Научная статья на тему 'РОЛЬ И ВЛИЯНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ В ПРОЦЕССЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЮГЕ РОССИИ'

РОЛЬ И ВЛИЯНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ В ПРОЦЕССЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЮГЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС / ВЛАСТЬ / ЭЛИТА / ПОЛИТИЧЕСКИЙ КЛАСС / КРИТЕРИИ ЭЛИТАРНОСТИ / ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МИГРАЦИЯ / КОНФЛИКТЫ / КОРРУМПИРОВАННОСТЬ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / РЕКРУТИНГ / ЭЛИТОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Воронцов Сергей Алексеевич, Понеделков Александр Васильевич, Усманов Раффик Хаматович

В статье анализируются подходы к формированию и модернизации российских административно-политических элит, высказываются предложения по совершенствованию данного процесса. На основе проведенных элитологических исследований отечественными учеными на Юге России по проблемам деятельности российских элит проанализированы на первом элитологическом форуме политические процессы и тенденции развития властных элит. В статье ставится цель определить роль политических элит в обеспечении национальной безопасности на южных территория России, на основе сравнительного анализа излагается оценка авторов уровня и степени коррупции в обществе, а также некоторые аспекты рекрутирования региональных элит. Рассматриваются некоторые расхождения позиции населения и экспертов в оценках перспектив взаимодействия элит между собой и с гражданами страны. В итоге авторами на основе проведенных исследований отечественного и зарубежного опыта сделаны выводы и рекомендации по совершенствованию системы формирования российских политических элит.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Воронцов Сергей Алексеевич, Понеделков Александр Васильевич, Усманов Раффик Хаматович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND INFLUENCE OF POLITICAL AND ADMINISTRATIVE ELITES IN THE PROCESS OF NATIONAL SECURITY IN THE SOUTH OF RUSSIA

The article analyzes the approaches to the formation and modernization of Russian political and administrative elites, makes suggestions for improving this process. Based on the conducted elitology studies by Russian scientists in the South of Russia on problems of activity of Russian elite is analyzed political processes and tendencies of development of power elites at the first elitology forum. The article aims to identify the role of political elites in ensuring national security in the South area of Russia, on the basis of the comparative analysis the authors deals with the estimation of the level and extent of corruption in the society, as well as some aspects of the recruitment of regional elites. Discusses some of the divergence of experts and population's positions about the prospects of interaction between elites and citizens. As a result, the authors made conclusions and recommendations for improving the system of formation of Russian political elites, based on studies of domestic and foreign experience.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И ВЛИЯНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ В ПРОЦЕССЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЮГЕ РОССИИ»

Список литературы

1. Гмелин С. Г. Путешествие по России для исследования трех царств природы. Часть вторая. Путешествие от Черкаска до Астрахани и пребывание в сем городе: с начала августа 1769 по пятое июня 1770 года / С. Г. Гмелин. - Санкт-Петербург, 1777. - 361 с.

2. Государственный архив Астраханской области (ГААО).

3. Любомиров П. Заселение Астраханского края в XVIII в. / П. Любомиров // Наш край. -1926. - № 4. - С. 54-77.

4. Полное собрание законов Российской империи. - Санкт-Петербург, 1830. - 1-е собр., Т. XIX. - 1083 с.

5. Татищев В. Н. Записки. Письма 1717-1750 гг. / В. Н. Татищев. - Москва : Наука, 1990. - 438 с.

References

1. Gmelin S. G. Puteshestvie po Rossii dlya issledovaniya trekh tsarstv prirody. CHast' vto-raya. Puteshestvie ot Cherkaska do Astrakhani i prebyvanie v sem gorode: s nachala avgusta 1769 po pyatoe iyunya 1770 goda [Travel to Russia to study the three kingdoms of nature. Part Two. Traveling from Cherkask to Astrakhan and stay in this city: the beginning of August 1769 to June 5, 1770], Saint-Petersburg, 1777. 361 p.

2. State archive of the Astrakhan region (SAAR).

3. Lyubomirov P. Zaselenie Astrakhanskogo kraya v XVIII veke [Check Astrakhan region in the XVIII century]. Nash kray [Our Region], 1926, no. 4, p. 564-77.

4. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoy imperii [Complete collection of laws of the Russian Empire], Saint-Petersburg, 1830, 1st meeting, vol. XIX. 1083 p.

5. Tatishhev V. N. Zapiski. Pi'ma 1717-1750 gg. [Notes. Letters 1717-1750 gg.], Moscow, Nauka Publ., 1990. 438 p.

РОЛЬ И ВЛИЯНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ В ПРОЦЕССЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

НА ЮГЕ РОССИИ

Воронцов Сергей Алексеевич, доктор юридических наук, профессор

Южно-Российского института РАНХиГС при Президенте РФ 344002, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70 E-mail: [email protected]

Понеделков Александр Васильевич, доктор политических наук, профессор

Южно-Российского института РАНХиГС при Президенте РФ 344002, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70 E-mail:[email protected]

Усманов Раффик Хаматович, доктор политических наук, профессор

Астраханский государственный университет

414056, Российская Федерация, г. Астрахань. ул. Татищева, 20а

E-mail: [email protected]

