Научная статья на тему 'Роль и значение деловой репутации в активах компании'

Роль и значение деловой репутации в активах компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
253
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сарафанова А.А., Хит Е.В.

Дан анализ соответствия используемого в отечественной практике бухгалтерского учета понятия деловая репутация его аналогам в международной практике. Определены цели оценки деловой репутации современной компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сарафанова А.А., Хит Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses correlation of the term «business reputation» used in Russian accounting with its analogues used internationally. It defines the notions of aims and reasons of appreciating business reputation of a modern company.

Текст научной работы на тему «Роль и значение деловой репутации в активах компании»

УДК 657

А.А.САРАФАНОВА, Е.В.ХИТ

Норильский индустриальный институт

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ В АКТИВАХ КОМПАНИИ

Дан анализ соответствия используемого в отечественной практике бухгалтерского учета понятия деловая репутация его аналогам в международной практике. Определены цели оценки деловой репутации современной компании.

The article analyses correlation of the term «business reputation» used in Russian accounting with its analogues used internationally. It defines the notions of aims and reasons of appreciating business reputation of a modern company.

В связи с переходом отечественной системы бухгалтерского учета на международные стандарты серьезной проблемой для российских пользователей зарубежных стандартов финансовой отчетности является сложность перевода самих стандартов на русский язык. Поскольку процесс перевода сопряжен со значительными трудностями, возникает множество дискуссий и разногласий относительно корректности формулировок некоторых терминов.

Определенные трудности возникают особенно при трактовке таких понятий, как деловая репутация (гудвилл), брэнд, товарный знак, интеллектуальный капитал, корпоративный имидж, широко распространенных на Западе.

В настоящее время не только в российской, но и в западной теории менеджмента нет единого понимания сложного неосязаемого феномена под названием деловая репутация. Справочные издания по экономике, вышедшие в последнее время, разъясняют понятие деловой репутации через английский термин goodwill (гудвилл), однако, на наш взгляд, это не верно.

Мировая практика показывает, что вариант прямого заимствования из английского языка данного термина более предпочтителен, чем его не вполне корректный (адекватный) перевод как деловой репутации. Именно так поступают во многих зарубеж-

ных странах - заимствуют термин goodwill в английской транскрипции.

Введение понятия деловая репутация в практику обусловлено принятием положения по бухгалтерскому учету ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов», которое трактует его как разницу между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств. Однако понятия гудвилл и деловая репутация несут совершенно разную смысловую нагрузку. Первое представляет собой денежную премию, которую должен быть готов выплатить покупатель сверх стоимости активов компании, поскольку торговые связи компании, репутацию, известные торговые марки, опыт руководителей и общие технологии невозможно выразить в точных суммах. Деловая репутация, в свою очередь, представляет собой будущие экономические выгоды, возникающие за счет активов, которые невозможно отдельно идентифицировать и признать в учете.

Необходимо добавить, что гудвилл, по сути, является объектом купли-продажи, тогда как деловую репутацию вряд ли можно купить - ее можно создать, заслужить, потерять. Поскольку деловую репутацию организации невозможно корректно и надежно оценить, предприятие не имеет права отражать ее в бухгалтерской отчетности.

Санкт-Петербург. 2008

В существующей российской практике принято рассматривать гудвилл и деловую репутацию как синонимы. В свою очередь, сама деловая репутация согласно различным источникам делится на две части, которым присваиваются различные названия: «кошачья» и «собачья» деловая репутация; первая и вторая часть деловой репутации.

В связи с тем, что в российском законодательстве деловая репутация отождествляется с гудвиллом, возникает неадекватное восприятие понятийного аппарата, используемого в международной бухгалтерской практике. Термин гудвилл представляет собой один из важных элементов согласования национальной системы учета с МСФО.

С учетом всего вышеизложенного целесообразно в отечественной отчетности использовать понятие гудвилл, не переводя на русский язык. Понятие деловой репутации должно применяться только для создания предпосылок в целях привлечения новых партнеров и расширения бизнеса; для оценки справедливой стоимости компании; для улучшения управления брэндом; для планирования долгосрочных ориентиров бизнеса компании.

Таким образом, законодательное закрепление и разделение терминов гудвилл и деловая репутация позволит ускорить интеграцию России в международное экономическое сообщество.

200 -

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.