Научная статья на тему 'Роль и значение аскетического служения старца Иосифа Исихаста для православного монашества в XX веке'

Роль и значение аскетического служения старца Иосифа Исихаста для православного монашества в XX веке Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
625
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
старец Иосиф Исихаст / старец Ефрем Филофейский / преподобный Силуан Афонский / архимандрит Софроний (Сахаров) / Афон / история монастырей и монашества / мощи / Санкт-Петербургская духовная академия / elder Joseph Hesychast / elder Ephraim of Philophia / St. Siluan Afonsky / archimandrite Sofroniy (Sakharov) / Athos / history of monasteries and monasticism / relics / St. Petersburg Theological Academy

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Друганов Илья Константинович

В статье на основании опубликованных источников показывается роль и значение старца Иосифа Исихаста в деле возрождения лучших традиций афонского монашества во второй половине XX в., не только на самом Афоне, но и Европе, Северной Америке и др. Так, трудами старца Иосифа и его учеников было основано и возрождено 6 монастырей, 1 общежительный скит и множество келий на Афоне, 18 монастырей в Греции, 6 — на Кипре, 18 — в США, 2 — в Канаде, 1 — в Италии. При этом о самом старце Иосифе до недавнего времени мало что было известно. В настоящее время ситуация изменилась коренным образом. И сейчас не только издаются книги, но и пишутся иконы и богослужебные тексты, несмотря на то, что старец Иосиф Исихаст пока еще не причислен к лику святых. Тем не менее, еще в 2015 г. мощи этого великого православного подвижника и аскета XX столетия были принесены в Санкт-Петербургскую духовную академию. Статья первоначально была представлена в виде доклада на II монашеской конференции, которая была организована Историческим обществом Санкт-Петербургской Духовной Академии и состоялась 29 марта 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role and Significance of the Ascetic Service of the Elder Joseph Hesychast for Orthodox Monasticism in the 20th century

In the article, based on published sources, there are shown role and importance of the elder Joseph Hesychast in reviving the best traditions of Athonite monasticism in the second half of the 20th century, not only on Athos itself, but also in Europe, North America, etc. Thus, the elder Joseph founded and restored 6 monasteries, 1 community monastery and many cells on Mount Athos, 18 monasteries in Greece, 6 — in Cyprus, 18 — in the USA, 2 — in Canada, 1 — in Italy were founded and restored. At the same time, little was known about the elder Joseph himself until recently. At present, the situation has changed radically. And now not only books are being published, but also icons and liturgical texts are written, despite the fact that the elder Joseph Hesychast is not yet listed as a saint. Nevertheless, as early as 2015, the relics of this great Orthodox ascetic of the 20th century were brought to the St. Petersburg Theological Academy. The article was originally presented in the form of a report at the II Monastic conference, which was organized by the Historical Society of the St. Petersburg Theological Academy and was held on March 29, 2018.

Текст научной работы на тему «Роль и значение аскетического служения старца Иосифа Исихаста для православного монашества в XX веке»

DOI: 10.24411/2587-8425-2018-10023

история монастырей и монашества

Иеромонах Феофан (Друганов)

роль и значение аскетического служения

старца иосифа исихаста для православного монашества в XX веке

В статье на основании опубликованных источников показывается роль и значение старца Иосифа Исихаста в деле возрождения лучших традиций афонского монашества во второй половине XX в., не только на самом Афоне, но и Европе, Северной Америке и др. Так, трудами старца Иосифа и его учеников было основано и возрождено 6 монастырей, 1 общежительный скит и множество келий на Афоне, 18 монастырей в Греции, 6 — на Кипре, 18 — в США, 2 — в Канаде, 1 — в Италии. При этом о самом старце Иосифе до недавнего времени мало что было известно. В настоящее время ситуация изменилась коренным образом. И сейчас не только издаются книги, но и пишутся иконы и богослужебные тексты, несмотря на то, что старец Иосиф Исихаст пока еще не причислен к лику святых. Тем не менее, еще в 2015 г. мощи этого великого православного подвижника и аскета XX столетия были принесены в Санкт-Петербургскую духовную академию. Статья первоначально была представлена в виде доклада на II монашеской конференции, которая была организована Историческим обществом Санкт-Петербургской Духовной Академии и состоялась 29 марта 2018 г.

