Научная статья на тему 'РОЛЬ И ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЕДИНОЛИЧНЫХ И КОЛЛЕГИАЛЬНЫХ ПОСТОЯННОДЕЙСТВУЮЩИХ ОРГАНОВ ПАРЛАМЕНТА БЕЛАРУСИ'

РОЛЬ И ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЕДИНОЛИЧНЫХ И КОЛЛЕГИАЛЬНЫХ ПОСТОЯННОДЕЙСТВУЮЩИХ ОРГАНОВ ПАРЛАМЕНТА БЕЛАРУСИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
49
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНОЛИЧНЫЕ ОРГАНЫ ПАРЛАМЕНТА / КОЛЛЕГИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ПАРЛАМЕНТА / ПОСТОЯННОДЕЙСТВУЮЩИЕ ОРГАНЫ ПАРЛАМЕНТА / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / БЕЛАРУСЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чмыга О.В.

Осуществлен сравнительный анализ роли и правового положения единоличных и коллегиальных постояннодействующих органов Парламента Беларуси. Определены перспективы дальнейшего развития данной системы парламентских органов Беларуси с учетом возможной частичной апробации положительного опыта зарубежных государств в исследуемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE AND THE LEGAL STATUS OF PERMANENT SINGLE-PERSON AND COLLEGIAL BODIES OF PARLIAMENT OF BELARUS

A comparative analysis of the role and legal situation of the sole and collegial permanent bodies of the Parliament of Belarus has been carried out. Prospects for the further development of this system of parliamentary bodies of Belarus have been determined, taking into account the possible partial testing of the positive experience of foreign countries in the area under study.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЕДИНОЛИЧНЫХ И КОЛЛЕГИАЛЬНЫХ ПОСТОЯННОДЕЙСТВУЮЩИХ ОРГАНОВ ПАРЛАМЕНТА БЕЛАРУСИ»

УДК 342 Б01 10.52928/2070-1632-2022-60-5-134-139

РОЛЬ И ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЕДИНОЛИЧНЫХ И КОЛЛЕГИАЛЬНЫХ ПОСТОЯННОДЕЙСТВУЮЩИХ ОРГАНОВ ПАРЛАМЕНТА БЕЛАРУСИ

канд. юрид. наук, доц. О.В. ЧМЫГА (Белорусский государственный университет, Минск)

Осуществлен сравнительный анализ роли и правового положения единоличных и коллегиальных постоян-нодействующих органов Парламента Беларуси. Определены перспективы дальнейшего развития данной системы парламентских органов Беларуси с учетом возможной частичной апробации положительного опыта зарубежных государств в исследуемой сфере.

Ключевые слова: единоличные органы Парламента; коллегиальные органы Парламента; постояннодей-ствующие органы Парламента; правовое положение; Беларусь

Введение. Лакмусовой бумажкой развития белорусского общества сегодняшнего дня, по мнению автора настоящей статьи, является то обстоятельство, что на данном этапе его развития, и прежде всего в электоральной среде, прослеживается существенное усиление запроса на активизацию деятельности коллегиальных представительных органов Беларуси, в том числе и Национального собрания Республики Беларусь, поступательное совершенствование законодательства, правоприменительной практики в данной сфере.

Примечательно, что правовое положение Парламента Республики Беларусь на национальном и международном уровнях в настоящее время достаточно неплохо нормативно урегулированы. В частности, правовую основу статуса Национального собрания Республики Беларусь составляют такие акты, как Международный пакт о гражданских и политических правах, Конституция Республики Беларусь, Избирательный кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь», Закон Республики Беларусь «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь», нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь, и т.п.

Вместе с тем, запрос современного белорусского социума на активизацию деятельности Парламента Беларуси вполне понятен и очевиден, поскольку, несмотря на то, что «наше законодательство в последние десятилетия развивается динамично, причем в интересах всего народа. Это заставляет действовать без радикальных шагов, но поступательно, в русле современных тенденций» [1, с. 364], все еще существует некоторая «пробельность» национального нормативного массива в рассматриваемой сфере, а также практики его применения. Кроме того, в современной правовой доктрине все еще, к сожалению, отсутствует комплексное осмысление данного правового института, что в наиболее общем виде и предопределяет актуальность и научную новизну настоящего исследования.

