Научная статья на тему 'Роль и перспективы участия махачкалинского международного морского торгового порта в МТК "Север-Юг"'

Роль и перспективы участия махачкалинского международного морского торгового порта в МТК "Север-Юг" Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
196
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и перспективы участия махачкалинского международного морского торгового порта в МТК "Север-Юг"»

Местные бюджеты не имеют возможности полностью финансировать инфраструктуру сферы услуг. Поэтому в работе предложена система формирования корпораций в виде акционерных обществ, в которых органы местного самоуправлении могли бы выступить в качестве совладельцев части акций инфраструктуры обслуживания рынка труда. Создание подобных корпораций будет способствовать формированию эффективного механизма управления инфраструктурой, при значительном повышении технического уровня этой отрасли, модернизации и обновления экономической базы всех составляющих инфраструктуры.

Мелесов М.С.

Роль и перспективы участия Махачкалинского международного морского торгового порта в МТК "Север-Юг"

Участие России в эпохальном проекте создания транзитного моста из Азии в Европу стало очевидным после заключения договора в 2000 г. и подписания межправительственного соглашения о Международном транспортном коридоре "Север -Юг" в марте 2001г. Россией, Ираном и Индией. Данный проект, безусловно, повысит геополитический вес России, приведет к образованию более тесных экономических отношений между странами-участницами. Значительно сократятся сроки и стоимость транзитных перевозок и станут более унифицированным правовое поле в области таможенной и пограничной деятельности. Этот евроазиатский маршрут имеет для Российской Федерации не меньшее значение, чем Транссибирская железнодорожная магистраль, которая сделала возможным освоение Сибири. Проект МТК "Север-Юг" или как его по иному называют Хазаро-Ганзейский торговый путь, даст толчок развитию всех отраслей промышленности стран-участниц. По оценкам некоторых экспертов значительная часть грузопотока из Евросоюза в Южную Азию будет проходить через МТК "Север-Юг", и такая ситуация активизирует процесс мировой торговли. МТК "Север-Юг" отвечает требованиям системности, мультипликативности и поэтапности. За короткий срок объем перевозимых грузов увеличился на 80% и это не предел. В конечном счете, перевозки по коридору могу дойти до 10 млн. тонн в год. Но главная выгода заключается в существенном сокращении времени и расстояния перевозки грузов по сравнению с иными дорогами. Для более эффективной эксплуатации Хазаро-Ганзейского торгового пути необходимо охватить все инфраструктурные компоненты, соединяя их в единую систему

Коридор, проходящий по линии Балтийское море - Волга - Каспийское море -Иран- Индия - Индийский океан позитивно повлияет на развитие экономики отдельных провинций участвующих в этом проекте стран. Так как РД находится на линии данного коридора, то вполне очевидны ее выгоды, которые заключаются в сокращении проблемы занятости населения, строительстве новых объектов инфраструктуры, улучшении инвестиционного климата, поступлении налоговых отчислений в республиканский бюджет и др.

На каспийском участке коридора, Астраханской области, с ее морским торговым

портом Оля отведена по ряду субъективных и объективных причин доминирующая роль. Но такая ситуация не выгодна республике, обладающей значительным потенциалом в лице Махачкалинского международного морского торгового порта.

Не подвергая анализу данную ситуацию, и не сопоставляя эти два ведущих порта России, остановимся только на характеристике махачкалинского морского международного торгового порта, который может стать важнейшим узлом формирующегося международного транспортного коридора "Север-Юг".

К сожалению, на данный момент реконструкция ММТП идет крайне медленно и порт не отвечает современным требованиям. Такая ситуация не позволяет полностью удовлетворить возросшие потребности в перевозке грузов.

С периодом Кавказского похода Петра Великого связано и появление морской гавани, выросшее в город порт-Петровск, который стал российским "окном" в Азию. Ныне уже в городе Махачкала та маленькая гавань доросла до крупного торгового порта. Махачкалинский международный торговый порт смело можно считать южными морскими воротами России ММТП занимает важное геостратегическое положение, которое дает основание считать его одним из главных портов России, являющейся связующим звеном между странами Европы и Азии.

