Научная статья на тему 'Роль и значение контроля и оценки в обучении иностранному языку в военном институте физической культуры'

Роль и значение контроля и оценки в обучении иностранному языку в военном институте физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и значение контроля и оценки в обучении иностранному языку в военном институте физической культуры»

определять их организационно-правовую форму и балансовую принадлежность активов.

Одним из важных вопросов комплексного решения проблем и обеспечения полноценного функционирования объектов является необходимость проведения профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров, способных оказывать физкультурно-оздоровительные услуги различным категориям населения и управлять новыми типами спортивных сооружений в современных экономических условиях.

Таким образом, программно-целевые методы финансирования приоритетной государственной задачи - развитие инфраструктуры для повышения доступности занятиями физической культурой и спортом для всех групп населения Российской Федерации позволяют решить ее наиболее быстрым и экономически эффективным способом, что соответствует принципу бюджетирования, ориентированного на результат.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ ИНСТИТУТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

А.И. Михеев, В.Я. Колотое

Рассматривая роль и значение контроля и оценки в обучении иностранному языку в военном вузе, авторы статьи исходят из того, что рациональное управление учебным процессом по иностранному языку невозможно без чёткой системы проверки и оценивания хода становления речевых умений и навыков курсантов.

В целях теоретико-методического обоснования рациональных способов обучения иностранному языку при рассмотрении вопросов контроля, тестирования, оценки для построения продуктивного иноязычного обучения в Военном институте физической культуры нами было проанализировано значение традиционных отметок и оценок при проверке результатов обучения: объективность оценок как средства измерения результатов иноязычного обучения; валидность и гомогенность контрольных материалов (Кривошапова Р.Ф., Силютина О.В., 1980).

Изучение роли и значимости оценок в специфической педагогической системе «Военный институт физической культуры» потребовало от нас исследования особенностей обратной связи в рамках существующих субъект - объектных и субъект - субъектных отношений между обеими сторонами учебного процесса (Крысько В.Г., 2005).

Проведение исследования в рамках данной статьи по вопросам обратной связи при определении уровня обученности курсантов, управления учением и формирования умений и навыков учиться потребовало от нас соблюдения следующих положений: чёткости дидактических целей; рассмотрения иноязычного обучения в контексте будущей профессиональной деятельности; структурности преподаваемого материала с учётом его аутентичности; ясности методического языка; обоснованности в управлении познавательной деятельностью курсантов; объективности выставляемых оценок (Панасюк В.П., 2000).

Проведённая исследовательская работа потребовала от авторов также технологического видения процесса обучения, его особенностей и специфики в соответствии с предметным содержанием учебной дисциплины в педагогической системе «Военноспортивный вуз» (Щеголев В.А., Панасюк В.П., 1991).

Согласно базовым положениям методики вузовского обучения иностранному языку одним из наиболее трудоёмких при проектировании и фактическом осуществлении маршрута обучения является этап оценки и контроля результатов обучения, его коррекции, ставший предметом исследования в данной работе.

Одной из ведущих посылок для авторов при разработке данного вопроса стало критическое отношение лингводидактов к оценочной балльной системе в курсе обучения иностранному языку: отметки как стимулятора учения, как того фактора, что раз-

граничивает учащихся по их положению в учебной аудитории.

В данной работе авторы пытались ответить на вопросы:

1. Как усовершенствовать и скорректировать оценочную основу и методику применения отметок как стимулятора учения?

2. Как создать условия, ограничивающие сферы влияния отметок и их отрицательные последствия на формирование личности курсанта с учётом наличествующей языковой базы, психологических особенностей, уровня интеллектуального развития, спортивной специализации (типология «Смиты и Джонсы», разработанная на кафедре иностранных языков Военного института физической культуры).

Исследование показало, что при поиске эффективных способов организации оценочной деятельности преподавателей и учащихся аксиоматично положение: многие из познавательных возможностей учащихся поддаются целенаправленному воздействию и развитию через качественное изменение процесса обучения, его содержания и контроля.

Для авторов статьи таким вопросом стал вопрос оценки усвоения учащимися иностранного языка с учётом реальной потребности любого человека в социальной оценке, одной из форм которой является педагогическая оценка с учётом роли контроля и оценки как значимых факторов развития личности обучающихся и способа управления их образовательной деятельностью. При этом предпринимались попытки определить некую объективную основу для проведения оценочных измерений уровня иноязычной обученности курсантов.

Для этого мы попытались соотнести виды и формы контроля в рамках организации процесса нормативного иноязычного обучения, что схематично представлено на таблице 1.

Таблица 1

Соотношение видов и форм контроля________________________

Вид контроля Формы контроля

предварительный тестирование индивидуальное

письменное

собеседование индивидуальное или фронтальное

одноязычное или двуязычное

текущий опрос (разные виды, в том числе тестирование)

наблюдение

периодический опрос (разные виды)

контрольные работы

тестирование

итоговый контрольные (устные и письменные работы) тестирование/ экзамен

Материалы таблицы потребовали от нас также учета объективных и субъективных факторов организации иноязычного обучения.

Исследуя роль и значение контроля как инвариантной составляющей нормативного процесса обучения, мы учитывали объективные и субъективные факторы рассматриваемого процесса.

Обучение иностранному языку в Военном институте физической культуры осуществляется с учётом объективных факторов: иностранный язык - один из предметов гуманитарного цикла по требованиям Государственного образовательного стандарта; иностранный язык - цель и средство обучения в неязыковом вузе; владение определённым уровнем иноязычной грамотности выпускниками современных вузов -требование современной жизни к молодым специалистам; обучение иностранному языку осуществляется в целях подготовки специалиста по физической культуре и спорту для Вооружённых сил Российской Федерации.

