Научная статья на тему 'РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ В ЭКОНОМИКЕ УЗБЕКИСТАНА'

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ В ЭКОНОМИКЕ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
33
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИКА / ТРАНСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТРАНСПОРТНАЯ СЕТЬ / POLITICS / ECONOMY / TRANSPORT POTENTIAL / TRANSPORT NETWORK

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Буранова М.А., Юлдашева С.А.

В настоящее время Узбекистан владеет огромным транспортным потенциалом и уникальными возможностями обеспечения потребностей страны в перемещении, как грузов, так и пассажиров по всем направлениям и всеми возможными видами транспорта. Высоким темпам развития транспортной сети, в определенной степени, способствовало повышение перевозной способности транспортных средств, улучшение взаимодействия их видов, укрепление и совершенствование материально-технической базы отрасли и национальной экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Буранова М.А., Юлдашева С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND IMPORTANCE OF THE ROAD INDUSTRY IN THE ECONOMY OF UZBEKISTAN

Uzbekistan now has a huge transport potential and unique capabilities to meet the country's needs for the movement of both cargo and passengers in all directions and all possible modes of transport. To a high rate of development of the transport network, to some extent, increased the transport capacity of vehicles, improved interaction of their types, strengthening and improving the logistics of the industry and the national economy.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ В ЭКОНОМИКЕ УЗБЕКИСТАНА»

УДК 334.7

Буранова М.А. доцент

Ташкентский государственный технический университет

Юлдашева С.А. доцент

Ташкентский институт по проектированию, строительству и эксплуатации автомобильных дорог

Узбекистан, г. Ташкент

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ В ЭКОНОМИКЕ

УЗБЕКИСТАНА

Аннотация: В настоящее время Узбекистан владеет огромным транспортным потенциалом и уникальными возможностями обеспечения потребностей страны в перемещении, как грузов, так и пассажиров по всем направлениям и всеми возможными видами транспорта. Высоким темпам развития транспортной сети, в определенной степени, способствовало повышение перевозной способности транспортных средств, улучшение взаимодействия их видов, укрепление и совершенствование материально -технической базы отрасли и национальной экономики

Ключевые слова: политика, экономика, транспортный потенциал, транспортная сеть.

Buranova M.A. associate professor Tashkent State Technical University

Yuldasheva S.A. associate professor Tashkent Institute for the Design, Construction and Operation of Roads Uzbekistan, Tashkent

THE ROLE AND IMPORTANCE OF THE ROAD INDUSTRY IN THE

ECONOMY OF UZBEKISTAN

Annotation: Uzbekistan now has a huge transport potential and unique capabilities to meet the country's needs for the movement of both cargo and passengers in all directions and all possible modes of transport. To a high rate of development of the transport network, to some extent, increased the transport capacity of vehicles, improved interaction of their types, strengthening and improving the logistics of the industry and the national economy.

Key words: politics, economy, transport potential, transport network.

Транспортная сеть страны активно участвует в процессах межотраслевого взаимодействия, при чем четко прослеживается согласованность тенденций

изменения объемов транспортной продукции и продукции отраслей национальной экономики, однако темпы их роста существенно различаются. В настоящее время Узбекистан владеет огромным транспортным потенциалом и уникальными возможностями обеспечения потребностей страны в перемещении как грузов, так и пассажиров по всем направлениям и всеми возможными видами транспорта. В сфере транспорта на 1 января 2020 года задействованы 15 360 предприятий и организаций. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, их количество увеличилось на 2 030 ед., рост составил 15,2 %.1

Сравнение предприятий и организаций относящихся к сфере

транспорта

16000 15500 15000 14500 14000 13500 13000 12500 12000

15360

13330

1

по состоянию на 1 января

2019

2020

Рис. Сравнение действующих предприятий и организаций относящихся к

сфере транспорта, ед.2

За январь-декабрь 2019 года количество вновь созданных предприятий и организаций в сфере транспорта составило 2 956 ед. По сравнению с январем -декабрем 2018 года, этот показатель увеличился на 841 ед. Их рост возрос в 1,4 раза. В январе-декабре 2019 года всеми видами транспорта перевезено 1 318,9 млн. т грузов, что составляет 106,1 % к уровню 2018 года. Вместе с тем грузооборот достиг 72,9 млрд. т-км, или на 2,2 % выше уровня 2018 года.

