Научная статья на тему 'Роль и содержание малого предпринимательства в исследованиях современных российских ученых'

Роль и содержание малого предпринимательства в исследованиях современных российских ученых Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3087
1089
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА / КЛАСТЕР / BUSINESS / SMALL BUSINESS / SPATIAL ECONOMY / CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буров Виталий Юрьевич

Рассмотрена сущность малого предпринимательства российскими учеными. Определены основные черты, характеризующие малые предприятия в современных условиях. Показана его роль в пространственной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND CONTENT OF SMALL BUSINESS IN THE RESEARCHES OF MODERN RUSSIAN SCIENTISTS

In the article the essence of small business is considered by Russian scientists. The main features that characterize small enterprises in modern conditions are determined. Its role in the spatial economy is shown.

Текст научной работы на тему «Роль и содержание малого предпринимательства в исследованиях современных российских ученых»

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 334 © В.Ю. Буров

РОЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ИССЛЕДОВАНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ

Рассмотрена сущность малого предпринимательства российскими учеными. Определены основные черты, характеризующие малые предприятия в современных условиях. Показана его роль в пространственной экономике.

Ключевые слова: предпринимательство, малое предпринимательство, пространственная экономика, кластер.

V.Yu. Burov

THE ROLE AND CONTENT OF SMALL BUSINESS IN THE RESEARCHES OF MODERN RUSSIAN SCIENTISTS

In the article the essence of small business is considered by Russian scientists. The main features that characterize small enterprises in modern conditions are determined. Its role in the spatial economy is shown.

Keywords: business, small business, spatial economy, cluster.

Эволюция взглядов на роль и сущность малого предпринимательства напрямую связана с понятием и содержанием предпринимательства. И анализ истории экономической мысли показывает, что цельной теории современного предпринимательства пока не создано, несмотря на значительные теоретические разработки в этой области.

В общемировой практике до настоящего времени нет четкого общепринятого определения сущности понятий «предприниматель» и «предпринимательство». Как отмечал известный американский экономист П.Ф. Дру-кер, «прошло уже много лет с тех пор, когда Сей ввел в оборот этот термин, а мы еще все продолжаем путаться в определениях "предприниматель" и "предпринимательство"» [6].

В России понятие о предпринимательстве как экономическом факторе производства вернулось в связи с осуществлением экономических реформ, т.е. в конце 80-х - начале 90-х гг. В советское время, в период командной экономики, оно как ресурс не рассматривалось. Более того, в основе социалистической политэкономии представление о предпринимательстве было как об эксплуатации человека человеком.

Снижение научных исследований вопросов предпринимательства было напрямую связано с падением предпринимательской активности, что подтверждается исследованиями Л.А. Моисеевой: «После октября 1917 г. и установления советской власти согласно марксистско-ленинскому методологическому наследию началось вытеснение предпринимательской тематики, хотя работы П.А. Берлина, П.П. Любомирова, А.П. Карелина и др. свидетельствовали о ее значимости» [9].

Проанализируем взгляды отечественных ученых на явления «предпринимательство» и «малое предпринимательство». На ранних этапах осмысления явления «предпринимательство» не было понятия «малое предпринимательство», которое как экономическое явление обладает рядом черт, характерных для предпринимательства вообще, и специфическим набором свойств, позволяющих рассматривать его в качестве самостоятельного объекта изучения.

Достаточно простое и весьма емкое определение предпринимательства дает В.И. Даль. В частности, он пишет, что «предпринимать» означает «затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного» - отсюда «предприниматель» - «предпринявший» что-либо.

Необходимо отметить, что в современной отечественной научной литературе теоретические проблемы предпринимательства представлены в ряде работ, в которых указывается на сложность и неоднозначность предпринимательства как социально-экономического явления, а также возможность различных трактовок этого явления в зависимости от задач исследования.

Ю.А. Афонин и А.П. Жабин предприняли попытку определить роль малого предпринимательства в социально-экономической жизни современного российского общества в рамках институционально-эволюционной теории П. Веблена, Р. Нельсона, С. Винтера. Исследователи определяют основные приоритетное аспекты: инновационные подходы к предпринимательству, связанные с его саморазвитием и самоорганизацией; предпринимательство как ключевой фактор экономического прогресса, «разрушитель» стабильности в экономике на-

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2/2014

правлено на преодоление факторов, препятствующих эффективному развитию дела; является институтом гражданского общества, частью его культуры; один из основных источников пополнения среднего класса в странах с развитой рыночной экономикой [1].