В исследовании вопросов контроля нами также были приняты во внимание и субъективные факторы: профессионализм преподавательского состава и степень языковой подготовки курсантов с учётом их психологических особенностей и спортивной специализации; укомплектованность кафедры преподавательскими кадрами, учёт особенностей их профессиограммы и преподавательского почерка.

В то же время процессуальная сторона обучения иностранным языкам в Военном институте физической культуры имеет также свои отличительные особенности: сочетание обучения иностранному языку на аудиторных занятиях на 1-3 курсах с приёмом внеаудиторного чтения / внеаудиторного практикума на 4-5 курсах (извлечение информации из аутентичных источников); наличие групп дополнительной лингвистической подготовки по курсу «переводчик в сфере профессиональной коммуникации» на 2-5 курсах; защита выпускной квалификационной работы на иностранном языке; подготовка спектаклей на иностранном языке по сюжетам мирового фольклора в рамках Английского разговорного клуба.

Из всех рассмотренных положений особенностей объективных, субъективных факторов и процессуальных аспектов иноязычного обучения авторов статьи интересу -ет именно оценочная деятельность преподавателей, которая рассматривается авторами статьи в зависимости от характера, направленности, содержания и целей обучения. В центре нашего внимания - сам обучаемый как субъект процесса учения. При рассмотрении вопросов организации продуктивной иноязычной деятельности в контексте контроля результатов учебной деятельности курсантов учитывается взаимосвязь содержательной и процессуальной сторон обучения, основных его компонентов. Оценка для нас в контексте исследования уже не рассматривается как самостоятельный акт, вне связи с остальными функциями преподавателя. В то же время для нас аксиоматичным стало положение о необходимости и надобности в разумной оценочной основе, так как частичные усовершенствования и корректуры последней предполагают существенные изменения самого процесса обучения без дополнительной формы стимуляции учения, что и было выявлено в ходе исследования в рамках данной статьи (Старков А.П., 1986).

Авторы статьи в течение многих лет, рассматривая вопросы оптимизации иноязычного обучения, в том числе акцентируя вопросы контроля результатов обучения, пытались решить проблему: как изменить условия обучения так, чтобы большинство обучаемых учились бы на основе усиливающихся познавательных интересов, так, чтобы лишь для незначительной части курсантов требовалось применять особые меры стимуляции познавательных интересов к учебному труду.

Проведённое исследование в рамках данной статьи также показало, что одной из причин отставания учащихся в учении является слабо привитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Однако на настоящий момент право контролировать курсантов традиционно остаётся за преподавателем, орудием контроля была и остаётся оценка, что представлено в таблице 2.

Таблица 2

Использованные в педагогическом эксперименте виды и формы контроля в их

процентном соотношении

№№ п/п Вид контроля Формы контроля Процентное выражение значимости данных видов и форм контроля

1. предварительный тестирование 10%

индивидуальное письменное

собеседование 5%

индивидуальное одноязычное или фронтальное или двуязычное

2. текущий опрос (разные виды, в том числе тестирование) 20%

наблюдение

3. периодический опрос (разные виды) 10%

контрольные работы 10%

тестирование 10%

4. итоговый контрольные устные и письменные работы (зачет) 20%

тестирование 5%

экзамен 5%

Основные положения данной статьи и материалы, представленные в таблице 2, позволяют нам сделать определенные выводы в контексте проведенного исследования.

Вывод: многие из познавательных возможностей курсантов поддаются целенаправленному воздействию и развитию через качественное, сущностное изменение процесса обучения и его содержания. Для нас таким вопросом стал вопрос оценки усвоения учащимися иностранного языка с учётом реальной потребности любого человека в социальной оценке, одной из форм которой является педагогическая оценка с учётом роли контроля и оценки как важнейших факторов развития личности обучающихся и способа управления их образовательной деятельностью, что особенно актуально в достаточно консервативной педагогической системе «военный вуз», основные положения которой были рассмотрены на примере обучения иностранному языку в Военном институте физической культуры в контексте тех вопросов контроля и оценки результатов обучения, которые интересовали авторов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кривошапова Р.Ф., Силютина О.Ф. Функции проверки и оценки в учебном процессе // Советская педагогика, 1980, № 11. - С. 60 - 65.

2. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций. - М.: Омега - Л., 2005. - С. 309

3. Панасюк В. П. Квалиметрические основы управления качеством подготовки специалистов в военно-физкультурном вузе. - СПб: ВИФК, 2000. - 157 с.

4. Старков А.П. Функциональная направленность контроля. // Контроль в обучении иностранным языкам. Сб. статей. - М.1986. - С. 24 - 29.

5. Щёголев В. А., Панасюк В.П. Актуальные вопросы совершенствования педагогического процесса в военно-учебных заведениях на современном этапе развития Вооруженных Сил России. - СПб.: ВИФК, 1991. - 24 с.

ПОСТРОЕНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ КИКБОКСЕРОВ СТАРШИХ РАЗРЯДОВ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ С УЧЕТОМ ВЕЛИЧИНЫ И ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК

Г.И. Мокеев, К.В. Шестаков, С.Е. Бакулев, Е.Г. Мокеева

Корректное управление процессом подготовки спортсменов возможно при наличии необходимых, для эффективного решения поставленных задач, взаимосвязей между тренировочными воздействиями и состоянием спортсменов. Однако нередко исследователи ограничиваются анализом качественной направленности воздействий, что снижает эффективность управления течением процесса.

Наши усилия в исследовании направлены на выявление взаимосвязи динамики задаваемых тренировочных нагрузок и состояния квалифицированных кикбоксеров-юниоров в годичном макроцикле.

Исследования проводились в течение 2003-2006 г.г. с участием группы кикбок-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.