В статье анализируются подходы к формированию и модернизации российских административно-политических элит, высказываются предложения по совершенствованию данного процесса. На основе проведенных элитологических исследований отечественными учеными на Юге России по проблемам деятельности российских элит проанализированы на первом элитологическом форуме политические процессы и тенденции развития властных элит. В статье ставится цель определить роль политических элит в обеспечении национальной безопасности на южных территория России, на основе сравнительного анализа излагается оценка авторов уровня и степени коррупции в обществе, а также некоторые аспекты

рекрутирования региональных элит. Рассматриваются некоторые расхождения позиции населения и экспертов в оценках перспектив взаимодействия элит между собой и с гражданами страны. В итоге авторами на основе проведенных исследований отечественного и зарубежного опыта сделаны выводы и рекомендации по совершенствованию системы формирования российских политических элит.

Ключевые слова: элитологический конгресс, власть, элита, политический класс, критерии элитарности, этнополитическая безопасность, миграция, конфликты, коррумпированность, социологический опрос, рекрутинг, элитология

THE ROLE AND INFLUENCE OF POLITICAL AND ADMINISTRATIVE ELITES IN THE PROCESS OF NATIONAL SECURITY IN THE SOUTH OF RUSSIA

Vorontsov Sergey A., D.Sc. (Legal Science), Professor

South Russian Affiliated Institute of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

70 Pushkinskaya st., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation

E-mail: [email protected]

Ponedelkov Aleksander V., D. Sc. (Political Sciences), Professor

South Russian Affiliated Institute of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

70 Pushkinskaya st., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation

E-mail:[email protected]

Usmanov RafikKh., D.Sc. (Political Sciences), Professor

Astrakhan State University

20a Tatishchev st., Astrakhan, 414056, Russian Federation

E-mail:[email protected]

The article analyzes the approaches to the formation and modernization of Russian political and administrative elites, makes suggestions for improving this process. Based on the conducted elitology studies by Russian scientists in the South of Russia on problems of activity of Russian elite is analyzed political processes and tendencies of development of power elites at the first elitology forum. The article aims to identify the role of political elites in ensuring national security in the South area of Russia, on the basis of the comparative analysis the authors deals with the estimation of the level and extent of corruption in the society, as well as some aspects of the recruitment of regional elites. Discusses some of the divergence of experts and population's positions about the prospects of interaction between elites and citizens. As a result, the authors made conclusions and recommendations for improving the system of formation of Russian political elites, based on studies of domestic and foreign experience.

Keywords: Congress on elitology issue, power, elite, the political class, criteria of elitism, ethnopolitical security, migration, conflict, corruption, public opinion poll, recruiting, elitology

В современный период, когда потрясения социального, политического и экономического характера в различных странах и регионах радикально меняют геополитическое положение ряда государств, роль политических элит чрезвычайно важна. События последнего времени в Украине, Казахстане, странах Ближнего Востока и Евросоюза наглядно это подтверждают. Не во всех странах и не во всех случаях лидеры этих стран и силовые элиты объективно принимают решения по выводу из кризиса своих стран, зачастую, даже правильные решения оказываются запоздалыми. В подобные исторические периоды многократно возрастает роль элиты, которая включает в себя круг людей, обладающих значимым общественным положением, обуслов-

ленным особыми профессиональными качествами, личностными способностями и достижениями, или получившими свой статус и социальную позицию в силу наследственного положения, либо за счет продвижения в рамках закрытой элитной группы [9, с. 476]. Компетентность и авторитет политических элит чрезвычайно важны для устойчивого развития личности, общества, государства.

Каково современное состояние и перспективы развития российских политических элит? На каких принципах строится их переформатирование? Каковы критерии элитарности? Как элиты участвуют в обеспечении национальной безопасности? Как население оценивает эффективность деятельности региональных и федеральных элит? Что следует предпринять обществу и государству для приведения деятельности элит в соответствие с уровнем реально существующих угроз и вызовов?

Эти и другие проблемы российских элит обсуждались отечественными и зарубежными политологами, социологами, юристами, представителями государственной и муниципальной власти в ходе Первого всероссийского элитологического конгресса с международным участием, состоявшегося в конце прошлого года в Ростове-на-Дону.

Конгресс был организован Южно-Российским институтом управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ЮРИУ РАНХиГС) и филиалом Фонда имени Фридриха Эберта в РФ. Соучредителями данного мероприятия выступили: Совет по политологии УМО по классическому университетскому образованию РФ, Правление Национальной коллегии политологов преподавателей, факультет политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (г. Москва), факультет политологии Санкт-Петербургского государственного университета (г. Санкт-Петербург), факультет политологии ЮРИУ РАНХиГС. В работе Конгресса приняли участие авторитетные специали-сты-элитологи, философы, юристы, представители органов государственной и муниципальной власти, деловых кругов и общественных организаций. На приглашение организаторов откликнулись свыше двухсот российских исследователей, а также элитологи Германии, Индии, Украины, Белоруссии, Киргизии.

