Научная статья на тему 'Роль и значение экономико-математического моделирования в подготовке выпускников по направлению 080100 Экономика'

Роль и значение экономико-математического моделирования в подготовке выпускников по направлению 080100 Экономика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
990
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лабутина Т.В.

В статье рассмотрены вопросы подготовки экономистов по дисциплинам, изучающим экономикоматематическое моделирование. Ввод этих дисциплин в учебный план вызван новыми требованиями к будущим бакалаврам повышение их профессиональных компетенций; формирование навыков исследования, анализа проблем и систем не только экономического, но и междисциплинарного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лабутина Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и значение экономико-математического моделирования в подготовке выпускников по направлению 080100 Экономика»

УДК 004

Т.В. Лабутина

Старший преподаватель Чайковский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета

Г. Чайковский, Российская Федерация

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 080100 ЭКОНОМИКА

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы подготовки экономистов по дисциплинам, изучающим экономико-математическое моделирование. Ввод этих дисциплин в учебный план вызван новыми требованиями к будущим бакалаврам - повышение их профессиональных компетенций; формирование навыков исследования, анализа проблем и систем не только экономического, но и междисциплинарного характера.

Ключевые слова

Подготовка экономистов-бакалавров, экономико-математическое моделирование, профессиональные компетенции.

На протяжении ХХ века подготовка экономистов в западных университетах с первого курса и до последнего базировалась на экономико-математических методах анализа и прогнозирования производственно-хозяйственной деятельности организаций, а также оптимизации управленческих решений. В СССР до начала 70-х годов подготовка экономистов с высшим образованием преследовала одну из двух целей: либо подготовить идеолога (политэкономия), либо счетовода-делопроизводителя (бухгалтерия). Экономико-математические методы анализа и прогнозирования командно-административным управленческим аппаратом не были востребованы [1].

Современная экономическая наука характеризуется широким использованием математических методов, которые стали составной частью методов любой экономической науки, включая экономическую теорию как ее основу. Использование математики в единстве с обстоятельным экономическим анализом открывает новые возможности.

Практическими задачами экономико-математического моделирования являются:

- анализ экономических объектов и процессов;

- экономическое прогнозирование, предвидение развития экономических процессов;

- выработка управленческих решений на всех уровнях хозяйственной иерархии.

Ввод в учебный план дисциплин, изучающих экономико-математическое моделирование, вызван необходимостью подготовки специалистов, владеющих методами стратегического прогнозирования и анализа развития экономики на основе математического моделирования. В современных условиях ни одно серьезное решение не принимается без участия этих специалистов. К тому же, с середины ХХ века практически все работы, удостоенные Нобелевской премии по экономике, связаны с использованием математических методов моделирования.

В рабочий учебный план Чайковского филиала ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» по направлению подготовки 080100.62 Экономика включены дисциплины «Методы оптимальных решений» (базовая часть цикла математических и естественнонаучных дисциплин) и «Методы и модели в экономике» (вариативная часть того же цикла), которые посвящены изучению экономико-математического моделирования.

Место этих дисциплин в подготовке бакалавров-экономистов определено в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 21 декабря 2009 г., № 747.

В характеристике профессиональной деятельности бакалавров среди прочих профессиональных задач, которые должен решать бакалавр по направлению 080100 Экономика, приведены следующие:

- построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов;

- участие в разработке вариантов управленческих решений, обосновании их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий принимаемых решений;

- участие в подготовке и принятии решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств с учетом правовых, административных и других ограничений [2].

В п. 2 раздела 5 «Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата» ФГОС ВПО прописаны компетенции, указывающие на важность изучения математических методов в подготовке будущего экономиста:

«Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

- способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

- способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);

- способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3)» [2].

Там же при описании учебных циклов, разделов и проектируемых результатов их освоения написано, что в результате изучения дисциплин обучающийся должен:

- уметь применять методы математического моделирования, теоретического и экспериментального исследования для решения экономических задач;

- владеть навыками применения современного математического инструментария для решения экономических задач;

- владеть методикой построения, анализа и применения математических моделей для оценки состояния и прогноза развития экономических явлений и процессов [2].

