за короткий период времени сможет ознакомиться большое количество учащихся различных классов и учителей, даже родителей, приходящих на собрания, и просто местных жителей, для которых необходимо, по положению о музеях образовательных учреждений, организовывать экскурсии, творческие вечера. Работа с жителями микрорайона

- неотъемлемый элемент музейной практики, необходимый, в первую очередь, самому музею, ибо именно жители района могут оказаться источником комплектования фондов.

Познавательно-воспитательный потенциал школьных музеев трудно переоценить. Но реализация этого потенциала возможна только при условии постоянного и целенаправленного пополнения фондов подлинными музейными экспонатами, свидетельствующими о процессах, событиях, явлениях, корреспондирующимися с выбранным профилем и тематикой каждого конкретного музея. Другим обязательным условием реализации потенциала школьного музея является постоянное исследование музейных экспонатов, необходимое для полноценного отражения в собраниях и экспозициях этих процессов, событий и явлений.

В заключение хочется отметить некоторые недостатки в современном состоянии музейного дела в образовательных учреждениях.

Во-первых. Многие музеи образовательных учреждений созданы по плану, по разнарядке, по указанию «сверху». Школьные музеи должны создаваться не по указаниям сверху, а по внутренней потребности и готовности к такому шагу самого образовательного учреждения. Основы музейной культуры должны прививаться учащимся еще до того, как они начнут работать в музее своего образовательного учреждения.

Во-вторых. В течение последних лет объявлялись многочисленные смотры, конкурсы музеев образовательных учреждений, которые переводятся в плоскость не существующего музейного общественного движения. Мировой опыт богат примерами именно такого решения создания сети музеев образовательных учреждений. Но слепое копирование зарубежного опыта оказывается не эффективным в современных российских реалиях. Оно возможно лишь при достаточно высоком уровне экономического развития общества, престиже меценатства и надежности банковской системы. Ведь создание настоящего, даже очень маленького музея - это затратное мероприятие, даже при наличии большого числа волонтеров для работы в нем.

В третьих. На практике руководителям школьных музеев оказывается только моральная поддержка. К сожалению, руководителям музеев образовательных учреждений необходима материальная помощь. Ведь заработная плата педагога напрямую зависит от педагогического стажа. Поэтому квалифицированный специалист, не имеющий педагогического стажа, не согласится работать руководителем музея, если его тарифицируют по девятому разряду ЕТС с соответствующей заработной платой.

В четвертых. Необходимо также продолжить разработку нормативной базы, ибо последнее примерное положение о музее оказалось на практике недостаточно действенным в области регулирования кадровой проблемы в музеях, оплаты труда их руководителей, системы аттестации.

Литература:

1. Блонский П.П. Психология доказывания и ее особенности у детей // Вопросы психологии. 1964. № З. С. 41-56.

2. Блонский П.П. Развитие мышления школьника. М., 1935.

3. Вахтеров В.П. Мир в рассказах для детей. М., 1902.

4. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. М., 1913.

5. Вахтеров В.П. Предметный метод обучения. М., 1914.

6. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. Новосибирск: Западно-Сибирское издательство, 1985. - 221 с.

7. Ушинский К.Д. Родное слово. Советы родителям и наставникам о первоначальном преподавании вообще и о первоначальном преподавании родного языка по учебнику «Родное слово»: Год первый. С-Пб., 1861.

8. Шацкий С.Т. Годы исканий: Очерки о дореволюционной школе в России. М.: Мир, 1924. - 238 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.