Усиление представительской функции Национального собрания Беларуси в современном белорусском социуме, полагаем, должно происходить как на коллегиальном, так и единоличном уровнях (посредством активизации деятельности Национального собрания Республики Беларусь в целом как коллегиального органа, палат Парламента, депутатских групп, единоличных и коллегиальных постоянных и временных парламентских органов).

В связи с вышеизложенным в настоящей статье автором представлены отдельные проблемные аспекты правового регулирования деятельности единоличных и коллегиальных постояннодействующих органов Парламента нашего государства, предложены прогнозные направления совершенствования национального законодательства в указанной сфере в ближне- и среднесрочной перспективе.

Основная часть. Действительно, в органах Парламента любого современного государства его членам принадлежит ряд достаточно весомых полномочий. Белорусский Парламент не является в этом смысле исключением. В рамках национального законодательного органа Беларуси парламентарии реализуют свои права и обязанности как в индивидуальном, так и в коллегиальном порядке. В постояннодействующих органах Парламента данные правомочия направлены на обеспечение надлежащего функционирования палат соответствующего законодательного органа посредством работы парламентариев в единоличных и коллегиальных органах в порядке, определенном национальным законодательством. Таким образом, реализуя свои права и обязанности, парламентарии «дополняют и конкретизируют полномочия депутатского корпуса, депутатских объединений. Это означает, что многие свои права депутаты реализуют в рамках совместной деятельности. Это же справедливо и для несения депутатами их обязанностей» [2, с. 130].

Как отмечалось выше, правовое положение Парламента Республики Беларусь как коллегиального органа представительной демократии в целом и его органов, в частности, на национальном и международном уровнях достаточно представительно урегулированы в нормативном плане. Что же касается деятельности единоличных постояннодействующих органов Национального собрания Республики Беларусь - глав Палаты представителей и Совета Республики, то ее сложно переоценить. Именно главы палат (председатели) в течение всего срока полномочий палат осуществляют надлежащую координацию деятельности данного высшего законодательного органа.

Примечательно, что должность главы палаты Парламента в Беларуси имеет наистарейшие истоки среди всех существующих органов Парламента. История данной должности проистекает из первой половины XVI в., когда

депутаты, не желая работать под руководством Королевского Маршала, начали выбирать из своих рядов Сеймового Маршала [3, с. 252]. На современном же этапе председатель палаты белорусского Парламента избирается на срок полномочий палаты Парламента тайным голосованием с использованием бюллетеней большинством от полного состава палаты. Процедура избрания заместителей председателей палат аналогична избранию главы палаты.

Подавляющее большинство полномочий постояннодействующих единоличных органов белорусского Парламента - глав Палаты представителей, Совета Республики - закреплено в Регламентах соответствующих палат. Поскольку роль Национального собрания в нашем государстве традиционно существенна, спектр обязанностей названных выборных лиц данного законодательного органа весом и представлен следующим образом.

Председатель палаты, согласно ст. 15 Регламента Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от 18 декабря 2015 г., будучи единоличным органом данной палаты: осуществляет общее руководство палатой Национального собрания; ведет заседания палаты Национального собрания; ведает внутренним распорядком работы палаты Национального собрания; возглавляет соответственно Совет Палаты представителей, Президиум Совета Республики; дает поручения постоянным комиссиям, секретариату и иным органам палаты Национального собрания по вопросам, относящимся к их ведению; подписывает постановления палаты Национального собрания и решения соответственно Совета Палаты представителей, Президиума Совета Республики; вносит вопросы для рассмотрения соответственно Советом Палаты представителей, Президиумом Совета Республики; представляет палату Национального собрания во взаимоотношениях с Президентом Беларуси, другой палатой Национального собрания, Правительством Беларуси и иными государственными органами, а также общественными объединениями, органами и организациями иностранных государств, международными организациями, координирует взаимодействие палаты Национального собрания с указанными органами, объединениями и организациями; принимает участие в церемонии принесения присяги Президентом Республики Беларусь, приведения к присяге судей Конституционного Суда Беларуси; направляет и контролирует деятельность секретариата палаты Национального собрания; издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции; отменяет распоряжения заместителя Председателя палаты Национального собрания; осуществляет иные полномочия, предусмотренные актами законодательства Республики Беларусь.

