Научная статья на тему 'Роль и значение культуры в экономическом развитии на примере исследований в странах Западной Европы'

Роль и значение культуры в экономическом развитии на примере исследований в странах Западной Европы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
211
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Буркин А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и значение культуры в экономическом развитии на примере исследований в странах Западной Европы»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЙ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

А. И. БУРКИН, кандидат искусствоведения, член Союза писателей России, председатель Центрального совета Общероссийского общественного движения «Россия Православная»

В настоящее время в России на уровне обыденного сознания, в публицистике, а иногда и в сознании некоторых представителей политической элиты значение сферы культуры трактуется довольно поверхностно. «Культура только требует денег и никакого дохода не приносит» — одно из самых расхожих представлений в современном массовом сознании.

Однако еще в советское время политическая элита страны прекрасно понимала потенциал сферы культуры. И отнюдь не только как пропагандистский. Сокровища из музейных запасников активно и без особой огласки продавались за рубеж. По тому же пути идет и некоторая часть отечественной политической и бизнес-элиты и в настоящее время. И это несмотря на то, что нашей страной еще в 70-х гг. прошлого века был подписан целый ряд конвенций ЮНЕСКО о сохранении, запрещении и предупреждении незаконного вывоза и передачи культурных ценностей1.

Большинство учреждений культуры расположены в престижных местах, представительных зданиях и помещениях. Музейные фонды, театральные костюмы и декорации, оборудование и инвентарь имеют определенную стоимость. Недаром наиболее богатые и влиятельные представители делового мира стремятся получить объекты культуры в «доверительное управление», видя в сфере культуры еще одну ренту — помимо нефти, газа и леса.

Между тем, за рубежом реальный вклад сферы культуры в развитие экономики регионов становит-

1 Международные нормативные акты ЮНЕСКО. - М., 1993. - С. 283-290.

ся предметом все более пристального внимания и целого ряда исследований.

В настоящей статье рассматриваются исследования, проведенные в сфере культуры экономистами и социологами в 80-х и 90-х гг. XX в. в странах Западной Европы.

Как отмечают отечественные экономисты, в Западной Европе первое такое исследование было проведено в 1984 г. в Цюрихе (Швейцария). Методика этого анализа представляет наибольший интерес: «Сначала было установлено, сколько бюджетных средств израсходовали на всю культурную жизнь Цюриха город, кантон (провинция) и прилегающие общины. При этом выяснилось (эта ситуация характернадо сих пор для всех крупных городов Европы), что от 70 до 76 % выделенных средств ушло на содержание четырех крупных учреждений: оперного и драматического театров, филармонии и дома искусств (музея). Поэтому исследователи ограничились этими четырьмя учреждениями, поставив себе цель: экономически обосновать субсидии на содержание учреждений культуры.

Вот как рассчитывался экономический вклад оперного театра. Были поставлены следующие ключевые вопросы: 1. Какая часть субсидий, общий объем которых составил 35,6 млн швейцарских франков, прямо или опосредованно возвращается государству? 2. Какое воздействие эти субсидии оказывают на экономику и граждан?

Непосредственно государство получило 10 % выручки от продажи входных билетов (это особая договоренность, существующая только в Цюрихе) и

так называемый «налог на источник» для иностранных работников, составляющий примерно 0,4 % всехрасходов оперного театра, и, наконец, налоги, которые работники оперы должны платить, как и все другие граждане, т. е. 14 % от их доходов.

Опосредованно государство получило плату за проезд в автобусах и трамваях, которые являются государственными, кроме того, плату за парковку автомобилей и налоги от предприятий, клиентами которых являются работники и посетители театра, а также сам театр. Персонал этих предприятий также платит подоходный налогв размере 14 %. Сосчитать эти косвенные доходы государства было уже сложнее. Чтобы прояснить ситуацию, были проведены различные опросы посетителей: каким транспортом они пользуются (автобус, трамвай, личный автомобиль), что они покупают (новое платье, украшения, парфюмерия, ужин в ресторане, ночлег в гостинице и т. д.). После проведенных подсчетов оказалось, что 26,2 % субсидий прямо или косвенно возвращаются государству, т. е. 9 335 443 франка из 35,6 млн франков субсидий снова поступают в бюджет»2.