Программа конгресса включала исследование перспектив развития современной элитологии, вопросов формирования российских элит и совершенствования государственной кадровой политики, взаимодействия элит в отечественном социально -политическом пространстве. Отдельные дискуссионные площадки были посвящены военным элитам, контрэлитам и молодежным элитам.

Основное внимание на конгрессе уделялось политико-административной элите связанной с властью. Этот сложный для научного анализа объект стал поводом для большого числа критических оценок. Каждый из выступавших по-своему пытался ответить на ключевой вопрос: насколько применим термин «элита» к группе людей, которая наделена властными полномочиями в стране?

Заместитель председателя экспертного совета по политологии ВАК при Ми-нобрнауки РФ, заведующий кафедрой общей политологии Финансового университета при Правительстве РФ профессор Я.А. Пляйс отметил, что основные проблемы России лежат в отсутствии «новой» элиты. На переломном рубеже 80-х - 90-х не появилось элиты, готовой взять на себя новые функции и управлять «по-новому». В результате, никакой революции фактически не совершилось, так как элита, пришедшая к власти, приняла на вооружение многие методы советской элиты. Людям с принципиально другой политической ментальностью просто неоткуда было взяться. Системы подготовки оппозиционной элиты в СССР не существовало, а постсоветская Россия о необходимости создать новую элиту даже не задумалась.

Профессор Я.А. Пляйс сравнил 90-е гг. с «горючей смесью», давшей стране нездоровый синтез политических элит. По его представлению, в этот сложносочиненный тип вошла патриотически настроенная высшая партийная элита, апатриотичная бизнес-элита, а также «темная лошадка» - антиэлита, вообще не заинтересованная в процветании страны. Последнюю профессор Я.А. Пляйс разделил на внутреннюю (российскую) и внеш-

нюю (зарубежную). И та и другая значительно влияют на политику России. «Антиэлите, безусловно, не место у рычагов власти. На смену ей должна прийти оппозиция, которую мы обязаны воспитать», - заключил профессор Я.А. Пляйс [16, с. 40-49].

По мнению заместителя директора ЮРИУ РАНХиГС профессора А.М. Старостина, в переходных обществах, каким продолжает оставаться российское, вообще не может идти речи об элите. Существуют лишь некие предпосылки для ее появления, исходный материал или протоэлита. Минимум на образование элит уходит четыре -пять поколений. А значит даже за время Советского Союза политическая элита не успела сложиться. Тех, кто пришел на смену советским представителям властных кругов, нельзя по существу причислять к элите, так как они не выполняют основной ее функции - не формируют «повестку дня» общества. Их главная и единственная цель - удержаться у власти [16, с. 605-615].

Очень актуальную проблему отметил заведующий кафедрой политологии АГУ, профессор П.Л. Карабущенко анализируя феномен «элиты» в онтологическом и гносеологическом аспектах [6, с. 385-401]. Автор подчеркивает, что феномен элита имеет многоуровневую онтологическую структуру с несколькими пластами (официальный, бытовой, тайный, ложный)[6, с. 16]. Вместе с тем гносеология элиты отвечает на вопрос, что мы должны знать об элите. Познание тайного в элите и есть главная задача элитологической гносеологии. Особенностью данного исследования является то, что П.Л. Карабущенко наметил весьма существенные и актуальные направления развития данной проблемыс. [8, с. 200-208]. Однако, парадокс в том, что «политическая элита России развивается не по законам элитологии», - обратил внимание профессор П.Л. Карабущенко. - В стране есть политический класс, но нет элиты, так как ее содержание не соответствует форме. Это ключевая элитологическая тема, требующая обсуждения. Кроме того, пора создать четкие критерии, которым должна соответствовать политическая элита» [6, с. 385-401].

Профессор Астраханского государственного университета Р.Х. Усманов в своем выступлении проанализировал роль политических элит в обеспечении национальной безопасности на Юге России, в частности, на исследовании миграционных процессов, в своем большинстве, нерегулируемых государством и обществом и, как следствие, порождающих многочисленные конфликтогенные ситуации. Р.Х. Усманов отметил, что в современный период проблема миграционных процессов становится все более актуальной и для Российской Федерации, и для большинства ведущих государств мира, так как она затрагивает практически все области общественной жизни. Причины и последствия таких конфликтогенных ситуаций бывают различными, но в первую очередь зависят от уровня политических элит, которые несут ответственность за качество принимаемых решений и последствия реализации этих решений [13, с. 336-347]. Политические элиты не в должной мере влияют на события, происходящие в южных регионах страны. Недостаточно развиты или полностью отсутствую современные демократические механизмы. Высока безработица, коррупция, клановость. Ощущается недостаток независимых СМИ. Существуют проблемы с объективностью судов, с соблюдением прав человека [4]. Неуправляемые этнополитические конфликты, порождаемые миграцией на приграничных территориях, превращаются в причины политической агрессии, порождающей национализм, религиозные противоречия и т.д. В целях недопущения этих деструктивных явлений, по мнению профессора Р.Х. Усманова, необходима дальнейшая модернизация политических процессов и самой политической системы с рекрутированием новой политической элиты.