Примечательно, что правомочия главы палаты Парламента - Маршала Сейма - соседней с Беларусью Польши также закреплены преимущественно в Регламенте Сейма. Вместе с тем, ряд важнейших его правомочий представлен также и в Основном Законе данного государства. Так, ч. 1 ст. 114 Конституции Польши предусматривает, что Маршал Сейма является председательствующим в Национальном собрании в случае совместного заседания Сейма и Сената; ч. 2 ст. 128 Конституции определяет, что Маршал Сейма обязан назначить выборы Президента; ст. 131 Конституции Польши указывает на то, что в случае, если Президент Польши не может исполнять свои обязанности, либо в случае его освобождения от должности Президента, глава Сейма временно исполняет его обязанности (если же в силу каких-либо обстоятельств Маршал Сейма не может выполнить данную обязанность, она возлагается на Маршала Сената (ч. 3 ст. 131 Конституции Польши). При этом полномочия Маршала Сената в целом соответствуют перечню полномочий главы нижней палаты Парламента Польши.

Помимо вышеуказанного, по нашему мнению, заслуживающим внимания и подлежащим частичной апробации в Беларуси, полагаем, является и опыт некоторых федеральных государств в рассматриваемой сфере. Так, к примеру, «в верхней палате Австрийского парламента - Федеральном совете - руководство осуществляется поочередно через полгода членами парламента (представителями земель). Очередность занятий определяется в алфавитном порядке. Можно считать, что с одной стороны, достигается общая демократичность в работе Федерального совета. Это не позволяет руководителю узурпировать власть в палате и не превращает его в бюрократа, а с другой, существует возможность представителю каждого субъекта федерации активнее влиять на законодательный процесс в парламенте (проявление принципа равноправия)» [4, с. 78].

Кроме глав палат Парламентов, осуществляющих свои правомочия в единоличном порядке, в нашем государстве значительную роль в эффективном функционировании данного представительного и законодательного органа играют также постояннодействующие коллегиальные органы. Наиболее значимыми постояннодействую-щими коллегиальным органами палат Парламента Беларуси являются Совет Палаты представителей и Президиум Совета Республики. Их порядок формирования и полномочия во многом идентичны. Отметим, что состав Совета Палаты представителей и Президиума Совета Республики формируют Председатели данных палат, их заместители, председатели постоянных комиссий. Возглавляют Совет Палаты представителей и Президиум Совета Республики Председатели.

Примечательно, что, аналогичные органы парламента, к примеру, соседней Польши - Президиумы Сейма и Сената - имеют в целом идентичный с нашим государством порядок формирования, состав и полномочия. Так, Президиум Сейма, будучи коллегиальным постоянным органом данной палаты осуществляет свою работу в составе Маршала и вице-маршалов. При этом Основной Закон Польши не устанавливает должностной состав данного органа палаты. Между тем, в парламентской традиции иных зарубежных государств можно встретить Президиум в абсолютном ином составе. Например, в Финляндии в состав Президиума входят руководители комиссий, в Австрии, Италии, Норвегии или Швейцарии его членами являются руководители парламентских групп [3, с. 254].

Анализируя порядок реализации обязанностей парламентариев в рамках Совета Палаты представителей, полагаем, следует отметить тот факт, что по ряду направлений компетенция данного органа в некоторой степени

накладывается на компетенцию Председателя палаты, что не всегда благоприятно влияет на уровень эффективности реализации мандата названными выборными лицами. Так, в соответствии со ст. 18 Регламента Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от 18 декабря 2015 г. «Совет Палаты представителей в целях организации деятельности Палаты представителей и ее органов: организует работу по подготовке сессий Палаты представителей;

принимает решения о внесении на рассмотрение Палаты представителей проекта повестки дня сессии Палаты представителей, проектов постановлений о ее изменении и (или) дополнении;