Некоторые отечественные исследователи (А.Н. Герасин) к основным признакам предпринимательства относят целеустремленность, риск, ответственность, законность и полезность обществу.

А.А. Галаган отмечает, что «не всякая хозяйственная деятельность является предпринимательством. Конечно же, предпринимательство имеет совсем короткую историю по сравнению с историей человечества и историей его хозяйственной деятельности. Как образ экономического действия, тип и модель экономического мышления и поведения предпринимательство - это атрибут развития рыночных отношений, хотя его первые проявления, так сказать, первые ростки и побеги обозначились и были отмечены уже в глубокой древности» [4].

A.В. Чичкин заложил принципы предпринимательства: инициатива и предприимчивость, деловитость, компетентность и любовь к избранному делу. Им же была разработана ставшая классической система моральных и материальных поощрений сотрудников, реализующая лозунг «Находить таланты, беречь их, мчаться вперед!»

[7].

По мнению М.Г. Лапуста, малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия» [9].

B.С. Потаев, В.Ю. Буров рассматривают малое предпринимательство в современных российских условиях как субъект инновационной деятельности [3].

Вызывают интерес исследования Е.Б. Дондоковой и Ж.Б. Тумунбаяровой, которые рассматривают изменения сущности малого предпринимательства через принцип дуализма: «...изменения в институциональной среде приводят к изменению сущности малого предпринимательства, и наоборот, субъекты малого предпринимательства способны сами инициировать изменения в данной среде», а современные функции малого предпринимательства авторы обединили в три группы - экономические, социальные и инновационные, что дало возможность показать всевозрастающую роль малого предпринимательства в национальной экономике, так как современная институциональная среда малого предпринимательства требует реализации данных функций в совокупности [11].

Проведенные нами исследования понятия «предпринимательство» показали отсутствие единства взглядов на этот экономический феномен и социальный феномен. Однако при всех имеющихся разночтениях можно выделить общие для всех подходы, которые позволяют дать определение предпринимательству. В частности, ни у кого не вызывают возражения такие положения, как:

а) предпринимательская деятельность осуществляется ради получения прибыли;

б) предпринимательская деятельность связана с риском;

в) полезность для общества;

г) по своей сущности предпринимательская деятельность является организаторской, самостоятельной, инициативной и инновационной.

Малое предпринимательство - сложный и многообразный феномен, развитие его отдельных видов по-разному воздействует на экономику. По нашему мнению, сущность понятия малого предпринимательства на современном этапе необходимо рассматривать с позиции пространственной экономики.

Во многом развитию экономического пространства, укреплению его единства и целостности способствует внедрение кластерной формы организации бизнеса, что связано с развитием сектора малых и средних предприятий вокруг крупных компаний, создание новых рабочих мест и в конечном счете повышение инновационного потенциала отрасли, конкурентоспособности и устойчивости региона.

Получается, что поднятая проблема о сущности пространственной экономики может рассматриваться в контексте «пространственная экономика», «кластер», «малое предпринимательство».

На сегодняшний день отечественными учеными обоснованы теоретико-методологические подходы к использованию кластеров в качестве рыночного института пространственного развития экономики российских регионов. В связи с этим в России, прежде всего в регионах, начался переход от обсуждения необходимости создания кластеров к практике их построения.

Развитие кластеров в регионе является важнейшим моментом формирования региональной экономики России. В общем виде кластер представляет собой сообщество фирм и компаний, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Структурно же кластер представляет собой ядро в виде совокупности крупных предприятий, вокруг которых группируются региональные научные учреждения, региональная власть и субъекты малого предпринимательства.

В этом плане можно сослаться на работу М.В. Намхановой, в которой роль кластеров рассматривается с точки зрения повышения конкурентоспособности региона [11].

Вопросы устойчивости экономической системы в современных условиях рассматривает в своих работах Е.Б. Дондокова [5].

В аспекте места малого предпринимательства в пространственной экономики вызывают интерес исследования ряда отечественных ученых, в той или иной степени рассматривающих эту проблему.

