МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №0 3/2018 ISSN 2410-6070
УДК 332.1
О.Н. Пинчукова, Т.А. Шенаева,
студентки 5 курса направления 38.05.01 «Экономическая безопасность»
Московского технологического университета (МИРЭА, МГУПИ, МИТХТ) г. Москва, РФ Научный руководитель: А.А. Курашова, к.э.н., доцент Кафедры КБ-10 «Экономическая безопасность» Московского технологического университета (МИРЭА, МГУПИ, МИТХТ) г. Москва, РФ
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
Данная статья посвящена местным бюджетам, их роли и значению в бюджетной системе страны. Авторы раскрывают различные понятия, а именно «финансовая система», «бюджет», «бюджетная система», «местный бюджет». В статье приведены различные нормативно-правовые акты, имеющие отношение к данной теме. Раскрыты функции местного бюджета, а также принципы формирования и расходования денежных средств местного бюджета.
Ключевые слова
Бюджет, местный бюджет, доходы, расходы, функции бюджета.
В настоящее время финансовые отношения являются довольно разнообразными, так как существуют различные субъекты рынка, где каждому нужны денежные средства для того, чтобы решать те или иные задачи, которые возникают в процессе осуществления их хозяйственной деятельности. Однако в данном многообразии финансовых отношений формируется некая соподчиненность, а также зависимость субъектов рынка друг от друга. Например, бюджет государства будет постоянно пополняться, при том условии, что финансы предприятий будут рентабельны, обеспечивая этим уплату налогов. И наоборот, финансовое состояние хозяйствующего субъекта будет зависеть от того, каким образом государство будет использовать собственные денежные ресурсы, будет ли оно давать заказы предприятию на изготовление продукции и т.д. Взаимозависимость различных субъектов финансовых отношений формирует их в финансовую систему.
Финансовая система представляет собой форму организации финансовых отношений в рамках национальной экономики. Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет, который представляет собой самый крупный денежный фонд, который используется правительством с целью финансирования своей деятельности.
Следует обратить внимание на то, как термин «бюджет» трактует Бюджетный кодекс РФ. В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ сказано, что бюджет является формой образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [1]. Бюджет представляет собой важный рычаг воздействия на ход общественного воспроизводства, а также стимулирования роста экономики страны. Как экономическая категория, бюджет составляет финансовую основу функционирования органов государственной власти и местного самоуправления.
В соответствии с законодательством Российской Федерации бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов [1]. Значимым уровнем бюджетной системы страны являются местные бюджеты.
Местный бюджет - это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, которые предназначены для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления, путем исполнения расходных обязательств муниципального образования [2]. Местный бюджет является одним из главных каналов доведения конечных результатов производства до населения.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №0 3/2018 ISSN 2410-6070
Через местные бюджеты между отдельными группами населения распределяются общественные фонды. В первую очередь, из местного бюджета осуществляется финансирование непроизводственной сферы (образование, здравоохранение и пр.), также финансируются отрасли производственной сферы, а именно местной и пищевой промышленности, жилищно-коммунального хозяйства.
Местный бюджет - это один из важнейших инструментов воздействия на развитие экономики и социальной сферы, с помощью которого государство способно изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять преобразования в социальной сфере.
Местные бюджеты выполняют следующие основные функции:
1. Формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности органов местного самоуправления.
2. Распределение и использование денежных фондов между отраслями хозяйства.
3. Контроль ФХД предприятий, учреждений, которые являются подведомственными органам местного самоуправления [5].
Местные бюджеты имеют большое значение в осуществлении общегосударственных социально-экономических задач, так как распределяют денежные средства государства на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.
Формирование доходов местного бюджета осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах, а также законодательством от иных обязательных платежах, основывающееся на принципах государственной финансовой поддержки, самостоятельности, а также гласности формирования и использования финансовых ресурсов.
Доходы местных бюджетов формируются за счет местных налогов и сборов; отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, а также налогов, которые предусмотрены специальными налоговыми режимами; неналоговых доходов; безвозмездных поступлений (рис. 1).
Рисунок 1 - Источники формирования доходов местного бюджета
Из местных бюджетов осуществляется финансирование следующие расходов, объединенных в две большие группы [4]:
1. Собственные расходы муниципального района, которые связаны с решением задач местного значения, а также обслуживанием муниципального долга. Данные расходы можно разделить по следующим направлениям:
- содержание собственных органов управления;
- проведение местных выборов;
- реализация муниципального заказа;
- финансовая поддержка отраслей местного хозяйства;
- специальные целевые программы местного значения;
2. Расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, которые переданы органам местного самоуправления:
- осуществление выравнивания бюджетной обеспеченности поселений;
- обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение бесплатного дошкольного, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в части финансирования расходов на оплату труда работников муниципальных учреждений;
- социальная поддержка, социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, которые находятся в трудной жизненной ситуации, а также ветеранов, детей-сирот, малоимущих и
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №0 3/2018 ISSN 2410-6070
безнадзорных;
- организация оказания специализированной медицинской помощи в медицинских учреждениях;
- муниципальное дорожное строительство, а также содержание дорог местного значения;
- выплата гражданам адресных субвенций на оплату жилья и коммунальных услуг и др. Направления расходования средств местного бюджета в целом характеризуется большей долей
расходов на социально-культурную сферу. Следующим ключевым направлением расходов муниципального района является жилищно-коммунальное хозяйство, и также благоустройство территорий [7]. Также необходимо отметить, что структура расходов в отдельности по каждому муниципальному району неодинакова и зависит от местного хозяйства, а также подведомственности его местным органам.
Таким образом, местные бюджеты создают в распоряжении каждого местного органа самоуправления финансовую базу для осуществления его деятельности. Система местных бюджетов предоставляет возможность более полно учитывать потребности в муниципальных районах, а также правильно их соизмерять с мероприятиями, которые осуществляются государством. Органам местного самоуправления необходимо постоянно заботиться об увеличении доходов местного бюджета, а также об экономном использовании ресурсов. Связано это с тем, что темпы роста экономики и культуры на местах находятся в непосредственной зависимости от организации работ по мобилизации резервов местного хозяйства и экономного расходования денежных средств. Что, в свою очередь, будет способствовать выполнению государственного бюджета Российской Федерации в целом. Список использованной литературы:
1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017).
2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-Ф3.
3. Мст. П.Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов. Бюджет и бюджетная система. Учебник. В 2 томах. Том 1. - М.: Юрайт, 2016. - 364 с.
4. Грицюк Т.В, Котилко В.В. Финансы муниципальных образований, регионов и субъектов Федерации. Учебно-методическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 504 с.
5. Дементьев Д.В. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник. - М.: КноРус, 2016. - 332 с.
6. Ракитина И.С., Березина Н.Н. Государственные и муниципальные финансы. Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2016. - 334 с.
7. Селезнев А.З. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Магистр, Инфра-М, 2016. - 448 с.
© Пинчукова О.Н., Шенаева Т.А., 2018
УДК 657.4
Н.В. Потехин
магистр, студент 1 курса ОГУ, г. Оренбург, РФ
stena-55@mail.ru Научный руководитель: Г.Д. Гребнев канд. экон. наук, доцент ОГУ, г. Оренбург, РФ
E-mail: fef@mail.osu.ru
УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ
Аннотация
В представленной статье рассмотрены понятие финансовых положений в коммерческую организацию, а также затронуто учетно-аналитическое обеспечение.
Ключевые слова
Финансовый вложения, коммерческая организация, учетно-аналитическое обеспечение,
финансы, вложения.