Профессор кафедры процессуального права ЮРИУ РАНХиГС С.А. Воронцов привел анализ критериев элитарности, определяющих совокупность личных и деловых качеств человека, рекрутируемого в элиту, которые нашли отражение в религиозных, правовых и военных документах различных исторических эпох [1]. Он подчеркнул, что правящую элиту некорректно характеризовать, как хорошую или плохую. Она является производной от уровня развития общества и ситуации, объек-

тивно существующей в конкретный исторический период в социально-экономической и политической сферах государства.

В постсоветский период, отметил С.А. Воронцов, произошло расхождение между элитарностью, понимаемой в традиционном смысле понятия и обладанием реальной политической властью. Резкое возросли роль принадлежности к «команде» первого лица и личной преданности лидеру, а также значение высокой материальной обеспеченности кандидата в элиту, источники которой практически не имеют значения. Это предопределило низкую компетенцию значительного числа фигурантов, попавших в элиту, привнесение ими в элитарный слой коррупционных механизмов деятельности, отсутствие у них побуждений к самосовершенствованию [2, с. 109-114]. Подобное положение сложилось вследствие слабости гражданского общества, широкого использования властью административного ресурса и информационных технологий в процессе переформатирования элит, ограничения участия общественности в контроле за деятельностью правящей элиты. Фактически элитный рекрутинг стал внутренней функцией высшего сегмента правящей политической элиты, а процесс формирования и обновления элит превратился в самовоспроизводство правящего класса, практически утратив связи с гражданским представительством. Чтобы исправить положение и вернуть элитологию из разряда прибыльного бизнес-проекта в науку, по мнению С.А. Воронцова, необходимо повысить уровень транспарентности власти, выработать объективные критерии элитарности и усилить контроль общества за формированием и обновлением правящей элиты.

Заместитель директора ЮРИФ РАНХиГС профессор А.В. Понеделков сообщил, что в рамках подготовки Конгресса были проведены исследования «Современные региональные элиты» в Республиках Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Коми, Чеченской Республике, Алтайском, Краснодарском, Ставропольском краях, Ростовской, Калининградской, Курганской, Рязанской, Челябинской, Читинской и Астраханской областях. Результаты указанных исследований, позволяющие сравнить взгляды населения с мнением экспертов из числа самой элиты показывают, что за последние 20 лет региональная элита существенно обновилась. По экспертным оценкам, доля управленцев с советской закалкой снизилась (сейчас их примерно 30 процентов), а доля «новых» возросла до 35 %. Показательно, что серьезно ослаблены составляющие технократического влияния на региональное управление. Численность представителей элиты с базовым гуманитарным образованием превысила число тех, кто имеет техническую и естественнонаучную подготовку.

Несколько расходятся позиции населения и экспертов в оценках перспектив взаимодействия элит между собой и с гражданами страны. Если у народа надежда на то, что к его запросам и пожеланиям правящие элиты будут внимательно прислушиваться, еще не исчезла (на это надеется около 40 % опрошенных), то для экспертов более существенными проявлениями выступают лояльность режиму и профессионализм. При этом в опросах 2013 г. эти позиции изменились: «лояльность» - пошла вверх, а «профессионализм» - вниз.

В оценках позитивных характеристик элит, которые выставляет население, обращает на себя внимание парадокс: значительно выше ценится способность «разру-лить» сложную ситуацию, нежели профилактика и недопущение чрезвычайных ситуаций. Также странно, что чуткость к проблемам населения и умение патронировать развитие местного бизнеса кажутся респондентам наименее важными качествами.

А.В. Понеделков подчеркнул, что, по мнению и экспертов и населения, элита должна отвечать четырем главным требованиям: профессионализм, образованность, высокая нравственность, патриотизм. Правда, народ отводит профессионализму гораздо больший удельный вес (около двух третей опрошенных), нежели эксперты (22 %).

Направлением улучшения качественного состава элит и респонденты, и эксперты называют необходимость введения конкурсного отбора на основе профессиона-

лизма и компетентности, повышение образовательного уровня, ведение продуманной кадровой политики под контролем центра и администрации федерального округа.

По мнению заслуженного деятеля науки, директора Института государственной службы и управления персоналом РАНХиГС при Президенте России (г. Москва) профессора А.И. Турчинова, образование - это далеко не все. Элиту недостаточно просто «выучить», она должна вырасти на традициях народа. Отлаженный механизм участия народа в формировании состава политической элиты - залог ее качества. Но для этого гражданам нужно предоставлять полную и правдивую информации о кандидатах на управленческие места. Система назначения министров и других невыборных должностных лиц должна находиться под контролем независимого экспертного сообщества. Это в корне изменит современный принцип комплектации органов власти, при котором правительственные кресла могут занимать совершенно неизвестные обществу фигуры, появляющиеся как «черт из табакерки».

«Чтобы открыть путь в руководящие органы одаренным людям, нужно «включить» социальные лифты, - уверен руководитель аппарата компании «Новое инвестиционное решение» В.Т. Белоусов. - В СССР такие лифты работали - комсомол, партия, армия. Сегодня у тех, кто не имеет материальной базы, социальной поддержки и семейного положения, шансы пробиться в элиту почти равны нулю. В результате, во власти находятся «середняки» из второго и третьего эшелонов советской элиты, от которых бессмысленно ждать креатива».

