Научная статья на тему 'Роль и значение малого бизнеса в экономической системе'

Роль и значение малого бизнеса в экономической системе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1787
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФОНДЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ / ENTREPRENEURSHIP / SMALL BUSINESS / GOVERNMENT REGULATION / FINANCING FUNDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марченко Светлана Владимировна, Погосян Виктория Владимировна

В статье освещаются общероссийские и региональные проблемы развития малого предпринимательства. Выявляются факторы, влияющие на развитие малого бизнеса. Определяются пути решения сложившихся проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role and importance of small business in the economic system

The article highlights the national and regional small business development issues. Identify the factors that influence the development of small businesses. Defined ways to solve existing problems.

Текст научной работы на тему «Роль и значение малого бизнеса в экономической системе»

В целом, в обеих странах на сегодняшний день индивидуальная отчетность во многом выполняет больше контрольную функцию, нежели информационную. Ее формирование обусловлено задачами соблюдения интересов регулирующих органов. Хотя пути пересмотра данного подхода уже прорабатываются, социалистическое прошлое (и в определенной степени и настоящее - в Китае) продолжает оказывать существенное влияние.

Анализ реформирования и организации бухгалтерского учета и отчетности в Китае и в России позволяет заключить то, что конвергентные процессы между двумя системами пока не носят целенаправленного характера, несмотря на активизирующееся экономическое сотрудничество, и идут в основном через процесс сближения с МСФО. Появление и реальное функционирование совместных предприятий, реализация совместных проектов и другие меры усиления экономического взаимодействия двух стран позволят выстроить будущую модель систематизации опыта ведения учета и формирования финансовой отчетности двух стран для дальнейшего двустороннего и международного сотрудничества в сфере бухгалтерского учета и отчетности, взаимного совершенствования инвестиционных механизмов и сближение национальных учетных систем друг с другом.

Примечания:

2012 ^ : Ш 1535ь Чень Бинь. Исследование бухгалтерского учета совокупного дохода. - Китайское финансово-экономическое издательство, 2012.-С. 153.

2. Петров A.M., Лымарь М.П. Подходы к классификации национальных систем бухгалтерского уче-

та с позиции теоретиков КНР// Международный бухгалтерский учет. - № 43(289). - С. 59.

3. ШЙВД.Ш^^^адйЙИВШЙЗИЕЯ-Ат

[J]. 2007:76-87. Чжан Хуань Мин. Эмпири-

ческий анализ путей региональной конвергенции экономического роста // Финансы и экономика. - 2007. - С. 76-87.

4. Петров A.M., Лымарь М.П. Сравнительная характеристика основных положений законов, регулирующих бухгалтерский учет в Китае и России // Международный бухгалтерский учет. - 2013.

- № 40 (286). - С. 52-56.

5. Петров A.M., Лымарь М.П. Общие вопросы методологии и организации бухгалтерского учета в России и Китае // Современный бухучет. - 2014.

- № 1.

6. Accounting System of the People's Republic of China for Enterprises with Foreign Investment. The Ministry of Finance. 24 June, 1992.

7. Петров A.M., Лымарь М.П. Сравнительный анализ бухгалтерского учета активов в России и Китае// Международный бухгалтерский учет. - 2014. -№27 (321). - С.34-49.

8. мтт. зсшшгпfö. Фиташжш±.2ою

^• ^32151: Лю Дэ Юнь. Оценка нематериальных активов. - Китайское финансово-экономическое издательство, 2010. - С. 321.

9. Петров A.M., Лымарь М.П. Состав бухгалтерской отчетности в России и Китае // Международный бухгалтерский учет. - 2014.- №31(325). - С.28-38.

2013 Ш25. ]ЙЛи Юнг Цзинь. Исследование развития малого и среднего предпринимательства в Пекине. Китайское финансово-экономическое издательство, 2013. С. 25.

