УДК 343.85
Н.А. Фалилеев
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ Я МАЛ О- Н Е Н Е Ц КО ГО АВТО НО М Н О ГО О КРУГА
Особое место в экономике России занимают добывающие регионы, такие как Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО), в котором сосредоточены основные запасы газа и нефти.
Ямало-Ненецкий автономный округ — это ключевой регион для России. Нефтегазовые компании добывают в ЯНАО более 83 % газа. Месторождения Ямала — основной ресурс повышения добычи газа в стране. Общий запас богатейших месторождений округа — Бованенковского, Харасавэйского, Но-вопортовского — это 227 млн т нефти, 5,9 трлн м3 газа и 100,2 млн т конденсата.
Ямало- Ненецкий автономный округ в 2011 г. по отчислениям в российский бюджет среди всех регионов России занимает первое место. Эти данные свидетельствуют о больших экономических результатах ЯНАО, хотя они зависят и от добывающих компаний и от цен на ресурсы.
Цены на энергоносители нестабильны, что в недалеком будущем может сыграть отрицательную роль в развитии региона. Этот процесс связан с тем, что развитие инновационной промышленности, малого и среднего бизнеса будет серьезно отставать от инновационного развития производств бедных природными ресурсами регионов, а также что данные природные богатства невозобно-вимы, их добыча с каждым годом возрастает и впоследствии это приведет к истощению месторождений.
Для снижения рисков добывающей экономики ЯНАО к 2030 г. на континентальном шельфе планируется увеличить добычу нефти с 13 млн т до 66,2 млн т, добычу природного газа — с 57 млрд м3 до 230 млрд м3.
Как показывают официальные данные, многие месторождения использованы наполовину, а также имеется множество откры-
тых месторождении, которые ждут своего времени для разработки и добычи.
С 70-х гг. XX в. — времени активного освоения Ямала добыто всего 15 трлн м3. Это примерно 11 % от всех разведанных ресурсов. А из 235 открытых месторождений большее их количество ждет промышленного освоения [2]. Но при этом развитие региона не должно базироваться на добыче углевод-родов, а использовать в полной мере инновационную экономику, поскольку как бы ни были богаты ресурсы, они рано или поздно закончатся.
Государственные органы добывающих субъектов РФ осознают это и, соответственно, оказывают поддержку инновационному сектору экономики.
В программе по развитию Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 г. планируется развивать малое предпринимательство, социальную сферу, транспорт и другие сферы. Принимаются меры по развитию инновационной деятельности в ЯНАО, что является приоритетом и явным спасением региона, ввиду того, что исчерпание полезных ископаемых неминуемо [4].
Для предупреждения экономических проблем в будущем разработаны программы по развитию не только нефтегазовой сферы, но и горнодобывающей промышленности, транспортной инфраструктуры, а именно:
1. Проект Северного широтного хода Обская — Салехард — Надым — Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево в рамках программы частно-государственного мегапроекта «Урал промышленный — Урал полярный».
2. Организация средних и малых производств на основе продукции Новоуренгойского газохимического комбината (ГХК) в рамках бизнес-инкубатора и технопарка (г. Новый Уренгой).
3. Пилотная ветро-дизельная электростанция в населенном пункте с изолированной энергосистемой.
4. Модернизация и увеличение объемов транспортировки по Северному морскому пути (СМП). Создание сети портов на полуострове Ямал.
5. Эксплуатация законсервированных месторождений для создания производства минеральных удобрений и в дальнейшем транспортировка продукции по СМП в Китай, Индию, Японию [1] .
Основным двигателем развития инновационной экономики ЯНАО является малое предпринимательство. По статистическим данным, в секторе малого предпринимательства округа задействовано около двух тысяч малых предприятий и более 14 тысяч индивидуальных предпринимателей. Доля малого бизнеса в ВРП ЯНАО составляет 3,5 %, налоговые поступления в консолидированный бюджет региона — 2 %. При этом темпы роста малого бизнеса существенно опережают общий рост экономики округа. Так, по итогам 2007 г. при общем росте ВРП региона 14 %, рост объема работ, выполненных малыми предприятиями, составил 29 %. Денежный оборот малых предприятий с 2005 по 2007 г. увеличился с 15 до 22 млрд р.
