ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИК ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ Багдасарян А.А.1, Саргсян М.Э.2
'Багдасарян Армине Агвановна - кандидат педагогических наук, преподаватель;
2Саргсян Моника Эдуардовна — студент, отделение педагогики и методики (начальноео образование), факультет начального образования, Армянский государственный педагогический университет им. Хачатура Абовяна, г. Ереван, Республика Армения
Аннотация: в статье говорится об информационных и коммуникационных технологиях, в частности об использовании компьютеров в образовательных целях, и причастности их влияния на детей. Развитие ИКТ стало основой для внедрения также в сферу образования и становления неразрывной частью с ним. Использование инновационных технологий делает более доступным, понятным и приятным образовательный процесс.
Ключевые слова: инновационные технологии, образовательный процесс, информационные и коммуникативные технологии, компьютер.
В нынешнюю эпоху человек переступил в новую эру технологий, что быстрыми темпами изменило его общественную жизнь. Средства связи, вопреки нашим ожиданиям, не нейтральные средства. ИКТ больше всего оказали влияние на человеческую жизнь и создали для него новый мир. Огромное число специалистов считают, что медиасредства оказывают большое влияние на все общество. С политической, экономической, эстетической, психологической, моральной и общественной точки зрения последствия, оставленные этим явлением, глубоки настолько, что ни один угол человеческой жизни и души не избегал этого влияния. Эти средства имеют огромную роль в формировании новых привычек, глобализации, человеческого поведения и изменения настроения, поликультурного воспитания.
В последние годы вход информационных технологий и в армянскую действительность подтвердил применение компьютера в нашей повседневной жизни
В настоящее время он часто заменяет такие информационные средства, как литература, пресса, радио, иногда телевидение и др. Некоторые применяют компюьютер только при крайней необходимости, а некоторые , наоборот, им заменяют связь с внешним миром. Зависимость от этого электронного устройства увеличивается особенно в том случае, когда человек применяет компюьютер в целях поиска развлечений, волей-неволей, отрываясь от общественной жизни.[1]
Сегодня интернет - мощное орудие приобретения информации. По этой причине вполне естественно включение этих средств в современный учебный процесс. Интернетное сообщество стало причиной, что всеобщность и построика технологической сети_ вошли в сферу обучения.
В результате переворота информационной и коммуникативной технологий произошел переворот и в образовательной , экономической и культурной сферах и был создан новый мир.
Иностранные исследования применения компьютеров в учебных заведениях доказывают не только их возможность и целесообразность, но и особая роль компьютеров в деле интелектуального и общего личностностного развития ребенка.
Сегодня уже можно сказать, что в учебных заведениях внедрение компьютера -мощный фактор:
• умственного развития
• приобретения моральных качеств
• эстетического воспитания ребенка
Компьютер, в первую очеред, средство , которое способно дать учебному процессу естественность, то есть , компьютер может изменить ход обучения, сделав обучение более интересным и эффективным, а полученные знания более углубленными и обобщенными. В основу этого нужно положить любопытство ребенка и современные средства его удовлетворения.
Что выигрывает образование?
• Для учителей и учащихся интернет является богатой сокровищницей новых идей и запасов: он предлагает поурочные планы , онлайн задачи, обучающие игры.
• Интернет облегчает обмен международным опытом и коммуникацию между учителями и учащимися , проживающими в разных странах.
• Интернет дает учащимся возможность развивать языковые умения и обменяться культурными ценностями благодаря участию в разных проектах. Это более быстро и результативно и не требует затрат на образовательное путешествие .
• Интернет делает доступным исследовательские инструменты даже для тех, кто не является постоянным читателем традиционных библиотек[5].
• Большой опыт применения компьютеров в учебном процессе есть в РФ, США, Канаде, Болгарии и Франции . Несмотря на различие в организации деятельности и разным подходам, результаты во многих местах совпадают:
• Отмечается устойчивеое внимание (концентрирование внимания) при работе с компьютером и большой интерес к этому. Французские специлисты отмечают , что большой интерес замечается у детей тогда , когда когда они добиваются серьезных результатов в компьютерном игровом процессе. Дети более пассивны, когда встречают трудности и сложности при решении тех или иных задач
• Были разработаны несколько мотиваций работы детей перед компьютером: а) интерес к новому, незнакомому предмету-компьютеру, б) мотив раскрытия-желание найти ответы на вопросы, в) успешное решение познавательных и обучающих задач.
• Применение компьютерных задач развивает познавательную гибкость: способность человека найти максимальные и принципиально разные решения данной задачи. Развиваются способности адаптации, стратегической организации и стратегического мышления
• Перед компьютером дети предпочетают играть вместе: найти общие решения, похвастаться перед друзьями успехами, быть уверенными, что партнер поможет в успешном преодолении даннной проблемы. Возникает дружеская сфера общения, что учит детей быть непосредственными и нескованными.
• Повышается роль компьютерной игры, как орудия диагностики и восстановления.В настоящее время компьютерные игры применяются как инструмент обучения детей с инвалидностью. Компьютер можно эффективно использовать в работе с детьми для исправления речи и зрения и с умственно отсталыми детьми. С помощью компьютера беспокойные и застенчивые дети открыто выражают свои проблемы, что важно во время психотерапии.
• Применение компьютерных технологий помогает выявить и содействовать одаренным детям [2].