11.^Bf.^itftÄfS^AttfjgÖ^HUHfpn Цинь Хуэй. Третичный сектор Китая после вступления в ВТО и в процессы глобализации. - http:// www.china.com.cn/chinese/ch-yuwai/196856.htm

12. Петров A.M., Лымарь М.П. Сравнительный анализ формирования в России и Китае отчета о финансовых результатах // Международный бухгалтерский учет. - 2015. - №11 (353). - С. 2-12.

О си

ь-

Q-<

си си

S

143

ROLE AND IMPORTANCE OF SMALL BUSINESS IN THE ECONOMIC SYSTEM

Marchenko Svetlana Vladimirovna, PhD of Economics, Associate Professor, deputy Director of International institute of Advanced Training and Retraining of Specialists, Yessentuki

Poghosyan Victoria Vladimirovna, PhD ofEconomics, Associate Professor, expert ofinternational institute ofAdvanced Training and Retraining of Specialists, Yessentuki E-mail: PogGV@maii.ru

The article highlights the national and regional small business development issues, identify the factors that influence the development of small businesses. Defined ways to solve existing problems.

Keywords: entrepreneurship; small business; government regulation; financing funds.

РОЛЬ ИЗНА ЧЕНИЕМАЛОГО БИЗНЕСА УДК 336

В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ВАК РФ 08.00.05

В статье освещаются общероссийские и региональные проблемы развития малого предпринимательства. Выявляются факторы, влияющие на развитие малого бизнеса. Определяются пути решения сложившихся проблем.

© Марченко С.В., 2017 © Погосян В.В., 2017

Ключевые слова: предпринимательство; малый бизнес; государственное регулирование; фонды финансирования.

I

# *

$

X

ш £

О ш

X

О X

о со

144

МАРЧЕНКО Светлана Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, зам. директора, Международный институт повышения квалификации и переподготовки специалистов, Ессентуки

ПОЕОСЯН Виктория Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, специалист, Международный институт повышения квалификации и переподготовки специалистов, Ессентуки PogGV@mail.ru

Малые бизнес-структуры в России, как и в любой другой стране с развитым рынком, играют большое значение в процессах формирования устойчивой рыночной структуры, развития экономического сектора в целом. Кроме этого, малый бизнес реализует целый ряд важнейших социально-экономических задач, включая создание новых рабочих мест, повышение уровня конкуренции, что, как правило, ведёт к снижению уровня безработицы и снижению цен. Надо отметить, что именно малый бизнес порождает и развивает кредитование малого предпринимательства, стимулирует снижение уровня процентных ставок по кредитам для бизнеса в целом и улучшению качества банковского обслуживания, сервиса. В условиях современной экономики нашей страны малый бизнес способствует решению проблемы диверсификации экономики и освобождения её от сырьевой зависимости.

Малый бизнес можно охарактеризовать как предпринимательскую деятельность, осуществляемую субъектами рыночной экономической системы при определённых, регламентированных национальным законодательством, органами государственной власти или иными представительными организациями критериях, которые определяют суть этого понятия.

Следуя примерам из мировой практики, среди основных показателей, на основе которых бизнес-структуры разных организационно правовых форм относят к субъектам малого бизнеса, выступает, в первую очередь, средняя численность работающих, которые были заняты в отчётном периоде на предприятии. По мнению некоторых исследователей, под малым бизнесом следует понимать предпринимательскую деятельность, которая осуществляется небольшой группой людей, или предприятие, которое управляется одним человеком - его собственником.

Обобщая все критерии отнесения предприятия к малому бизнесу, можно сказать, что в большинстве случаев - это:

- численность персонала предприятия (количество работников);

- размер уставного капитала;

- величина активов;

- объём оборота (прибыли, дохода).

Малый бизнес во всех развитых экономиках выступает как один из ведущих секторов, во многом определяющий и темпы экономического роста, и уровень занятости граждан, качество и структуру валового внутреннего продукта страны. Рост числа предприятий малого бизнеса и развитие его качественных показателей соответствует общепринятым в мире тенденциям к созданию гибкой дифференцированной экономической системы, смешению различных форм собственности и соответствующей им модели хозяйствования, в которой должен быть реализован сложнейший синтез конкурентного рыночного саморегулирования и механизмов государственного регулирования крупного, среднего и мелкого бизнеса. Ось современных экономических систем, безусловно, крупный бизнес, а всё многообразие видов мелкого и среднего бизнеса - это неотъемлемая производная этой оси.