Ключевые слова: старец Иосиф Исихаст, старец Ефрем Филофейский, преподобный Силуан Афонский, архимандрит Софроний (Сахаров), Афон, история монастырей и монашества, мощи, Санкт-Петербургская духовная академия.

Примерно в середине минувшего XX века в православном мире — сначала в Греции, а потом и в других странах — стала известна личность одного схимонаха-подвижника старца Иосифа Исихаста. И это несмотря на то, что первоначально о нем не знали практически ничего, кроме того, что его жизнь проходила в строгом безмолвии, в удалении от мира, на Святой Горе Афон, да и там — в местах, крайне уединенных и пустынных. Его община, согласно уставу, который он сам сформировал на основании своего собственного монашеского опыта, имела молитву и безмолвие главным деланием, вокруг которого выстраивалась вся остальная жизнь. Насельники же Святой Горы, которые знали его, не могли отзываться о нем равнодушно — одни называли его прельщенным и сумасшедшим, другие — человеком святой жизни и крайних дарований Святого Духа. С течением времени стало понятно, что этот скромный монах является одной из самых выдающихся духовных личностей XX века1.

Иеромонах Феофан (Друганов Илья Константинович) — студент I курса магистратуры Санкт-Петербургской духовной академии (feofandrug@gmail.com).

1 Старец Ефрем Филофейский, архим. Моя жизнь со старцем Иосифом. М.: Ахтырка, 2012. С. 3.

Старец Иосиф Исихаст явил в своей жизни образ древнего монашества. Его личность сопоставима с такими святыми отцами, как святитель Григорий Палама, преподобные Антоний Великий, Исаак Сирин, Серафим Саровский и Сергий Радонежский. Благодаря его ближайшим ученикам теперь можно узнать о некоторых чертах его личности, высоту, широту и глубину которой в полной мере не могли постичь и они сами, жившие рядом с ним. Он открывался им в удивительных благодатных моментах общения и откровениях, каждый раз поражая их, превосходя своим духовным величием меру и способность их восприятия. Через его духовных чад известно, что старец Иосиф Исихаст еще до принятия монашеских обетов сподобился получить от Божией Матери дар непрестанной сердечной молитвы, которая не прекращалась в его сердце до конца его жизни2.

Как пишет один из ближайших учеников старца схимонах Иосиф Ватопедский, основной отличительной чертой старца было исполнение всеобъемлющих запо-

Икона старца Иосифа Исихаста ведей. Во-первых, любовь к Богу от всей

души и всего сердца, и любовь к ближнему,

как к самому себе. Во-вторых, суровое, крайнее подвижничество ради исполнения первого, которое продолжалось всю его жизнь3. Другой ближайший ученик старца Иосифа, отец Ефрем Филофейский в своих воспоминаниях свидетельствует, что он поистине был старцем великой духовной меры, с непрестанной молитвой, с созерцанием, Фаворским Светом и откровениями4.

Старец Иосиф стал монахом, которому с самого начала его иноческого жития была дарована полнота благодати, которую он приумножил в своем сердце, и что, по словам протопресвитера Василия Каллиакманиса, является великим трудом и даже вовсе практически невозможно5. Старец Иосиф воплотил в своей жизни монашество в его самом чистом, истинном смысле, как он нашел его в Предании Церкви — житиях преподобных отцов и их наставлениях. Несмотря на то, что у него не было светского образования, он был очень глубоким и творческим человеком. Его институтом была пустыня, где он пропускал через свое сердце учение святых отцов о трезвении и молитве, воплощая его в жизни. Старец Иосиф черпал свой опыт из творений преподобных Иоанна Лествичника, аввы Дорофея, Макария Великого и аввы Исаака Сирина, которого он особо почитал6.

Под конец жизни старец Иосиф стяжал особенное благодатное влияние на всех, кто встречался с ним. Так, старец Софроний из Эссекса говорил после встречи

2 Там же. С. 261.

3 Иосиф Ватопедский, монах. Старец Иосиф Исихаст. Житие Учение «Десятигласная духодви-жимая труба» и толкование на нее. Сергиев Посад: Изд-во СТСЛ, 2016. С. 16.

