Научная статья на тему 'Роль и значение ИК технологий в учебном процессе основной школы'

Роль и значение ИК технологий в учебном процессе основной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
540
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багдасарян Армине Агвановна, Саргсян Моника Эдуардовна

В статье говорится об информационных и коммуникационных технологиях, в частности об использовании компьютеров в образовательных целях, и причастности их влияния на детей. Развитие ИКТ стало основой для внедрения также в сферу образования и становления неразрывной частью с ним. Использование инновационных технологий делает более доступным, понятным и приятным образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и значение ИК технологий в учебном процессе основной школы»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИК ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ Багдасарян А.А.1, Саргсян М.Э.2

'Багдасарян Армине Агвановна - кандидат педагогических наук, преподаватель;

2Саргсян Моника Эдуардовна — студент, отделение педагогики и методики (начальноео образование), факультет начального образования, Армянский государственный педагогический университет им. Хачатура Абовяна, г. Ереван, Республика Армения

Аннотация: в статье говорится об информационных и коммуникационных технологиях, в частности об использовании компьютеров в образовательных целях, и причастности их влияния на детей. Развитие ИКТ стало основой для внедрения также в сферу образования и становления неразрывной частью с ним. Использование инновационных технологий делает более доступным, понятным и приятным образовательный процесс.

Ключевые слова: инновационные технологии, образовательный процесс, информационные и коммуникативные технологии, компьютер.

В нынешнюю эпоху человек переступил в новую эру технологий, что быстрыми темпами изменило его общественную жизнь. Средства связи, вопреки нашим ожиданиям, не нейтральные средства. ИКТ больше всего оказали влияние на человеческую жизнь и создали для него новый мир. Огромное число специалистов считают, что медиасредства оказывают большое влияние на все общество. С политической, экономической, эстетической, психологической, моральной и общественной точки зрения последствия, оставленные этим явлением, глубоки настолько, что ни один угол человеческой жизни и души не избегал этого влияния. Эти средства имеют огромную роль в формировании новых привычек, глобализации, человеческого поведения и изменения настроения, поликультурного воспитания.

В последние годы вход информационных технологий и в армянскую действительность подтвердил применение компьютера в нашей повседневной жизни

В настоящее время он часто заменяет такие информационные средства, как литература, пресса, радио, иногда телевидение и др. Некоторые применяют компюьютер только при крайней необходимости, а некоторые , наоборот, им заменяют связь с внешним миром. Зависимость от этого электронного устройства увеличивается особенно в том случае, когда человек применяет компюьютер в целях поиска развлечений, волей-неволей, отрываясь от общественной жизни.[1]

Сегодня интернет - мощное орудие приобретения информации. По этой причине вполне естественно включение этих средств в современный учебный процесс. Интернетное сообщество стало причиной, что всеобщность и построика технологической сети_ вошли в сферу обучения.

В результате переворота информационной и коммуникативной технологий произошел переворот и в образовательной , экономической и культурной сферах и был создан новый мир.

Иностранные исследования применения компьютеров в учебных заведениях доказывают не только их возможность и целесообразность, но и особая роль компьютеров в деле интелектуального и общего личностностного развития ребенка.

Сегодня уже можно сказать, что в учебных заведениях внедрение компьютера -мощный фактор:

• умственного развития

• приобретения моральных качеств

• эстетического воспитания ребенка

Компьютер, в первую очеред, средство , которое способно дать учебному процессу естественность, то есть , компьютер может изменить ход обучения, сделав обучение более интересным и эффективным, а полученные знания более углубленными и обобщенными. В основу этого нужно положить любопытство ребенка и современные средства его удовлетворения.

Что выигрывает образование?

• Для учителей и учащихся интернет является богатой сокровищницей новых идей и запасов: он предлагает поурочные планы , онлайн задачи, обучающие игры.

• Интернет облегчает обмен международным опытом и коммуникацию между учителями и учащимися , проживающими в разных странах.

• Интернет дает учащимся возможность развивать языковые умения и обменяться культурными ценностями благодаря участию в разных проектах. Это более быстро и результативно и не требует затрат на образовательное путешествие .

• Интернет делает доступным исследовательские инструменты даже для тех, кто не является постоянным читателем традиционных библиотек[5].

• Большой опыт применения компьютеров в учебном процессе есть в РФ, США, Канаде, Болгарии и Франции . Несмотря на различие в организации деятельности и разным подходам, результаты во многих местах совпадают:

• Отмечается устойчивеое внимание (концентрирование внимания) при работе с компьютером и большой интерес к этому. Французские специлисты отмечают , что большой интерес замечается у детей тогда , когда когда они добиваются серьезных результатов в компьютерном игровом процессе. Дети более пассивны, когда встречают трудности и сложности при решении тех или иных задач

• Были разработаны несколько мотиваций работы детей перед компьютером: а) интерес к новому, незнакомому предмету-компьютеру, б) мотив раскрытия-желание найти ответы на вопросы, в) успешное решение познавательных и обучающих задач.

• Применение компьютерных задач развивает познавательную гибкость: способность человека найти максимальные и принципиально разные решения данной задачи. Развиваются способности адаптации, стратегической организации и стратегического мышления

• Перед компьютером дети предпочетают играть вместе: найти общие решения, похвастаться перед друзьями успехами, быть уверенными, что партнер поможет в успешном преодолении даннной проблемы. Возникает дружеская сфера общения, что учит детей быть непосредственными и нескованными.

