Тавасиева Б.А.
Роль и учёт личностных факторов в процессе обучения иностранному языку студентов в нефилологическом вузе*
Высокая эффективность обучения иностранному языку в нефилологическом вузе является необходимым моментом формирования специалиста любого профиля в связи с тем, что квалифицированный специалист должен владеть иностранным языком в достаточно высокой степени. Осознание необходимости владения хотя бы одним иностранным языком постепенно укрепилось в нашем обществе. Любому специалисту, если он хочет преуспеть в своей области, знание иностранного языка жизненно необходимо. Поэтому подготовка студентов неязыковых факультетов вузов к деловому иноязычному общению приобретает в современных условиях существенное значение и является составной частью профессиональной подготовки будущего специалиста [4].
Вместе с тем анализ обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей свидетельствует о том, что овладение иностранным языком в неспециализированном вузе проходит по сравнению с языковым факультетом в специфических условиях. Низкая эффективность освоения иностранного языка студентами неязыковых факультетов вузов во многом связана с вполне объективными причинами, не зависящими от преподавателей, составителей учебников и методики в целом. Это очень ограниченное количество занятий по времени, различный языковой уровень в группе, переполненность групп и много других факторов и условий, препятствующих достижению высокого уровня овладения иностранным языком студентами неязыковых вузов. [4]
Всё более очевидным является тот факт, что у студентов данного вуза наблюдается отсутствие востребованности в знании иностранного языка, желания усердно работать, интереса к изучению данного предмета, что свидетельствует о снижении мотивации у обучаемых.
В этой связи возникает необходимость исследовать возможные пути совершенствования учебного процесса применительно к неязыковому вузу, так как именно вопросы повышения эффективности по овладению иностранным языком в реальных существующих условиях данного вуза требуют дополнительного внимания.
Одним из важных вопросов проблемы совершенствования учебной деятельности является выявление психолого-педагогических факторов успешности учебного процесса, что является актуальным вопросом психологии обучения вообще и обучения иностранному языку в частности. Успешность овладения
Материалы представлены научным руководителем - зав. кафедрой педагогики ВШ, доктором педагогических наук, профессором Карагиевой З.К.
-С'1'"'—
иностранным языком зависит от целого ряда внешних и внутренних факторов. Последние, а именно индивидуально-психологические факторы, детерминируют высокую успешность учебной деятельности.
Проведённый теоретический анализ позволил выявить такие факторы, как мотивация, языковые способности и активность (внешняя и внутренняя). Выявленные факторы составили совокупность внутренних, индивидуальных особенностей личности обучаемых, обеспечивающих эффективность освоения иностранного языка.
Анализ психолого-педагогических факторов свидетельствует о том, что они по своей психологической сути являются не только личностными, индивидуальными качествами, предпосылками, условиями овладения учебным предметом, в данном случае иностранным языком, но одновременно выполняют исполнительную роль в процессе усвоения иностранного языка. Детерминирующая роль обозначенных факторов заключается в том, что в каждом из них имманентно заложены какие-то ведущие тенденции. Следовательно, необходимо соотнесение данных факторов или точнее их ведущих тенденций между собой, при решении проблемы обучения иностранному языку. Сочетание, взаимосвязь, взаимозависимость выявленных факторов, согласно психологической природе деятельности является достаточным для того, чтобы осуществить успешность учебного процесса.
Учитывая то, что процесс обучения иностранному языку внефилологическом вузе протекает в неудовлетворительных условиях и то, что практическое владение иностранным языком- одна из важнейших характеристик специалиста любого профиля был поставлен вопрос, каким образом можно добиться максимальной эффективности учебной деятельности в неязыковом вузе? Общеизвестно, что формирование и развитие индивидуальных свойств личности происходит в деятельности. Целесообразно обратиться к ещё недостаточно используемым в обучении иностранному языку психологическим возможностям.