Информационный мир со всеми своими проявлениями влияет на систему ценностей человека,
ценностные ориентации, формирование целей и желаний, мечты и идеалов, на человеческие взаимоотношения. Он влияет и на младших школьников.
Влияние компьютера и интернета на психологию детей необходимо оценить с 2 точек зрения : положительной и отрицательной. В современной жизни даже для детей дошкольного возраста это составляет неразделимую частицу их жизни. Ребенок познает мир с помощью компьютера : игры, мультфильмы, картинки и т.д. Интернет полезный и необходимый источник информации. Картинки и изображения разных животных, сказочных персонажей , ответы на многие волнующие детей вопросы и «почему» можно найти в интернете. Правильно подобранными играми и заданиями можно развивать внимание, мышление, логику детей играми. Одновременно, влияние компьютера и интернета может иметь ортицательные последствия на психичвское развитие ребенка . Во-первых, при проведении много времени перед компьютером, у ребенка проявляется общая слабость и утомленность, нарушение сна. Отрицательные последствия моут оставлять след и на психические процессы ( в чстности, ухудшение памяти, в школе на уроках с трудом концентрируют внимание, понимают и делают рассуждения),на психическое состояние , формирование личностных качеств, в сфере межличностных отношений. Больше всех встречаются эмоциональные нарушения , отрицательные тенденции формирования мотивационной сферы, связанные с информационным воздействием.
Повышение мотивации учеников.
Преименение информационных и коммуникативных технологий в процессе обучения способствует повышению мотивации учеников.
Применение слайд-шоу помогает сэкономить время и легко усвоить материал. Психологи заметили, чтол юди запоминают 10% прочитанного о заинтересовавших их материале, 20% услышанного, 30% увиденного. Электронные слайд-шоу, воздействуя на зрение, слух и ощущение, помогают достичь наилучшего результата. Если стихи будут сопровождены приятной музыкой и соответствующими картинами , то оставят большое впечатление на учащихся. Цитируем мнения учителей об использовании на уроках слайд-шоу.
Учитель, преподающий родной язык, таким образом выражается о слайд-шоу: «Иногда я с помощью слайд -шоу обучаю даже стхи . так лучше воспринимается образная система стихотворения, легче доходит, что хотел сказать поэт, картины оставляют большое влияние на чувства и
переживания. В дальнейшем, преимущественно запоминаются те стихи, при обучении которым кринимались слайд-шоу»»
Учительнца истории рассказывает: «В нашем случае, чаще помогают узнавать культурных, политических деятелей , виртуально увидеть исторические памятники».
Учительница армянского языка говорит: «Я , кроме урока, обеспечиваю соответствующие показы и на мероприятиях. Они делают материал зрелищным, приятным, красивым и впечатляющим ».
Учитель математики таким образом применяет слайд-шоу: « Я во время урока показываю детям графики и диаграммы. Для решения геометрических задач очень эффективное и показательное средство».
Для выяснения насколько ИК технологии влияют на процесс обучения учащихся , мы провели исследования, в котором участвовали 30 детей из одной школы: Результаты исследования следующие:
1. На вопрос положительно или отрицательно влияет на учащихся компьютер , из опрошенных 18 отеветили положительно , а 12 отрицательно.
2. 16 из опрошенных перед компьютером проводят до 2-х часов, а 14- 2 часа и больше.
3. А что они обычно делают компьютером, 20 опрошенных ответили, что играют, 6- учатся чему-нибудь новому, а оставшиеся 4 и играют, и учатся.
4. Попытались выяснить, применяют ли компьютер во время урока: 19 ответили « да», а 11-нет.
5. 20 детей считают, что во время урока приминение компьютера облегчает усвоение материала, а 10 считают, что это не совсем так.
6. А на вопрос, как они применяют компьютер на уроках, 10 из детей ответили, что не применяют, 14 ответили , что смотрят мультфильмы, а 4- читают интересные материалы.
7. Из 30 опрошенных только для 14 компьютер является источником зманий.
8. Из опрошенных только для 10 компьютер является средствомполучения знаний, а для остальных 20 он является средством развлечения.
9. Из 30 детей 14 предпочетают развлекательные игры, 13-интелектуальные, 3- вообще никакие игры не предпочетают.
10. А какие книги предпочетают дети электронные или печатные? 8 из детей ответили , что предпочетают электронные, 20-печатные, и только 2 из них предпочетают оба варианта.
Таким образом , современные технологии -довольно эффективное средство в вопросе воспитания и образования детей основнй школы. Они развивают творческие умения и навыки, влияют на формирование личности, обогащение интелектуальной сферы, сохранение и укрепление здоровья.
Список литературы
1. Эндрю Милвуд Харгрейв, Бейзил Моратил и другие - «Пособие по интернет-грамотности», Третья редакция, 2007 г., 102 стр.
2. Багдасарян А.А. Возможности использования информационных технологий в современном учебном процессе, Воспитание Как Фактор Развития Личности В Современной России, Материалы Международной Научно- Практической Конференции Вебинара, Калуга-Москва 2017, 320 стр.
3. Журнал «Армения ежедневно». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hhpress.am (дата обращения: 10.04.2018).
4. Блог MediaMall. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://blog.mediamall.am (дата обращения: 10.04.2018)
5. Журнал <<След>>.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hetq.am (дата обращения: 09.04.2018)