В прошлом году объем перевозок грузов в порту составил 4 млн. тонн. По сравнению с 2001 годом, когда объем перевозок доходил до 2.4 млн. тонн, такие сдвиги являются существенными достижениями. Эти результаты не были бы возможны без поддержки федеральных и местных органов власти. Предполагается, что с помощью поддержки федеральных властей через программу "Юг России" продолжить реконструкцию порта и довести объемы перевозок до 10 млн. тонн в 2005 году. Примерная стоимость работ по реконструкции и развитию порта составят 750 млн. руб. Финансирование реконструкции ММТП проведут также за счет собственных средств и средств республиканского бюджета. Уже сдан в эксплуатацию новый нефтеналивной пирс (N2), мощность двух причалов которого составляет 3.5 млн. тонн нефти. В последующем его мощность доведут до 8,48 млн. тонн в год. Также будут введены в эксплуатацию два парома, способных перевозить железнодорожные составы.

На данный момент ММТП имеет следующие достоинства:

- круглогодичный режим работы без ледокольной проводки;

- современное оборудование для переработки грузов широкой номенклатуры;

- оперативный ремонт судов на базе технического обслуживания в судоремонтном заводе;

- гибкая систем тарифных скидок на перевозку и переработку грузов;

- компактное размещение служб, регламентирующих порядок пребывания, передвижения, прохождения таможенного, санитарно-карантинного, пограничного контроля;

- современная система управления движением судов;

- динамично развивающаяся инфраструктура.

Автопаромный комплекс ММТП позволяет в полном объеме использовать этот

исключительно удобный и дешевый вариант автоперевозок. Складские помещения открытого и крытого типов хранения, обеспечивают сохранность и целостность грузов. Сухогрузная гавань включает в себя ж/д. паромный и автопаромный комплексы, а также зерновой терминал. Она оснащена современным технологическим оборудованием. Судоходная компания порта совершает полномасштабные транспортные перевозки во всех направлениях, что помогает проводить гибкую тарифную политику. Современная нефтегавань порта - это комплекс по переработке, как темных, так и светлых нефтепродуктов. Железнодорожнопаромная переправа порта является единственной в России переправой на Каспии: рассчитана на паромы типа "Пет-ровск" и "Советский Дагестан".

Очевидно, что развитие ММТП позитивно повлияет на социально-экономическое положение в республике. Если махачкалинский международный морской порт станет самым мощным портом на Каспии, то этот результат может стать основой будущего расцвета экономики Дагестана и стать основным доходо-образующим источником республиканского и местного бюджетов.

Вопрос о том, через какой из двух Российских южных портов пройдет Хазаро-Ганзейский торговый путь, который свяжет Юго-Восточную Азию и Европу, должен быть решен в пользу Дагестана. Может быть, так оно и будет.

Албаков М.И.

Стоимость благ и технология потребления1

Мировое экономическое развитие последнего десятилетия вызывало напряженный интерес экономистов-теоретиков. Многие наблюдаемые явления либо идут в разрез с теорией, либо в принципе оказываются вне области ее применения, хотя и непосредственно влияют на экономическую динамику. Так на основе современной теории можно прогнозировать постепенное выравнивание уровней развития стран, а на деле мы имеем усугубляющуюся дифференциацию. В теории почти не нашло отражение важное явление последнего времени - глобализация. Столкновение культур также имеет большое значение для национальных хозяйств, и сегодня это очевидно всем. Но на вопрос каково оно, экономисты дают лишь самые очевидные ответы, которые вовсе не требуют накопленных на протяжении веков теоретических знаний.

Большинство теорий, которые разрабатываются в последнее время, не содержат инструментов их применения и, скорее всего, просто не могут их содержать. Область их научного исследования вышла за собственно экономические рамки. Сегодня экономические знания размыты от аспектов устойчивого развития и экологии до этических институтов. И если такое подключение позволило объяснить отдель-

1 В настоящей статье обобщаются и развиваются взгляды автора на теорию стоимости. См. подробнее: Албаков М.И. Конкурентоспособность макроэкономики. Концепция потребления двух типов благ. М.: Издательство РАГС, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.