принимает меры по обеспечению присутствия депутатов Палаты представителей на заседаниях Палаты представителей;

решает вопросы, связанные с созывом и проведением сессий Палаты представителей; заслушивает сообщения по вопросам работы постоянных комиссий и иных органов Палаты представителей; дает Секретариату Палаты представителей поручения, связанные с созывом и проведением сессий Палаты представителей, законопроектной деятельностью и иными вопросами, относящимися к его ведению;

вносит в случае необходимости предложения о создании, реорганизации или ликвидации постоянных и временных комиссий Палаты представителей;

принимает меры по организационному, правовому, методическому и информационному обеспечению работы постоянных комиссий и иных органов Палаты представителей;

создает в случае необходимости для подготовки и доработки проектов законов и иных актов при Совете Палаты представителей рабочие группы из числа депутатов Палаты представителей, специалистов, ученых, дает поручения постоянным комиссиям и иным органам Палаты представителей по вопросам, относящимся к их ведению;

создает в случае необходимости специальную комиссию для предварительного рассмотрения проекта закона и подготовки его для рассмотрения Палатой представителей;

информирует депутатов Палаты представителей о решениях, принятых Советом Палаты представителей; ходатайствует перед Президентом Республики Беларусь о награждении депутатов Палаты представителей, работников Секретариата Палаты представителей государственными наградами Республики Беларусь;

принимает решения о награждении Почетной грамотой Национального собрания Республики Беларусь; утверждает положения об объявлении Благодарности Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и о Благодарственном письме Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь;

назначает полномочного представителя Палаты представителей в Конституционном Суде Республики Беларусь; осуществляет контроль за своевременным рассмотрением запросов, предложений и замечаний депутатов Палаты представителей;

принимает решения о направлении парламентских делегаций, лиц, сопровождающих парламентские делегации, передовых групп парламентских делегаций, депутатов Палаты представителей, работников Секретариата Палаты представителей в служебные командировки за границу, а также утверждает отчеты депутатов Палаты представителей о результатах служебных командировок за границу, в которых они находились в связи с их депутатскими полномочиями;

утверждает план международного парламентского сотрудничества Палаты представителей с парламентами иностранных государств, международными парламентскими и иными международными организациями; осуществляет иные полномочия, предусмотренные актами законодательства Республики Беларусь». Помимо вышеназванных коллегиальных форм реализации права члена Парламента на объединение, вытекающих из его мандата, в рамках законодательного органа белорусские парламентарии осуществляют свою деятельность также и в составе иных коллегиальных органов. Прежде всего, свое право на объединение они реализуют посредством работы в составе парламентских комиссий - наиболее многочисленных, и, вместе с тем, неоднородных по своему составу парламентских коллегиальных органах. Отметим, что, как правило, «общие принципы формирования комитетов, встречающиеся в мировой парламентской практике, можно свести к следующим: назначение членов комитета руководителем палаты (Индия); избрание на заседании всей палаты с учетом пожеланий фракций (ФРГ); формирование комитетов специальным парламентским органом (Швейцария); смешанные варианты» [4, с. 68]. В Беларуси все члены Парламента (за исключением Председателей палат и их заместителей) обязаны входить в состав постоянных комиссий, которые, будучи, составной частью законодательного органа белорусского государства, создаются и действуют в целях решения задач данного органа в течение всего срока его полномочий. Названные народные избранники могут быть членами только одной постоянной комиссии. На весомость указанной обязанности указывает известный белорусский конституционалист Н.М. Кондратович, которая, характеризуя работу белорусского Парламента, обоснованно обращает внимание на то, что «постоянный и эффективный характер его деятельности во многом обеспечивается постоянными комиссиями» [5, с. 10]. Перечень и состав постоянных комиссий определяется соответствующей палатой Парламента и утверждается постановлениями палаты.