В связи с поддержкой развития малого предпринимательства в округе, а также развития инновационной научно-технической политики разработаны следующие меры, которые отражены в законе «О реализации на территории Ямало-Ненецкого автономного округа государственной научно-технической политики» № 75-ЗАО от 23.11.2009 г.
— В ЯМАО поддерживается грантовая политика, принципы которой указаны в постановлении правительства округа «Об утверждении Порядка предоставления грантов на реализацию (внедрение) инновационных проектов» № 430-П от 27.06.2011 г. (с изменениями, принятыми постановлением Правительства ЯНАО № 171-П от 15.03.2012 г.). Также существуют гранты на создание инновационных компании, субсидии юридическим лицам (субъектам малого и среднего предпринимательства) в целях возмещения затрат [5].
— Разработана целевая программа по развитию инновационной деятельности в округе.
— Создан Департамент по науке и инновациям Ямало-Ненецкого автономного округа, в непосредственную деятельность которого входит обеспечение правовой, финансовой, организационной и иной поддержки инновационных предприятий.
— Существует технопарк в г. Новый Уренгой, который стремится развивать инновационную деятельность в ЯНАО, благодаря чему осуществляются меры по поддержке инновационного малого предпринимательства. В технопарке 29 поддерживаемых предприятий и проектов.
— Создан реестр малых предприятий, ведущих свою деятельность на инновационной основе. Их деятельность поддерживается субсидиями и грантами.
— В г. Муравленко отрыт бизнес-инкубатор общей площадью 1531,5 м2 Общая сумма выделенных из бюджета средств — 10 650 107,79 р.
— Ведут свою деятельность некоммерческая организация «Фонд инновационного развития ЯНАО», «Губкинский муниципальный фонд поддержки предпринимательства и малого бизнеса», «Торгово-промышленная палата Ямало-Ненецкого автономного округа» [4].
В то же время в реализации развития малого предпринимательства существуют следующие проблемы:
— инфраструктурные (неразвитость физической инфраструктуры и инфраструктуры знаний);
— организационные (слабое организационное обновление);
— технологические (малое распространение и малоосмысленное применение новых технологий);
— конкурентные (низкая рыночная конкурентоспособность);
— институциональные (жесткая институциональная и управляющая
инфраструктура);
— преобразовательные (проблема системного преобразования).
Ситуация складывается для малого и среднего бизнеса не так благоприятно — небольшие компании поглощаются более
крупными, и этот процесс сказывается на ведении инновационной деятельности.
Существует необходимость законодательного закрепления прав малого и среднего предпринимательства на льготы, а также на разработку и добычу полезных ископаемых.
Необходимо также уделить внимание развитию бизнес-инкубаторов.
Доступность попасть начинающим предприятиям в бизнес-инкубаторы невелика, хотя, к примеру, в 2008 г. более 85 % средств из программы по развитию малого предпринимательства было выделено на развитие бизнес-инкубаторов, но этих сумм, видимо, недостаточно. Также проблемой является удаленность населенных пунктов друг от друга. Это влияет на ведение бизнеса, издержки сказываются на цене товара, также снижается эффект от бизнес-инкубаторов.
Учитывая бурное развитие округа, внедрение инноваций в экономику, необходимо отметить, что нет общей координирующей структуры, которая могла бы привлечь небольшие компании к осуществлению ме-гапроектов, при этом передать им новые технологии.
Данные центры должны осуществлять свою деятельность на основе государсвенно-частного партнерства, где предприниматель участвовал бы в принятии решений по реализации крупных проектов округа, к примеру аутсорсинга услуг.