• Повышается роль компьютерной игры, как орудия диагностики и восстановления.В настоящее время компьютерные игры применяются как инструмент обучения детей с инвалидностью. Компьютер можно эффективно использовать в работе с детьми для исправления речи и зрения и с умственно отсталыми детьми. С помощью компьютера беспокойные и застенчивые дети открыто выражают свои проблемы, что важно во время психотерапии.

• Применение компьютерных технологий помогает выявить и содействовать одаренным детям [2].

Информационный мир со всеми своими проявлениями влияет на систему ценностей человека,

ценностные ориентации, формирование целей и желаний, мечты и идеалов, на человеческие взаимоотношения. Он влияет и на младших школьников.

Влияние компьютера и интернета на психологию детей необходимо оценить с 2 точек зрения : положительной и отрицательной. В современной жизни даже для детей дошкольного возраста это составляет неразделимую частицу их жизни. Ребенок познает мир с помощью компьютера : игры, мультфильмы, картинки и т.д. Интернет полезный и необходимый источник информации. Картинки и изображения разных животных, сказочных персонажей , ответы на многие волнующие детей вопросы и «почему» можно найти в интернете. Правильно подобранными играми и заданиями можно развивать внимание, мышление, логику детей играми. Одновременно, влияние компьютера и интернета может иметь ортицательные последствия на психичвское развитие ребенка . Во-первых, при проведении много времени перед компьютером, у ребенка проявляется общая слабость и утомленность, нарушение сна. Отрицательные последствия моут оставлять след и на психические процессы ( в чстности, ухудшение памяти, в школе на уроках с трудом концентрируют внимание, понимают и делают рассуждения),на психическое состояние , формирование личностных качеств, в сфере межличностных отношений. Больше всех встречаются эмоциональные нарушения , отрицательные тенденции формирования мотивационной сферы, связанные с информационным воздействием.

Повышение мотивации учеников.

Преименение информационных и коммуникативных технологий в процессе обучения способствует повышению мотивации учеников.

Применение слайд-шоу помогает сэкономить время и легко усвоить материал. Психологи заметили, чтол юди запоминают 10% прочитанного о заинтересовавших их материале, 20% услышанного, 30% увиденного. Электронные слайд-шоу, воздействуя на зрение, слух и ощущение, помогают достичь наилучшего результата. Если стихи будут сопровождены приятной музыкой и соответствующими картинами , то оставят большое впечатление на учащихся. Цитируем мнения учителей об использовании на уроках слайд-шоу.

Учитель, преподающий родной язык, таким образом выражается о слайд-шоу: «Иногда я с помощью слайд -шоу обучаю даже стхи . так лучше воспринимается образная система стихотворения, легче доходит, что хотел сказать поэт, картины оставляют большое влияние на чувства и

переживания. В дальнейшем, преимущественно запоминаются те стихи, при обучении которым кринимались слайд-шоу»»

Учительнца истории рассказывает: «В нашем случае, чаще помогают узнавать культурных, политических деятелей , виртуально увидеть исторические памятники».

Учительница армянского языка говорит: «Я , кроме урока, обеспечиваю соответствующие показы и на мероприятиях. Они делают материал зрелищным, приятным, красивым и впечатляющим ».

Учитель математики таким образом применяет слайд-шоу: « Я во время урока показываю детям графики и диаграммы. Для решения геометрических задач очень эффективное и показательное средство».

Для выяснения насколько ИК технологии влияют на процесс обучения учащихся , мы провели исследования, в котором участвовали 30 детей из одной школы: Результаты исследования следующие:

1. На вопрос положительно или отрицательно влияет на учащихся компьютер , из опрошенных 18 отеветили положительно , а 12 отрицательно.

2. 16 из опрошенных перед компьютером проводят до 2-х часов, а 14- 2 часа и больше.

3. А что они обычно делают компьютером, 20 опрошенных ответили, что играют, 6- учатся чему-нибудь новому, а оставшиеся 4 и играют, и учатся.

4. Попытались выяснить, применяют ли компьютер во время урока: 19 ответили « да», а 11-нет.

5. 20 детей считают, что во время урока приминение компьютера облегчает усвоение материала, а 10 считают, что это не совсем так.

6. А на вопрос, как они применяют компьютер на уроках, 10 из детей ответили, что не применяют, 14 ответили , что смотрят мультфильмы, а 4- читают интересные материалы.

7. Из 30 опрошенных только для 14 компьютер является источником зманий.

8. Из опрошенных только для 10 компьютер является средствомполучения знаний, а для остальных 20 он является средством развлечения.

9. Из 30 детей 14 предпочетают развлекательные игры, 13-интелектуальные, 3- вообще никакие игры не предпочетают.

10. А какие книги предпочетают дети электронные или печатные? 8 из детей ответили , что предпочетают электронные, 20-печатные, и только 2 из них предпочетают оба варианта.

Таким образом , современные технологии -довольно эффективное средство в вопросе воспитания и образования детей основнй школы. Они развивают творческие умения и навыки, влияют на формирование личности, обогащение интелектуальной сферы, сохранение и укрепление здоровья.

Список литературы

1. Эндрю Милвуд Харгрейв, Бейзил Моратил и другие - «Пособие по интернет-грамотности», Третья редакция, 2007 г., 102 стр.

2. Багдасарян А.А. Возможности использования информационных технологий в современном учебном процессе, Воспитание Как Фактор Развития Личности В Современной России, Материалы Международной Научно- Практической Конференции Вебинара, Калуга-Москва 2017, 320 стр.

3. Журнал «Армения ежедневно». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hhpress.am (дата обращения: 10.04.2018).

4. Блог MediaMall. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://blog.mediamall.am (дата обращения: 10.04.2018)

5. Журнал <<След>>.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hetq.am (дата обращения: 09.04.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.