В поиске путей модернизации отечественной элиты участники Конгресса исследовали зарубежный опыт. История содержит немало примеров успешной деятельности элит, сумевших вывести свои страны и тяжелого политического и экономического кризиса. Достаточно много написано о «японском экономическом чуде», выходе из послевоенного кризиса Германии, «народном капитализме» М. Тэтчер, впечатляющем «великом прыжке» китайской экономики.

А.В. Понеделков и С.А. Воронцов проанализировали опыт модернизации американской политической элиты, обеспечившей выход США из затяжного социально -экономического кризиса в первой половине прошлого века и опыт переформатирования национальной элиты Республики Корея, сумевшей вывести страну из глубокого кризиса в послевоенный периодс. [3, с. 201-207].

Этот опыт показывает, что когда традиционные меры разрешения кризиса не приносят сколь-нибудь видимой пользы, на первый план выходят компетентные национальные лидеры, способные дать объективный анализ ситуации в стране, переформатировать политические элиты и мобилизовать население на достижение поставленных ими целей.

Слова Ф.Д. Рузвельта, сказанные в инаугурационном обращении много десятилетий назад, актуальны для сегодняшней обстановки в России и созвучны словам Президента России В.В. Путина: «Наше бедственное положение происходит не от недостатка материальных средств... Те, кто руководит обменом продуктов человеческого труда, потерпели поражение из-за собственного упрямства и некомпетентности, признали свое поражение и умыли руки. Наша нация требует действий и действий немедленных.

Я готов, согласно обязанностям, возложенным на меня Конституцией, рекомендовать меры, в которых нуждается пораженная болезнью нация в пораженном болезнью мире. Есть много способов облегчить ситуацию, но простыми разговорами мы точно ничего не добьемся. Мы должны действовать и действовать быстро» [12].

В «Новом курсе», который провозгласил Ф.Д. Рузвельт, эффективность и ответственность административно-управленческой элиты в лице федеральных органов власти США была существенно усилена, что позволило расширить ее реальное влияние на американское общество. Основной акцент был сделан на формирование профессиональной государственной службы, которая, в целях повышения ее эффективности, была выведена из-под давления оппозиционных политических сил, противодействующих с позиций государственной власти курсу, реализуемому политической элитой. Следуя данной логике, в 1939 г. Конгрессом США был принят Закон Хэтча, в

соответствии с которым вводился запрет на участие государственных служащих в организации избирательных кампаний и использование служебного положения в интересах какой-либо партии. В результате, исполнительная власть стала включать в себя два вида чиновников лояльных власти: департизированных карьерных служащих и политических назначенцев правящей элиты.

«Южно-корейское чудо» стало возможно благодаря тому, что политические лидеры этой страны, прежде всего, генерал Пак Чжон Хи и президент РК Ким Дэ Чжун смогли не только создать экспортные отрасли промышленности в виде многопрофильных концернов - «чэболи», которые опираясь на иностранные инвестиции и новейшие технологии, организовали выпуск товаров, востребованных на ведущих мировых рынках, но и сумели изолировать чиновничью элиту от произвольного вмешательства в экономику, обеспечить прозрачность деятельности административно-управленческой элиты, сформировать действенные инструменты антикоррупционного контроля, работающие и по сей день.

А.В. Понеделков и С.А. Воронцов подчеркнули, что зарубежные подходы не могут быть механически перенесены на российскую почву. Но этот опыт не может быть и просто отброшен, как чуждый российской ментальности. Политико-административная элита России должна использовать в зарубежном опыте выхода из кризисных ситуаций все, что может дать положительный эффект на отечественной почве. Разумеется, сделать это с учетом наших условий и традиций. Тогда отечественная элита, из элиты привилегий сможет перерасти в элиту ответственности и завоевать уважение граждан России.

Обобщая возможные направления модернизации российской политической элиты участники приняли итоговую резолюцию, в которой отметили:

• мероприятия, связанные с организацией и проведением Конгресса, стали новым этапом в исследовании современных проблем отечественной элитологии, практик элитообразования в России, обобщении и оценке достигнутого уровня элитоло-гических исследований, что нашло адекватное отражение в опубликованных к Конгрессу научных работах;

• за годы развития российской элитологии ею был достигнут заметный прогресс. Он выразился в значительном количестве защищенных по данной тематике диссертаций, опубликованных научных исследованиях, сформировавшемся корпусе элитологов, зародившихся элитологических школах, центрах и лабораториях;

• несмотря на достигнутые результаты современный уровень отечественной элитологии недостаточно адекватно отвечает потребностям как политической науки, так и политической практики, прежде всего в части исследований многочисленных проблем транзитного общества и государства, к числу которых по-прежнему относится Россия.

В Резолюции конгресса отражены следующие рекомендации:

1. Российским политологам следует уделять элитологии повышенное внимание. Формирование теоретического фундамента российской элитологии должно быть рационально увязано с проблемами транзитного состояния нашего общества и государства. Фактически речь должна идти о создании нового направления в развитии элитологии - элитологии транзита. При этом, следует иметь ввиду, что у подобного транзита могут быть реверсные и девиантные отклонения, которые также должны стать предметом исследования.