В.Ю. Буров. Роль и содержание малого предпринимательства в исследованиях современных российских ученых

В данном контексте можно сослаться на исследования Ф.Ф. Хамидуллина, которые, как нам кажется, подтверждают значимость малого предпринимательства как субъекта пространственной экономики: «Экономическая сущность современного малого предпринимательства проявляется в его диалектическом характере и мно-гокритериальности его развития, функционирующего в качестве самостоятельного сектора экономики, обладающего тенденцией саморазвития и характеризующего высокой степенью неопределенности и риска, способностью к внедрению инноваций, адаптируемостью к изменениям, высоким потенциалом саморазвития и др.» [13].

Л.Ю. Филобокова определяет малое предпринимательство как динамическую, сложную, открытую, активную, управляемую, организационную систему. «Сущностью управления такой системой является воздействие на управляемую и управляющую подсистемы, направленное на эффективное достижение цели деятельности путем выработки этого воздействия и обеспечения его реализации» [12].

Ю.Г. Чернышева считает, что «....за последние десять лет малое предпринимательство превратилось в особый самостоятельный социально-экономический сектор экономики, в котором обострились экономические противоречия» [14].

В.Г. Басарева обосновывает целесообразность анализа проблем развития российского малого предпринимательства и региональных факторов его активизации, используя понятия и принципы теорий, связанных с осмыслением процесса реформирования, теорий, объясняющих сдвиг к мелкомасштабному производству в индустриально развитых странах, теорий предпринимательства, с этой точки зрения синтез таких теоретических подходов может обеспечить пространственная экономика [2].

Можно сделать вывод, что при реализации идеи пространственного экономического развития российскому малому предпринимательству принадлежит важная роль: малое предпринимательство как структурный и функциональный элемент национальной экономики, являющийся динамичной, саморазвивающейся системой, обладает определенными стратегическими преимуществами, реализация которых способствует достижению целей государственной социально-экономической политики устойчивого развития отдельных регионов и территорий.

Литература

1. Афонин Ю.А., Жабин А.П. Малое предпринимательство в парадигме социальной инноватики. - М.; Самара: Экономика, 2000.

2. Басарева В.Г. Малое предпринимательство трансформируемой России: региональные факторы активизации: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - Новосибирск, 2011.

3. Буров В.Ю., Потаев В.С., Суходолов А.П. Малое предпринимательство в России и Байкальском регионе: монография. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2011. - 357 с.

4. Галаган А.А. История предпринимательства российского. От купца до банкира. - М., 1997.

5. Дондокова Е.Б., Макарова Е.В. Устойчивость экономической системы в условиях глобализации мировой экономики: монография. - Улан-Удэ, 2009.

6. Друкер П.Ф. Рынок: как войти в лидеры. Практика и принципы. - М., 1992. - С. 31-32.

7. Кишкин А. Птица-тройка русского бизнеса: это компетентность, деловитость и инициатива // Перспективы. - 1991. - № 1.

8. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. - М.: ИНФРА-М, 1998.

9. Моисеева Л.А. История формирования предпринимательства на Дальнем Востоке России в 19852000 гг.: дис. ... д-ра ист. наук. - Владивосток, 2004.

10. Намханова М.В. Роль кластеров в повышении конкурентоспособности региона (тезисы) // Инноватика-2008: материалы междунар. конф. - Ульяновск: Изд-во Ульян. гос. ун-та, 2008.

11. Тумунбаярова Ж.Б. К вопросу об институциональном пространстве малого предпринимательства // Вестник ВСГУТУ. - 2011. - №2 (33). - С. 147-151.

12.Филобокова Л. Ю. Устойчивое развитие малого предпринимательства: теория и практика (на материалах Дальневосточного экономического региона): автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - Ростов н/Д, 2005.

13.Хамидулин Ф.Ф. Развитие методологии исследования малого бизнеса // Проблемы современной экономики. - № 3(19).

14. Чернышева Ю.Г. Государственная поддержка малого предпринимательства в контексте экономических противоречий: теория и практика: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - Ростов н/Д, 2009. - 45 с.

Буров Виталий Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент, директор Института экономики и управления Бурятского государственного университета, e-mail: burovschool@rambler.ru

Burov Vitaly Yurevich, candidate of economic sciences, associate professor, director of the Institute of Economics and Management, Buryat State University, e-mail: burovschool@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.