В современной экономике России параллельно функционируют крупные, средние, малые бизнес-структуры, а также осуществляется деятельность, которая базируется на личном и семейном труде.

Несмотря на постоянно декларируемую мысль о необходимости и приоритетности всемерной поддержки малому бизнесу, забюрократизированная государственная машина очень медленно разворачивается лицом к малым предпринимательским структурам. Последним проявлением "поддержки" малого бизнеса государством было решение о повышении практически вдвое страховых взносов во внебюджетные фонды, последствия которого в виде массового сокращения количества малых предприятий ещё отмечается органами статистики.

С начала 2013 года в стране перестало функционировать более 500 тысяч малых и средних предприятий, и, конечно, индивидуальных предпринимателей. Как и раньше, перед малыми предприятиями всё ещё очень много административно-правовых преград,хотя развитие сектора малого и среднего бизнеса, по-прежнему, является одним из базовых приоритетов экономической политики государства.

Несмотря на решения о смягчении правовых барьеров для регистрации и развития малых предприятий, в качестве остающихся, кроме роста налоговой нагрузки, остаётся, например проблема, связанная с отсутствием реестра регистрации залогов движимого имущества. Это обстоятельство затрудняет оформлять банковские кредиты под такие залоги, вследствие нежелания банков иметь дело с недобросовестными заёмщиками, которые могут в отсутствии государственной регистрации подобных залогов, продать или же повторно заложить его. В 2014 году вступил в силу закон о порядке включения данных о залогах движимого имущества в соответствующий государственный реестр, что стало предпосылкой для уменьшения количества злоупотреблений и, как следствие, соответствующих рисков коммерческих банков-кредиторов.

В числе позитивных тенденций современного периода надо отметить создание и применение в последние годы новых видов государственной поддержки малого и среднего бизнеса. К таким механизмам можно отнести создание федерального гарантийного фонда, базовой функцией которого должна быть создание централизованной нормативной базы для предоставления государственных гарантий по займам, и разработка единых регламентов по предоставлению поручительств многочисленных гарантийныхфондов всех регионов Российской Федерации.

Кроме того, необходимо отметить действующую долгосрочную государственную Про-

грамму финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, что при помощи и с участием ряда банков создаёт условия для увеличения доступности финансовых ресурсов предприятиям малого бизнеса и создания наиболее благоприятных условий финансового обеспечения бизнеса для клиентов банков. Наиболее доступными кредитными продуктами являются кредиты, целевой характер которых выражается в финансировании долгосрочных инвестиционных проектов предприятий малого бизнеса, направляемых на модернизацию производства и внедрение инновационных технологий. В настоящее время в банках предлагают для заёмщиков-малых предприятий условия, которые в качестве обеспечения по инвестиционному кредиту предлагают считать только приобретаемое оборудование, при условии, что часть его стоимости заёмщик оплатит из собственных средств, что делаете кредит ещё более доступным и привлекатель- ;

К

ным для малого предприятия. -

Министерство экономического развития предполагало снизить уровень средней ставки по кредитам малому бизнесу в 2014 году до 10% годовых, что стало бы возможным только после принятия закона о секьюритизации банками портфелей кредитов малым предприятиям, а затем выпуска ценные бумаг и получения под залог этих бумаг финансирования в Центральном Банке. К сожалению, данным планам не суждено было быть реализованными, ввиду обострения общей экономической ситуации в стране.

Все эти планы и меры отражают озабоченность государства состоянием малого бизнеса в стране, вследствие недоиспользованности потенциальных возможностей малого предпринимательства, позволяющих в странах с развитым сектором малого бизнеса вносить вклад в валовой внутренний продукт страны на уровне 50-80 %.