2. Элитологические исследования прикладного характера рекомендуется основывать на широкомасштабных полевых работах, охватывающих не только различные регионы страны, но и различные уровни и сегменты общества и элиты. Особую роль в этих исследованиях могли бы сыграть элитологические центры и лаборатории, специально создаваемые для мониторинга состояния отечественных элит, прежде всего политико-административных, а также выработки практических рекомендаций по совершенствованию механизмов и процедур элитообразования.

Такие центры и лаборатории рационально создавать не только на базе действующих факультетов и отделений политологии, но и при органах власти с соответствующей профилизацией их работы в целях решения задач, стоящих перед этими органами власти. При них предлагается создавать автоматизированные банки данных, в которых рекомендуется сосредоточить наиболее значимые материалы по ключевым проблемам элитологии.

Особое внимание необходимо уделять международным элитологическим исследованиям.

Результаты исследований можно было бы публиковать в специальном журнале «Элитология», регулярный выпуск которого целесообразно организовать на базе РАНХиГС при Президенте РФ.

3. Академические курсы по элитологии рекомендуется сделать базовыми в учебных программах студентов политологов, как в системе бакалавриата, так и магистратуры.

4. Систематическое и регулярное обновление российских элит, прежде всего политическо-административных, осуществляемое на конкурсной основе и исходя из критериев высокого профессионализма и фундаментальной образованности, следует считать не только актуальной задачей власти, но и нормой политической жизни, равно как системную подготовку такой элиты и работу социальных и других лифтов.

5. Конгресс считает целесообразным рекомендовать российским элитам, в том числе интеллектуальной элите, способствовать развитию межэлитарных отношений стран СНГ. Учитывая евразийский приоритет внешней политики России, целесообразно разработать систему элитных коммуникаций на постсоветском пространстве, включающую выездные лекции российских элитологов, обмен студентами, взаимодействие с преподавателями российских славянских университетов.

6. Признать необходимым проведение элитологического конгресса «Элитоло-гия России: современное состояние и перспективы развития» на регулярной основе -один раз в три года. Рекомендовать провести Второй конгресс осенью 2016 г. Место и время его проведения определить не позднее осени 2015 г.

7. В процессе подготовки Второго конгресса создать Оргкомитет, которому поручить проработать вопрос об учреждении Российского общества элитологов и 2-м переработанном издании энциклопедического словаря «Элитология».

8. Направить данную резолюцию и материалы конгресса органам государственной власти и местного самоуправления, научным и образовательным учреждениям, в средства массовой информации и научные издания.

Участники Конгресса призвали элитологов России к осознанию значимости их труда и социальной ответственности за будущее Отечества, а также призвали органы государственной и муниципальной власти, политические партии и общественные организации рассматривать элитологию в качестве необходимого инструмента прогрессивного развития личности, общества, государства.

Материалы научного форума изданы в трех томах. Также, вышли из печати обзор диссертационных исследований отечественных политологов под редакцией Я.А. Пляй-са, монография С.А. Воронцова «Взаимоотношения политических и религиозных систем: философско-правовой анализ» и информационно-аналитические материалы «Современные региональные элиты (социологический анализ), отражающие отношение населения к составу и деятельности региональных элит[16].

Список литературы

1. Воронцов С. А. Взаимоотношения политических и религиозных систем: философско-правовой анализ : монография / С. А. Воронцов. - Ростов-на-Дону : Ростовское книжное издательство, 2013. - 192 с.

2. Воронцов С. А. О роли средств массовой информации в противодействии коррупции / С. А. Воронцов, А. Г. Михайлов // Философия права. - 2012. - № 2 (51). - С. 109-114.

3. Воронцов С. А. Об использовании зарубежного опыта в переформатировании политико-административной элиты России / С. А. Воронцов, А. В. Понеделков //Элитология России: современное состояние и перспективы развития : материалы Первого всероссийского элитологического конгресса с международным участием, 7-8 октября 2013 г. - Ростов-на-Дону : Южнороссийский институт-филиал Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, 2013. - Т. 2. - С. 201-207.

4. Воронцов С. А. Спецслужбы России : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / С. А. Воронцов. - Ростов-на-Дону, 2012. -433 с.

5. Дмитриев А. В. Юг России в миграционном и этноконфликтном измерениях / А. В. Дмитриев, П. Л. Карабущенко, Г. В. Клочков, Р. Х. Усманов. - Астрахань : Астраханский университет, 2010. - 233 с.

6. Карабущенко П. Л. Феномен «элита» в онтологическом и гносеологическом аспектах / П. Л. Карабущенко // Элитология России: современное состояние и перспективы развития : материалы Первого всероссийского элитологического конгресса с международным участием. 7-8 октября 2013 г. - Ростов-на-Дону : Южно-российский институт-филиал Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, 2013. -Т. 1. - С. 385-401.

7. Карабущенко П. Л. Философские аспекты современной элитологической науки / П. Л. Карабущенко // Вопросы элитологии. - 2004. - Т. 1. - С. 16.