К косвенным расходам в пользу предприятий относились транспортные расходы, т. е. затраты на приобретение автомобилей и бензина, расходы на рестораны, особые покупки, посещение парикмахера и т. д. Необходимо было учесть также и различные ежедневные расходы персонала оперного театра. Исследователи провели по всем этим моментам многочисленные опросы и в результате установили, что оперный театр потратил в пользу различных предприятий около 64 млн франков, что составило 179 % от государственных субсидий, объем которых, как уже говорилось, составлял 35,6 млн франков.

В целом весь результат исследования был сформулирован так: «Настоящее исследование показывает, что четыре учреждения культуры — оперный и драматический театры, филармония и дом искусств играют, кроме культурной, еще и существенную экономическую роль. Чтобы выполнять свои задачи, они пока еще не могут обойтись без государственных субсидий; их деятельность, однако, вызывает обратные потоки средств в государственный бюджет и оказывает сильное оживляющее воздействие на экономику».3

Вслед за этим первым научным исследованием об экономической значимости культуры и искусства последовали многие другие исследования в странах Западной Европы. В 1985 г. Амстердамский университет (Амстердам — город с очень актив-

2 Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культу-ры,-СПб., 2003,-С. 10-11.

3 Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культу-ры,-СПб., 2003,-С. 12.

4 Там же.

ной культурной жизнью) опубликовал результаты исследования, проведенного по заказу Амстердамского агентства по туризму, отделов культуры и экономики муниципалитета и торгово-промышленной палаты и посвященного «экономическому значению профессиональных искусств в Амстердаме»4.

Исследование в Амстердаме было намного более комплексным и широким, чем цюрихское как по составу заказчиков, так и охвату проблем. Исследовано было все (кроме кино, видео и литературы): большие и малые театры, танцевальные ансамбли, опера, коллективы мимики и жеста, кукольные театры, кабаре, молодежные и уличные театры, концертные залы, оркестры всех размеров, всевозможные художники, музеи, художественные инициативы и учреждения и т. д., вплоть до таких коммерческих заведений, как художественные галереи и аукционные дома. В сферу исследования также попали художественно-производственные мастерские, поддерживающие организации (например, союз художников) и различные художественные вузы. При этом не учитывалось любительское искусство, которое, разумеется, присутствует везде в большом объеме.

Целью этого комплексного исследования было выяснение того, сколько рабочих мест создает многообразный художественный сектор, сколько денег эти люди тратят, что в свою очередь дает работу другим людям вне художественного сектора (например, в ресторанах), сколькоони привлекают отечественных и зарубежных гостей, которые также тратят деньги, и какое это все имеет значение для государства и народного хозяйства, в частности, для г. Амстердама. Более конкретно — сколько из государственных субсидий (в 1983 г. они составили 315 млн гульденов, т. е. около 280 млн нем. марок) возвращается к государству и какой вклад они вносят в оживление экономики.

Голландских исследователей интересовали только измеримые показатели. Было учтено все, что относится к сфере профессионального искусства. Затем по учреждениям культуры были разосланы 800 анкет, в которых содержалась просьба сообщить о рабочих местах, количестве посетителей, доходах и расходах. Эти анкеты были дополнены годовыми отчетами учреждений культуры, а также результатами многочисленных интервью и материалами статистического управления г. Амстердама. В обработке всех материалов участвовала экспертная группа по математике и статистике экономического факультета Амстердамского университета.

В результате было установлено, что в Амстердаме, где насчитывается 750 тыс. жителей, в 1983 г. в секторе профессиональных искусств было непосредственно занято 12 тыс. человек. Это больше, чем в

таких секторах, как реклама и газетно-издательский бизнес вместе взятых, и примерно столько же, сколько в гостинично-ресторанном бизнесе или в порту. Среди 48 основных отраслей экономики Амстердама искусство занимает 8-еместо вслед за банками, учебными заведениями, учреждениями здравоохранения, оптовой и розничной торговлей и т. д.

Эти люди платят более 134 млн гульденов (120 млн нем. марок) налогов и взносов в фонды социального и пенсионного страхования. К этому надо добавить62 млн гульденов (55 млн нем. марок) налога на добавленную стоимость, который удерживается с расходов деятелей искусств и посетителей. Примерно 110-130 млн гульденов (100-115 млн нем. марок) возвращается из других отраслей экономики в виде налогов и взносов в фонды социального и пенсионного страхования. Таким образом, непосредственный возврат средств в бюджеты разных уровней уже превышает объем ежегодных субсидий (315 млн гульденов) в художественную сферу Амстердама.