Интенсификация процесса обучения, отбор наиболее эффективных методов обучения и конкретных методических приёмов работы со студентами, базирующихся на индивидуально-психологических особенностях аудитории являются определяющими для обеспечения качества учебного процесса в вузовском обучении и требуют использования принципа индивидуализации обучения в деятельности преподавателя, обеспечивающего активизацию потенциальных возможностей каждого обучаемого [3]. При этом наиболее перспективным подходом к овладению иностранным языком является личностно-ориентированный подход, широко разрабатываемый И.А. Зимней, И.Л. Бим, И.С. Якиманской и др. По мнению авторов, при данном подходе организация учебного материала, характер проведения занятия должны строиться с учётом личности обучаемого, его уровня знаний и умений, способностей, интеллекта, потребностей и мотивов [1].
Экстремальное влияние на уровень успешности освоения иностранного языка оказывает выявление и изучение совокупности психолого-педагогических факторов; разработка модели обучения иностранному языку, основанной на
учёте выявленных психолого-педагогических факторов и внедрение её в учебно-воспитательный процесс. Специально организованная деятельность учебного процесса с применением индивидуально-дифференцированных заданий и форм работы на занятиях по иностранному языку формирует и развивает языковые способности, интеллектуальную активность и способствует появлению положительной мотивации у обучаемых, вовлекая каждого обучаемого в активную учебную деятельность.
Для проверки вышеуказанных задач было предпринято экспериментальное исследование, включающее два подхода: констатирующий эксперимент, направленный на изучение уровня развития совокупности психолого-педагогических факторов у студентов неязыкового вуза; обучающий эксперимент, основанный на формировании и развитии комплексной взаимосвязи выявленных индивидуальных факторов у студентов с низкой и средней успешностью владения иностранным языком в вузах неязыковых специальностей, реализуя принцип индивидуализации обучения.
Констатирующий эксперимент позволил рассмотреть и изучить уровень развития и сформированности представленной на основе теоретического анализа совокупности выявленных психолого-педагогических факторов; языковых способностей, интеллектуальной активности и мотивации у студентов неязыкового вуза. В результате проведённого анализа была выдвинута идея о том, что средне-способные и малоспособные студенты имеют возможность достичь более высоко уровня владения иностранным языком в результате сформированности языковых способностей, интеллектуальной активности и мотивационного фактора.
Обучающий эксперимент, направленный на формирование и развитие комплекса психолого-педагогических факторов на основе реализации в учебном процессе разработанной автором модели обучения иностранному языку в условиях систематического применения активных методов и форм работы на занятиях по немецкому языку, обусловил значительный эффект освоения изучаемого языка, подъём уровня развития языковых способностей, интеллектуальной активности и мотивации, являющихся индивидуальными особенностями обучаемых у среднеспособных и малоспособных студентов экспериментальных групп.
Экспериментальное обучение подтвердило гипотезу исследования и позволило обнаружить экстремальное влияние совокупности психолого-педагогических факторов на определённый уровень успешности овладения иностранным языком. Активизация учебной деятельности является основным психолого-педагогическим условием успешности освоения иностранного языка, которая обуславливает положительную мотивацию, обеспечивает развитие интеллектуальной деятельности и формирует способности обучаемых к успешному овладению иностранным языком [2]. Комплексный подход в организации учебного процесса, основанный на индивидуальных возможностях обучаемых, способствует высокой эффективности освоения иностранного языка в условиях неязыкового вуза.
-С --■-———
Литература
1. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 222 с.
2. Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивности обучения иностранным языкам. Изд-во МГУ. М., 1986. 175 с.
3. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе.// Под ред. В.М. Филатова. Ростов-на- Дону, 2004. 413 с.
4. Туриева С.М. К вопросу о проблемах методики преподавания немецкого языка в неязыковых вузах. Мат-лы межд. конф-ии. Ростов-н/Д, 2006. 132 с.