В связи с этим можно сделать вывод о далеко не последней роли изучения экономико-математического моделирования в подготовке бакалавра по направлению 080100 Экономика.

Знания, полученные студентами при изучении дисциплин «Методы оптимальных решений» и «Методы и модели в экономике», могут в полной мере применяться при изучении дисциплин профессионального цикла, при решении сложных экономических задач, имеющих междисциплинарный характер.

Методы оптимизации на основе задач линейного программирования широко применимы в производстве, на транспорте, организации процессов и др. К ним относятся такие задачи как:

- задача о назначении и распределении работ между работниками при минимизации времени выполнения работ (минимизации затрат);

- определение оптимального объема и ассортимента выпускаемой продукции при условии получения максимальной прибыли;

- оптимальная загрузка оборудования и персонала в производственном процессе;

- оптимальное использование ресурсов, анализ ситуаций отклонения ресурсов от заданного уровня;

- определение оптимального маршрута транспортировки грузов и др.

Эти знания могут быть использованы при решении задач управления предприятием, организацией в дисциплинах «Маркетинг», «Планирование на предприятии», «Оперативно-производственное планирование», «Организация производства».

Одним из видов моделей, с помощью которых можно описывать функционирование множества предприятий, финансово-экономические процессы, банковскую сферу, являются системы массового обслуживания (СМО). Умение применять эти модели помогут студентам при изучении методов разработки и принятия управленческих решений в дисциплинах «Менеджмент», «Оперативно-производственное планирование».

Сетевые модели, а именно сетевое планирование и управление, нашли широкое применение при планировании комплексов работ, составлении планов-графиков выполнения работ. Эти знания необходимы при изучении дисциплин «Планирование на предприятии», «Оперативно-производственное планирование», «Организация производства».

При решении экономических задач часто приходится анализировать ситуации, в которых приходится принимать решения в условиях неопределенности или сталкиваются интересы двух и более конкурирующих сторон, преследующих различные цели. Математической теорией таких ситуаций является теория игр. Анализ подобных ситуаций возможен при решении задач в дисциплинах «Менеджмент», «Организация и планирование предпринимательской деятельности», «Экономика и организация инновационной деятельности предприятий и организаций».

Оптимизационные задачи динамического программирования, такие как распределение ресурсов, управление запасами и др., могут найти применение при разработке стратегических решений в дисциплинах «Производственная логистика», «Организация производства», «Финансы», «Организация и планирование предпринимательской деятельности», «Экономика и организация инновационной деятельности предприятий и организаций» и др.

Таким образом, экономические модели и методы сейчас - это не только мощный инструментарий для получения новых знаний в экономике, но и широко применяемый аппарат для принятия практических решений в производственно-финансовой деятельности хозяйствующего субъекта. В силу этого одной из основных задач изучения дисциплин «Методы оптимальных решений» и «Методы и модели в экономике» должно стать приложение экономико-математических методов при формировании у студентов навыков исследования и анализа экономических проблем и систем.

Список использованной литературы:

1. Ильченко А.Н., Солон Б.Я. Математическая культура - основа профессиональной подготовки специалиста для инновационной экономики // Современные проблемы науки и образования. Электронный научный журнал. - 2010. - № 2.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 21 декабря 2009 г. № 747.

© Т В. Лабутина, 2015

УДК 372.853

И.А Непочатых, старший преподаватель О.Е.Кадеева, старший преподаватель Ю. А. Брагинец, студент группы С2505 Школа педагогики ДВФУ, г. Уссурийск, Российская Федерация

ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА ИЗУЧЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ

ДИСЦИПЛИН В ШКОЛЕ

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о практике освоения электронных средств обучения. В этой связи анализируются изменения в организации классных и внеклассных форм организации учебного процесса.

218

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.