В Национальном собрании Беларуси «компетенция постоянных комиссий широка» [6, с. 71]. Следует отметить, что основными формами деятельности постоянных комиссий являются ведение законопроектной

работы, предварительное рассмотрение и подготовка вопросов, относящихся к ведению палат Парламента. Согласно действующему законодательству комиссии вправе привлекать к своей работе экспертов, назначать независимую экспертизу законопроектов, создавать на общественных началах научные, консультативные и другие советы по вопросам, входящим в компетенцию комиссий. Несомненно, «широкое вовлечение специалистов и активистов в работу комиссий обеспечивает глубокое рассмотрение изучаемых вопросов и принятие ими наиболее оптимальных решений» [6, с.73]. В частности, согласно ст. 33 Регламента Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от 18 декабря 2015 г. постоянные комиссии палат Национального собрания: «готовят проекты законов к рассмотрению палатами Национального собрания; предварительно рассматривают и готовят вопросы, относящиеся к компетенции палат Национального собрания; осуществляют подготовку заключений по проектам законов и иных нормативных правовых актов, а также по другим вопросам, относящимся к компетенции палат Национального собрания; по поручению председателей палат Национального собрания, а также по своей инициативе разрабатывают проекты законов и иных нормативных правовых актов; рассматривают письменные обращения граждан и организаций, содержащие предложения по совершенствованию законодательства Республики Беларусь; организуют проведение парламентских слушаний; создают рабочие группы из числа членов постоянной комиссии, других депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, а также представителей государственных органов и иных государственных организаций, общественных объединений, научных организаций; привлекают к своей работе экспертов и специалистов, назначают экспертизу проектов законов, создают на общественных началах научные, консультативные и другие советы по вопросам, входящим в компетенцию постоянных комиссий; приглашают для участия в предварительном рассмотрении проектов законов, других вопросов, отнесенных к компетенции палат Национального собрания, представителей государственных органов и иных организаций; осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентами палат Национального собрания и иными актами законодательства Республики Беларусь».

Отметим, что в целях надлежащей реализации решений постоянных парламентских комиссий, государственные органы и иные государственные организации, должностные лица Беларуси не позднее месячного или иного согласованного срока обязаны предоставить документы и материалы, запрошенные постоянными комиссиями палат Национального собрания Беларуси в пределах их компетенции. Исключение составляет представление сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, которое осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь. На основании вышеизложенного полагаем, что парламентские комиссии являются вспомогательными органами Палаты представителей и Совета Республики в том смысле, что они не вправе принимать окончательные решения, например, о том или ином законопроекте, а лишь готовят проект решения, который затем выносится на пленарное заседание палаты. Однако на практике большинство решений палат принимаются с учетом заключения комиссии и, как правило, ему соответствуют. Поэтому комиссии играют ключевую роль в деятельности Парламента.

Помимо постоянных комиссий, палаты Национального собрания Беларуси при необходимости могут создать временные комиссии, порядок формирования, задачи и порядок деятельности которых определяются решениями соответствующих палат белорусского Парламента. Как правило, временные комиссии создаются для решения какого-либо конкретного вопроса (перечня вопросов), возникающего в ходе работы Палаты представителей или Совета Республики. Следует отметить, что состав таких временных комиссий образуется из числа депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики Национального собрания Беларуси в составе председателя и членов комиссии на основании выборов. Данные выборные лица несут на себе основной груз обязанностей, связанный с обеспечением эффективного функционирования комиссии. Вместе с тем, вновь образованные временные комиссии в целях обеспечения надлежащей работы данных органов могут привлекать к своей работе экспертов и специалистов, не являющихся членами Парламента. Подчеркнем при этом, что избрание депутата Палаты представителей, члена Совета Республики в состав временной комиссии не прекращает его членства в составе постоянной комиссии. Для осуществления своей деятельности временные комиссии белорусского Парламента имеют право запрашивать документы, информационные и другие материалы, необходимые для их деятельности, осуществлять иные предоставленные им полномочия в порядке, установленном регламентами палат Национального собрания и иными актами законодательства Беларуси. Кроме того, члены временных парламентских комиссий имеют право в пределах компетенции комиссии запрашивать документы и материалы в государственных органах, иных государственных организаций, у должностных лиц Беларуси, которые не позднее месячного или иного согласованного срока обязаны их предоставить. После же выполнения возложенных задач или досрочно на основании решений палат Национального собрания временные комиссии, а, следовательно, и парламентарии, входящие в их состав, прекращают свою деятельность. Отметим, что белорусские парламентарии-члены временных комиссий подотчетны соответствующим палатам высшего законодательного органа Беларуси и ответственны перед ними.