Масштабы действующих в той или иной отрасли предприятий определяются, в том числе, спецификой отраслей и их технологическими особенностями. Есть отрасли, которые связаны с высокой капиталоёмкостью и значительными объёмами производства, и, напротив, отрасли, для которых не нужны крупные предприятия, а, напротив, приоритетом является функционирование малых предприятий.

Значительное число неприятных сюрпризов преподнёс бизнесу, в том числе малому, 2014 год. Постепенное замедление темпов роста экономики и, в частности, потребительского спроса, имело место уже в период 2012-

# *

$

X

ш £

О ш

X

О X

о со

146

1) Без учета данных по Pec.nv6.nuKP. Кпым и ?..Севастополю.

2013 годов, однако в 2014 году на фоне введён ных рядом стран экономических санкций про блемы заметно обострились. Наиболее серьёзным потрясением для бизнеса следует признать кризис декабря 2014 года на валютном рынке, заставивший Банк России резко увеличить ключевую ставку до 17%, что сразу же повлекло удорожание банковских кредитов.

Результатом стало снижение объёма портфеля кредитов МСП на 0,9% уже в 2014 году, в первом квартале 2015 года падение продолжилось и достигло 5,4% за 3 месяца. Большинство банков предпочитают работать с крупными корпорациями, выдача микрокредитов частным предпринимателям представляет для них небольшой интерес.

Таким образом, предпринимательство в России развивается довольно медленно, особенно в российской "глубинке", где практически невозможно создать малое предприятие, приносящее стабильный доход.

Все эти негативные факторы привели к снижению числа малых предприятий в России (рис. 1 и 2).

Число малых предприятий (без микропредприятий)

и замещенных рабочих мест по федеральным округам Российской Федерации в I полугодии 2014 года

зации бизнеса каждого субъекта в составе федерального округа (табл. 1).

Число малых предприятий (без микропредприятий) и замешенных рабочих мест по федеральным округам Российской Ф едерации в I полугодии 2016 года

Рисунок 2 - Число малых предприятий по федеральным округам РФ в I полугодии 2016 года

Центральный

СевероЗападный

СевероКавказский

Приволжский

| I число малых предприятий (без микропредприятий), тыс.единиц

Рисунок 1 - Число малых предприятий по федеральным округам РФ в I полугодии 2014 года

Причем, согласно данным Росстата, наименее привлекательным для развития малого бизнеса остается Северо-Кавказский федеральный округ. Так, в период с 2014 г. по 2016 г. отмечается отсутствие роста числа малых предприятий, являющихся базой системы органи-

Отсутствие необходимых площадокдля осуществления производственной деятельности, неразвитость транспортной системы и логистики, низкий уровень снабжения энергоресурсами, нехватка квалифицированных специалистов технической и инженерной сферы являются одними из сдерживающих факторов, препятствующих развитию малого предпринимательства и эффективному функционированию относящихся к нему хозяйствующих субъектов во всех регионах СКФО [3]. К тому же, имеет место проблема распространения нелегального предпринимательства.

Структура численности малых предприятий в нашей стране отражает диспропорции экономического развития, сложившиеся в экономической системе. Наибольшее число малых предприятий функционирует в отраслях с высокой скоростью оборота капитала: в торговле - 28,8%, операциях с недвижимостью - 20,6%. Следующими по количеству малых предприятий являются строительство - 13,1% и обрабатывающие производства - 14,9%. В противовес этим сферам - в образовании малые предприятия представлены в количестве 300 единиц (0,1%), а в здравоохранении - 3800 единиц (1,6%), что крайне недостаточно для такой страны, как Россия.

Дальневосточный

- число замещенных рабочих мест, тысяч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1 - Динамика малых предприятий в СКФО

Малые предпринимательские структуры играют огромную роль в экономических системах всех стран мира. За последние годы (2002 - 2016 гг.) в странах Европы, в США и Японии малый бизнес представляет собой совокупность многочисленных малых предприятий. Основное их число - это микропредприятия с численностью работников не превышающей 20 человек. Вместе с тем, именно малые предприятия обеспечивают более 60% прироста числа новых рабочих мест, что уже позволило говорить о значительном сокращении численности безработных в этих странах, имевшей место до начала мирового финансового кризиса.