За рубежом существуют региональные центры по передаче технологий, разработанных в научно-исследовательских центрах. Правительство региона и бизнес привлекают малое предпринимательство для дальнейшего внедрения технологий в производство.
Перенимая зарубежный опыт, необходимо привлечь крупные нефтегазовые компании, государственные структуры округа, некоммерческие организации по поддержке инновационной деятельности для организации центра по передаче новых технологий малому бизнесу. Данный центр, с одной стороны, будет взаимодействовать с предпринимателями, а с другой — с научными центрами страны.
В связи с тем, что на территории округа отсутствуют крупные исследовательские
институты, планируется развивать взаимовыгодные отношения с крупными институтами с целью проведения исследовательской деятельности в ЯНАО, привлекать высококвалифицированных специалистов для работы на территории округа, развивать материально-техническую и научную базу.
При внедрении новых технологий в реализацию мегапроектов необходимо передавать их малому бизнесу, с тем чтобы они смогли применять их в производстве. В разработке новых технологий важно учитывать арктическую специфику региона, возможность их реализовывать в данных условиях.
При создании центра по передаче технологий важно учитывать мнение всех субъектов инновационной политики, поэтому необходимо стремиться к созданию законодательной базы, которая регулировала бы их взаимоотношения.
Важной составляющей успеха инновационной деятельности является подготовленность кадров в востребованных областях знаний и умений. Работники на инновационных предприятиях представляют основной капитал. Именно от конкретных людей зависит будущее организации. Необходимо отметить, что для этого важна следующая цепочка: работник — «ноу-хау» — технология — успех. Технологии и персонал на таких предприятиях — отправная точка их создания и важнейший элемент роста и функционирования.
Примером решения вышеперечисленных проблем в сфере развития малого предпринимательства является инновационно-технологический центр «Старт» в г. Губкин-ский, который положил начало созданию производственного кластера Ямала. Для этого завершено строительство просторного здания, в котором разместились офисы предпринимателей, чьи производства размещены на территории «Старта». Значительная часть помещений отведена под гостиницу, рядом планируется оборудовать кемпинг и автостоянку.
На освоенной площади «Старта» в 5,2 га расположились производственные здания новых предприятий: ООО «Ямал-Пластик», выпускает полиэтиленовую упаковку, лаборатория фирмы «Гефест», обслуживает элек-
тролинии, «Кузнечный двор», работает с металлом. В комплекс входят две СТО, для легковых и грузовых автомобилей.
В ближайшее время планируется развитие мобильной связи 40, за это возьмется ООО «Спецавтоматика». Разработана концепция экспериментального энергетического центра. В центре будут испытываться новинки по производству электроэнергии, тепла, по управлению отоплением и освещением. Тем самым будет выяснено, насколько полезны, эффективны эти технологии на Севере. Допустим, какое-то оборудование может оказаться невыгодным для промышленного производства, но вполне приемлемым для отопления дач или коттеджей. И наоборот, если выявится высокая экономичность, значит, его можно рекомендовать бизнесу, в том числе работающему в сфере ЖКХ.
Создание данных центров станет примером поддержки успешно развивающегося инновационного малого предпринимательства.
Одним из важных шагов, направленных на развитие научной базы в регионе, является сотрудничество ЯНАО и регионов с развитой научно-образовательной структурой страны.
В 2012 г. подписано несколько соглашений с правительством Томской области. Один из важных совместных проектов — внедрение инноваций в здравоохранении. Обсуждены варианты получения ямальцами высокотехнологичной медицинской помощи в томских клиниках и НИИ РАМН. До конца года решено разработать комплексную программу сотрудничества в сфере здравоохранения. В частности, ямальскую сторону заинтересовало обучение студентов в медицинских вузах Томска, внедрение передового медицинского оборудования в работу ямальских клиник, а также проведение совместных научных исследований.
Профильные департаменты заинтересовались разработкой и реализацией совместных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности, поскольку это приоритетные направления для Арктического региона.