8. Карабущенко П. Л. Элитология науки: принципы элитности как диагностика развития современного научного знания / П. Л. Карабущенко //Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2011. - № 3 (28). - С. 200-208.

9. Основы политологии : учебное пособие / А. В. Понеделков и др. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. - С. 476.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Пляйс Я. А. Элиты России обзор диссертационных исследований отечественный политологов / Я. А. Пляйс. - Ростов-на-Дону : Южно-российский институт-филиал Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, 2013.

11. Рудой В. В. Современные региональные элиты (социологический анализ). Информационно-аналитические материалы / В. В. Рудой, А. Ю. Шутов, А. В. Понеделков, А. М. Старостин, С. А. Воронцов, Т. П. Черкасова, С. С. Змияк, С. И. Кузина, В. П. Ляхов. - Ростов-на-Дону : Южно-российский институт-филиал Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, 2013.

12. Рузвельт Ф. Д. Инаугурационное обращение. 4 марта 1933 г. / Ф. Д. Рузвельт // Речи, которые потрясли мир : сборник. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2009.

13. Усманов Р. Х. Миграционный процесс и роль политических элит в обеспечении национальной безопасности на Юге России / Р. Х. Усманов // Элитология России: современное состояние и перспективы развития : материалы Первого всероссийского элитологического конгресса с международным участием, 7-8 октября 2013 г. - Ростов-на-Дону : Южно-российский институт-филиал Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, 2013. - Т. 1. - С. 336-347.

14. Философия элитологии. - Ростов-на-Дону : Дониздат, 2013. - Т. 3.

15. Элитология: Энциклопедический словарь / под ред. проф. П. Л. Карабущенко. -Москва : Экон-информ, 2013. - 618 с.

16. Элитология России: современное состояние и перспективы развития : материалы Первого Всероссийского элитологического конгресса с международным участием, 7-8 октября 2013 г. -Ростов-на-Дону : Южно-российский институт-филиал Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, 2013. - Т. 1.

17. Элитология России: современное состояние и перспективы развития : материалы Первого Всероссийского элитологического конгресса с международным участием, 7-8 октября 2013 г. - Ростов-на-Дону : Южно-российский институт-филиал Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, 2013. - Т. 2.

References

1. Vorontsov S. A. Vzaimootnosheniya politicheskikh i religioznykh sistem: filosofsko-pravovoy analiz [Relationship of political and religious systems: a legal and philosophical analysis], Rostov-on-Don, Rostovskoe knizhnoe izdatelstvo Publ., 2013. 192 p.

2. Vorontsov S. A., Mikhaylov A. G. O roli sredstv massovoy informatsii v protivodeystvii korruptsii [On the role of the media in combating corruption]. Filosofiyaprava [Philosophy of Law], 2012, no. 2 (51), pp. 109-114.

3. Vorontsov S. A., Ponedelkov A. V. Ob ispolzovanii zarubezhnogo opyta v pereformatirovanii politiko-administrativnoy elity Rossii [On the use of foreign experience in reformatting the political and administrative elite of Russia]. Elitologiya Rossii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya : materialy Pervogo vserossiyskogo elitologicheskogo kongressa s mezhdunarodnym uchastiem, 7-8 oktyabrya 2013 g. [Elitology Russia: current state and prospects of development. Proceedings of the First All-Russian Elitological Congress with International Participation, 7-8 October 2013], Rostov-on-Don, South-Russian Institute Branch Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation Publ. House, 2013, vol. 2, p. 201-207.

4. Vorontsov S. A. SpetssluzhbyRossii [Russian security services], Rostov-on-Don, 2012. 433 s.

5. Dmitriev A. V., Karabushchenko P. L., Klochkov G. V., Usmanov R. Kh. Yug Rossii v migratsionnom i etnokonfliktnom izmereniyakh [South Russia in the migration and etnokonfliktnom measurements], Astrakhan, Astrakhan University Publ. House, 2010. 233 s.

6. Karabushchenko P. L. Fenomen «elita» v ontologicheskom i gnoseologicheskom aspektakh [The phenomenon of the "elite" in the ontological and epistemological aspects]. Elitologiya Rossii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya : materialy Pervogo vserossiyskogo elitologicheskogo kongressa s mezhdunarodnym uchastiem. 7-8 oktyabrya 2013 g., [Elitology Russia: current state and prospects of development. Proceedings of the First All-Russian Elitological Congress with international participation. 7-8 October 2013], Rostov-on-Don, South-Russian Institute Branch Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation Publ. House, 2013, vol. 1, p. 385-401.

7. Karabushchenko P. L. Filosofskie aspekty sovremennoy elitologicheskoy nauki [Philosophical aspects of modern science elitologicheskoy]. Voprosy elitologii [Questions of Elitology], 2004, vol. 1., p. 16.

8. Karabushhenko P. L. Elitologiya nauki: printsipy elitnosti kak diagnostika razvitiya sovremennogo nauchnogo znaniya [Elitology Science: Principles of elitism as diagnostics of modern scientific knowledge]. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura [THE Caspian Region: Politics, Economics, Culture], 2011, no. 3 (28), p. 200-208.