Малый бизнес эффективен не только в потребительской сфере и сфере оказания услуг, но и как сообщество производителей, нужных крупным производствам конечной продукции, отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов, комплектующих и других элементов, которые не выгодно выпускать крупным предприятиям. Всё это обусловливает использование комплексных подходов к характеристике места и роли малого бизнеса в экономических системах. В малом бизнесе скрыты немалые резервы, которые можно эффективно использовать в экономике России.

Вклад малых предприятий в валовой внутренний продукт зарубежных стран составляет от 80% (Скандинавские страны) до 50% (США). Президент РФ поставил задачу увеличить к 2020 году долю малого бизнеса в ВВП страны до 40%. В настоящее время эта доля составляет всего около 24%, что иллюстрирует нереа-лизованность потенциальных возможностей российского малого бизнеса. Возможности по эффективному функционированию малого бизнеса обусловлены его многочисленными преимуществами в сравнение с крупными бизнес-структурами. К ним следует отнести:

- близость к местным рынкам и гибкой приспособляемостью к потребностям своих клиентов;

- осуществление производства товаров в виде малых партий, что не может быть выгодно крупным предприятиям;

-отсутствием дополнительных звеньев управления и т.д.

Не секрет, что развитию малого бизнеса способствует имеющая место всё большая дифференциация и индивидуализация спроса в сферах производственного и личного потребления.

Дело в том, что научно-технический прогресс значительно расширил границы возможностей для предпринимательства на дому. В настоящее время надомное, а практически, семейное предпринимательство включает более двухсот разных видов бизнеса. В этот перечень входит и традиционное надомное предпринимательство, и бытовой сервис, разные виды ремёсел, услуги в образовательной сфере и сфере бизнеса. Например, в Соединённых Штатах Америки только 4,4% от всех надомных малых фирм функционируют как ремесленные; 11,8% - занимаются розничной торговлей; услугами в финансовой, бухгалтерской, консультационной и компьютерной сферах работают 30% всех организаций надомного бизнеса; а наибольшая доля - 53,8% - функционируют в сфере строительства, недвижимости, образовательных, юридических и оздоровительных услуг.

Важно также заметить, что развитие малого бизнеса создаётблагоприятныеусловия для оздоровления экономической системы в виде развития конкурентной среды, создания дополнительных рабочих мест, более активного хода структурной перестройки экономики, расширения потребительского сектора. Развитие малого бизнеса ведёт к наполнению рынка товарами и услугами, роста уровня экспортного потенциала, улучшению использования местных сырьевых ресурсных запасов.

Необходимо сказать, что масштабы развития малого предпринимательства в России и его вклад в валовой внутренний продукт и в оздоровление экономической системы в настоящее время явно недостаточен. Одной из причин этой ситуации является то, что до сих пор нет масштабов должной государственной

Число малых Число малых

предприятии в 1 полугодии 2014 года предприятии в I полугодии 2016

года

тыс. единиц в % к итогу по России тыс. единиц в % к итогу по России

Российская Федерация 235,5 100 172,8 100

Северо-Кавказский федеральный округ 5,4 2,3 3,4 1,9

Республика Дагестан 0,6 0,2 0,4 0,3

Республика Ингушетия 0,1 0,0 0,1 0,0

Кабардино-Балкарская республика 0,5 0,2 0,4 0,2

Карачаево-Черкесская республика 0,3 0,1 0,2 0,1

Республика Северная Осетия -Алания 0,5 0,2 0,4 0,2

Чеченская республика 0,1 0,0 0,1 0,1

Ставропольский край 3,4 1,4 1,7 1,0

* *

X

SC О UJ 3-

s X о

X

о

CO

148

поддержки предприятий малого бизнеса и создания здоровой конкурентной правовой среды для его развития. Между тем, именно малые предприятия, как наиболее неустойчивые предпринимательские структуры, являются зависимыми от различных колебаний рынка, испытывают потребность в разносторонней государственной поддержке.