4 Старец Ефрем Филофейский, архим. Моя жизнь со старцем Иосифом... С. 87.

5 Россия — Афон: тысячелетие духовного единства: материалы международной научно-богословской конференции, Москва, 1-4 октября 2006 / [науч. ред. И. С. Чичуров]. М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. С. 39.

6 Старец Ефрем Филофейский, архим. Моя жизнь со старцем Иосифом. С. 55.

Келия старца Иосифа Исихаста

со старцем Иосифом, что он чувствовал великое благоговение рядом с ним, и у него было ощущение, что рядом с ним находится великий военноначальник7.

* -к -к

Святая Гора Афон является местом, где традиция монашеской жизни не знала прерывания. Однако после смерти преподобного Никодима Святогорца, со второй половины XIX века в Греции начался период секуляризации и упадка монашеской и церковной жизни8. Это стало основанием того, что на протяжении XX века на Афоне наблюдался значительный упадок монашества и его основного искусства — умного делания9. Архимандрит Софроний (Сахаров) был насельником монастыря святого Пантелеимона примерно за десять лет до прихода на Афон старца Иосифа в 1921 г. Он писал, что умное делание, которое есть то, ради чего происходит вся духовная брань с бесами, и которое является ядром истинной монашеской жизни, на тот момент находилось в состоянии крайнего упадка, о чем он со скорбью сообщает в своих письмах (1910 г.)10. Это оскудение находило выражение в уменьшении числа монахов в обителях и увеличении их среднего возраста. Так, в 1921 г., когда старец Иосиф пришел на Афон, там насчитывалось пять с половиной тысяч монахов. Когда старец Иосиф преставился, на Афоне осталось лишь тысяча сто сорок пять

7 Там же. С. 37.

8 См.: Верюжский В., прот. Святая гора Афон и ее значение для православия и славянства // Христианское чтение. 2016. № 4. С. 205-226; Шкаровский М. В. Российская политика в отношении Афона в начале XX в. // Христианское чтение. 2016. №4. С. 303-340.

9 Мандзаридис Г. Старец Иосиф Исихаст и возрождение афонского монашества. Ч. 2. // Журнал Пемптусия / URL: http://www.pemptousia.ru/2015/11/старец-иосиф-исихаст-и-возрождение-св-2/ (дата обращения 30.04.2018).

10 Софроний (Сахаров), архим. Подвиг богопознания (Письма с Афона к Д. Бальфуру). Эссекс; М.: Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь; Паломникъ, 2002. С. 122.

монахов, из которых большинство были старики. Молодые люди не хотели приходить на Святую Гору, им была неинтересна церковная жизнь11.

Возрождение Афонского монашества началось с 1970 г., спустя одиннадцать лет после кончины старца Иосифа. Исследование журнала 1гешкоп, проведенное в 1972 г., показало, что по сравнению с 1971 годом численность монахов на Афоне возросла на одного человека и стала равна 1146 насельникам. Дальнейшие исследования показали, что с 1972 г. уменьшение числа монахов, происходившее до этого момента, сменилось непрерывным прогрессирующим ростом12.

Данный рост происходил в основном благодаря приходу на Афон монахов и даже целых монашеских общин из других монастырей. Причина такого притока монашествующих — это сильные духовные личности, среди которых необходимо назвать преподобных Паисия Святогорца и Порфирия Кавсокаливита, преподобного Силу-ана Афонского и его ученика — архимандрита Софрония (Сахарова), написавшего книгу «Старец Силуан», которая, будучи напечатана на всех европейских языках, подняла авторитет монашества в глазах общества и подвигла интеллигенцию идти в монастыри.

Но из всех современных афонских подвижников особенно выделяется личность старца Иосифа Исихаста и его ближайших учеников. Сегодня шесть монастырей из двадцати на Афоне называют себя духовными наследниками общины старца Иосифа Исихаста.

За несколько месяцев до своей смерти старец Иосиф дал благословение своим ученикам жить отдельно друг от друга ради того, чтобы каждый основал свою общину. Старец Иосиф уже тогда предвидел возрождение афонского монашества и решающую роль в этом деле своих учеников13. Так, после кончины старца его духовные чада поселились каждый в отдельном монастыре. Старец Арсений Исихаст с отцом Хара-лампием отправились в монастырь святого Дионисия, где архимандрит Харалампий стал настоятелем.