Высоким темпам развития транспортной сети, в определенной степени, способствовало повышение перевозной способности транспортных средств, улучшение взаимодействия их видов, укрепление и совершенствование материально-технической базы отрасли и национальной экономики. Долю автомобильных дорог в общей протяженности транспортной сети приходится более 88 %, которые занимают все более существенное положение в обеспечении народного хозяйства транспортными услугами. Такое положение вызывает необходимость дальнейшего развития сети автомобильных дорог, совершенствования ее структуры, повышения качества дорожных работ.

В настоящее время общая протяженность автомобильных дорог Республики имеет следующую структуру:

• автомобильные дороги общего пользования - 43467 км или 29,7%;

•внутрихозяйственные дороги - 78606 км или 53,7%;

• улицы городов и районных центров - 13829 км или 9,4 %;

1 Социально-экономическое положение Республики Узбекистан [Электронный ресурс] - Режим доступа -https://stat.uz/uploads/doklad/2019/Yanvar-dekabr/ru/11.pdf

2 Составлено автором по материалам источника https://stat.uz/uploads/doklad/2019/yanvar-dekabr/ru/11.pdf

• инспекторские и подъездные дороги - 7420 км или 5,1%;

• прочие дороги - 3025 км или 2,1%.

Из протяженности автомобильных дорог общего пользования 3237 км (7,4%) дорог являются международного значения, 18772 км (43,2%) -государственного значения, 21458 км (49,4%) - местного значения.

Сравнительный анализ основных характеристик технико -экономического состояния автомобильных дорог и автомобильных перевозок показал, что повышение потребностей народного хозяйства создало условия для непрерывного развития сети автомобильных дорог.

Среди государств СНГ Узбекистан занимает одно из первых мест по плотности дорожной сети общего пользования: т.е. по протяженности на 1000 чел.- 5-е место, по протяженности на 1000 кв.км.- 9-место. Однако сравнение с общей дорожной сетью развитых государств показывает, что протяженность дорожной сети Узбекистана отстает от Японии в 9 раз, от Франции и Германии в 4-5 раза.

Для повышения роли Узбекистана в Центральной Азии, развивая различные области, экономические отношения с соседними государствами была разработана национальная программа на период 2009-2014 годыд]. В рамках программы проведены работы по улучшению трасс «Термез-Ташкент-Бишкек-Алматы», «Самарканд-Бухара-Ашхабад-Туркменбаши» и «Гузар-Бухара-Нукус-Бейнеу», проходящих через территорию республики. В целях продолжения строительных работ принята в 2011 -2015 годах программам по развитию строительства транспортной и коммуникационной инфраструктуры. Это дало возможность развитию производства, транспорта, инженерной инфраструктуры в регионах и в целом по стране. 6 марта 2015 года принято очередное Постановление Президента Республики Узбекистан №ПП-2313 «О Программе развития и модернизации инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры на 2015-2019 годы», предусматривающее логическое продолжение строительства и реконструкции участков автодорог республики, входящих в состав Узбекской национальной автомагистрали на 2015-2019 годы.

Реализация проекта позволит обеспечить динамичный рост экономики страны, социальное развитие и укрепление связей, повышение конкурентоспособности и эффективности других отраслей экономики путем предоставления возможности беспрепятственного выхода хозяйствующих субъектов на региональные и международные рынки, рост предпринимательской и деловой активности, непосредственно влияющей на качество жизни и уровень социальной активности населения.

Использованные источники:

1. Постановление Президента Республики Узбекистан от 22.04.2009г. № ПП-1103 «О мерах по реконструкции и развитию Узбекской национальной автомагистрали на 2009-2014 годы».

2. Постановление Президента Республики Узбекистан 21.12.2010г. №ПП-1446 «Об ускорении развития инфраструктуры, транспортного и коммуникационного строительства в 2011-2015 годах»

3. Социально-экономическое положение Республики Узбекистан [Электронный ресурс] - Режим доступа -https://stat.uz/uploads/doklad/2019/yanvar-dekabr/ru/11.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.