Охрана окружающей среды и ресурсосбережение — важные вопросы для добыва-
ющих регионов как Томска, так и Ямала. В этом направлении регионы договорились создать рабочую группу для совместных проектов и систематического обмена опытом. Ямальский нефтегазовый комплекс также возьмет на вооружение передовые томские разработки.
Решением проблемы развития инновационной экономики в ЯНАО может послужить разработанная концепция инновационного развития региона. Данная концепция предполагает следующее:
— региональная инновационная система ЯНАО определяется как сегмент национальной инновационной системы (НИС), и ее проектирование будет проводиться с учетом обеспечения интеграции и взаимодействия этих двух — региональной и национальной — метасистем;
— в общеэкономическом плане создаваемая региональная инновационная система (РИС), повышая интенсивность, эффективность и управляемость инновационных процессов, должна способствовать росту инвестиционного рейтинга ЯНАО за счет снижения уровня рисков для инвесторов.
Для придания функциональной полноты инфраструктурному обеспечению РИС ЯНАО необходимы также специальные мероприятия по поддержке инновационной деятельности на предприятиях округа.
Чтобы предприятие было способно достичь успеха в инновационной деятельности, оно должно соответствовать определенным критериям, т. е. необходимо иметь в своем распоряжении передовые достижения науки и техники и располагать квалифицированными специалистами, подготовленными для профессионального управления инновациями.
В самой общей постановке задача реформирования проста и одинаково звучит для любого региона:
— определение общих принципов и ориентиров в многомерном пространстве параметров экономико-социальной системы региона, характеризующих его сегодняшнее состояние (некая область «как есть», определяемая в ходе предпроектного обследования и тщательного мониторинга);
— определение координат в многомер ном пространстве параметров экономико-социальной системы региона, характеризующих его будущее желательное состояние (некая область «как должно», описываемая тем менее точно, чем больше горизонт планирования);
— определение траекторий движения от термина «как есть» в окрестность точки «как должно» с учетом предложенных критериев и имеющихся ограничений.
В такого рода задачах целесообразно сосредоточивать усилия на средствах определения этих траекторий, на инструментарии, поддерживающем принятие решений на каждом участке траектории. И чем более системно точным и оперативным будет этот инструментарий, тем с меньшей точностью и в меньшем пространстве состояний будет необходимо описывать область «как должно».
Следует создавать условия, способствующие существенному росту числа научно -технических и инновационных предприятий малого бизнеса, развивать инновационную инфраструктуру, в которой малые предприятия очень нуждаются, организовывать им правовую и информационную помощь, обеспечивать условия, способствующие быстрому превращению успешных малых предприятий в средние и крупные.
Таким образом, исходя из вышепредло-женного, в Ямало-Ненецком автономном округе сложатся условия для создания в среднесрочной перспективе региональной инновационной системы, когда инвестиционный и кадровый потенциал достигнет уровня среднероссийского и будут созданы на территории округа успешные компании, исследовательские возможности которых не исчерпываются лишь отраслевыми НИОКР.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лобанов, Ф. Арктика: стратегия освоения [Текст] / Ф. Лобанов // Русский репортер. — 2011. — № 55 (228).
2. Перечнева, И. Золото России [Электронный ресурс] / И. Перечнева // Эксперт Урал. — 2012. — № 40 (528). — Режим доступа: //http://expert.ru/ ига1/2012/40/
3. Скуфьина, Т. П. Альтернативы развития
российского Севера [Текст] / Т.П. Скуфьина // Региональная экономика: теория и практика. — 2011. — № 4(187). — С. 4—10.
4. Чертков, А. Мосты в будущее [Текст] / А. Чертков // Эксперт. — 2012. — № 22 (805).
5. Сайт Департамента по науки и инноваций [Электронный ресурс]. — Режим доступа: dniyanao.ru (дата обращения: 16.10.2012).