Старец Ефрем Филофейский в 1967 г. отправился с братией в келью святого Артемия. В течение десяти лет молитвами отца Ефрема и его общины было возрождено четыре Афонские обители: Филофей, Констамонит, Каракалл и Ксиропотам. Отец Ефрем возродил не только Афонские монастыри. В 1981г. он, по благословению старца Иосифа, явившегося ему во сне, начал основывать новые монастыри в США и Канаде, из которых первый и самый известный — монастырь святого Антония в Аризоне, где старец Ефрем пребывает и по сей день. Поэтому уже сейчас, при жизни, отца Ефрема называют апостолом Америки14.

Старец Иосиф (младший) Ватопедский после 1981 г. поселился в церковке Благо-вещания в Капсале, а позже перешел в Ватопедский монастырь, который тогда жил по идиоритмическому уставу. С ним пришла и его братия — 23 человека. Их молитвами и трудами Ватопед был восстановлен из руин и в нем зажглась монашеская жизнь. Множество людей приходило к старцу Иосифу Ватопедскому за советом и утешением. И он явился великим духоносным источником для многих монахов и мирян, будучи исполнен благодатных даров. Отец Иосиф оставил откровения о судьбах современного мира, которые сбываются и по сей день. В 2001 г. часть братии вместе с отцом Ефремом Катунакским переместилась в скит святого Андрея в Кариесе15.

Также старец Иосиф Исихаст окормлял множество монахинь, которых он собрал в покинутом монастыре в селе Геровица, которое государство выделило

11 Мандзаридис Г. Старец Иосиф Исихаст и возрождение афонского монашества. Ч. 1. // Журнал Пемптусия / URL: http://www.pemptousia.ru/2015/11/старец-иосиф-исихаст-и-возрождение-св/ (дата обращения 30.04.2018).

12 Там же.

13 Старец Ефрем Филофейский, архим. Моя жизнь со старцем Иосифом... С. 213.

14 Мандзаридис Г. Старец Иосиф Исихаст и возрождение афонского монашества. Ч. 2.

15 Там же.

им для монашеской жизни. С 1929 г. старец Иосиф часто переписывался с сестрами, наставляя их в монашеском житии.

Таким образом, множество духовных чад старца Иосифа основали мужские и женские обители в Греции, Америке, Канаде и по всему миру. И можно с полной ответственностью сказать, что от Иосифа Исихаста и его ближайших учеников происходят тысячи монахов и монахинь. Трудами старца Иосифа и его учеников было основано и возрождено 6 монастырей, 1 общежительный скит и множество келий на Афоне, 18 монастырей в Греции, 6 — на Кипре, 18 — в США, 2 — в Канаде, 1 — в Италии16. Необходимо отметить, что вместе с ростом числа монахов и монахинь была возрождена и традиция исихазма с ее упражнением в Иисусовой молитве. Она проникла в киновии, которые возглавили ближайшие чада старца Иосифа17.

Ближайший ученик старца Иосифа, отец Ефрем Филофейский свидетельствует, что если бы на Афоне не было старца Иосифа Исихаста, то сейчас мало что было бы известно о молитве. После возрастания общин учеников старца Иосифа и издания его жизнеописания и поучений в мире возрос интерес к молитве, умному деланию и монашеству. Люди стали стремиться узнать об учении святых отцов, услышать наставление об Иисусовой молитве, исповедоваться и причаститься. Даже представители инославных конфессий, прочитав о молитве, приезжают на Афон и спрашивают про исихию и умное делание18.

Хотя старец Иосиф еще не прославлен в лике святых, большинство насельников Святой Горы почитают его как святого. Ему написано множество икон и множество литургических текстов. Мощи старца Иосифа почитаются святыней и источают благоухание и чудотворение. Частица его мощей была даже принесена в Санкт-Петербургскую духовную академию 28 ноября 2015 г. Ректор академии архиепископ Петергофский Амвросий в сослужении академического духовенства совершил молебен, и все учащиеся с благоговением почтили святыню19.