Таким образом, общим для парламентских комиссий белорусского законодательного (представительного) органа является то, что осуществляя свои функции в рамках данных коллегиальных органов, парламентарии реализуют свои конкретные обязанности, вытекающие из их мандата. К данным обязанностям, как справедливо

отмечает российский правовед А.Т. Карасев допустимо отнести следующие правомочия: 1) предлагать вопросы для обсуждения на заседании комиссии; 2) участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов, вносить свои замечания, предложения по этим вопросам; 3) решающего голоса по рассматриваемым вопросам; 4) вносить предложения о необходимости проведения проверок работы соответствующих органов, негосударственных организаций, участвовать в проведении этих проверок и в обсуждении их результатов на заседании комиссии; 5) участвовать в обсуждении кандидатур, назначаемых, избираемых или утверждаемых представительным органом; 6) выступать с предложением о внесении представительным органом на обсуждение населения проектов правовых актов и другие [2, с. 166].

Рассуждая о деятельности коллегиальных постояннодействующих парламентских органов, полагаем, нельзя также не отметить достаточно интересный и, возможно, заслуживающий изучения на предмет апробации в условиях нашего государства опыт парламентской традиции соседней Польши, где существуют так называемые Советы старейшин Сейма и Сената - единственные органы, чей состав, не зависит от решения палат. Данные объединения являются совещательными политическими органами, работа которых направлена на установление и укрепление взаимодействия парламентских клубов по вопросам, связанным с деятельностью и ходом работы каждой из палат Парламента. В состав данных органов исходя из названных выше целей работы Советов старейшин палат польского Парламента, в частности, входят: маршал, вице-маршалы, председатели либо заместители председателей депутатских клубов, представители коалиций, созданных в целях общего представительства в Совете старейшин и насчитывающих не менее 15 депутатов, представители парламентских групп, представляющих в день начала срока полномочий Сейма отдельный избирательный список. Следует отметить, что Совет старейшин дает заключения по проектам планов работы Сейма, повестки дня его заседаний и срокам их проведения, по предложениям относительно избрания органов Сейма, решает другие вопросы, сформулированные Маршалом палаты либо ее Президиумом. Подчеркнем, что, несмотря на то, что Совет старейшин является совещательным органом палаты, его решения имеют достаточно значительный вес в Парламенте. Повторимся, что, по нашему мнению, в определенной степени данный заслуживающий дальнейшего изучения опыт зарубежных парламентариев вполне может быть использован, хотя бы отчасти, и в белорусской парламентской традиции.

Заключение. Подводя итоги и анализируя роль и деятельность постояннодействующих парламентских органов Беларуси, как, впрочем, и любого другого развитого государства, полагаем, нельзя не согласиться хотя бы отчасти с весьма емким высказыванием французского ученого-правоведа П. Локке, который, сравнивал парламентскую деятельность с айсбергом и отмечал, что публичные заседания Парламента представляют собой лишь видимую, надводную его часть. В них необходимо видеть не более, чем спектакль, разыгрываемый для публики уже после того, как парламентское большинство и правительство пришли в ... комиссиях к согласию по законодательным положениям, которые должны быть приняты [Цит. по 7, с. 242 - 243].

Можно сделать вывод о том, что некоторые законодательные положения, упорядочивающие отношения в области правового положения постояннодействующих парламентских органов Национального собрания Республики Беларусь, которые составляют основу коллегиальной представительной демократии Беларуси, к сожалению, в настоящее время, все еще не лишены пробельности, равно как и практика их реализации, и, следовательно, они должны быть подвергнуты дальнейшему научному осмыслению, и соответствующей законодательной доработке в ближне- и среднесрочной перспективе в том числе и посредством возможной частичной апробации положительного опыта зарубежных государств в данной сфере.