9. Ponedelkov A. V., et al. Osnovypolitologii [Fundamentals of Political Science], Rostov-nn-Don, Feniks Publ., 2012, p. 476.

10. Plyays Ya. A. Elity Rossii obzor dissertatsionnykh issledovaniy otechestvennyy politologov [Russian elite review dissertation research domestic political scientists], Rostov-on-Don, South-Russian Institute Branch Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation Publ. House, 2013.]

11. Rudoy V. V., Shutov A. Yu., Ponedelkov A. V., Starostin A. M., Vorontsov S. A., Cherkasova T. P., Zmiyak S. S., Kuzina S. I., Lyakhov V. P. Sovremennye regionalnye elity (sotsiologicheskiy analiz). Informatsionno-analiticheskie materially [Modern regional elites (sociological analysis). Information and analytical materials], Rostov-on-Don, South-Russian Institute Branch Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation Publ. House, 2013.

12. Ruzvelt F. D. Inauguratsionnoe obrashchenie. 4 marta 1933 g. [Inaugural Address. March 4, 1933]. Rechi, kotorye potryasli mir [Speech that shocked the world], Moscow, Mann, Ivanov i Ferber Publ., 2009.

13. Usmanov R. Kh. Migratsionnyy protsess i rol politicheskikh elit v obespechenii natsionalnoy bezopasnosti na Yuge Rossii [Migration process and the role of political elites in national security in South Russia]. Elitologiya Rossii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya : materialy Pervogo vserossiyskogo elitologicheskogo kongressa s mezhdunarodnym uchastiem, 7-8 oktyabrya 2013 g. [Elitology Russia: current state and prospects of development. Proceedings of the First All-Russian Elitological Congress with international participation, 7-8 October 2013], Rostov-on-Don, South-Russian Institute Branch Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation Publ. House, 2013, vol. 1, p. 336-347.

14. Filosofiya elitologii [The philosophy of elitologii], Rostov-on-Don, Donizdat Publ., 2013,

vol. 3.

15. Karabushchenko P. L. (ed.) Elitologiya: Entsiklopedicheskiy slovar [Elitology Encyclopedic Dictionary], Moscow, Ekon-inform Publ., 2013. 618 p.

16. Elitologiya Rossii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya : materialy Pervogo Vserossiyskogo elitologicheskogo kongressa s mezhdunarodnym uchastiem, 7-8 oktyabrya 2013 g. [Elitology Russia: current state and prospects of development. Proceedings of the First All-Russian

Elitological Congress with International Participation, 7-8 October 2013], Rostov-on-Don, South-Russian Institute Branch Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation Publ. House, 2013, vol. 1.

17. Elitologiya Rossii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya : materialy Pervogo Vserossiyskogo elitologicheskogo kongressa s mezhdunarodnym uchastiem, 7-8 oktyabrya 2013 g. [Elithology Russia: current state and prospects of development. Proceedings of the First Russian Elitological Congress with International Participation, 7-8 October 2013], Rostov-on-Don, South-Russian Institute Branch Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation Publ. House, 2013, vol. 2.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА ТУРКМЕНИИ: ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Оськина Ольга Ивановна, кандидат политических наук, доцент

Астраханский государственный университет

414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20 а

E-mail: [email protected]

В статье анализируются проблемы современного туркменского общества на новом этапе социально-политического развития в условиях сохраняющихся патерналистских поведенческих практик. Дается характеристика туркменской политической элиты, прослеживаются условия и факторы ее формирования. Фиксируется воспроизводство патерналистских ментальных и поведенческих практик при слабой укорененности демократических ценностей и процедур. Определяется необходимость изменений в политической сфере, взаимодействии государства и общества для более эффективного развития в условиях возрастающих рисков распространения цветных революций.

Ключевые слова: демократия, патернализм, власть, национальные традиции, политическая элита, политическая система, клановые связи

POLITICAL ELITE TURKMENISTAN: TRADITION AND PROSPECTS

Oskina Olga I., Ph.D. (Political Science), Associate Professor

Astrakhan State University

20a Tatishchev, Astrakhan, 414056, Russian Federation

E-mail: [email protected]

The article analyzes the problems of the modern Turkmen society in the new stage of sociopolitical development in the conditions of continuing paternalistic behavior practices. The characteristic of the Turkmen political elite traced conditions and factors of its formation. Fixed reproduction paternalistic mental and behavioral practices with weak rooted democratic values and procedures. Identifies the need for changes in the political sphere , cooperation between the state and society for more effective development in the context of increasing risks of color revolutions.

Keywords: democracy, paternalism, power, national traditions, the political elite, the political system, clan ties

Туркменистан является наиболее закрытой и противоречивой и в то же время приковывающим к себе внимание примером существования авторитарного государства с выраженными тоталитарными чертами на постсоветском пространстве Востоке, в условиях «победоносного продвижения» демократии странами Западной цивилизации.

По мнению наблюдателей ОБСЕ, «в стране отсутствуют элементарные признаки демократии и плюрализма: выборность должностных лиц, свобода слова, свобода создания общественных организаций, свобода вероисповедания; нет четкого разделения властей, хотя все эти права граждан гарантируются нормами действующей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.