Кроме уже существующих мер поддержки малого бизнеса, принято решение о перераспределении в пользу местных бюджетов доходов от налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения, предполагается поэтапная его передача на уровень муниципалитетов. Это обусловлено тем, что малый и средний бизнес функционируют именно на местном уровне, и формирование, с одной стороны, надёжной доходной основы для местных бюджетов позволит одновременно инициировать диалог органов местного самоуправления с малым бизнесом, создаст комфортную предпринимательскую среду, а, следовательно, и обусловит рост социальных услуг, и рост производства.

Кроме того, для полноценного использования потенциала малого и среднего бизнеса необходимо создать пространство для развития, связанное с участием этих сегментов экономки в закупках для государственных и муниципальных нужд, а также в закупках для целей институтов развития и государственных компаний. С января 2014 года вступило в силу законодательство о федеральной контрактной системе, которая предполагает определённое квотирование, так, не менее 15% расходов на госзакупки направляется на цели закупок товаров и услуг именно в секторе малого и среднего предпринимательства.

Один только рынок закупок для целей государственных компаний - это порядка 7 трлн рублей. Если удастся добиться того, чтобы эта квота наполнялась реальным содержанием, это означает 1 трлн рублей дополнительного гарантированного государством оборота для малого и среднего бизнеса. Это взаимовыгодная работа, которая полностью соответствует интересам и большой компании, и малого и среднего бизнеса.

Предприниматели всегда обращают внимание на отсутствие финансового ресурса - крайне серьёзный сдерживающий фактор, тем более для малого и среднего бизнеса, который не имеет серьёзной кредитной истории, не имеет надёжной залоговой базы, и здесь, безусловно, государство должно подставлять своё плечо. Имеется в виду деятельность в об-

ласти гарантий и в области предоставления специального долгосрочного фондирования для инвестиционной активности малого и среднего бизнеса. Государство предлагает такой источник, как размещение средств Фонда национального благосостояния в сумме 100 млрд рублей через финансовый институт (это может быть размещение в депозиты во Внешэкономбанке с доходностью, которая принята для этого инструмента,™ есть инфляция плюс 1%), который стал бы источником фондирования операций кредитных организаций, банков по предоставлению долгосрочных инвестиционных кредитов для среднего бизнеса. Имеется в виду, что при такой цене фондирования стоимость кредита для конечных заёмщиков не превысила бы 10%, а длительность кредита могла бы составить около 10 лет. Это способствовало бы, по предварительным расчётам, увеличению примерно на 50% объёма инвестиционных проектов среднего бизнеса.

Кроме того, в России уже действует система гарантийных фондов. Региональные гарантийные фонды созданы практически во всех субъектах Российской Федерации. Под их поручительство предоставлено за последние 7 лет (с 2007 года) больше 250 млрд рублей кредитов. Государство намерено завершить формирование национальной гарантийной системы созданием федерального гарантийного фонда. И очень важно, что действительно принято решение о его капитализации. Федеральный гарантийный фонд должен быть создан как небанковская кредитная организация, которая будет должным образом регулироваться и контролироваться со стороны Банка России. Его задачи - это, с одной стороны, работа в области методологии и стандартов деятельности региональных фондов, выдача контргарантий региональным гарантийным фондам, для того чтобы они смогли расширить свои лимиты кредитования, и предоставление прямых гарантий (на что он будет в отличие от региональных фондов иметь право) субъектам среднего предпринимательства. В результате считается, что доля кредитования малого и среднего предпринимательства в общем объёме кредитов может существенно увеличиться. Если сейчас гарантиями обеспечивается примерно 2% рынка кредитов для малого и среднего предпринимательства, то речь идёт об увеличении по меньшей мере до 5%.