Посмертная святость старца Иосифа запечатлелась также многими его явлениями и чудесами, мироточением и благоуханием его мощей, многими благодатными посещениями его ближайших духовных чад и вообще разных людей по всему миру20.

Духовные чада преподобного Иосифа Исихаста чтут память святого старца и с терпением ожидают, когда он будет официально прославлен. Несмотря на то, что старец

16 Россия — Афон: тысячелетие духовного единства. С. 36.

17 Мандзаридис Г. Старец Иосиф Исихаст и возрождение афонского монашества. Ч. 2.

18 Старец Ефрем Филофейский, архим. Моя жизнь со старцем Иосифом. С. 489.

19 В Духовную Академию принесена часть святых мощей старца Иосифа Исихаста // URL: http://spbda.ru/news/v-duhovnuyu-akademiyu-prinesena-chastica-svyatyh-moschey-starca-iosifa-isihasta/#! (дата обращения: 30.04.2018).

20 Старец Ефрем Филофейский, архим. Моя жизнь со старцем Иосифом.С. 236.

Принесение мощей старца Иосифа Исихаста в Санкт-Петербургскую духовную академию

Иосиф все еще не прославлен даже как местночтимый святой, его наследие поражает масштабами, а литургические тексты — своим изобилием и темпами их создания. Так, например, первая служба преподобному Иосифу Исихасту была написана его учеником, схимонахом Иосифом Ватопедским еще в 1968 г., т. е. спустя всего 9 лет после кончины старца. Второй по объему литургический текст, посвященный старцу Иосифу — это полное суточное чинопоследование, сочиненное протопресвитером Стилианом, клириком Константинопольского Патриархата, в 2011г. Это совершенно самостоятельное чинопоследование со своим тропарем и кондаком преподобному. Третий очень ценный текст — это молебный канон преподобному Иосифу, творение гимнографа Александрийского Патриархата Харалампия Бусии.

Помимо упомянутых выше служб и канонов, посвященных старцу Иосифу, существует множество тропарей и кондаков, написанных разными людьми. Так, служба отца Иосифа Ватопедского содержит в себе 2 тропаря и 1 кондак старцу Иосифу, принадлежащих авторству отца Иосифа-младшего. В этой же службе, в приложении текста из монастыря святого Антония в Аризоне, находятся тропарь, кондак и мегали-нарий, которые составил старец Ефрем Аризонтский и Филофейский. Помимо этого, служба содержит еще один тропарь, авторство которого принадлежит иеромонаху Симонопетрскому. Служба протопресвитера Стилуана так же имеет свои уникальный тропарь и кондак. Молебный канон старцу Иосифу тоже содержит в себе уникальный тропарь и кондак.

Помимо греческих литургических текстов, есть также уникальные русские тропари: четвертого гласа «Преподобне отче Иосифе, Господу и Богородице свято послужив.» и первого гласа «Пустыни Афонския цвете благоуханный.». Имеются и кондаки восьмого гласа: «Избранный Господом Иисусом в подобныя древним ученики.» и «Вышния добродетели Богом наученный.». Эти тропари и кондаки не совпадают с греческими и не являются переводом. Это уникальные литургические произведения на русском языке, авторство которых неизвестно. Таким образом, старцу Иосифу Исихасту на сегодняшний момент, спустя 59 лет со дня его кончины, написано 2 полноценные службы и молебный канон. В составе этих произведений и помимо них старцу Иосифу написано на русском и греческом языках 8 тропарей и 5 кондаков.

В такой ситуации возникает закономерный вопрос: почему старец Иосиф еще не прославлен? Старец Иосиф Исихаст в своей жизни всегда делал все, чтобы избежать человеческой славы и быть неизвестным. Его смирение и скромность, его пламенное стремление к уединению и безмолвию скрыли его величие в недрах Афона, в нищете и безвестности подобно тому, как драгоценная жемчужина скрывается в глубине океана. Отец Иосиф избрал путь служения миру через освящение своей души. Он безгранично любил людей и все Божие творение, но ради того, чтобы эта любовь смогла принести большие плоды, он избегал мирской суеты. Он хранил свое сердце в особых условиях крайнего монашеского подвига, безмолвия и непрестанной молитвы, чтобы приобрести большее освящение, стяжать в себе дух мирен, чтобы тысячи вокруг него могли стать причастниками Спасителя. Именно это, очевидно, и является причиной того, что старец Иосиф Исихаст до сих пор не прославлен в лике святых. В своей жизни он оказывал мало внешнего служения миру. Он очень мало принимал людей — только в крайних случаях, когда ему открывалась для этого воля Божия. Он был неизвестен и скрыт от мира, и его подвиг был для мира невидим.