Расходы людей, работающих в художественной сфере, в пользу других отраслей (квартплата, электричество, транспорт, рестораны) составляют 259 млн гульденов (230 млн нем. марок); от 800 тыс. зарубежных гостей в амстердамскую экономику ежегодно поступало около 354 млн гульденов (317 млн нем. марок), прежде всего в гостинично-ресторанном секторе; голландцы, приезжающие в город на один день (2,2 млн чел.), тратят еще 73 млн гульденов (65 млн нем. марок), а сами амстер-дамцы — 454 млн гульденов (400 млн нем. марок) в год. Оживление экономики Амстердама благодаря художественному сектору имеет, таким образом, гораздо больший объем, чем государственные субсидии в культуру и искусство города.

Вывод: экономическая значимость художественной жизни в Амстердаме в цифровом выражении составила в 1983г. более миллиарда гульденов. Именно так был озаглавлен отчет о проведенном исследовании. За ним последовали аналогичные исследования в Гааге, Утрехте и других нидерландских городах. Новое амстердамское исследование, проведенное в 1996 г., показало, что возврат средств в бюджеты и экономический вес художественного сектора по сравнению с 1983 г. значительно выросли.5

Подобные исследования были проведены и в Германии — начиная с маленького городка Нойс (1988 г.) вплоть до исследования всего сектора культуры Германии (1988 г.). «Искусство и культура — это не нахлебники государства», «Культурарентабельна» — гласили заголовки в газетах Германии.

5 Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культу-ры,- СПб., 2003,- С. 13-14.

В 90-е годы прошлого века по заказу Министерства экономики земли Северный Рейн-Вест-фалия боннский независимый Центр культурных исследований совместно с Бюро городского культурного планирования и университетским Институтом экономики и культуры подготовил в 1991/92, повторно в 1995, а также в 1998 гг. отчеты о роли культуры в экономике, точно определив при этом, что входит в понятие индустрии культуры: рынок прессы и литературы; кино-теле-медийный рынок; музыкальная индустрия и торговля предметами искусства. В целях максимальной научной точности было четко определено, что относится к каждому из четырех названных секторов культурной индустрии в узком смысле слова и что можно отнести к смежным отраслям — также с отдельной статистикой. К рынку прессы и литературы относятся: свободные писатели, авторы и журналисты, т. е. те, которые не имеют постоянного места работы, издательства, предприятия книжной и газетно-журнальной торговли, оптовая и розничная торговля — в основном секторе, в смежном — книжные типографии и переплетные мастерские, письменные и устные переводчики, издательства прессы (производство бумаги сюда не входит). Кино-теле-медийный рынок в узком смысле охватывает самостоятельных (не получающих зарплаты от государства) деятелей театра, кино и радио, кинопроизводство, кинотеатры, кинопрокат и дистрибуцию, фотолаборатории. Также были обследованы такие смежные сектора, как изготовление и реализация соответствующей аппаратуры, видеотеки, радио- и телекомпании (без производства фильмов), копировальные фабрики, оптовая и розничная торговля, фотомастерские.

Основой для всех этих исследований послужило представление о том, что на смену промышленному обществу медленно, но верно идет общество услуг, что структура экономики должна претерпеть изменения. Однако, какие именно изменения и в каком направлении?

Цель исследования состояла в следующем: 1) получить новые данные, которые могут послужить основой для городского и регионального планирования; 2) получить информацию для проведения мер по формированию рынка труда, безработица на котором достигает 20 %, поскольку традиционные отрасли потерпели крах и 3) проследить взаимосвязи между коммерческой и дотационной культурой.

В результате тщательных эмпирических исследований (годовые балансы предприятий, объем уплаченных налогов, опросы и т. д.) был сделан вывод о том, что «за отчетный период культурный сектор рос быстрее других отраслей, нередко более

чем вдвое быстрее, чем традиционные отрасли экономики, например, машиностроение»6.