ЛИТЕРАТУРА

1. Василевич, Г.А. Актуальные направления развития местного самоуправления в Республике Беларусь в контексте Европейской хартии местного самоуправления / Г.А. Василевич // Весщ Нацыянальнай акадэми навук Беларуси Сер. гуматтарных навук. - 2020. - Т. 65, № 3. - С. 355-366. DOI: https://doi.org/10.29235/2524-2369-2020-65-3-355-366.

2. Карасев, А.Т. Депутат в системе представительной власти (конституционно-правовое исследование) : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.02 / А.Т. Карасев. - Екатеринбург, 2009. - 448 с.

3. Polskie prawo konstytucyjne / W. Skrzydlo (red). - Lublin : «Verba», 2008.

4. Прохоров, М.В. Федеративные начала в организации и деятельности парламента: проблемы России и опыт зарубежных стран : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 / М. В. Прохоров. - М., 1997. - 161 с.

5. Кондратович, Н.М. Субъекты законотворческого процесса : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / Н.М. Кондратович ; Белорус. гос. ун-т. - Минск, 1995. - 19 с.

6. Головко, А.А. Советское строительство : учеб. пособие / А.А. Головко, А.Н. Крамник, Е.Н. Тагунов ; под ред. А.А. Головко. -Минск : Выш. шк., 1979. - 288 с.

7. Нудненко, Л.А. Конституционно-правовой статус депутата законодательного органа государственной власти в Российской Федерации / Л.А. Нудненко. - СПб. : Юрид. центр Пресс, 2004. - 473 с.

REFERENCES

1. Vasilevich, G.А. (2020). Aktual'nye napravlenija razvitija mestnogo samoupravlenija v Respublike Belarus' v kontekste Evropejskoj hartii mestnogo samoupravlenija [Actual dir ections of development of local self-government in the Republic of Belarus in the context of the European charter of local self-government]. Vesci Nacyyanal'naj akademii navuk Belarusi. Seryya

gumanitarnyh navuk. [Proceedings of the National academy of sciences of Belarus. Humanitarian series]. Vol. 65, (3), 355-366. DOI: https://doi.org/10.29235/2524-2369-202Q-65-3-355-366 (In Russ., abstr. in Engl.).

2. Karasev, A.T. (2009). Deputat v sisteme predstavitel'noj vlasti (konstitucionno-pravovoe issledovanie). [Deputy in the system of representative power (constitutional and legal study)]. Ekaterinburg. (In Russ.).

3. Skrzydlo, .W. (2008). Polskie prawo konstytucyjne [Polish Constitutional Law]. Lublin :Verba. (In Polish).

4. Prohorov, M.V. (1997). Federativnye nachala v organizacii i dejatel'nosti parlamenta: problemy Rossii i opyt zarubezhnyh stran. [Federal principles in the organization and activities ofparliament: the problems of Russia and the experience of foreign countries]. Moscow. (In Russ.).

5. Kondratovich, N.M. (1995). Sub'ekty zakonotvorcheskogo processa.. [Subjects of legislative process]. Minsk: Belorus. gos. un-t. (In Russ.).

6. Golovko, A.A., Kramnik, A.N., Tagunov, E.N. (1979). Sovetskoe stroitel'stvo. Minsk: Vyshaja shkola. (In Russ.).

7. Nudnenko, L.A. (2004). Konstitucionno-pravovoj status deputata zakonodatel'nogo organa gosudarstvennoj vlasti v Rossijskoj Federacii [Constitutional and legal status of a deputy of the legislative body of state power in the Russian Federation]. St. Petersburg: Jurid. centr Press. (In Russ.)

Поступила 10.12.2021

ROLE AND THE LEGAL STATUS OF PERMANENT SINGLE-PERSON AND COLLEGIAL BODIES OF PARLIAMENT OF BELARUS

A. CHMYHA

A comparative analysis of the role and legal situation of the sole and collegial permanent bodies of the Parliament of Belarus has been carried out. Prospects for the further development of this system ofparliamentary bodies of Belarus have been determined, taking into account the possible partial testing of the positive experience offoreign countries in the area under study.

Keywords: single-person bodies of Parliament, collegial bodies of Parliament, permanent bodies, Parliament, legal status, Belarus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.