источники и литература

1. В Духовную Академию принесена часть святых мощей старца Иосифа Исихаста // URL: http://spbda.ru/news/v-duhovnuyu-akademiyu-prmesena-chastica-svyatyh-moschey-starca-iosifa-isihasta/#! (дата обращения: 30.04.2018).

2. Верюжский В., прот. Святая гора Афон и ее значение для православия и славянства // Христианское чтение. 2016. № 4. С. 205-226.

3. Иосиф Ватопедский, монах. Старец Иосиф Исихаст. Житие Учение «Десятигласная духодвижимая труба» и толкование на нее. Сергиев Посад: Изд-во СТСЛ, 2016.

4. Исихазм. Аннотированная Библиография / под общ. и научн. ред. С. С. Хоружего. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004.

5. Мандзаридис Г. Старец Иосиф Исихаст и возрождение афонского монашества. Ч. 1. // Журнал Пемптусия / URL: http://www.pemptousia.ru/2015/11/старец-иосиф-иси-хаст-и-возрождение-св/ (дата обращения 30.04.2018).

6. Мандзаридис Г. Старец Иосиф Исихаст и возрождение афонского монашества. Ч.2. // Журнал Пемптусия / URL: http://www.pemptousia.ru/2015/11/старец-иосиф-иси-хаст-и-возрождение-св-2/ (дата обращения 30.04.2018).

7. Россия — Афон: тысячелетие духовного единства: материалы международной научно-богословской конференции, Москва, 1-4 октября 2006 / [науч. ред. И. С. Чичуров]. М.: Изд-во ПСТГУ, 2008.

8. Софроний (Сахаров), архим. Подвиг богопознания (Письма с Афона к Д. Бальфуру). Эссекс; М.: Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь; Паломникъ, 2002.

9. Старец Ефрем Филофейский, архим. Моя жизнь со старцем Иосифом / перевод с греческого архим. Симеона (Гагатика). М.: Ахтырка, 2012.

10. Шкаровский М.В. Российская политика в отношении Афона в начале XX в. // Христианское чтение. 2016. №4. С. 303-340.

Theophan (Druganov). The Role and Significance of the Ascetic Service of the Elder Joseph Hesychast for Orthodox Monasticism in the 20th century.

Abstract: In the article, based on published sources, there are shown role and importance of the elder Joseph Hesychast in reviving the best traditions of Athonite monasticism in the second half of the 20th century, not only on Athos itself, but also in Europe, North America, etc. Thus, the elder Joseph founded and restored 6 monasteries, 1 community monastery and many cells on Mount Athos, 18 monasteries in Greece, 6 — in Cyprus, 18 — in the USA, 2 — in Canada, 1 — in Italy were founded and restored. At the same time, little was known about the elder Joseph himself until recently. At present, the situation has changed radically. And now not only books are being published, but also icons and liturgical texts are written, despite the fact that the elder Joseph Hesychast is not yet listed as a saint. Nevertheless, as early as 2015, the relics of this great Orthodox ascetic of the 20th century were brought to the St. Petersburg Theological Academy. The article was originally presented in the form of a report at the II Monastic conference, which was organized by the Historical Society of the St. Petersburg Theological Academy and was held on March 29, 2018.

Keywords: elder Joseph Hesychast, elder Ephraim of Philophia, St. Siluan Afonsky, archimandrite Sofroniy (Sakharov), Athos, history of monasteries and monasticism, relics, St. Petersburg Theological Academy.

Hieromonk Theophan (Druganov) — Student of the 1st course of the Master's Degree of the St. Petersburg Theological Academy (feofandrug@gmail.com).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.