В итоге результатом всего этого было то, что города Северного Рейна-Вестфалии, земли Северный Рейн-Вестфалия предприняли следующие конкретные меры:

В сфере городского ирегио галъного планирования в Кельне, например, систематически работали над превращением его в город средств массовой информации, исходя из того, что здесь уже находилась крупнейшая телерадиокомпания Германии

— WDR. С помощью налоговых послаблений и льгот при покупке земельных участков в город привлекались инвесторы, которые построили массу различных студий; был создан медиапарк, в котором разместились коммерческие учреждения

— частные радиостанции и некоммерческие организации — небольшие кино-инициативы.

В образовательной сфере земля Северный Рейн-Вестфалия приняла в 1990 г. решение создать Высшую художественно-медийную школу, а в 2000 г. была также открыта киноакадемия. Получающие большие дотации Высшая художественно-медийная школа и киноакадемия готовят не только деятелей искусств, но и продюсеров, дизайнеров, специалистов по рекламе, техников, которые могут работать как в коммерческой, так и в некоммерческой сфере — в театрах или музеях. Основанный 10 лет назад кинофонд земли Северный Рейн-Вестфалия располагает сегодня фондом поддержки в 75 млн марок и является крупнейшим в Германии. Он дает деньги на новые кинопроекты лишь тогда, когда определенная доля средств, затрачиваемых на производство фильма, действительно расходуется в Северном Рейне-Вест-фалии. Таким образом, продюсер не может снимать фильм только где-то в Испании или в Америке, а он должен тратить деньги только в Северном Рейне-Вестфалии, чтобы можно было что-то противопоставить американизированному кинорынку. Такие целевые киносубсидии (необходимо отметить, что это единственные субсидии, которые предоставляются в Германии, да практически и во всей Европе в секторе коммерческой культуры) привели к созданию многочисленных новых предприятий-поставщиков киноиндустрии — копировальных фабрик, бюро поиска натуры для съемок и т. п

Завершая обзор исследований, проведенных в странах Западной Европы, нужно подчеркнуть, что подобные эмпирические исследования рентабельности культуры и искусства и взаимодействия искусства и коммерческой культуры, на взгляд автора, имеют

6 Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культу-ры.-СПб., 2003,-С. 16.

смысл лишь в том случае, если не забывать о том, что значительное оживление экономики благодаря искусству — это следствие, а не причина. Причиной же является глубокая потребность человека активно или пассивно соучаствовать в различных видах искусства, т. е. самому заниматься творчеством или посещать музеи, театры, концерты, кино и т. д. или же приобретать книги и картины. Если же экономический эффект ценить выше, чем эту глубинную причину, то тогда возникают большие сложности с неповторимым, не поддающимся измерению качеством искусства. Тогда возникает также опасность того, что не будет уделяться достаточно внимания молодому поколению художников, художественным предметам в средней и высшей школе, и тогда этот глубинный источник может иссякнуть. Таким тенденциям надо противодействовать, ведь подобная идеология была бы очень близорукой — с духовной, с социологической, политической и экономической точек зрения.

В заключение необходимо отметить, что по мнению ряда ведущих мировых экономистов и политологов—таких, как Б. Мулдер, Ф. Фукуямаидр.,

— в ближайшие годы культура станет движущей силой возникновения новых социально-экономических структур, культура — как общественный капитал

— будет играть для экономического развития более важную роль, чем международные денежные потоки и инфраструктуры. Поэтому социально-культурная сфера не должна, да и уже не может существовать и развиваться только как сфера государственных интересов. Привлечение внебюджетных источников финансирования,все более активное сотрудничество социально-культурной сферы с финансовым, промышленным и торговым капиталом, общественными движениями и организациями — одно из необходимых условий сохранения культурно-исторического наследия, воспроизводства творческого потенциала, развития культурной жизни.

Литература

1. Барри Лорд, Гэйл Д. Лорд. Менеджмент в музейном деле. -М., 2002.

2. Ваганова Н.К., Дымникова А.И. Предпринимательство в культуре. — СПб., 2002.

3. Глаголев A.M. Экономические отношения в художественной культуре. Западный опыт. — М., 1991.

4. Игнатьева Е.Л. Экономика культуры. — М., 2004.

5. Международные нормативные акты ЮНЕСКО. -М., 1993.

6. Международно-правовые документы по вопросам культуры. — СПб., 1996.

7. Михеева H.A., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально-культурной сфере. — СПб., 2000.

8. Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры. — СПб., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.