Очень важно, что эти средства предусмотрены, но необходимо поставить вопрос о том, чтобы они появились в виде отдельной строки в бюджете, для того чтобы в нормативную

плоскость как можно быстрее этот вопрос был переведён, выпустив соответствующие нормативные документы.

Ещё одно важное направление, по которому правительство и сегодня работает, и собирается его актуализировать, - это предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на формирование региональных программ поддержки малого и среднего бизнеса. Имеются в виду и инфраструктурные проекты, создание соответствующих бизнес-инкубаторов, технопарков, стартапов и субсидирование их финансирования.

Ещё одной составляющей государственного стимулирования развития малого бизнеса является административная составляющая и её ядро - налоговое администрирование. Налоговая ситуация в России, по-своему уникальна, её нельзя отнести к какой-либо из общемировых тенденций, хотя некоторые закономерности можно отметить. Так, налоговая нагрузка на бизнес неувеличивалась, законодательство не подвергалось таким частым изменениям, как в 2011 году (16 изменений и дополнений в НК РФ), создавались электронные сервисы, которые должны упростить уплату налоговых платежей и пр.

Уже теперь, по данным Федеральной налоговой службы России, известно, что за последние годы охват выездными проверками налогоплательщиков снизился и составил около 1%, что соответствует показателям развитых стран. Одновременно количество жалоб налогоплательщиков стало намного меньше, примерно на 20% снизилось количество судебных разбирательств по налоговым вопросам с юридическими лицами, все эти факты отражают общее смягчение административно-налогового давления на малый бизнес.

В 2012 году были законодательно утверждены изменения в Налоговом кодексе, узаконившие новый специальный налоговый режим для малого бизнеса в виде патентной системы налогообложения. При утверждении поправок была сохранена возможность до 2018 года использовать систему налогообложения в виде единого налога на вменённый доход. Её использование теперь для бизнеса является добровольным, а при применении патентной системы налогообложения индивидуальные предприниматели могут привлекать к работе до 15 человек. В этот же период законодателями был одобрен пакет законов, направленных на введение ставки 0% по налогу на прибыль для сельскохозяйственных товаропроизводи-

телей, что позволит сгладить рост их затрат, связанных со вступлением России в ВТО.

Позитивными представляются недавно принятые изменения в налогообложении малого бизнеса, позволяющие исключать из объекта обложения налогом на имущество организаций машины и оборудование, непосредственно занятые в производственном цикле, ряд мер, упрощающих ведение налогового учёта и др.

Таким образом, комплексная реализация этих мер на федеральном и региональном уровне позволит повысить результаты деятельности функционирующих субъектов малого бизнеса, а также послужит инструментом стимулирования создания новых предприятий и их прогрессивного развития, что является залогом оптимального развития экономики.

Примечания:

I. Федеральный Закон от 24.07.2007 № 209 (ред. от:

01. 07.2014) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

2. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14 (ред. от 29.06.2015) "Об обществах с ограниченной ответственностью".

3. Федеральный Закон от 14.06.1995 №88 (ред. от 02.02.2006) "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".

4. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209 (ред. от 29.06.2015) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

5. Федеральный закон от 25.06.2012 № 94 (ред. от 02.07.2013) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные акты РФ".

6. Голубина Ж.И. Пути совершенствования финансового обеспечения предприятий АПК в кризисных условиях // Kant. - 2016. - № 1 (18). - С. 98-102.

7. Марченко C.B., Голубина Ж.И., Юрина В.П. Особенности финансовой деятельности предприятий Северо-Кавказского федерального округа в кризисный период // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2016. - № 2. - С. 120-130.

8. Марченко C.B. Финансовые результаты деятельности предприятий как индикатор развития СКФО // Kant. - 2016. - № 1 (18). - С. 120-123.

9. Погосян В.В. Развитие теории и методов реструктуризации автотранспортного предприятия : дис.... канд. экон. н. - Ставрополь, 2006.

10. Погосян В.В. Проблемы и перспективы развития производства и структуры промышленности в регионах // Развитие мировой экономики: современные тенденции и проблемы : сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - 2011. -С. 126-132.

II.Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.